Статья, основанная на структуре — логична, понятна и полностью раскрывает суть вопроса. Статья без структуры (плана) — хаотична, мысли в ней перескакивают с одного на другое, из-за чего теряется нить повествования или рассуждения. Структура наводит порядок в статье. Она задает направление движения из пункта А в пункт Б. Статья без структуры может быть интересна, захватывать читателя, но из-за отсутствия логики и последовательности, может запутать читателя.
План статьи — это железобетонный каркас здания. Без структуры повествование будет скакать, читатель заблудится и уйдет. Знания о структуре отличают любителя от профессионала: любитель пишет как бог на душу положит, профессионал строит каркас. Благодаря хорошей структуре читатель легко охватывает статью. Если у текста хорошая структура, его удобно и интересно читать, по нему легко искать, он не требует расшифровки. © Максим Ильяхов
Структура статьи встречает нас в тексте в виде содержания. Идеальная структура это когда статья рассказывает о себе до того, как вы ее читаете. Пробежав глазами по содержанию уже можно понять суть статьи. Пример содержания статьи «Как обналичить материнский капитал:
Посмотрев на это содержание читателю сразу же становится ясным о чем будет эта статья. Если с какими-то моментами он знаком и у него нет возможности читать весь текст, то с помощью содержания он может сразу же переместиться к нужному разделу статьи.
Содержание позволит читателю освежить полученные знания уже после прочтения статьи, если вдруг ему понадобится вернуться к ней, скажем, через несколько месяцев. Содержание в данном случае будет служить шпаргалкой.
Классическая формула
Помните по какому плану вы писали сочинения в школе?
Введение – основная часть – заключение.
Классика, которую никто не отменял при написании обычной статьи. Этот план можно расширять или дополнять какими-то пунктами. Например, для сайта Мой рубль в этот план мы включаем, если это необходимо, еще такие пункты:
- Введение
- Основная часть (объясняем суть вопроса, расшифровываем термины и формулировки)
- Сложности и трудности с которыми может столкнуться читатель
- Пошаговый план действий по решению трудностей
- Шаг 1
- Шаг 2
- Шаг 3
- Плюсы и минусы рассматриваемой темы
- Ответы на часто задаваемые вопросы
- Заключение
Введение
Во Введении описываем о чем будет данная статья. Можно дать какую-то подводящую историю из-за которой возникла тема статьи. Или описать боль читателя, его проблему, которая заставила его открыть интернет и пуститься на поиски ее решения.
Пример, человек живущий где-нибудь на периферии решил приехать в Москву, чтобы купить авто. Прежде чем ехать в Москву он решил почитать что об этом пишут в интернетах. Так как основная боль статьи — это возможная потеря денег, то лучше с этого и начать во Введении.
Можно найти историю какого-нибудь человека, который сильно обжегся на этом и рассказать что произошло:
«Иван Федоров увидел на Авито дешевый Форд Фокус, который продавался в Москве. Такие в его родном городе стоили на 30% дороже. Уже вечером он ехал в поезде, мечтая о своей будущей ласточке. В тот момент он не знал, что этот самый Форд Фокус, в итоге, обойдется ему не на 30% дешевле, а на 50% дороже. Вот что было…»
И далее начинается основная часть.
Если мы пишем статью, которая объясняет какой-то термин или понятие, то начать статью лучше всего с определения этого термина. Вот примеры таких статей:
Если мы пишем биографию выдающейся личности, то начать лучше всего с того, что описываем кто этот человек (писатель, бизнесмен, политики), дату и место рождения, основные заслуги.
Примеры:
- Биография Татьяны Бакальчук – основательницы интернет-магазина WildBerries.ru
- Биография Томаса Эдисона
- Биография Павла Дурова – основателя социальной сети Вконтакте и мессенджера Telegram
Основная часть
В основной части даем ответ на основной вопрос темы. Здесь важно дать как можно больше практической, полезной информации, «мяса» как еще говорят. Многие авторы, чтобы раздуть объем статьи, грешат в этом месте бесполезными советами, избитыми истинами, набором банальностей или проще говоря — «льют воду«. Я такие статьи сразу отправляю на переделку.
Сложности и трудности
В следующем разделе мы пишем Сложности и трудности, с которыми может столкнуться читатель. В чем его отличие от основной части? К примеру, вы пишете о том, «Как купить авто в Москве и не потерять деньги». В основной части вы напишете правильные советы, такие как:
- Избегайте автоломбарды и стоянки, где продают авто по Договору комиссии.
- Берите с собой человека, который разбирается в машинах и сможет при осмотре определить битая она или нет, какие есть неисправности и косяки.
- Купите или возьмите в аренду толщиномер, чтобы определить битые элементы автомобиля.
- Покупайте в надежном месте, например, у официального дилера.
- И т.д.
