История успеха компании Tesla, ведущего производителя электромобилей в мире

Tesla Inc. – американская компания, разрабатывающая и выпускающая электромобили, а также системы производства и хранения энергии.

Компания выпускает экологически чистые электромобили – в этих машинах вместо бензинового двигателя установлены литий-ионные батареи, заряжаемые от электросети. В 2020 поставки электрокаров достигли 500 тыс. единиц (в 2019 было 367 тыс. единиц), что сделало Tesla ведущим производителем электромобилей в мире.

В июле 2020, впервые в истории, Toyota Motors была оттеснена с места лидера автопрома по рыночной капитализации – Tesla обогнала конкурента и теперь стоит столько же, сколько 10 крупнейших автомобильных компаний мира (Toyota Motors, GM, Volkswagen, Ford, Honda, BMW и др.)!

На январь 2021 рыночная капитализация компании, по данным Forbes, составляет 837 млрд.$.

2020 год, не смотря на пандемию, стал особенно успешным в истории компании. Продажи составили 26 млрд.$, и рост акций Tesla сделал ее основателя Илона Маска вторым самым богатым человеком планеты.

Компания занимает 2-ое место рейтинга «Самых вдохновляющих мировых компаний-2020» по версии рейтинга Synergie и 11-ое место в ТОП-50 «Самых инновационных компаний» списка BCG.

В 2020 Financial Times разместил Tesla на 4-м месте (после Amazon, Microsoft и Apple) рейтинга «100 крупнейших компаний, процветающий в условиях пандемии».

Но не переоценена ли компания Tesla? Давайте в этом разберемся, а также узнаем, что такое гигафабрика, сколько зарабатывают в Tesla, почему магазины компании под запретом в ряде штатов и какой подарок сделал Илон Маск всему человечеству. Пристегнули ремни, поехали!

У истоков создания: «не Маском единым»

Компания была зарегистрирована 1 июля 2003. Штаб-квартира находится в Пало-Альто, Калифорния, США. Основателем Tesla Inc. является Илон Маск… и еще 4 человека. Титул учредителя автопрома был поделен между этой пятеркой через суд! «Кто все эти люди?».

Илон Маск

Илон Маск – гендиректор и культовый лидер Tesla

В 2003 американские инженеры и бизнесмены Мартин Эберхард (Martin Eberhard) и Марк Тарпеннинг (Marc Tarpenning) основали компанию по производству электромобилей, пару месяцев спустя к ним присоединился третий сотрудник – инженер Ян Райт (Ian Wright). В 2004 стартап приобрел Илон Маск, став главным инвестором. Пятым сотрудником Tesla стал Джеффри Штраубель (Jeffrey Straubel).

Илон Маск занял пост председателя совета директоров, Эберхард стал генеральным директором, Тарпеннинг – финансовым директором и вице-президентом по электротехнике, а Штраубель – техническим директором (Райт покинул компанию через год).

В 2008 Эберхарду и Тарпеннингу предложили покинуть совет директоров, оставить руководящие должности и перейти в консультативный совет. Такое понижение пришлось не по душе Эберхарду, и в 2009 он выдвинул иск против Илона Маска. В сентябре 2009 спор был мирно урегулирован, а титул «Учредителя компании» разделен. Все пятеро – Эберхард, Тарпеннинг, Райт, Маск и Штраубель – получили официальное право именоваться сооснователями Tesla.

Мартин Эберхард

Мартин Эберхард для себя и коллег «отвоевал» право наравне с Маском называться сооснователем Tesla / На фоне с ранней моделью Tesla Roadster

Business Insider в статье о забытых соучредителях известных компаний называет Эберхарда, Тарпеннинга, Райта и Штраубеля «другими сооснователями». Вклад Илона Маска в развитие компании неоценим – его предпринимательский, руководящий и инженерный таланты позволили Tesla достичь успеха. Его биографии посвящена отдельная статья.

Сейчас Илон Маск СЕО компании и главный архитектор продукции (Chief Product Architect). Пост главы департамента автомобильного направления с 2018 возглавляет Джером Гильен (Jerome Guillen). В 2019 совет директоров компании сократился с 11 до 7 членов ради большей эффективности в управлении. Среди действующих членов совета директоров – основатель Oracle Ларри Эллисон и младший брат Маска Кимбал (Kimbal Musk).

В 2018, после заявления в Твиттере о желании приватизировать компанию, Маску пришлось уйти с поста главы совета директоров. Причиной отстранения с должности стало известие о том, что Маск собирается выкупить акции фирмы (позже он отказался от своих слов) и последовавшее расследование Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC).

История названия и логотипа Tesla: «нос кота?»

До 2017 компания именовалась Tesla Motors, сейчас – Tesla Inc.

Фирменный знак компании

Фирменный знак компании

Компания названа в честь Николы Теслы (Nikola Tesla), выдающегося сербского физика и электротехника. Автопром носит фамилию изобретателя, т.к. в своих экологически чистых машинах применяет электрический двигатель переменного тока, запатентованный ученым в 1888.

Модель индукционного электромотора

Модель индукционного электромотора, которую Никола Тесла запатентовал еще в 1888

Инженеры компании, разумеется, поменяли дизайн двигателя, но их разработки основаны на исследованиях Теслы более 130-летней давности. Первой машиной с асинхронным двигателем, изобретенным гением электричества, стал электрокар Tesla Roadster.

Фирменный знак компании – не просто заглавная буква «Т» ее названия. Логотип автопроизводителя отображает применение в своей продукции электрической энергии – в нем можно увидеть стилистическое изображение секции асинхронного электродвигателя.

