Стоит ли платить ребенку за хорошие оценки в школе и помощь по хозяйству?

В статье Финансовая болезнь, грозящая вашим детям [советы родителям], развернулась жаркая дискуссия по поводу того, стоит ли платить ребенку за хорошие оценки в школе и помощь по хозяйству?

Кто-то говорит что это правильно, ну а кто-то говорит, что это приводит к откровенной торговле и детскому шантажу.

Я решил не отписываться в комментариях, а дать более полный и развернутый ответ отдельным постом.

Каждый родитель хотел бы видеть своего ребенка здоровым, богатым и счастливым. Для этого, мы стараемся дать детям все самое лучшее. И в глубине души каждый родитель надеется, что его ребенок будет жить лучше, чем он сам.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок жил в достатке, когда вырастет, то должны начать работать над этим с самого раннего возраста.

Подарки детям

И одно из первых, чему стоит обучить ребенка – это то, что ничего в жизни не дается даром. В большинстве случаев все происходит наоборот, ребенку дается все самое лучшее, вкусное и красивое абсолютно даром. Тем самым мы приучаем ребенка к тому, что родители ему чем-то обязаны или должны.

Мы не приучаем ребенка к ответственности, а наоборот, приучаем к безответственности. Мы приучаем ребенка к тому, что есть папа и мама, которые, в случае чего, решат любую проблему и достанут все что нужно.

Я не призываю вас отказывать во всем своим детям. Но понимание того, что очередную новую куклу или машинку нужно заслужить, необходимо прививать с раннего детства. К тому же, это приучает маленького отпрыска к тому, что “халява” это плохо, так же как и легкие деньги.

Как этого добиться?

Прежде чем вы начнете свои эксперименты, я хочу донести до вас следующую важную мысль: обязательно обсуждайте и объясняйте свои действия и доносите до ребенка зачем вы делаете так, а не по-другому.

При чем делать это нужно в спокойной и дружеской обстановке. Очень часто можно увидеть такую картину, как мать орет на свое чадо в магазине, которое клянчит очередную игрушку.

Итак, для начала нужно учесть такой момент, что у каждого члена семьи есть определенные обязанности. Например, отец – добытчик, его главная задача принести домой деньги. Мать – хранительница очага, решает вопросы связанные со стиркой грязного белья, приготовлением пищи и другие хозяйственные вопросы. Ребенок – это помощник.

Читайте также:  Работа для детей, школьников и подростков - 20 способов на все случаи жизни

Когда стоит привлекать ребенка к помощи по хозяйству?

Во многом это зависит от уровня развития вашего ребенка. В среднем, лет до 3-5, не стоит рассматривать своего отпрыска в качестве помощника. В это время, ребенок чаще является полной противоположностью помощника. И это нормально.

Приучать чадо к хозяйственным делам стоит постепенно, начиная с выполнения каких-то легких задач. Предложите ему собрать разбросанные игрушки. Постепенно, усложняйте поручения и делайте это регулярно. Например, попросите вынести мусор или сходить за хлебом.

Как уже заметил, здесь важна регулярность, чтобы у ребенка это вошло в привычку.

За что стоит поощрять своего ребенка?

child-money1Затем, необходимо вводить систему важности тех или иных поручений. То есть, должны быть “бесплатные” поручения, которые являются обязательными для той или иной роли и “платные”.

Под ролями в нашем случае подразумеваются: отец-добытчик, мать-хранительница очага и ребенок-помощник.

Взрослых, разумеется, тоже нужно поощрять и давать премию. Для взрослых, например, примером бесплатных поручений может быть следующее: семья съездила за продуктами и отец несет домой тяжелые сумки и пакеты, ограждая мать и ребенка от тяжестей. Это норма и здесь нет ничего необычного.

Или мать, которая навела дома порядок, помыла полы и протерла пол. Это тоже норма, к которым взрослые приучены и делают без лишних напоминаний и не выпрашивая за это какой-нибудь чупа-чупс или новую игрушку.

Теперь рассмотрим пример с дитем

Например, заправить за собой кровать или собрать игрушки – это обычные обязанности каждого ребенка. Но, различную работу можно выполнить хорошо, а можно спустя рукава. На это нужно обращать внимание ребенка, поощрять отлично выполненную работу и указывать на плохо выполненную работу.

То есть, если в течение недели ребенок без ваших напоминаний застилает за собой кровать, убирает игрушки и поддерживает порядок в комнате, то в конце недели это можно поощрить. Купить ему мороженное или сводить в цирк и акцентировать внимание на том, что он это заслужил примерным поведением.

В тоже время, если ребенок выполнял свои обязанности, но без усердия или с вашими напоминалками, то это не значит, что в конце недели его не стоит баловать. Вы можете, также, купить ему мороженное или сводить в цирк, но делать это вы будете не из соображений поощрения, а просто из-за любви к своему чаду. В этом случае не нужно говорить, что он это заслужил, просто сделайте ему и себе приятно.