То есть, это такие правильные, хорошие советы. Однако даже если следовать этим советам все равно могут возникнуть ситуации, когда что-то пойдет не так. Например, человек следуя советам вашей статьи про выбор авто в Москве решил купить поддержанную иномарку в трейд-ине. Он пришел к официальному дилеру, выбрал тачку, купил, а позже выяснилось, что у этой машины течет двигатель, чего клиент не мог предположить и даже увидеть при осмотре авто.
Читатель доверился вашему совету, он доверился авторитету официального дилера, в итоге потерял деньги. В этом разделе нужно рассмотреть такие нестандартные ситуации и способы их решения.
Ответы на часто задаваемые вопросы
В этой части статьи нужно дать ответы на такие вопросы, которые не вошли в основную часть или в раздел со трудностями и сложностями, но при этом нет смысла выделять этот вопрос в отдельную тему.
И да, это не обязательно должны быть Часто задаваемые вопросы. Это могут быть и редко задаваемые вопросы. Просто аббревиатура F.A.Q. даст вам лучшее представление о том, как это выглядит на сайтах. Обычно этот блок вставляют в коммерческие предложения, статьи, продающие сайты в самом низу, почти в конце материала. Поэтому я обозвал данный пункт этим словосочетанием.
Такие вопросы я обычно нахожу на форумах или в комментариях к другим статьям, видео на Youtube.
И часто в таких вопросах я нахожу то, чего не хватает для самого цинуса, для того, чтобы статья получилась «огонь».
Заключение
В заключении можем подвести итоги, сделать выводы. Еще раз пробежать по основным опорным точкам, только кратко, чтобы у человека хорошо отложилась в голове изученная информация.
Если подводить итог данному разделу (Классическая формула), то хочу отметить, что не обязательно нужно жестко придерживаться данной схемы. Можно какие-то блоки раскидать по статье, иногда это уместно. Но если ваша статья будет содержать все перечисленные блоки примерно в таком порядке, то у вас получится структурированный материал, который затронет практически все аспекты вашей темы. Крайне важно, чтобы читатель нашел в вашей заметке ответы на все возможные вопросы.
Как правильно создавать структуру?
Процесс создания структуру зависит от того, что будет основной вашей статьи — личный опыт или чужой.
Вариант 1. На основе личного опыта
Если вы пишите статью в основе которой личный опыт, то нужно воспроизвести все те шаги, которые вы предприняли в реальной жизни. Например, вы пишете статью на тему «Как получить материнский капитал» и вы реально получили материнский капитал. Что вы делали для его получения? Нам нужно восстановить схему действий, но чтобы материал получился действительно интересным, нужно дать дополнительных подробностей про саму программу, про то, на что можно использовать маткапитал и какие условия получения.
Затем даем саму последовательность действий. И в заключении можно добавить типичные проблемы и сложности с которыми можно столкнуться по ходу дела. Примерная структура такой статьи была бы такая:
- Введение
- Что такое материнский капитал
- Суть программы
- Как стать участником
- Какие документы нужны для оформления
- На что можно потратить
- Как получить:
- Шаг 1. Рожаем второго ребенка
- Шаг 2. Получаем свидетельство о рождении и все необходимые справки
- Шаг 3. Относим заявление в ПФР
- Шаг 4. …
- Ошибки и типичные проблемы
- За что могут потребовать вернуть материнский капитал
- С какими мошенническими схемами можно столкнуться
- Как подстраховаться на будущее
- Еще что-то…
- Заключение
Статьи, написанные на основе личного опыта самые полезные, потому что они правдивые. Это не пересказ чужих мыслей, которые неизвестно честные или нет. Тем не менее, нужно всегда анализировать конкурентов, чтобы сделать материал еще лучше. Статьи конкурентов помогают улучшить уже имеющуюся структуру, расширить ее, добавить недостающие факты.
Но что делать, когда пишешь статью, не имея личного опыта? Как тогда создавать структуру статьи? Об этом поговорим в следующем разделе.
Вариант 2. На основе конкурентов
Имеем ли мы моральное право писать статью по теме, в которой у нас нет личного опыта? Да, имеем, при условии что мы провели хорошее исследование, глубокую проверку фактов, привлекли к написанию статьи людей, имеющих необходимый нам опыт, получили комментарии экспертов.
Нельзя просто брать первые 1-3 статьи из поисковой выдачи, делать рерайт и выдавать это за хорошую статью. Более подробно о глубине исследования читайте в этой статье. В этой же затронем как использовать конкурентов для создания плана (структуры) своей статьи.
Отталкивайтесь от того, что кто-то до нас уже написал статью на интересующую тематику. Проанализируйте статьи конкурентов из выдачи и посмотрите на какой структуре основаны их работы. Затем, нужно доработать эту структуру под себя, под свои цели и задачи.
Анализ я всегда начинаю с изучения поисковой выдачи по интересующему меня запросу. Допустим, я пишу статью на тему «Что такое рефинансирование кредита».
Открываем поиск, обязательно два: Гугл и Яндекс, потому что их результаты разнятся. Можно найти интересную статью в одном поисковике, но которой не будет в другом.