Упрощенное изображение индукционного мотора

Упрощенное изображение индукционного мотора и символическое изображение его секции в логотипе Tesla

Цветами логотипа являются красный и оттенки черно-серебристого. Ранее знак изображался с щитом, от которого позже отказались.

«Motors»

От щита в логотипе и слова «Motors» в имени компании отказались

Разработкой логотипа для Tesa Inc. занималось американское агентство RO Studio, которое работало и над эмблемами SpaceX и Falcon.

RO Studio

В портфолио дизайнерской компании RO Studio первыми указаны логотипы, разработанные для Tesla, SpaceX и Falcon

Существует параллельная, шуточная версия происхождения логотипа, которую поддерживает сам сооснователь. Когда у Илона Маска в Твиттере спросили, правда ли, что фирменный знак Tesla – не что иное, как нос котика, тот кратко ответил: «да».

«просто нос кота»

Миллиардер подтвердил, что логотип Тесла – «просто нос кота»

Бренд Tesla, по данным Visualcapitalist, является самым быстрорастущим брендом в мире. Торговая марка в 2020 была оценена в 12,4 млрд.$, что на 65% больше оценки предыдущего года.

Прирост стоимости брендов в 2020 в сравнении с 2019

Прирост стоимости брендов в 2020 в сравнении с 2019

Издание Interbrand оценивает ТМ «Тесла» еще дороже – в 12,79 млрд.$, и размещает на 40-й строчке рейтинга Лучшие мировые бренды. «Тесла – флагман будущего», – убежден ресурс Interbrand.

Начало производства электрокаров: Tesla Roadster

Спортивный электромобиль Tesla Roadster стал первой серийно выпускаемой моделью.

Тесла Roadster

Тесла Roadster – первый серийный электромобиль компании

Широкой публике электрокар был представлен в 2006 на автосалоне в Сан-Франциско, а серийный запуск стартовал в 2008. Илон Маск являлся архитектором продукта и принимал непосредственное участие в проектировании машины, основой для которого послужил родстер Lotus Elise английского производителя Lotus Cars.

Родстер стал первым электромобилем, способным преодолеть 320 км на одной подзарядке, и разгонялся до 97 км/ч (60 миль/ч) за 3,7 сек. Это был единственный спортивный автомобиль, который мог быть заряжен (полностью или частично) возобновляемой энергией.

«Лучшим изобретением-транспортным средством»

Журнал Time в 2006 назвал Roadster «Лучшим изобретением-транспортным средством»

Исторические путешествия родстера: «Вокруг света и не только»

В 2010 состоялся путешествие почти по Жюль Верну. Стремясь продемонстрировать практичность «электропервенца» и доказать, что будущее за зелеными машинами, компания направила родстер в мировое турне.

Для швейцарской компании часов TAG Heuer был специально разработан электрокар «TAG Heuer Tesla Roadster», который начал турне в марте 2010 с автосалона в Женеве, и завершил 29 сентября 2010 в Париже.

На маршруте тура было 16 крупных городов, включая Милан, Токио, Лос-Анджелес, Нью-Йорк и Лондон. В Будапеште – городе, где Никола Тесла разработал асинхронный двигатель – толпа встретила автопробег аплодисментами. Родстер побывал у Великой Китайской стены, и в Москве, став первым автомобилем без российских комплектующих, получивший официальное разрешение припарковаться на Красной площади.

TAG Heuer Tesla Roadster в Москве

TAG Heuer Tesla Roadster в Москве в рамках мирового турне «Одиссея пионеров», 2010

Тур продемонстрировал универсальность и простоту зарядки: Roadster преодолел большие расстояния, используя розетки в отелях, ресторанах, церквях и частных домах.

Tesla Roadster прославился еще одним путешествием, на этот раз за пределы Земли. Запуск машины в космос в 2018 с помощью ракеты Falcon Heavy, прославил авто, компанию Tesla и SpaceX, также основанную Маском.

Tesla Roadster в Космосе

Tesla Roadster в Космосе

Серийный выпуск первого поколения Tesla Roadster продолжался до января 2012, когда истек срок контракта с Lotus Cars.

Следующее поколение родстеров основано на архитектуре, разработанной для Tesla Model S. Новая серия электрокаров обладает рекордными заявленными характеристиками – электрический запас хода 1000 км, время разгона до 97 км/ч за 1,9 сек, максимальная скорость более 400 км/ч. На январь 2021 цена базовой версии 4-местного электрокара стартует от 200 тыс.$. Среди интересных дизайнерских «фишек» – стеклянная крыша машины.

Выход родстера второго поколения запланирован на 2022. Практически все компании, выпускающие электромобили, пытаются «догнать и перегнать» Tesla, презентуя зеленые машины, которые «разгоняются на 0,5 секунду быстрее, чем Тесла». Будет ли Tesla Roadster самым быстрым электромобилем, узнаем после запуска серийного производства.

Выход Tesla на биржу: «Кому акции по 17$?»

На фондовый рынок Tesla вышла 29 июня 2010 (тикер TSLA). За прошедшее десятилетие стоимость ее акций выросла почти в 50 раз: с 17 $ в день IPO до 846 $ за штуку на январь 2021.

График Statista показывает динамику роста стоимости ценных бумаг: с 2013 по 2016 цена акций оставалась на одном уровне, с 2017 начала расти, а в 2020 резко пошла в гору.

Рост стоимости акций связан с успешными продажами в 2020. Tesla Model 3 стала самым популярным в мире электромобилем, ее объем продаж составил порядка 365 тыс.ед. Поставки моделей 3 и Y увеличились почти на 90% по сравнению с 2019, на них пришлось 60% всего объема продаж Tesla в 2020. Продажи, в свою очередь, связаны с ростом спроса на электромобили.

