Стоит ли платить ребенку за хорошие оценки в школе и помощь по хозяйству?

Азбука финансовой грамотности для детейВ статье Финансовая болезнь, грозящая вашим детям [советы родителям], развернулась жаркая дискуссия по поводу того, стоит ли платить ребенку за хорошие оценки в школе и помощь по хозяйству?

Кто-то говорит что это правильно, ну а кто-то говорит, что это приводит к откровенной торговле и детскому шантажу.

Я решил не отписываться в комментариях, а дать более полный и развернутый ответ отдельным постом.

Каждый родитель хотел бы видеть своего ребенка здоровым, богатым и счастливым. Для этого, мы стараемся дать детям все самое лучшее. И в глубине души каждый родитель надеется, что его ребенок будет жить лучше, чем он сам.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок жил в достатке, когда вырастет, то должны начать работать над этим с самого раннего возраста.

Подарки детям

И одно из первых, чему стоит обучить ребенка – это то, что ничего в жизни не дается даром. В большинстве случаев все происходит наоборот, ребенку дается все самое лучшее, вкусное и красивое абсолютно даром. Тем самым мы приучаем ребенка к тому, что родители ему чем-то обязаны или должны.

Мы не приучаем ребенка к ответственности, а наоборот, приучаем к безответственности. Мы приучаем ребенка к тому, что есть папа и мама, которые, в случае чего, решат любую проблему и достанут все что нужно.

Я не призываю вас отказывать во всем своим детям. Но понимание того, что очередную новую куклу или машинку нужно заслужить, необходимо прививать с раннего детства. К тому же, это приучает маленького отпрыска к тому, что “халява” это плохо, так же как и легкие деньги.

Как этого добиться?

Прежде чем вы начнете свои эксперименты, я хочу донести до вас следующую важную мысль: обязательно обсуждайте и объясняйте свои действия и доносите до ребенка зачем вы делаете так, а не по-другому.

При чем делать это нужно в спокойной и дружеской обстановке. Очень часто можно увидеть такую картину, как мать орет на свое чадо в магазине, которое клянчит очередную игрушку.

Итак, для начала нужно учесть такой момент, что у каждого члена семьи есть определенные обязанности. Например, отец – добытчик, его главная задача принести домой деньги. Мать – хранительница очага, решает вопросы связанные со стиркой грязного белья, приготовлением пищи и другие хозяйственные вопросы. Ребенок – это помощник.

Читайте также  Работа для детей, или как заработать деньги ребенку [20 способов на все случаи жизни]

Когда стоит привлекать ребенка к помощи по хозяйству?

Во многом это зависит от уровня развития вашего ребенка. В среднем, лет до 3-5, не стоит рассматривать своего отпрыска в качестве помощника. В это время, ребенок чаще является полной противоположностью помощника. И это нормально.

Приучать чадо к хозяйственным делам стоит постепенно, начиная с выполнения каких-то легких задач. Предложите ему собрать разбросанные игрушки. Постепенно, усложняйте поручения и делайте это регулярно. Например, попросите вынести мусор или сходить за хлебом.

Как уже заметил, здесь важна регулярность, чтобы у ребенка это вошло в привычку.

За что стоит поощрять своего ребенка?

child-money1Затем, необходимо вводить систему важности тех или иных поручений. То есть, должны быть “бесплатные” поручения, которые являются обязательными для той или иной роли и “платные”.

Под ролями в нашем случае подразумеваются: отец-добытчик, мать-хранительница очага и ребенок-помощник.

Взрослых, разумеется, тоже нужно поощрять и давать премию. Для взрослых, например, примером бесплатных поручений может быть следующее: семья съездила за продуктами и отец несет домой тяжелые сумки и пакеты, ограждая мать и ребенка от тяжестей. Это норма и здесь нет ничего необычного.

Или мать, которая навела дома порядок, помыла полы и протерла пол. Это тоже норма, к которым взрослые приучены и делают без лишних напоминаний и не выпрашивая за это какой-нибудь чупа-чупс или новую игрушку.

