Как мошенники крадут деньги с банковских карт через социальные сети и по телефону

Социальные сети – не только способ общения, но и среда, в которой мошенники отыскивают чрезмерно доверчивых людей. Таких, как 51-летняя жительница Алтайского края, получившая сообщение со страницы своей знакомой. Женщину не насторожил ни необычный тон сообщения, ни его содержание. В тексте письма сообщалось, что у адресата есть отличная возможность выиграть 2000 рублей – якобы приз от банка. Чтобы получить эти деньги, требуется только сообщить все сведения, написанные на карте: номер «пластика», имя и фамилию владельца, дату окончания действия и проверочный код с обратной стороны карты.

После того, как женщина отправила все эти данные, ее фиктивная собеседница сообщила: сейчас на телефон придет специальный код, его тоже нужно прислать. Нисколько не усомнившись, пользовательница соцсетей вставила цифру в сообщение – и отправила его.

Дальше по обычной схеме: спустя пару секунд женщине на телефон пришла СМСка о том, что с ее карты списаны все деньги – около 10 000 рублей. «Знакомая», естественно, на письма больше не отвечала.

Что же произошло? Мошенник взломал страницу, посмотрел, с кем чаще всего общалась ее обладательница. Отправил письмо, подстроившись под стиль обычного разговора. Присланные данные банковской карты использовал для оформления платежа – например, на свой телефонный номер. Снять деньги с телефона – дело пары минут. Потом СИМ-карта летит в корзину. Полиция проводит проверку, но вероятность поимки мошенника минимальна.

Похожий случай произошел в Ульяновске, где пенсионерка в «Одноклассниках» получила от знакомой сообщение, в котором та похвасталась: получила компенсацию от Пенсионного фонда – 5000 рублей. И предложила: могу, мол, и за тебя походатайствовать, но нужны данные карты и пароль от Сбербанк онлайн. Доверчивая женщина сообщила все, что от нее просили – и лишилась 53 тысяч рублей.

Чтобы не стать жертвой такого преступления, необходимо помнить: ни при каких условиях нельзя предоставлять данные своей банковской карты человеку, если вы на 100% не уверены, что это именно он.

Читайте также:  Списали деньги с карты, что делать? Как мошенники, и не только, снимают деньги с банковской карты и что сделать, чтобы их вернуть

телефонные мошенники

Есть и другие способы мошенничества, о которых нельзя забывать. Например, держатели карт Сбербанка в 2018 году чаще всего попадались на три вида обмана:

  • Подмена номера поддержки пользователей – используя VoIP-сервисы, злоумышленники звонили клиентам Сбербанка и, представляясь сотрудниками службы поддержки, выведывали данные о картах. Технология в большинстве случаев одна и та же: идет звонок якобы с обычного номера Сбербанка, серьезный голос на том конце говорит, что с карты пытаются вывести деньги, ее необходимо заблокировать. Если человек верит и спрашивает, что делать, его переводят на другого, «более квалифицированного» сотрудника – это еще больше усыпляет бдительность. В результате люди выдают мошенникам всю информацию вплоть до ПИН-кодов. Похожая схема – с сервисом СМС сообщений, когда с номера 900 приходит требование прислать код, который сейчас будет отправлен на телефон клиента. Если пользователь не проводил никаких операция в Мобильном банке или Сбербанк онлайне, это гарантированный развод.
  • Обращение по имени отчеству, а также использование других персональных данных. Еще одна действенная мошенническая схема, когда звонящий представляется сотрудником службы безопасности, обращается к жертве по имени отчеству, иногда могут назвать какие-то другие персональные данные. Обычно для этого используются покупные базы данных, которые попадают к мошенникам через хакеров или недобросовестных сотрудников, сливающих данные клиентов на черный рынок. Мнимый сотрудник службы безопасности заявляет, что был зафиксирован вход в личный кабинет с нового устройства и были отключены смс-уведомления. Далее идет стандартный разговор в деталях повторяющий сценарий разговора реальных банковских служащих. Цель одна — усыпить бдительность, после чего выяснить данные карты, совершить перевод с карты и узнать смс-код, подтверждающий платеж.
  • Звонок с сообщением робота-автоответчика – человек снимает трубку и слышит записанное сообщение о том, что произошли подозрительные операции по его счету, денежные средства заблокированы. Для разблокировки требуются следующие данные: … Клиенту даже в голову не приходит, что у мошенников есть точно такая же возможность формировать автоматически создаваемые сообщения, как и у банка. С той разницей, что Сбер никогда не делает роботизированные звонки при подозрительных операциях по счету.
  • Псевдореклама на сторонних ресурсах и в мобильных приложениях. Человек переходит на знакомый (или незнакомый) сайт, а там мигает баннер: «Уважаемый клиент Сбербанка, вы выиграли 100 000 рублей, перейдите по ссылке». Переходит – и попадает на фальшивый сайт Сбербанка, где требуется ввести данные карты. Или на смартфон устанавливается шпионская программа.

Какой бы вид мошенничества ни пытались к вам применить, проблема решается после одного проверочного звонка в свой банк. Не торопитесь в таких случаях. Просто скажите, что я сейчас перезвоню на официальную линию банка, чтобы перепроверить данные. Мошенник попытается убедить вас, что он и есть официальный сотрудник. Но реальный банкир никогда не воспротивится подобному вашему желанию.

Об авторе

Василий Рублёв

Профессиональный журналист со стажем. Мне нравится разбираться в сложных финансовых вопросах и доносить их до обычных людей простым и доступным языком. Моя цель - помогать людям повышать уровень финансовой грамотности, делиться с другими интересными денежными фишками и секретами, чтобы люди становились богаче, свободнее и счастливее.

Комментарии

Оставить комментарий