Динамика роста акций Tesla

Динамика роста акций Tesla с момента выхода на биржу по сентябрь 2020

Илону Маску принадлежит 21% ценных бумаг Tesla Inc., что позволило ему временно потеснить Джеффа Безоса с позиции богатейшего человека планеты. В январе 2021 Маск возглавил рейтинг миллиардеров Bloomberg, а вот в рейтинге Самых богатых Forbes, который отображает капиталы бизнесменов в режиме реального времени, Маск на 2-ой строчке.

В обращении находятся 42,45% акций Tesla, что соответствует среднему показателю по автомобильной промышленности. Распределение ценных бумаг, по данным CNN Business, следующее.

Распределение акций компании, находящихся в обращении

Распределение акций компании, находящихся в обращении

Среди инвесторов компании – сооснователи Google Ларри Пейдж и Сергей Брин.

Читайте также:  История создания и развития компании Google + история логотипа и секреты успеха

Tesla Supercharger Network

Два года спустя после IPO произошло сразу несколько знаковых событий: Tesla представила сеть подзарядок Tesla Supercharger Network и новую модель – Model S.

Cеть суперзарядных станций позволяет путешествовать на дальние расстояния. Электрозаправочные станции используют солнечную энергию и обеспечивают «нулевую» стоимость подзарядки для владельцев Tesla.

Tesla Supercharger Network

По всему миру более 20 тыс. заправок Tesla Supercharger. 15-минутная подзарядка на такой станции обеспечивает приличный запас хода, полная занимает 20-30 минут, ну а для тех, кто не хочет ждать, существует функция быстрой замены аккумулятора, которая по цене эквивалентна стоимости заправки бензином полного бака.

Седан Model S

После выпуска родстера, предприятие сосредоточилось на выпуске машины по «разумной цене» (на январь 2021 цена Model S стартует от 78 тыс.$).

5-дверный электрический седан был впервые представлен в 2009 на автосалоне во Франкфурте, и поступил в продажу в июне 2012. Линейка модели S постоянно обновлялась: в 2016 машина получила новый дизайн, появились версии с разной емкостью батарей (75 и 90 кВт·ч).

По данным Tesla, модель S разгоняется до 97 км/ч за 2,3 сек и способна проехать на одном заряде до 630 км. Максимальная скорость авто составляет 320 км/ч. Электромобиль оснащен 17-дюймовым сенсорным экраном, системой фильтрации воздуха HEPA, предотвращающей попадание в салон вирусов и бактерий и функциями безопасности, включая 160-метровый радар, обеспечивающий обзор дальних объектов.

Седан Model S

Гарантия на батарею составляет 8 лет, или пробег 240 тыс.км, смотря что наступит ранее.

Model S 75D

Стеклянная крыша обеспечивает стильный вид электрокару и обзор каждому пассажиру / На фото Model S 75D

Согласно данным, приведенным в финансовом отчете, Tesla Model S Plaid является самой быстро разгоняющейся когда-либо выпускаемой машиной.

Параметр времени указан для разгона

Параметр времени указан для разгона с 0 до 97 км/ч (0-60 миль/ч)

Кроссовер Model Х

Электрический внедорожник Tesla Model X был представлен в 2012 в Лос-Анджелесе, а стал поставляться в 2015.

Модель Х – полноразмерный кроссовер, способный тянуть автоприцеп массой до 2267 кг. Он обладает лучшим в своем классе багажником объемом 8,2 м.кв., рассчитан до 7 взрослых, и на одной подзарядке проезжает до 550 км. Разгон до 97 км/ч происходит за 2,6 сек. 15-минутная электрозаправка обеспечивает кроссоверу запас хода до 280 км.

Одной из узнаваемых дизайнерских деталей Model X стали задние двери с шарнирами на крыше типа «крыло чайки».

«крыльями сокола»

Нестандартно открывающиеся задние двери в модели Х Tesla называет «крыльями сокола» (англ. «Falcon Wing»)

Безопасность вождения: вся правда об автопилоте Tesla

В октябре 2015 компания презентовала автопилот: полуавтономные функции вождения для Model S и X. Все последующие модели были оснащены автопилотом, ведь безопасность вождения находится среди приоритетов компании.

Вот что показали данные: в 4-м квартале 2020 для машин Tesla, использующих автопилот, была зарегистрирована 1 авария в среднем на 5,55 км пробега. Для машин без автопилота, но с активными функциями безопасности, показатель составил 1 аварию на 3,3 км. Для сравнения, автомобили без автопилота и функций безопасности имеют в среднем 1 аварию на 2 км. Из чего следует, что применение автопилота действительно уменьшает число ДТП.

В сентябре 2018 после обновления ПО в ряде электрокаров отказал автопилот. Компания среагировала быстро, и в течение пары дней исправила ошибку. С 2018 Tesla на добровольной основе публикует отчеты по безопасности. В них явственно видно, что уровень аварийности варьируется также от сезонности, погодных условий и пр.

Т.к. все машины Tesla подключены к сети, компания использует реальные данные, чтобы понять, отчего происходят аварии и улучшить свое ПО. Благодаря беспроводным обновлениям ПО, компания обновляет функции безопасности спустя долгое время после поставки автомобиля.

Читайте также:  Nike - история создания и развития спортивного бренда

Model 3: «Самая безопасная»

К моделям седана и внедорожника добавилась Model 3 – первый электрокар компании, ориентированный на массовый выпуск для премиум-сегмента рынка.