Теперь рассмотрим пример с дитем

Например, заправить за собой кровать или собрать игрушки – это обычные обязанности каждого ребенка. Но, различную работу можно выполнить хорошо, а можно спустя рукава. На это нужно обращать внимание ребенка, поощрять отлично выполненную работу и указывать на плохо выполненную работу.

То есть, если в течение недели ребенок без ваших напоминаний застилает за собой кровать, убирает игрушки и поддерживает порядок в комнате, то в конце недели это можно поощрить. Купить ему мороженное или сводить в цирк и акцентировать внимание на том, что он это заслужил примерным поведением.

В тоже время, если ребенок выполнял свои обязанности, но без усердия или с вашими напоминалками, то это не значит, что в конце недели его не стоит баловать. Вы можете, также, купить ему мороженное или сводить в цирк, но делать это вы будете не из соображений поощрения, а просто из-за любви к своему чаду. В этом случае не нужно говорить, что он это заслужил, просто сделайте ему и себе приятно.


Наконец, если он плохо себя вел на неделе и не выполнял свои обязанности, то вы можете лишить его воскресных развлечений, объяснив причину наказания и предложив ему выбор. Пусть он сам решает, что он хочет на следующих выходных: сидеть дома или сходить в кино-мороженное.

Очень важно приучить ребенка к ответственности и выбору. Нельзя, чтобы за него все решали родители. Всегда должен быть выбор и важно, чтобы ребенок научился чувствовать и видеть результаты своих действий, своего выбора.

Примеры платных поручений

Теперь обсудим задачи или поручения, которые необходимо “премировать”. При чем премия не обязательно должна быть денежной. Возьмем один из распространенных примеров – оценки в школе.

Если вы хотите видеть у своего ребенка хорошие оценки и знаете, что у него есть потенциал, то можно поставить цель ребенку, что в случае получения такого-то уровня оценок, вы подарите ему какой-то ценный подарок.

child-money2Только не нужно ставить цель иметь все пятерки за четверть или за год. Будет лучше если вы поставите цель все пятерки, но допускается несколько четверок.

Ребенка нужно с детства приучать к мотивации, которая может быть отрицательной и положительной. Отрицательной мотивацией может быть получение двоек и последующее за этим наказание. Положительной мотивацией будет получение какого-то вознаграждения в случае достижения поставленной цели, то есть хороших оценок.

Вот еще один из примеров. Вы хотите привлечь своего ребенка к сбору картошки на огороде. Помогать родителям – это обязанность ребенка. Но вы должны учесть и тот факт, что забирая ребенка на картошку вы не учитываете его интересы.

“Лично я в детстве никогда не любил собирать картошку. Во-первых, это скучно. Во-вторых, это длится целый день. В-третьих, я лишался удовольствия провести время с друзьями на выходных, играя в футбол”

Поэтому, такие процессы, как сбор картошки, нужно организовывать правильно. Ущемляя ребенка в чем-то одном, нужно возместить ему это в чем-то другом. Возмещение в данном примере является желательным. Но только делать это нужно правильно. Не нужно подкупать ребенка.

Правильнее будет, если вы дадите ребенку возможность выбора. Можно поступить следующим образом. Вы говорите, что нужно собрать картошку. Но в одиночку родителям это сделать будет сложно. Поэтому, вам нужны помощники.

На эту работу выделено 1000 рублей из бюджета. Эти деньги могут достаться ребенку, если он примет участие в сборе картошки. Либо, эта тысяча рублей достанется кому-то другому, например, наемному работнику, который поможет вам выкопать картошку.

Таким образом мы стимулируем ребенка к поиску возможностей для реализации своих хотелок. Хочет ребенок дорогой велосипед? Вы можете ему его подарить. А можете помочь заработать на него.