Наконец, если он плохо себя вел на неделе и не выполнял свои обязанности, то вы можете лишить его воскресных развлечений, объяснив причину наказания и предложив ему выбор. Пусть он сам решает, что он хочет на следующих выходных: сидеть дома или сходить в кино-мороженное.

Очень важно приучить ребенка к ответственности и выбору. Нельзя, чтобы за него все решали родители. Всегда должен быть выбор и важно, чтобы ребенок научился чувствовать и видеть результаты своих действий, своего выбора.

Примеры платных поручений

Теперь обсудим задачи или поручения, которые необходимо “премировать”. При чем премия не обязательно должна быть денежной. Возьмем один из распространенных примеров – оценки в школе.

Если вы хотите видеть у своего ребенка хорошие оценки и знаете, что у него есть потенциал, то можно поставить цель ребенку, что в случае получения такого-то уровня оценок, вы подарите ему какой-то ценный подарок.

child-money2Только не нужно ставить цель иметь все пятерки за четверть или за год. Будет лучше если вы поставите цель все пятерки, но допускается несколько четверок.

Ребенка нужно с детства приучать к мотивации, которая может быть отрицательной и положительной. Отрицательной мотивацией может быть получение двоек и последующее за этим наказание. Положительной мотивацией будет получение какого-то вознаграждения в случае достижения поставленной цели, то есть хороших оценок.

Вот еще один из примеров. Вы хотите привлечь своего ребенка к сбору картошки на огороде. Помогать родителям – это обязанность ребенка. Но вы должны учесть и тот факт, что забирая ребенка на картошку вы не учитываете его интересы.

“Лично я в детстве никогда не любил собирать картошку. Во-первых, это скучно. Во-вторых, это длится целый день. В-третьих, я лишался удовольствия провести время с друзьями на выходных, играя в футбол”

Поэтому, такие процессы, как сбор картошки, нужно организовывать правильно. Ущемляя ребенка в чем-то одном, нужно возместить ему это в чем-то другом. Возмещение в данном примере является желательным. Но только делать это нужно правильно. Не нужно подкупать ребенка.

Правильнее будет, если вы дадите ребенку возможность выбора. Можно поступить следующим образом. Вы говорите, что нужно собрать картошку. Но в одиночку родителям это сделать будет сложно. Поэтому, вам нужны помощники.

На эту работу выделено 1000 рублей из бюджета. Эти деньги могут достаться ребенку, если он примет участие в сборе картошки. Либо, эта тысяча рублей достанется кому-то другому, например, наемному работнику, который поможет вам выкопать картошку.

Таким образом мы стимулируем ребенка к поиску возможностей для реализации своих хотелок. Хочет ребенок дорогой велосипед? Вы можете ему его подарить. А можете помочь заработать на него.

Здесь разумнее придерживаться некоего равновесия. Что-то можно подарить, а что-то НУЖНО заработать самостоятельно. Нельзя только лишь делать подарки ребенку.

Вы окажете ему гораздо более полезную и ценную услугу, если научите с детства зарабатывать деньги и добиваться целей своим трудом, своими усилиями и своими действиями.

Любовь к ребенку заключается не только в обилии подарков с вашей стороны. Ваша задача вырастить подготовленного к жизни ребенка, достойного представителя общества.

По-настоящему любящий родитель должен очень гармонично подойти к процессу воспитания. Помимо ласки и заботы ваше дите должно получить и хорошую жизненную закалку, которая поможет ему с легкостью справляться с любыми трудностями.

А закалка – это всегда сочетание белого и черного, мягкого и твердого, теплого и холодного, положительного и отрицательного.

Взрослый принцип детской неполноценности

Одна из типичных ошибок с который сталкивается практически каждый родитель заключается в том, что став взрослыми мы хотим дать своему ребенку все то, чего были лишены в детстве сами.

Такие родители начинают заваливать своего ребенка различными игрушками, модной одеждой, разными вкусностями, шикарными праздниками, дорогими развлечениями. Это и хорошо, и плохо.

Хорошо, потому что проявляете своему чаду любовь, ласку и заботу. Плохо, потому что тем самым портите ребенка. Делаете его потребителем, который привык иметь все самое “крутое” и лучшее и получать это легко и просто.

Здесь есть еще одна скрытая проблема, которая заключается в том, что обилие подарков – это не всегда любовь и забота со стороны родителя. Часто бывает так, что родитель просто откупается и компенсирует дорогими подарками свою вечную занятость и невнимательность к ребенку.

Иногда гораздо лучше провести целый день с ребенком, гуляя по парку, играя и общаясь с ним, нежели куча дорогих, но неодушевленных игрушек.

