Зачем копить деньги, если инфляция их уничтожит? Правда или вымысел

В одной из публикаций блога, я уже рассуждал на тему: “Что такое инфляция и как ее считать”. В комментариях к той статье, и не только к ней, разворачиваются жаркие споры, как у меня с читателями, так и у читателей между собой, на тему того, что такое инфляция.

Более того, я периодически получаю на почту различные сообщения от посетителей блога, из которых мне становится очевидным, что многие, финансово не образованные люди, как черт ладана боятся инфляции.

Вот одно из последних сообщений на эту тему:

Михаил пишет:

Привет, Роман!
Я участвовал в вебинаре “Что нужно делать, чтобы преуспеть в 2010 году” и подписался на онлайн курс “Мой рубль”.
Нашел много важного и полезного, но у меня есть одно примечание-замечание!
Относится оно к тому уроку, в котором разговор ведется о необходимости откладывать каждый месяц по 10% от своего дохода).
Замечание следующего характера: есть такое “правило 70” (или “правило 72”) – можете ввести в википедии и прочитать что это такое. Вкратце: если допустить, что инфляция составит примерно 10% в год, то за период времени T=70/10%= 7 лет – цены на продукты возрастут вдвое!!! Аналогично можно применить и к банковским вкладам-депозитам: если взять процентную ставку 15% годовых, то через 70/15=4,5 года денег на счете станет в два раза больше!

Возвращаясь к инфляции: пусть то, что мы откладывали принесет нам через 7 лет миллион, но через 7 лет на этот миллион мы уже сможем купить в два раза меньше, то есть фактически это раза в два снижает наш пассивный доход в виде %. Да и к тому же Роман, где уверенность в том, что в нашей стране будет все стабильно??? Как всегда правительство выкинет очередную штуку, и погорят все вклады, например, или ещё чего-нибудь придумают???

Также, много подобных сообщений и комментариев я получаю в статьях из рубрики “Как заработать миллион”: “Роман, зачем тебе это, если через энное количество лет, твои деньги съесть инфляция!” Вот такими страшилками меня пугают постоянно.

Первый вопрос, который у меня возникает в таких случаях: Тогда, что делать? Не копить? Тратить? По моему – это еще более бредовая идея. Тратить деньги, только из-за того, что их может “съесть” инфляция.

В этом месте, давайте сразу поставим восклицательный знак – инфляция съедает только те деньги, которые не работают. Если вы храните свои накопления под “подушкой”, то тогда реально часть денег вы потеряете.

Один из главных законов больших денег заключается в том, что деньги должны работать. Они никогда не должны быть без дела.

Идем дальше. Давайте обратимся к цифрам, предоставленным Федеральной Службой Государственной Статистики:

ГОД РОСТ ДОХОДОВ, % РОСТ ИНФЛЯЦИИ, %
1999 64,22 36,5
2000 37,51 20,2
2001 34,23 18,6
2002 28,91 15,1
2003 30,99 12
2004 23,98 11,7
2005 26,54 10,9
2006 25,69 9
2007 23,6 11,9
2008 20,1 13,3
СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ: 31,57 15,92

Как видно из данной таблицы, за последние 10 лет, рост доходов опережает уровень инфляции почти вдвое. Конечно, не у всех и не везде. Однако, к этим цифрам резонно прислушаться, для того, чтобы понимать природу расходов и доходов.

О чем это говорит?

В первую очередь о том, что многие люди, при расчетах будущей доходности своих накоплений, вложенных в различные финансовые инструменты, допускают грубейшую ошибку, делая поправку итоговой суммы с учетом инфляции.

Ведь с ростом доходов, мы же можем рассчитывать на то, что сумма наших ежемесячных накоплений будет увеличиваться?

Как обычно считают?

Берут отрезок времени, допустим 10 лет. Прикидывают, сколько можно ежемесячно откладывать, например по 5000 рублей ежемесячно, берут средний процент и рассчитывают итоговую сумму. Потом вычитают инфляцию.

Но, уважаемые! Почему вы не считаете, что ежемесячная сумма в 5000 рублей, с ростом ваших доходов будет увеличиваться?

Читайте также  Как Заработать На Акциях Сбербанка 678%

Пример.