Прототип Model 3 был представлен в 2016, в 2017 состоялась презентация первых 30 серийных моделей и начались поставки. За 3 дня количество предзаказов составило 276 тыс. авто, через неделю возросло до 325 тыс. Спрос на новинку был настолько велик, что Tesla пересмотрела производственный план и продала часть акций на сумму 1,4 млрд. $, чтобы вырученные средства направить на расширение производственных мощностей.

В 4-м квартале 2019 поставки Model 3 составили более 80% поставок электрокаров Tesla по моделям. Электрокар стал самым продаваемым полностью электрическим автомобилем в мире.

Машина разгоняется до 97 км/ч за 3,1 сек, а ее максимальная скорость составляет 270 км/ч. Заявленный производителем запас хода равен 568 км, а 15-минутная подзарядка позволяет без остановок проехать до 280 км.

Машина разработана на новой платформе, отличной от используемой в моделях S и Х. Базовая комплектация Model 3 стартует с 36,5 тыс.$, и в нее входит жемчужно-белый цвет авто, за другой цвет (черный, синий и серебристый) придется доплатить 1000 $, за красный – 2000$. Вспоминается Генри Форд, который предлагал «автомобиль любого цвета, если этот цвет – черный».

«Ярче – дороже»

«Ярче – дороже»: за красный цвет кузова Модели 3 следует доплатить

Что касается стоимости подзарядки, то по данным российского владельца Tesla Model 3 Performance, она выходит от 3 до 12 раз дешевле заправки машин с ДВС того же класса, и это без учета возможности бесплатной подзарядки.

Как и предыдущие модели, Model 3 комплектуется системой автопилота. Ее кузов выполнен из авиаля (сокращение от «авиационный алюминий») – сплава на основе алюминия с добавлением магния, кремния, меди, марганца или хрома. Авиаль характеризуется высокой коррозиестойкостью и пластичностью.

«Спроектирована для безопасности» – под этим слоганом новинка презентуется на сайте компании. По оценке агентства Министерства транспорта США, Model 3 получила 5 баллов из 5 возможных, превосходно показав себя во всех краш-тестах.

Фото краш-тестов Модель 3

Фото краш-тестов Модель 3, 2018, источник сайт Управления безопасностью движения (NHTSA)

В отчетах безопасности сообщается, что Model S, Model X и Model 3 достигли самой низкой общей вероятности травмы среди всех транспортных средств, когда-либо тестировавшихся в рамках программы оценки новых автомобилей правительства США. Во многом это связано с жесткой укрепленной конструкцией аккумулятора, который крепится к полу машины, что обеспечивает прочность и низкий центр тяжести.

Биография Соичиро Хонда
Биография Соичиро Хонда – основателя автомобильной компании Honda (история успеха, фото, цитаты, интересные факты)

Кроссовер Model Y

Модель Y – практичный спортивный кроссовер с кузовом «универсал», по сути, являющийся «паркетником» (вид внедорожника, не предназначенный для бездорожья).

Презентация состоялась в марте 2019 в Хоторне, штат Калифорния, первые поставки американским клиентам начались в 2020, а серийный выпуск начался в 2021.

Кроссовер спроектирован на той же платформе, что и Модель 3. Пробег без подзарядки составляет 524 км, 15-минутная зарядка обеспечивает запас хода в 260 км. Электрокар за 3,5 сек разгоняется до 97 км/ч, и может разместить до 7 взрослых пассажиров. Полностью стеклянная крыша обеспечивает защиту от ИК и УФ-излучений. Стоимость типоисполнения с двухмоторным приводом стартует от 42 тыс.$.

Tesla Model Y

Tesla Model Y

Бой за сексуальность

В линейке электрокаров Model S, 3, X и Y почти реализовалась мечта Илона Маска привести Tesla к титулу самого сексуального автомобильного бренда. Буквы маркировки моделей, за его задумкой, должны складываться в слово «SЕXY» (англ. «сексуальный»).

Когда приятель Маска на вечеринке поинтересовался, какие модели последуют за S и Х, тот пошутил, что будет Model E. Зарегистрировать название не удалось, т.к. «Model E» является запатентованным термином Ford Motors. В 2010 Ford и Tesla заключили договор, где, среди прочего, Tesla отказывалась от использования этого названия. Дело решили заменой буквы «Е» на цифру «3», которая ее напоминает.

«Сексуальная» семейка электрокаров

«Сексуальная» семейка электрокаров

 «I’m sexy and i know it»

Как поется в песне, «I’m sexy and i know it» – англ. «Я сексуален, и знаю это»

Другие электрокары: Tesla Semi и Tesla Cybertruck

Помимо «сексуальной» линейки машин, компания Tesla презентует и другие электрокары. Запуск серийного производства следующих моделей ожидается не ранее 2021.

Первая электрофура с автопилотом

Прототип электрического грузовика Tesla Semi был представлен в 2017. Компания уже получила на фуру крупные заявки, стоимость которой начинается с 150 тыс.$. Среди заказчиков – рознично-торговая сеть Walmart (15 шт.) и производитель прохладительных напитков PepsiCo (100 шт).

Груженная 36 тоннами, Semi разгоняется до 97 км/ч за 20 сек, а без груза – за 5 сек. Заряда аккумулятора хватает на 800 км.

Tesla Semi, фото REUTERS

Tesla Semi, фото REUTERS/Alexandria Sage

Tesla Cybertruck

В ноябре 2019 возле завода SpaceX в Лос-Анджелесе состоялась премьера Tesla Cybertruck – электрокара в стиле «киберпанк».

Кузов выполнен из стали, применяемой при строительстве ракет SpaceX, а сам дизайн автомобиля будто взят из научно-фантастических антиутопий. Как электрокар смотрится на дорогах, можно оценить в ролике.