Все это говорится к тому, чтобы вы были честны с собой и своим ребенком. Родительская любовь будет более рациональной и нужной, если вы поможете дитю вырасти подготовленным к жизни.

И здесь важно не обилие подарков, количество купленного мороженного или многочисленные походы в цирк и кино. Гораздо важнее то, какие навыки вы привьете своему потомству и как вы подготовите его к жизни.

Любовью и заботой можно окружить малыша без применения всяких вспомогательных средств в виде игрушек и сладостей.

Подводя итоги

Я считаю что приучать ребенка к труду и заработкам нужно с раннего детства. И помочь в этом могут только родители. Если в 13-16 лет подросток может самостоятельно найти какую-то подработку на лето (продажа газет, уборка территории и т.д.), то детей более раннего возраста на подработку пристроить проблематично.

Поэтому, подработку можно обыгрывать в повседневной жизни, выплачивая ребенку 5-12 лет денежное вознаграждение за достижение каких-либо целей.

Очень часто в семьях можно наблюдать такую картину, когда ребенок становится рабом своих родителей, выполняя всю домашнюю работу (уборку, приготовление пищи, глажку, заботу о младших братьях и сестричках). У таких детей просто не остается времени на себя.

Да, бывают случаи, когда нужно заставлять ребенка что-то сделать. Но делать это постоянно, я имею ввиду заставлять, категорически нельзя.

У ребенка вырабатывается негатив как к тому, что он делает, так и к своим родителям.

Правильнее дать дитю возможность выбора и приучить его добиваться своих целей самостоятельно.

Любая работа должна чем-то вознаграждаться. Вознаграждением могут быть как деньги, так и шоколадки, мороженное, игрушки, походы в кино и даже теплые слова.

А что вы думаете по этому поводу?

Об авторе

Роман Кожин

В прошлом руководитель кредитного отдела в банке. В настоящем интернет-предприниматель, занимаюсь инвестициями на фондовом рынке. Активный пользователь банковских услуг.

Комментарии

Оставить комментарий

49 комментариев

  • Я дочитала статью и не имею особого желания ее комментировать. Но очень хочется высказаться на счет гендерного разделения обязанностей. Мы живём не в 19 веке и не в каком нибудь Афганистане. У нас в семье работают и мама и папа, но почему то именно женщина должна тащить на себе бремя хранения домашнего очага, стирка, уборка, глажка, готовка, все на её плечах. Тогда как добытчиками в семье являются ОБА. Так что давайте не будем вести разговоры о гендерном разделении домашнего труда. Ваши хранительницы домашнего очага, дети-церковь-кухня, давно в прошлом.

  • Даже не стала дочитывать статью после слов отпрыск.еще бы написали личинка или выродок.

  • По финансовой грамотности купила отличную книжку “София и Финик в стране финансов”, увлекательно и познавательно, становится ясно, что деньги на карте не сами вырастают. За оценки не плачу принципиально – это родители за твою учебу платят (ребенок учится в частной школе), взрослые люди за знания платят сами. Не усвоишь сейчас то, за что платят родители – будешь потом платить сам (репетиторам, курсы-шмурсы, тренинги и все такое). Или на кассу в “Пятерочку” – там всегда свободные вакансии.

  • Со статьей категорически не согласна, даже дочитывать не стала – так она меня возмутила :) и комментарии тоже… почитала пару – это же ужас (да простят меня подписчики…). ох уж эти все вечные трения на тему как воспитывать детей… Кого ни коснись – все разные мнения, у каждого свои методы. Книжек тьма и методик тьма. И результаты тоже разные… Лишь бы толк был, а это покажет только время. Нельзя утверждать в этом что-то – типа только так правильно, нельзя. Каждому свое.

    • Так и с чем вы несогласны, Марина? Легко осуждать чужой труд. Вы приведите свое мнение, обоснуйте его. Что вас возмутило? Я высказал свое мнение в этой статье, никому ничего не навязываю. Это моя позиция. А вашей позиции я так и не увидел.

      • Извините, если задела чем-то. Я не осуждаю, я выражаю свое несогласие с позицией автора в данном вопросе. Все дело в том, что вся моя жизнь и жизнь моих знакомых и близких, с кем я общаюсь, показывает, что описанные методы либо не работают, либо приводят к таким последствиям, что приходится долго и мучительно все исправлять. Это касается именно методик воспитания фин.грамотности и участия во взрослых хозяйственных делах, а также мотивации. Досаду на то, что многие родители безумно стараются дать своему ребенку все все все, с перебором и фанатизмом, я тоже разделяю. С некоторыми мыслями я тоже согласна, но речь именно о практике. Про извечный вопрос “что делать” :)

        Поэтому мне так не понравилось. Ну а кто говорил, что все статьи должны нравиться и вызывать одобрение? :) Положительных примеров, когда что-то такое, как написано, делалось и все получилось, как было задумано, я не встречала (но это не значит, что их нет!). Всегда получался, простите, какой-то геморрой.