В 2006 году, когда я только начинал изучать тему личных финансов и делать первые накопления, я зарабатывал около 25 000 рублей. При этом, я старался откладывать ежемесячно не менее 5 000 рублей.

В 2008 году, после того, как я нашел свою вторую половинку и мы поженились, наш семейный бюджет вырос до отметки 124 тысячи рублей ежемесячно. В 2008 году, в моей карьере произошел существенный рост. Более того, появилось несколько дополнительных источников дохода, такие как небольшой бизнес и активы.

И, в 2008 году, мы уже откладывали около 15 000 – 20 000 рублей ежемесячно. Эти деньги шли на создание активов, которые в свою очередь, создавали для нас новые деньги.


А теперь давайте еще раз вернемся к сообщению, которое я процитировал в начале:

Михаил пишет:

“…пусть то, что мы откладывали принесет нам через 7 лет миллион, но через 7 лет на этот миллион мы уже сможем купить в два раза меньше, то есть, фактически, это раза в два снижает наш пассивный доход в виде %…”

Ну как можно так рассуждать? Давайте говорить по существу. Есть ли у вас на данный момент миллион? Нет? Допустим, вы начнете копить и инвестировать эти деньги под проценты и через 7 лет получите миллион, на который вы сможете купить гораздо меньше, чем сейчас.

Но проблема в том, что у вас сейчас нет этого миллиона. А через 7 лет будет, если начнете откладывать деньги. И пусть, на эту сумму вы сможете купить в два раза меньше, хотя это тоже вопрос спорный, но все таки!!!

В 2006 году, у меня не было ни копейки за душой. Сейчас, у меня есть сумма почти в 700 000 рублей. Жалею ли я о том, что в 2006 году я мог купить на эти деньги больше? Нет!! Потому что у меня не было тогда этих денег. А сейчас есть.

Поэтому, прикрывать свою финансовую необразованность или отсутствие силы воли, рассуждениями о том, сколько “съест” инфляция от ваших накоплений неуместно.

Вот если бы у вас был миллион на руках и вы бы говорили о том, что через 7 лет, половину этого миллиона съест инфляция, тогда это был бы уместный разговор и, скорее всего, я бы перевел его в русло рассуждений о том, что можно сделать, чтобы через 7 лет этот миллион превратился в три миллиона, а еще лучше в десять.

Михаил пишет:

Да и к тому же Роман, где уверенность в том, что в нашей стране будет все стабильно??? Как всегда правительство выкинет очередную штуку, и погорят все вклады, например, или ещё чего-нибудь придумают???

Михаил, вы рассуждаете в верном направлении, но вам еще нужно очень много учиться и работать над собой. Дело в том, что когда речь заходит об инвестициях, то, неизбежно, каждый инвестор сталкивается с такими понятиями, как инфляция и риск.

Никто не хочет терять на инфляции свои деньги, но и риск должен быть допустимый. А риски бывают разные, в том числе и политические. Поэтому, задача успешного инвестора заключается в том, чтобы переиграть инфляцию, получить хороший доход и снизить все возможные риски к нулю.

Нигде и никто вам не даст никаких гарантий. Кризисы неизбежны. Помимо вкладов. существует масса различных финансовых инструментов, такие как акции, облигации, недвижимость, бизнес и т.д.

Современный человек, желающий претворить свои мечты и планы в жизнь, должен учиться разбираться в данных вопросах. Необходимо ориентироваться в различных финансовых инструментах, понимать их степень риска, уметь анализировать ситуацию на фондовых рынках. Но, если вам это неинтересно, то можно просто отдать свои деньги в управление профессионалам.

Однако, процесс создания накоплений должен быть постоянным, как минимум до тех пор, пока доходы от ваших инвестиций не превысят ваши текущие расходы.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Об авторе

Роман Кожин

Автор и основатель блога "Мой Рубль", интернет-предприниматель. Делюсь своим опытом заработка в интернете, достижения финансовой независимости. Я женат, у меня две очаровательных дочки, веду здоровый образ жизни, занимаюсь спортом. За моей жизнью вы можете следить в социальных сетях по ссылкам ниже.

Отправить ответ

avatar
Anton

Зачем копить деньги, если инфляция их уничтожит, звучит как зачем человеку жить, если он рано или поздно умрёт.