Видео: Tesla Cybertruck – электрокар в стиле «киберпанк»
Cybertruck

Cybertruck из-за футуристичных форм понравится не всем / фото Tesla сайт

Кибер-пикап укомплектован бронированным стеклом, обладает прочным экзоскелетом и опционально может быть оснащен герметичной кабиной, позволяющей использовать его в качестве амфибии. Заявленная грузоподъемность 1,6 тонн, а клиренс 40 см.

Презентация пикапа превратилась в настоящее шоу – убедиться можно, посмотрев видео:

Видео: Презентация пикапа TESLA CYBERTRUCK

Задача таких сенсационных проектов – демонстрировать инновационные технологии и укреплять имидж. Функция приносить доходы возложена на массово продаваемые модели, рассмотренные выше.

Масштабные демонстрации, грамотное общение со СМИ – Илон Маск знает, как работать на имидж и привлекать новых инвесторов. Не в этом ли кроется ажиотаж вокруг Tesla – в умении Маска работать на имидж, влиять на общественность и удивлять публику?

Читайте также:  История успеха компании McDonald's - крупнейшей в мире сети ресторанов быстрого питания

Производство и хранение энергии

С 2016 Tesla Inc. занимается проектированием солнечных энергосистем. Компания производит продукты для производства и хранения чистой энергии: солнечные панели, солнечные крыши, домашние аккумуляторы Powerwall и аккумуляторные системы Powerpack.

В 2016 Tesla за 2,6 млрд.$ купила SolarCity – энергетическую компанию, основанную в 2006. Приобретение позволило контролировать использование солнечной энергии для подзарядки машин.

экологически чистой энергии

В 2016 Tesla приобрела поставщика услуг в области экологически чистой энергии

SolarCity не «чужой» стартап для Маска, ее основателями являются Питер и Линдон Райвы, двоюродные братья Илона.

Основатели SolarCity и Илон Маск

Основатели SolarCity и Илон Маск

В SolarCity Питер и Линдон занимали посты СЕО и технического директора. После слияния, в 2017, братья оставили работу в Tesla, чтобы «заняться новым проектом». Часть акционеров компании остались недовольны объединением, которое размыло имидж Tesla как автопроизводителя.

В 2017 Илон Маск поспорил, что компания за 100 дней построит в Австралии «самый большой аккумулятор Tesla» мощностью 100 МВт, который накапливает электроэнергию с ветряков. Это пари глава автогиганта выиграл.

накапливает электроэнергию с ветряков

Успешный 2020: единоразовая победа или закономерность?

Достижения 2020

Хотя 2020 Tesla называет «критическим годом», для компании он принес много позитивных трансформаций. В этом году произошел сплит акций, и включениеTesla в фондовый индекс.

В конце августа 2020 произошло первое в истории Tesla дробление ценных бумаг в соотношении 5 к 1 (одна акция стала котироваться в 5 раз дешевле). Сплит был выполнен, чтобы сделать акции более доступными для мелких инвесторов.

С декабря 2020 акции Tesla присоединились к фондовому индексу S&P 500, что является серьезным достижением. Компания выполнила одно из условий интеграции в индекс– получала прибыль 4 квартала подряд, и после 5-го прибыльного квартала была включена в биржевой капитализационный индекс. Событие вызвало новый виток спроса на акции.

Именно в 2020 впервые за всю историю своего существования компания отчиталась о прибыли, а до этого фиксировала чистый убыток. Tesla вышла из минуса в плюс и стала получать прибыль в течение последних 5 кварталов. Операционный доход Tesla в 2020 составил 1,99 млрд.$, тогда как в предыдущие годы согласно финансового отчета компания фиксировала миллионные операционные убытки: в 2016 они составили 667 млн.$, в 2017 – 1,6 млрд.$, в 2018 – 388 млн. $, а в 2019 – 69 млн.$.

Чистая прибыль, относящаяся к держателям обыкновенных акций Tesla, в 2020 составила 721 млн.$, а чистая прибыль, относящаяся к неконтрольным долям, составила 141 млн.$.

Чистая прибыль

Чистая прибыль (убытки) Tesla с 2014 по 2020 в млн.$ / данные Statista

В 2020 компания произвела почти 455 тыс. Model 3 и Y, и 54,8 тыс. Model S и X. Суммарно было выпущено более 509,7 тыс. машин, поставлено 499,6 тыс., так что амбициозный план производства полумиллиона электрокаров в год достигнут.

Рост акций Tesla в июне 2020 позволил ей обогнать по показателю рыночной капитализации Toyota Motor и стать самой дорогой компанией – автопроизводителем планеты.

Рыночная капитализация

Рыночная капитализация мировых автопроизводителей в млрд.$ на 1 сентября 2020

Хотя Tesla имеет более высокую рыночную капитализацию, она отстает от Toyota по ряду ключевых показателей:

  1. Японская компания производит больший объем автомобилей, чем американский конкурент: в 1-м квартале 2020 Tesla сообщила о выпуске 103 тыс. электромобилей, а Toyota за тот же период отчиталась о 2,4 млн. машин;
  1. У Toyota более высокая стоимость предприятия, чем у Tesla: 290

млрд.$ против 252 млрд.$ (данные FactSet). Стоимость компании не равна рыночной капитализации – первая учитывает еще и долговые обязательства предприятия.

Доля мирового рынка у Toyota более 10%, тогда как у Tesla в 10 раз меньше – 0,8%. Свою продукцию Toyota продает в 170 странах, а Tesla пока в 40.