        Семей с детьми в моем окружении много, которые пытаются применять тот или иной метод, + мой личный с родным братом опыт. Для объективности спросила еще коллег на работе, а как у них, что пробовали и как получилось. Да и вообще спросила, как у них в семье было, а результат виден и так :) Также я – мачеха и вопрос воспитания в ребенке финансовой грамотности для меня достаточно важен и актуален. Так вот – что подходит для одного, совершенно не подходит для другого. К примеру, я до 18 лет не знала ни как за квартиру платить, ни про семейные финансы вообще ничего, кроме как что родители зарплату складывают в общую книжку на такой-то полке – на этом мои познания заканчивались. А подруга с 3 класса имела личные деньги и покупала продукты и знала очень много про бюджет семьи. Сейчас мы уже две взрослые тёти и ведем домашнее хозяйство наравне вполне прилично.

        Что касается мотивации – то это все так индивидуально! Чтобы понять, как мотивировать конкретного ребенка, это нужно целую работу провести – наблюдать, разговаривать, слушать, подмечать, подмеченное проверять… Это все не так просто как “надо хорошо учиться, потому что тогда ты поступишь в институт, получишь супер профессию и станешь много денег зарабатывать и все себе сможешь купить”, или “за пятерку 100 рублей, за 2 – минус 50 рублей”. Он и не поймет никогда истинную причину, зачем хорошо учиться. Это вообще не работает :) во всяком случае на тех детях, которых я знаю, в том числе пасынке (о тех детях, которых я не знаю, ничего не могу сказать, может, у них работает).

        Так вот, вывод (лично мой), что детям нужно вообще не это вот все – финансовые мотивации, уроки финансов с мамой и папой, а любовь, внимание, практический пример родителей и реальное участие в жизни семьи. Не за плату. Плата за помощь маме или папе – это, простите, жесть… Приехал сын такой к маме на каникулы, а она ему- сыночек, почисти тропинку перед домом, а он такой – легко, давай 500 рублей и у тебя двор без снега! Или – почисти двор от снега, а я тебе за это 500 рублей дам. Ну ужас же… Фу фу фу… Плата за домашние семейные обязанности детям или помощь, на мой взгляд, это глубокие психологические проблемы в семье (простите, если кого обидела – это только личное мое мнение). И картошка, кстати, это не родителям надо, а всей семье, такой же труд, как и кровать заправить, только 2 раза в год.

        Если вы сами расточительны и не умеете тратить деньги, то вы хоть что говорите детям, они все равно будут делать, как вы, беря пример с вас :) И это касается всех направлений – порядок в комнате, общение и т.д. и т.п. Такая вот штука. Не зря же есть фразы “ну вылитый отец!” или “ну прям как мать!” :)
        Об этом всем можно прям ну очень долго и много писать… Надеюсь, моя позиция стала понятной…

        • Вы меня ничем не задели. Ну разве если только пустотой фраз. Вот вы пишете: “вся моя жизнь и жизнь моих знакомых и близких, с кем я общаюсь, показывает, что описанные методы либо не работают, либо приводят к таким последствиям, что приходится долго и мучительно все исправлять.” – Это все пустые слова. Что конкретно вы или ваши знакомые сделали из методик описанных в статье и что конкретно не сработало? Или что пришлось исправлять? Вы написали много, но сути мало.
          .
          Или вы пишете: “Приехал сын такой к маме на каникулы, а она ему- сыночек, почисти тропинку перед домом, а он такой – легко, давай 500 рублей и у тебя двор без снега! Или – почисти двор от снега, а я тебе за это 500 рублей дам. Ну ужас же… Фу фу фу… ” – по этим строкам я делаю вывод, что вы невнимательно прочитали статью, ах да, вы же сами написали, что не стали дочитывать ее до конца. А в статье говорится про то, что есть обязательные дела, которые не должны оплачиваться и родитель должен привить правильное отношение детей к этим вещам. А есть дела, заслуги или отношение, которое можно оплачивать. Вы же все равно будете давать ребенку карманные деньги? Так смысл давать их просто так, если это все можно обыграть в виде такой взрослой игры. И, в итоге, ребенок с карманными деньгами и есть понимание у этого ребенка как эти деньги достаются.
          .

          Или еще перл: “детям нужно вообще не это вот все – финансовые мотивации, уроки финансов с мамой и папой, а любовь, внимание, практический пример родителей и реальное участие в жизни семьи. Не за плату. Плата за помощь маме или папе – это, простите, жесть…” – А в чем по вашему заключается любовь, внимание? Ну помимо того, что в попу свое чадо целовать? Я считаю, что любовь родителей как раз и заключается в том, чтобы помимо ласки и заботы подготовить детей к взрослой, серьезной жизни. А без финансовых уроков вырастит ваш ребенок непонятно кем, а вы потом будете корить себя, что же я его неправильно воспитала?