Алекс

Вкладывать в золото и изделия из них. По крайней мере, не потеряешь на инфляции. Это один из вариантов.

Полночь

Насколько я знаю и в блоге об этом написано, продавать золото сложно – налоги всякие и комиссии. Дороже будет. Лучше в валюту вкладывать.

Anton

Если в виде изделий особенно цепочек, памятных монет, то очень невыгодно. Наверно в валюту надёжней.

Lyubov Любовь

Я не знаю, как это работает, но тоже – помогает сохранить и умножить деньги!

Купите цветок «Денежное дерево» и вместе с ним посадите самые крупные монеты, какие у вас есть. Цветок, естественно, должен расти буйно и густо.

Anton

Я могу Вам по почте такое дерево выслать. Не за бесплатно. Бесплатно только удобрения могу дать. Купите?

Lyubov Любовь

Ключевая мысль статьи: процесс создания накоплений должен быть постоянным, как минимум до тех пор, пока доходы от ваших инвестиций не превысят ваши текущие расходы.

В общем, копить и никаких гвоздей! Копить используя любые способы: от 1 до 10% от всех получаемых средств, или откладывая определенную сумму в месяц, или, откладывая по 30 рублей (примерно 1$) в день. Да хоть по рублю в день! Главное начать, приучить себя к мысли, привить полезную привычку. ИМХО.

malbertn

А мне кажется ключевая мысль статьи: увеличивайте доходы, чтобы они перекрывали инфляцию)

Алекс

“увеличивайте доходы, чтобы они перекрывали инфляцию”.
Сужя по приведённой Романом таблице, в среднем доходы увеличиваются быстрее инфляции.

Anton

Зар плата растёт всегда медленнее инфляции. Сначала инфляция, а через полгода поднимают зарплату. И так всегда. З/П в роли догоняющего. Не наоборот.

Lyubov Любовь

Сам по себе рост доходов – не есть гарантия для увеличения накоплений! Прочтите название статьи и последний абзац:

процесс создания накоплений должен быть постоянным, как минимум до тех пор, пока доходы от ваших инвестиций не превысят ваши текущие расходы.

Поэтому – Копить, Копить и еще раз Копить!

Anton

увеличение доходов для перекрытия инфляции – это для продвинутых. Для начала пусть начнут хотя бы просто откладывать.

Полночь

Lyubov Любовь, вы приравниваете накопление и инвестирование?

Lyubov Любовь

Одно другому не мешает. Более того, это одно плавно перетекает во второе. Чем больше накоплений, тем шире выбор инструментов для инвестирования. Имхо.

Анна

А мы с мужем вложили деньги в недвижимость!! Недвижимость растет, деньги приумножаются+мы сдаем помещения, что приносит еще и доход!И инфляция нам не страшна!

Anton

Если есть что сдавать проблем нет. Я далёк от этого. Пока хочу только продать то что построю сам.

Лилия

вот и я больше доверяю вложению в недвижимость. но для этого нужно достаточно средств чтобы их вложить

Lyubov Любовь

С этим не поспоришь. Особенно выгодно сдавать в аренду коммерческую недвижимость, например сдавать торговую площадь крупным сетевым продуктовым универмагам самообслуживания в густонаселенном микрорайоне.

Полночь

Чтобы ее сдавать, сначала нужно построить, а это очень большие деньги. Чтобы их накопить, нужны какие-то финансовые инструменты.

Евгения

У меня знакомый даже после моих доводов в пользу инвестирования денег ни в какую не соглашается нести деньги в различные финансовые организации. Вот ни чем человека не проймешь. Хотя ему чуть за 30 а взгляды на сбережения из прошлого века.

malbertn

Совковое воспитание, может, дает о себе знать?

Anton

Совкое это как? Дворовое, дворницкое? У меня совок с фасовкой воспринимается.

Lyubov Любовь

Скорее всего влияет страх пострадать в финансовом плане от возможности принятия нашим госаппаратом непопулярных мер по “законному” отъёму денежных средств у населения, коих в нашем недавнем прошлом – предостаточно.