Распределение мирового рынка

Распределение мирового рынка продаж автомобилей в 2020

Начиная с 2003 Tesla балансировала на грани банкротства. Но выход на массовое производство и спрос на электромобили помогли компании в 2020 показать первую прибыль и претендовать на устойчивое развитие. Текущая рыночная капитализация Tesla составляет 837 млрд.$, однако акции компании аналитики называют переоцененными, причем завышенную оценку Tesla признает и сам Илон Маск.

Перспективы отрасли

Спрос на электрокары растет во всем мире – в 2019 суммарно было продано 2,17 млн.электрокаров, в 2020 уже 3,1 млн. (данные Statista). Рыночная доля электрокаров выросла с 2,5% в 2019 до 4,4% в 2020. Прогнозируется, что к 2050 из 10 проданных машин 8 будут электромобилями.

Этому способствуют новые экологические нормы, принятые рядом стран. ЕС к 2050 намерена стать «климатически нейтральной», т.е. снизить выбросы парниковых газов до нулевого уровня. На автомобили в ЕС приходится 12% всех выбросов углекислого газа, основного компонента парниковых газов.

Биография Киичиро Тойода
Биография Киичиро Тойода – основателя автомобильной компании Тойота

Продажа машин с ДВС будет запрещена с 2025 года в Норвегии, с 2030 в Швеции, Дании, Израиле, Исландии, Индии, Китае, Великобритании, с 2035 в штате Калифорния и Канаде, с 2040 в Германии и Франции.

Вводимые новые правила и ограничения на выбросы оксида азота и углекислого газа стимулируют автопроизводителей выпускать машины, соблюдающие экологические нормы. С 2019 Volvo Cars перестала разрабатывать новые модели с ДВС, в 2025 от их производства откажутся Aston Martin, а Porsche обещает, что к 2025 половину ее продукции составят электрокары. Audi и Mersedes также отказываются от разработки новых поколений авто с ДВС.

За последнее десятилетие, цены на литий-ионные аккумуляторы существенно упали, что также привело к росту продаж электрокаров, теснящих авто с ДВС.

По прогнозам Bloomberg, к 2025 электромобили будут стоить меньше авто с ДВС за счет снижения цены на батареи, и к 2030 их стоимость составит 26 тыс.$.

И хотя оппоненты электрокаров справедливо отмечают, что выбросы углекислого газа на стадии производства электрокаров больше и что во внимание не принимается общий углеродный след машины, автомобильные концерны спешат выпускать первые электрокары и совершенствовать гибриды.

Доля электрокаров

Доля электрокаров в % в ряде стран в 2020 / Данные CleanTechnica.com

Доля рынка электромобилей в Норвегии уже составляет 75%. Запрет на продажу автомобилей с ДВС в 2025, высокая покупательная способность и государственные субсидии на приобретение электрокаров сделали страну привлекательным рынком сбыта. Tesla входит в список самых продаваемых автомобильных брендов Норвегии – 2-ое место в 2020 после Volkswagen.

Сегмент электромобилей активно развивается, что обуславливает инвестиционную привлекательность Tesla. Рост капитализации компании имеет объективные причины, хотя и не обходится без «хайпа».

Мировые продажи

Мировые продажи электромобилей в 2020, в шт. / Данные CleanTechnica.com

Пока еще Tesla является лидером сегмента, но конкуренты довольно успешно уменьшают разрыв. Ситуация, когда говоришь «электрокар», а подразумеваешь «тесла» может изменится.

В США компания продолжает лидировать с долей на рынке электрокаров 79%, чего не скажешь про рынок ЕС. В 2020 продажи в Европе электрокара Volkswagen ID.3 (первого серийного электромобиля концерна Volkswagen Group) превысили продажи Tesla Model 3 – 172 тыс.авто против 96 тыс. соответственно. Если в 2019 Tesla продала в Европу 109 тыс.авто, что составило 31% местного рынка, то в 2020 только 98 тыс.электрокаров (13% европейского рынка). Упали продажи Tesla и в Норвегии: 18,8 тыс. машин в 2019 против 8,7 тыс. авто в 2020.

Снижение продаж может быть обусловлено частично логистикой, частично изменением вкусов европейцев. Запуск новой Гигафабрики в Германии, по замыслу Tesla, обеспечит близость к потребителю и выпуск до 500 тыс. электрокаров ежегодно.

Где производится продукция Tesla: «Машины делают машины»

В мечтах у Илона Маска – полностью автоматизированное производство. Ну а пока в выпуске одного автомобиля задействованы штатные сотрудники и до 15 роботов.

Производство электрокаров осуществляется на базе заводов и гигафабрик. Гигафабрика (Gigafactory) – завод Tesla, получивший название от приставки «гига», единицы измерения, обозначающей миллиард (109).

Гигафабрики строятся поэтапно, что позволяет начинать производство внутри готовых секций и постепенно добавлять новые производственные линии. Свои фабрики Tesla возводит максимально быстро – за год. Секрет скорости заключается в готовых модулях, которые при строительстве соединяются, подобно деталям конструктора «Лего».

Производственные мощности компании сосредоточены не только в США. Tesla управляет тремя объектами с термином «Giga» и рядом заводов:

1 Завод во Фримонте, штат Калифорния, США. Именно здесь производится подавляющее большинство электромобилей Tesla и компонентов для них. На заводе трудится 10 тыс.человек – пятая часть общего числа работников компании.

Предприятие ранее принадлежало General Motors. В 2010 Tesla приобрела завод и значительно реконструировала, вложив 3 млрд.$. Первая модель S сошла с конвейера в июне 2012, а первые аккумуляторные батареи выпускаются с 2015.