  • Финансовая грамотность ребенку необходима, потом вырастают транжиры… только получили зарплату, а через неделю её уже нет: – Куда дел деньги?, – Не знаю, вроде только были.

    … Ребенок должен помогать и рабом родителей его делать не обязательно. Пусть начинает со своей комнаты только, чтобы всегда был порядок, убирал игрушки, застилал кровать, вытирал пыль и протирал пол.
    … Вопрос с посудой решается довольно просто. Поел – сразу помыл. Мама готовила ужин, значит папа или ребенок моей посуду, потом кто-то другой. И никогда не будет бардака в раковине. Помой сразу за собой тарелку месяц, два и потом это будет уже привычка.

    Деньги, просто деньги необходимы на карманные расходы. Допустим, 500 руб в месяц. Пусть тратит или копит на что хочет.

    Касательно крутых телефонов в раннем возрасте.. покупая крутые телефоны, вы отучаете ребенка бережно относится к вещам, завтра он его потеряет, разобьет или утопит. И будет совершенно справедливо полагать, что вы купить ему снова такой же. Кстати девочек в таком духе нельзя баловать, мол она у нас принцесса, ничего хорошего из этого не выйдет.

    Покупаете телефон, чтобы он мог звонить с минимально необходимым набором и потребностями – связь! Понятно, что ребенок будет хотеть как у Коли, Маши, Саши и тд. Нужно приучить его не быть как все… это сложно, ребенку ведь хочется, тут есть вариант – вот тебе телефон с бюджетом, допустим в 3000 руб. Хочешь круче – заработай, т.к. это тебе нужно и это излишество.

    А вообще, тема очень обширная и интересная! :)

  • Очень хорошая статья! Из за нее со своей мамой разругалась в споре)))) она считает что ребенок и так обязан все делать и помогать. И финансовой грамотности тоже его учить не нудно выростит сам научится. Говорит в деревни ни кто ни каму не платит все дети делаю потомучто обязаны помочь родителям ))))). Возьму вашу статью на вооружение!

    • К сожалению, так думают многие люди старшего поколения. Они не знают что такое финансовая грамотность. Они жили в совершенно другое время и, конечно, тогда для них иного способа общения с детьми не было. Ключевое слово в вашем комментарии “ребенок обязан”. Безусловно у каждого члена семьи есть обязанности. Муж зарабатывает деньги. Жена – хранительница очага, готовит кушать и т.д. И, конечно же, дети должны помогать родителям. Но часто бывает так, что родители подгоняют под понятие “ребенок обязан” даже то, что в действительности ребенок не обязан делать. Известны случаи, когда родители используют детей как рабов, которые обслуживают их, готовят, убираются, гладят и т.д. В результате чего у детей не остается времени на, собственно само детство. А становясь подростками, юношами и девушками у таких молодых людей, порой, не хватает времени на личную жизнь, отношения и т.д. В результате что мы имеем? Испорченную личную жизнь детей, психологические отклонения и т.п.

  • Также я считаю, что если вы что-то начинаете делать, т.е. платить денежки, значит надо делать это стабильно, а не прекращать внезапно, потому что вы решили, что хватит!!! Я так доче перед новым годом делала сюрпризы за неделю каждый день мы находили с ней по какой-нибудь вкусняшке, а когда новый год прошел, она начала спрашивать, а где же вкусности, и очень расстраивалась не находя их больше!!! Поэтому будьте очень осторожны, когда выбираете поощрением *– денежные средства – впрочем в статье все прописано – читайте внимательнее!

  • Очень интересная, и по моему мнению, полезная статья!Я знаю очень много примеров, когда родители сами безконца покупают все своим детям, а потом жалуются, что он у них в истерике бьется в магазине!!!

  • К материальному вознаграждению я отношусь с опаской. Мы в нашей семье используем поощрение в качестве например: поездки в дельфинарий, либо покататься на горных лыжах, то есть выбираем что то такое что не доступно каждый день и что бы это мероприятие приносило определенную пользу. Сначала мы озвучиваем цель, а потом варианты поощрения. Ребенок сам определяется, что ему интересней и стремится выполнить поставленную задачу.

    • На мой взгляд, вы предлагаете самый оптимальный вариант поощрения детей. С другой стороны, финансовое воспитание тоже нужно как-то получать, и желательно с детства. Как решаете в своей семье эту задачу?