Здесь разумнее придерживаться некоего равновесия. Что-то можно подарить, а что-то НУЖНО заработать самостоятельно. Нельзя только лишь делать подарки ребенку.

Вы окажете ему гораздо более полезную и ценную услугу, если научите с детства зарабатывать деньги и добиваться целей своим трудом, своими усилиями и своими действиями.

Любовь к ребенку заключается не только в обилии подарков с вашей стороны. Ваша задача вырастить подготовленного к жизни ребенка, достойного представителя общества.

По-настоящему любящий родитель должен очень гармонично подойти к процессу воспитания. Помимо ласки и заботы ваше дите должно получить и хорошую жизненную закалку, которая поможет ему с легкостью справляться с любыми трудностями.

А закалка – это всегда сочетание белого и черного, мягкого и твердого, теплого и холодного, положительного и отрицательного.

Взрослый принцип детской неполноценности

Одна из типичных ошибок с который сталкивается практически каждый родитель заключается в том, что став взрослыми мы хотим дать своему ребенку все то, чего были лишены в детстве сами.

Такие родители начинают заваливать своего ребенка различными игрушками, модной одеждой, разными вкусностями, шикарными праздниками, дорогими развлечениями. Это и хорошо, и плохо.

Хорошо, потому что проявляете своему чаду любовь, ласку и заботу. Плохо, потому что тем самым портите ребенка. Делаете его потребителем, который привык иметь все самое “крутое” и лучшее и получать это легко и просто.

Здесь есть еще одна скрытая проблема, которая заключается в том, что обилие подарков – это не всегда любовь и забота со стороны родителя. Часто бывает так, что родитель просто откупается и компенсирует дорогими подарками свою вечную занятость и невнимательность к ребенку.

Иногда гораздо лучше провести целый день с ребенком, гуляя по парку, играя и общаясь с ним, нежели куча дорогих, но неодушевленных игрушек.

Все это говорится к тому, чтобы вы были честны с собой и своим ребенком. Родительская любовь будет более рациональной и нужной, если вы поможете дитю вырасти подготовленным к жизни.

И здесь важно не обилие подарков, количество купленного мороженного или многочисленные походы в цирк и кино. Гораздо важнее то, какие навыки вы привьете своему потомству и как вы подготовите его к жизни.

Любовью и заботой можно окружить малыша без применения всяких вспомогательных средств в виде игрушек и сладостей.

Подводя итоги

Я считаю что приучать ребенка к труду и заработкам нужно с раннего детства. И помочь в этом могут только родители. Если в 13-16 лет подросток может самостоятельно найти какую-то подработку на лето (продажа газет, уборка территории и т.д.), то детей более раннего возраста на подработку пристроить проблематично.

Поэтому, подработку можно обыгрывать в повседневной жизни, выплачивая ребенку 5-12 лет денежное вознаграждение за достижение каких-либо целей.

Очень часто в семьях можно наблюдать такую картину, когда ребенок становится рабом своих родителей, выполняя всю домашнюю работу (уборку, приготовление пищи, глажку, заботу о младших братьях и сестричках). У таких детей просто не остается времени на себя.

Да, бывают случаи, когда нужно заставлять ребенка что-то сделать. Но делать это постоянно, я имею ввиду заставлять, категорически нельзя.

У ребенка вырабатывается негатив как к тому, что он делает, так и к своим родителям.

Правильнее дать дитю возможность выбора и приучить его добиваться своих целей самостоятельно.

Любая работа должна чем-то вознаграждаться. Вознаграждением могут быть как деньги, так и шоколадки, мороженное, игрушки, походы в кино и даже теплые слова.

А что вы думаете по этому поводу?

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Оценок: 2, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Об авторе

Роман Кожин

Автор блога “Мой Рубль”, в прошлом руководитель кредитного отдела в банке. В настоящем интернет-предприниматель, инвестор. Рассказываю о том, как эффективно управлять своими деньгами, выгодно их приумножать, больше зарабатывать.

Отправить ответ

avatar