Производственные и офисные строения занимают 490 тыс.кв.м., что эквивалентно 68 футбольным полям! Фабрика настолько большая, что сотрудников к месту работы доставляет маршрутное такси. Планировка крыши и инфраструктура зданий позволяют использовать солнечную батарею на месте.

В 15-минутном ролике с русской озвучкой Илон Маск проводит экскурсию по фабрике, и объясняет, в чем преимущество людей перед роботами:

Видео: Илон Маск - экскурсия по фабрике Tesla (русская озвучка)

 

«Лучшая деталь машины – это отсутствие детали»

«Лучшая деталь машины – это отсутствие детали», – убежден Илон Маск

2 Гига Невада (Giga Nevada, Gigafactory 1), Спаркс, штат Невада, США. Завод с нулевым уровнем выброса углекислого газа поставляет батареи и электродвигатели для Model 3, и производит элементы хранения энергии.

Строительство гигафабрики началось в ноябре 2014, а открытие состоялось в июле 2016. Массовый выпуск литий-ионных аккумуляторов стартовал в январе 2017. Tesla производит больше батарей в киловатт-часах, чем все другие автопроизводители вместе взятые.

3 Гигафабрика 2 (Gigafactory 2), Буффало, штат Нью-йорк, США. Завод площадью свыше 100 тыс. м.кв. со штатом в 800 человек открылся в 2017. Предприятие выпускает фотоэлектрические элементы, преобразующие энергию Солнца в электрический ток (солнечные элементы, батареи).

4 Гигафабрика Шанхай (Gigafactory Shanghai, Gigafactory 3), Шанхай, Китай. Является первым зарубежным заводом Tesla и выпускает электромобили для азиатского рынка. Закладка фабрики состоялась в январе 2019, а год спустя с конвейера сошли первые Model 3. Еще за 9 месяцев завод расширили более чем в 2 раза, запустив в декабре 2020 производство Model Y.

Территория завода 86 Га, мощности рассчитаны на выпуск 150 тыс. машин с планируемым увеличением до 250 тыс. единиц. Экспорт Tesla Model 3 китайского производства будет расширяться.

На фабрике в Шанхае

На фабрике в Шанхае / фото источник Forbes

5 Фабрика в Тилбурге, Нидерланды. Первый европейский завод компании, открытый в 2015, собирает электромобили Model X.

6 Гигафабрики 4 и 5 в Берлине и Техасе. Находятся в процессе строительства и начнут выпуск продукции, по плану, в 2021. Завод в Германии будет поставлять аккумуляторы, солнечные панели и четыре модели Tesla, а техасский завод займется выпуском кибер-транка.

Дружный коллектив Tesla

По данным Forbes, число сотрудников компании 48 тыс.человек. Компания является одним из крупнейших работодателей в сфере производства в штате Калифорния.

Издание Indeed указывает, что средняя почасовая оплата в Tesla стартует от 11$ (для агента на стойке регистрации). «Минималка» достаточно низкая: к примеру, сотрудники Amazon и McDonald’s неоднократно проводили забастовки, требуя повысить уровень оплаты до 15 $ / час. А вот оплата труда электрика-подмастерья составляет 36$ / час, что на 44% выше средней по отрасли. Ресурс Career Bliss указывает, что средняя зарплата на предприятии в 2021 составляет 79 тыс.$ в год (в месяц почти 6,6 тыс.$). Младший менеджер получает около 8,8 тыс.$ в месяц.

В компании поощряют работников, проявляющих способности и дисциплину, а тех, кто не «дотягивает» до стандартов, быстро увольняют. На предприятиях Tesla нет традиционного начальства и понятия «иерархии»: каждый занят работой на отведенном участке.

Среди плюсов работы заводчане отмечают оплачиваемую медицинскую страховку и отпуск по уходу за ребенком, но жалуются, что не хватает инфраструктуры. На заводе во Фримонте хотя и есть кафетерий с тренажерным залом, комнаты для медитаций и массажные кабинеты, как в Google, отсутствуют. А с наращиванием производства и расширением штата и вовсе перестало хватать элементарных удобств, таких, как парковочные места и уборные.

В целом, работники оценивают льготы на предприятии на «4 с минусом»: 3,7 балла из 5 максимальных. Сотрудник Tesla, делясь мнением про работодателя, советует «попрощаться с личной жизнью», ведь работа на фабрике длится «12 часов 6 дней в неделю». Такой темп выдерживают не все. Не смотря на достойный уровень оплаты труда квалифицированных специалистов, средняя продолжительность работы на заводе составляет 2 года.

Как купить Tesla

Tesla предлагает два способа покупки своих автомобилей: через сайт компании и в собственных шоурумах. В выставочных залах Tesla можно заказать электрокар у производителя, а не приобрести его на месте. В магазинах компании отсутствует торг за цену.

Но не во всех штатах Америки присутствуют магазины компании: в некоторых они запрещены. Как так получилось, что американского автопроизводителя игнорируют у себя на родине? Почему магазины Tesla запрещены в ряде штатов Америки? Неужели местные власти не рады рабочим местам и налоговым поступлениям в казну?

Tesla запрещено открывать магазины в пяти штатах Америки: Техасе, Западной Вирджинии, Юте, Аризоне и Коннектикуте. В основе странного «бана» лежит устаревший закон, по которому машины можно покупать только у посредников. А Tesla продает автомобили сама, без услуг независимых автосалонов.