    • поездки в дельфинарий, либо покататься на горных лыжах, то есть выбираем что то такое что не доступно каждый день и что бы это мероприятие приносило определенную пользу

      Все правильно. Деньги в качестве поощрения в статье приведины лишь для примера. Меры поощрения должны быть гораздо более разносторонние. Вы предложили очень интересные варианты, спасибо

  • Я согласна, что необходимо давать детям деньги и чем раньше тем лучше, чтобы с ранних лет научить их управлению финансами, но я категорически против платить им за оценки и домашнюю работу. Это только мое мнение

  • Все спорно, и в этом деле нужна гибкость, когда одно не перетекает в другое, то что комфорт создается собственными ручками, и качество жизни тоже, перекос может быть”заслужил” “не заслужил” , почему один вид деятельности вызывает восторг другой.. ну не мое это,и мотивация деньгами может и не помочь. Интересно, а нас взрослых сильно мотивируют деньги “вот есть такая работа-задание-“грустнаскучнаоднообразна”- но будет вознаграждение, т.е. пряник после, сколько из нас возьмутся поработать на будущее). наверное резонно возникает вопрос-ответ а Пряник достаточно компенсирует мой явный неинтерес к этому занятию. Домашние дела совместный комфорт проживания.Делаем его вместе.

  • Очень интересная и противоречивая тема.  Я во многом с вами согласен, Роман. Детей нужно поощрять и дарить подарки, но и приучать к тому, что в жизни многое придется делать самому. К деньгам надо привыкать с детства и уметь ими распоряжаться.

  • Детей нужно хвалить и поощрять словом и желательно не раз в неделю, а сразу же!!! Не обязательно петь деферамбы, но просто внимание, небезразличное отношение к ребенку, ко всему что он делает – очень важно!

  • Вводить товарно-денежные отношения между членами семьи? Эдак далеко зайти можно))
    Маленький ребенок всегда стремится помогать и будет помогать и дальше… если родители сами не отучат его от этого, что часто и происходит.
    Ну а поощрения в виде подарков за хорошую учебу ( компютер, поездка…) думаю, вариант хороший. Карманные деньги ребенку давать нужно, а выполнять домашнюю работу нужно без оплаты, иначе стакана воды в старости можете не дождаться, если не заплатите))

    • Я вот тоже думаю, что заставляя детей делать что-то за деньги, в итоге можно получить к себе такое же отношение потом.

      • Понятное дело что в данном вопросе сложно прийти к единому мнению. Но как быть, если выполнение домашних поручений не доставляет ребенку удовольствия? Заставлять? Бить палкой?

        Я, например, не любил в детстве убираться. И мать меня заставляла. А когда она уходила на работу, то я заставлял убираться свою младшую сестру. А если она не подчинялась, то отвешивал ей подзатыльников и пендалей.

        Точнее я ее заставлял мыть полы, а сам пылесосил. Но если мать находила хоть какую-то соринку, то звездюлей в первую очередь получал я как старший. А я потом вымещал это на сестренке. Она мне до сих пор припоминает.

        Мне жутко стыдно за это. И вот теперь я думаю, как сделать так, чтобы мои дети не повторяли мою судьбу? Прихожу к выводу, что нужно чем-то мотивировать, но никак не силой и угрозами.

        • Метод кнута и пряника не зря так называется. Иногда ребенка можно и нужно силой приучать к работе. Вспомните методику Макаренко.

  • Хороший пост. С мнением автора согласен.
    Ненависть к даче остается еще до лет 25-30, после того как родители заставляли из под палки копать, собирать и т.д. 

    До лет 10 думаю, деньгами поощрять рано. Сформированных финасовых потребностей у ребенка мало. Можно использовать походы в кино, лунапарки, аквапарки, разрешение погулять на час подольше в течение недели и т.п.

    А с 10-11 лет нужно ребенку давать возможность самому заработать. Пусть сам копит себе на одежду, например. Все равно придется покупать джинсы, юбки, куртки и т.п. Если эти же деньги ребенку выдавать в качестве поощрений, то у ребенка будет дополнительная возможность самому себе купить что-то модное и современное. Ведь он сам может накопить себе на одежду.

    Например: на джинсы мы тебе выделяем 1000 рублей. Но они самые неприкольные. Каждая пятерка в четверти – 500 (300, 100) рублей. У тебя есть возможность одеться красиво – заработай себе надбавку сам.