Также меняйте свой основной запрос, путем добавления других слов или переставления слов в поисковой фразе. Для выбранной темы это будут следующие запросы:
- что такое рефинансирование кредита
- рефинансирование кредита это
- рефинансирование кредита что это
- рефинансирование кредита
- рефинансирование кредита простыми словами
Далее, в открывшейся выдаче смотрите все сайты, отбирая самые интересные. Вам будут попадаться дерьмовые статьи, без структуры. Их мы бегло пробегаем глазами.
Будут попадаться статьи со структурой. Эти изучаем более детально, обращая внимание на суть, на то, как подается статья, как все это сочетается со структурой, на логику и последовательность, на сильные и слабые стороны конкурента. Наша задача — обойти конкурентов, сделать еще более сильную и интересную статью.
Хорошая статья должна иметь содержание, основанное на структуре и заголовках. Вот к чему мы стремимся:
Если в статье нет содержания, то это не значит, что она плохая. Прокручиваем статью вниз и смотрим на заголовки:
Выписываем заголовки себе в черновик и смотрим, достаточно ли материала содержит каждый раздел. Если там один абзац, то нужно понять, возможно ли его увеличить «мясом» без воды. Если нет, то лучше исключить или объединить с другой ключевой мыслью.
Пример не правильного раздела:
В процессе анализа конкурентов на предмет структуры — анализируем сам контент. Так мы убиваем двух зайцев, готовим опорные точки своей статьи, а также смотрим за счет чего можно улучшить свою статью.
Видим, например, что в статьях конкурентов слишком сложное объяснение материала — ставим себе галочку что и как нужно упростить. Или видим, что не хватает примеров или какой-нибудь драматичной истории — ставим еще одну галочку.
Пройдясь по всем конкурентам, можно составить хороший план, который мы потом будем дорабатывать в ходе написания материала.
Часто бывает так, что я беру 4 пункта из одной статьи, потом добавляю пятый пункт из второй статьи, которого не было в первой статье, а потом еще несколько пунктов у других конкурентов.
В итоге, только за счет этой работы мы собираем более полную структуру, которая раскрывает тему гораздо шире, нежели у конкурентов. Остается усилить материал за счет реальных историй из жизни, понятных примеров, мнений экспертов.
Автоматизировать сбор структуры конкурентов можно с помощью специальных сервисов. Записал для вас видео. Под видео найдете ссылки на упоминаемые сервисы.
Структура в структуре
Каждый заголовок представляет из себя ключевую, опорную мысль, которую мы детально описываем в соответствующем разделе ниже. Каждый раздел должен представлять из себя самодостаточную мини-статью в статье, со своим введением, основной частью и заключением.
Такого в статьях быть не должно:
То, что автор расставил заголовки, не сделало статью структурированной. На рисунке выше есть заголовок Уменьшение спреда.
И первый абзац этой главы начинается со слов «Следовательно, для того…». Слово Следовательно употребляется для продолжения предыдущей мысли, оно раскрывает предыдущий абзац. В данном контексте это неправильно.
Если мы начинаем новую главу, обозначив ее Заголовком, то предыдущая глава должна быть логически закончена, то есть все ее ключевые мысли должны быть объяснены. И даже если данный раздел тесно связан с предыдущим, то это можно было бы оформить привлекательнее, например так:
Заголовок: Уменьшение спреда. Возврат спреда
Текст: В предыдущем разделе мы с вами разобрались, что брокеры бывают с разным уровнем спреда. В этой главе вы узнаете как можно уменьшить спред или даже полностью вернуть его.
… и далее начинаете по теме давать мясо.
Визуальное оформление
Помимо смыслового порядка, структура также помогает создать визуальный порядок. Статья без структуры выглядит как сплошное полотно, как набор букв. Пример:
А в следующем примере наглядно видно как структура статьи визуально улучшает текст:
Такую статью в которой текст разбит на примерно равные абзацы, содержит заголовки, выделения ключевых мыслей, маркированные и нумерованные списки — читать легко, глаза меньше устают.
При выборе заголовков для статьи придерживайтесь следующей схемы:
Содержание важнее структуры
В заключении хочу напомнить, что какой бы четкой и всеобъемлющей не была ваша структура, это не поможет вам, если текст дерьмо, если он написан сложно, если в нем мало примеров и это какой-нибудь очередной рерайт прописных истин двух первых статей, нарытых вами в Яндексе или Гугле. Содержание вашей статьи всегда будет важнее структуры. Поэтому больше внимания уделите смыслу написанного.
Кстати, мне постоянно требуются крутые авторы, которые будут писать на тему личных финансов, банков, кредитов, инвестиций, денежных пособий, бизнеса, заработка в интернете, личной эффективности. Подробности здесь.
По этой теме читайте также:
Согласна на все 100!
Спасибо за такую подробную инструкцию! Хоть мне и тяжело писать по плану, признаюсь честно, не люблю загонять себя в строгие рамки(( но соглашусь, план очень помогает не упустить самое важное.
Всё разложено по полочкам. Отличная статья. Спасибо
Хорошая статья, спасибо.