Шоурум Tesla

Шоурум Tesla в Штутгарте, Германия

Началось все в 30-х гг. ХХ ст., когда автопроизводители отдали право продавать свои авто посредникам. Проблемой данной схемы являлось то, что «Большая тройка» (General Motors, Ford Motor, Chrysler) оказывали влияние на автодилеров. Посредники могли «раскрутить» в городе автомобильный бренд, а потом автопроизводитель приходил и открывал собственный магазин, а франшизу дилеру не продлевал. В 50-х гг. все штаты приняли закон, запрещающий автопроизводителям торговать продукцией через собственные магазины.

Но почему юридический запрет, бойкотирующий Tesla, распространяется не по всей Америке? Каждый штат решил этот вопрос по-своему: кто-то иначе трактует устаревший закон, кто-то обновил законодательство.

Отчего Tesla продолжает настаивать на продажах напрямую, без посредников? Илон Маск отвечает, что традиционная модель независимых автосалонов не подходит для продаж электрокаров. Большую часть бизнеса посредников составляет сегмент машин с ДВС, а это вызывает конфликт интересов. К тому же затраты на обслуживание Tesla ниже, чем у традиционных авто, поэтому дилерские центры, среди основных функций которого присутствует сервисное обслуживание, получат от продаж Tesla меньше прибыли.

Tesla же предлагает бесплатное обслуживание своих автомобилей.

Выставочный магазин компании

Выставочный магазин компании

Кто покупает Tesla: «Звезда на электромобиле»

Знаменитости отдают предпочтения экологически чистым машинам от Илона Маска. Если их собрать вместе, то получится компания для вручения «Оскара».

Среди владельцев экологически чистых машин самый кассовый кинорежиссер Стивен Спилберг, и бессменные лидеры списков «Самых привлекательных мужчин Голливуда» Леонардо Ди Каприо, Брэд Питт, Бен Аффлек, Эштон Кутчер,Джереми Реннер, Мэтт Деймон.Не отстают от молодежи и такие мэтры кино, как Харрисон Форд, Дастин Хоффман, Морган Фримен. За рулем «теслы» актрисыКэмерон Диас,Джессика Альба, Анджелина Джоли, Дженнифер Гарнер, Элисон Ханниган, Зоуи Дешанель, певицы Шакира, Рианна и Кэти Пэрри. Основатели Google Ларри ПейджСергей Брин и соучредитель Apple Стив Возняк также пользуются электрокарами Tesla.

Если в этом списке пока нет вас – не расстраивайтесь, Тесла остается привилегией, доступной не всем. Ряд российских бизнесменов и политиков также владеют электрокарами Tesla, хотя официально эти машины в РФ не продаются.

Наши соотечественники, признающие плюсы электрокара, указывают также и на минусы Теслы. Владельцы стильных электромобилей отмечают следующие недостатки: длительность зарядки (зарядка в собственном гараже или на паркинге занимает до 12 часов), низкая посадка (клиренс для Модели 3 составляет 14 см, тогда как высота бордюра допускается до 15 см), высокая стоимость запчастей, снижение дальности хода в холодное время года (200-220 км зимой по сравнению с 350 км летом для Tesla Model S), среднее качество сборки («в фары попадает влага»), недостаточное количество пунктов зарядки.

К тому же в начале запуска Модели 3 встречались недоработки, как то не одинаковые зазоры между внешними панелями и некачественная покраска. Изъяны компания объясняет «проблемой роста производства» и стремится исправлять недоработки, откликаясь на критику.

Общий вердикт для Tesla таков: «не для наших дорог», и «не годится, как единственный автомобиль в семье».

Социальная и экологическая ответственность

Выпускаемая компанией продукция улучшает экологию планеты, ведь электромобили при эксплуатации не выделяют в атмосферу углекислый газ. Согласно Отчету о воздействии Tesla, проданные ею электрокары не выбросили в атмосферу порядка 4 млн.тонн СО2 – столько бы поступило выбросов от того же количества машин с ДВС.

Когда ураган «Мария» обрушился на Пуэрто-Рико в сентябре 2017, отключив электроэнергию на острове, Tesla предоставила батарею хранения энергии в сочетании с солнечными панелями, и обеспечила электричество без выбросов в более чем 660 населенных пунктах. Это – лишь один пример из послужного списка «добрых дел» компании.

В конце 2020 Tesla и еще 27 американских компаний учредили организацию Zero Emission Transport Association (ZETA), которая будет способствовать переходу транспорта в США на электротягу.

Миссия Tesla

В 2014 в стремлении сделать мир лучше, компания пошла на беспрецедентный шаг: сняла ограничения на доступ к технологиям своих электромобилей. На стене в штаб-квартире Tesla в Пало-Альто теперь вместо 140 металлических табличек, каждая из которых символизировала патент на производство электрокаров, осталась лишь пустая стена. По мнению СЕО Tesla, отказ от патентных исков и прав на интеллектуальную собственность простимулирует разработку технологий электромобилей.

Ведь миссия Tesla – ускорить переход мира к устойчивой энергетике за счет все более доступных электромобилей и энергетических продуктов.

Миссия Tesla

Компании удалось преобразовать одну из самых инерционных и масштабных отраслей – автомобилестроение. Tesla устанавливает отраслевой стандарт производительности и безопасности вождения, а ее логотип стал символом инноваций. Впереди Tesla ожидает увеличение конкуренции, но бренд отличается способностью объединять долгосрочное видение с краткосрочной перспективой и гибко отвечает на вызовы современного мира.

Видео на десерт: Они Называют Это Прекрасное Побережье Вратами Ада

Об авторе

Валентина Даниличева

Профессиональный копирайтер, призер нескольких литературных конкурсов. За победу в конкурсе «Сказка» (2014) награждена поездкой в Барселону.

Комментарии

Оставить комментарий