    • Расценки конечно, у вас не хилые) В четверти, насколько помню, не меньше 10 оценок. Получается, что 4 раза в году ребенок будет получать за свои оценки около 20000 рублей (если он отличник). Я о таких деньгах в школе даже не думал:)

  • на своём личном примере могу сказать,что подписываюсь под каждым словом. а вобще по поводу поощрения детей тема очень спорная,слишком много тут индивидуального

  • И согласен и не согласен одновременно!
    Не согласен с отметками в школе – бывают предметы к которым у ребенка нет рвения – и мотивация на оценки тут не нужна – и троечники вырастают миллионерами. Дети должны в школе научиться тому, что реально их интересует, а не всему подряд, а то опять получится универсал, каких везде навалом! Наоборот ребенок в школе должен определить свою дальнейшую линию развития по жизни. Например – не любит он музыку и получает тройки – и что дальше! Значит просто не его! Я например в школе тоже не любил математику – не мое оказалось – и в жизни она мне и не пригодилась! Так что с отметками как с мотивацией не согласен!
    А вот с чем согласен – так с это что дети должны сами зарабатывать деньги либо работать на предприятии у родителя – если у него свой собственный бизнес! Это позиция богатых людей, чтобы дети умели обращаться с деньгами – недавно читал “Азбуку денег” Бодо Шефера – очень поучительная книга! Всем рекомендую! Спасибо за статью!

    • >> Не согласен с отметками в школе – бывают предметы к которым у ребенка нет рвения – и мотивация на оценки тут не нужна – и троечники вырастают миллионерами.

      Школа здесь приведена только в качестве примера. По теме образования будут отдельные посты.

    • Алексей, согласна с Вами по поводу оценок! У моей дочери тоже проблемы с математикой. Я пыталась стимулировать деньгами, пока не услышала грубое в ответ “алгебру ненавижу, забери свои деньги себе”.
      Сейчас получается что деньги я использую не как поощерение, а как наказание.

      • Если вы и дальше будете продолжать предлагать деньги, то будет как наказание.  На самом деле – это хороший ответ. По крайней мере вы нашли истинную причину ее плохих отметок.

        Я бы не стал ее заставлять получать хорошие оценки по не любимому предмету. Это все равно, что вы будете заставлять ее есть не любимую кашу или ходить на уроки фортепьяно, в то время как она совершенно не расположена к этому, зато у нее есть любовь и способности к борьбе самбо.

        Задача родителей, на мой взгляд, найти таланты ребенка и развить их. Вот на чем нужно строить дальнейшую судьбу и заработок. Пусть она лучше когда вырастет займется любимым делом. Тогда деньги у нее будут всегда.

    • Немало родителей считают, что если ребенок получает плохие оценки, значит, он лентяй, лодырь и т. п. Мне кажется, если родители не будут так строго относится к своим детям в плане получения оценок в школе, то и родителям будет легче, и детям. Но вот как узнать, действительно ли ребенок не любит предмет, или ему просто лень?

      • Немало родителей считают, что если ребенок получает плохие оценки, значит, он лентяй, лодырь и т. п.

        Не знаю как другие родители, но лично для меня оценки в школе совершенно не показатель. Лень действительно появляется там, где нет интереса, или где нет страха.

        Например, в школе я больше всего не любил химию. И как родители меня не заставляли, какие плохие оценки мне не ставили, ну не давался мне это предмет и все.

        При этом, были другие предметы, по которым у меня были не пятерки, но и не двойки. Но я чувствовал, что могу осилить эти предметы, если будет нужно. Так и случилось однажды. Одно время я ходил в гости к девочке, чья мама работал в нашей школе учителем истории.

        У нас не было с этой девочкой ничего кроме дружбы. Но видимо мама считала, что я пытаюсь ее закадрить. Короче она стала меня спрашивать на каждом уроке. Естесвенно, первое время я получал двойки и тройки, так как плохо готовился к предмету.

        Но когда я понял суть игры, то решил играть по навязанным мне правилам и стал лучше готовиться конкретно к истории. В итоге, я стал получать пятерки и потом одноклассники постоянно прикалывались надо мной. если кто-то не мог ответить на вопрос исторички, то все сразу смотрели на меня как на эксперта))

        К чему все это? Если у ребенка есть способности, то нужно создать ему условия и все пойдет как по маслу. Но если ребенок далек от предмета, то нафига его грузить? Нужно развивать те способности и таланты, в которых у ребенка есть способности.

        У нас же пытаются получить одинаково хороший результат по всем дисциплинам. ЭТО НЕ ПРАВИЛЬНО!

        • У нас же пытаются получить одинаково хороший результат по всем дисциплинам. ЭТО НЕ ПРАВИЛЬНО!

          В этом то и проблема. Как отучить людей/родителей ценить ребенка по отметкам в школе по всем предметам?

  • Мне очень близки эти мысли. Конечно, метод “кнута и пряника” должен работать именно так. Наказывать ребенка за провинности лучше всего лишением его каких-то удовольствий (компьютерная игра, поход в кино и т.п.), но нельзя наказывать тем, что жизненно важно и полезно для здоровья. Например, многие родители наказывают, запрещая ребенку прогулку или лишая его отдыха.
    А по поводу того, что ребенок до 3-5 лет не годится в качестве помощника, – это вы, Роман, немного заблуждаетесь. Ваша дочка годика через два будет копировать мамины движения и неуклюже мыть пол, еще через год попросит помыть посуду и будет помогать готовить… А вот годам к 5-6 желание делать что-либо по дому как раз пройдет и нужно будет вовремя дать указания и нужную мотивацию, про которую вы и говорите в статье.

    • >> Ваша дочка годика через два будет копировать мамины движения и неуклюже мыть пол, еще через год попросит помыть посуду и будет помогать готовить…

      Ну вот как раз три годика и набегает :)))

      • Роман, а вы сейчас уже как-то «оплачиваете» (не обязательно деньгами) за помощь? Как-нибудь уже начали финансово воспитывать дочку?

        • Роман, а вы сейчас уже как-то «оплачиваете» (не обязательно деньгами) за помощь?

          Ей всего 2,5 года и пока она не понимает, что такое деньги. Мы используем систему поощрений тогда, когда ребенок делает то, что нужно с воспитальской точки зрения.

          Как-нибудь уже начали финансово воспитывать дочку?

          Да, конечно. Сейчас все усилия направлены на то, чтобы она хорошо развивалась. Физически, умственно. Развиваем память. Она уже знает весь алфавит. Будет здорово, если научим читать ее в ближайшие год-два (Опру Уинфри научили читать в 2,5 лет). Развиваем ее творческие способности. Она любит рисовать. В этом возрасте это и есть финансовое воспитание. Так как если она вырастет умной и талантливой, то финансово в будущем ей будет гораздо легче)) Позже еще напишу статью на эту тему.

    • По наблюдению заметил, что девочки становятся помощницами значительно ранее мальчиков, видимо, причина как раз в подражании тому, что девочки видят в своих матерях – держательниц очага.

  • Роман, немного противоречивый пост.
    У меня сложилось впечатление, что вы предлагаете платить ребенку за помощь по хозяйству и за хорошие оценки. Пусть даже вы описали это как – достижение цели. Но суть то от этого не меняется – это оплата хороших оценок. Да, ребенок будет отличником, но … станет ли он любознательным или научится исхитряться для достижения цели (получения хороших оценок)? А если учитель не ставит их, то … даже страшно представить.

    И еще. Теория, в данном случае ваш пост, все таки отличается от практики. Вы все верно сказали, но все в общих чертах. А вот как (а не что делать) этого добиться? Как добиться того, чтобы ваш ребенок убирал свою комнату, застилал свою постель без ваших напоминаний? Подарками в конце недели? Вот когда ваше дитя подрастет, надеюсь вы дополните этот несомненно полезный пост практическими советами.

    • >> станет ли он любознательным или научится исхитряться для достижения цели (получения хороших оценок)?

      Тема статьи была немного другой. Станет ребенок любознательным или нет – это уже совсем другая задача над которой нужно работать другими методами. Что касается хитрости в достижении цели – это нужно контролировать.

      >> Теория, в данном случае ваш пост, все таки отличается от практики.

      Данный пост основан не только на моем личном опыте, поэтому советы давались практические, которые можно применить в реальной жизни. Несомненно, с годами мне будет что добавить к этим мыслям.

      • Согласен с Денисом. И контролировать проявление хитрости не очень просто, особенно когда ребенок находится в школе, и вы не знаете, действительно ли он так знает предмет, что получает одни пятерки или же он списывает, подсматривает, пририсовывает себе оценки. Даже беседа с преподавателем не всегда может выявить, как именно учится ваш ребенок.

        • А что вам мешает самому пообщаться с ребенком? Скажу так: если незнакомый человек меня может обмануть, то вот родной или близкий мне вряд ли. Если человека знаешь хорошо, то хитрость или ложь определить очень легко: по глазам, по словам, по поведению…

          По ребенку видно обманывает он или нет. Но если ребенок обманывает так искуссно, что вы не можете это увидеть, то это скорее вопрос к вам: как много времени вы уделяете своему чаду, что так плохо его знаете…

          • как много времени вы уделяете своему чаду, что так плохо его знаете…

            У меня пока нет детей, и я не хочу уделять в будущем им мало времени, но, как вы не раз писали, родители часто проводят с детьми мало времени, “отдавая” их телевизору, компьютеру, подъездам и т. д.

        • А я хочу привести пример, когда в школах вводилось обучение, при котором за хорошие отметки платили деньги.
          По-моему, это было в городе нефтяников Лангепас (но могу и ошибаться).
          Так вот – обучение за деньги со временем испортило характеры школьников: они стали недружелюбными, ябедами, предавали друг друга часто и т.п. отрицательные проявления.

  • Очень актуальная статья, Роман! Согласно с Вами! Во всем нужно искать золотую середину, платить за каждую пятерку не следует, но и «все подарки даром» тоже не ценятся детьми.