Оксана

По поводу роста доходов немного не соглашусь. За последние 4 года у нас на работе не было повышения зарплаты, а рост на услуги ЖКХ, питание, проезд постоянно растет. Я рада, что в это время поняла, что надо делать, чтобы не ты работал на деньги, а они на тебя, поэтому условия нашей жизни намного улучшились

Anton

Зарплата повышается но не намног, а вот ЖКХ, проезд это монстр по съеданию денег.

Полночь

Оксана, расскажите пожалуйста как вы заставили работать деньги на себя, интересно узнать очень.

malbertn

Оксана, а что именно вы предприняли? Вклады, акции, ПИФ?

Anton

Я хочу домик построить на участке с целью перепродажи. Не знаю как получится.

Сергей
Уважамый Роман! С недавнего времени регулярно читаю Ваш блог и прорабатываю курс “Мой рубль”. Очень интересные у Вас взгляды и мысли. Вы заставили меня крепко призадуматься… :) о Жизни вообще и о моей, в частности.   В одной из Ваших статей, возможно где-то в другом месте, я прочитал, что разница в расходах в абсолютной величине между богатыми и бедными несущественна. Так, например, было сказано, что миллионеры в США, в основной своей массе(те, которые зарабатывают деньги своим трудом), не покупают себе костюмов дороже 400,- $ итд. итп.   Могли бы Вы объяснить, почему в Вашем примере, хотя и доход с 2006 по 2008 год вырос с 25.000 до 124.000 руб.(почти в 5 раз), сумма средств, откладываемых Вами для инвестиций, в процентном отношении сократилась с 20-ти до 12-16%.   А также, попутно, ещё 2 вопроса: 1.       Откуда взята Вами статистика о росте доходов и инфляции с 1999 по 2008 годы? (Как говорят: «Не верь никакой статистике, кроме той, что сам исказил!) ;) 2.       В Вашем курсе «Мой рубль» Вы исходите из, на мой взгляд, нереальных процентных ставок по вкладам на депозит. Такие проценты прибыли сложно получить, например, при продаже своих знаний как инженерные услуги. А этот вид вложения капитала я считаю более… Read more »
вкладчик

накопление это очень хорошо как говорится копейка рубль бережет или
копейка к копейке и деньги в кармане

Lyubov Любовь

А еще:
Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит;
Без копейки рубль не рубль;
Копейкой рубль крепок.
В Англии говорят: береги пенсы, а фунт сам о себе побеспокоится.
Вывод: чтобы накопить многое, надо не пренебрегать малым!

Anton

Вы шиллинги пропустили между пенсами и фунтами. А по существу, длинный путь начинается с первого шага.

Андрюх

После прочтения второй статьи про инфляцию, и долгие раздумья по поводу влияния инфляции на накопления есть пара  мыслей:
1) Откладывать безоговорочно стоит, вопрос в том сколько и куда. Большая часть в акции – приносящие стабильные дивиденды. Для создания пассивного дохода в старости.
2) Основной вклад в рост инфляции – это продукты питания и ЖКХ, недвижимость. Государство я надеюсь не даст умереть с голоду, и даст возможность заработать на крышу над головой. Так что все доходы выше этого желательно откладывать.

Anton

Всё хотелось узнать, как люди акции покупают. Где магазин такой найти. Не на бирже ведь рядовые пользователи покупают акции.

Дмитрий

Одна из лучших статей без сомнений!
Все было понятно подсознательно. Но аргумент что доходы будут тоже увеличиваться никогда не приходил в голову:)
Т.е. когда меня убеждали, что зря я откладываю – у меня не было самого веского аргумента…. =)))

Теперь посмотрим, кто кого :))

malbertn

То, что доходы будут тоже увеличиваться это не правило. Например, учительница русского языка в местной школе получает 12000 тысяч. Очень далеко не факт, что через 5 лет она будет получать больше (считаем, что она получает доход только в виде зарплаты). В Больших компаниях (в Газпроме) ежегодно индексируют зарплату на уровень официальной инфляции. В таком случае доход будет увеличиться, но таких компаний очень мало.

Anton

malbertn, у ней ставка значит. На полторы понятно ставки больше платят. Компании индексируют. А учителям тоже так делали, но с этого года перестанут. Ещё в регионах есть надбавка местная. И очень разная.

Антон Палыч

А еще один немаловажный момент в откладывании денег, это то, что эти деньги являются вашей финансовой подушкой.

Anton

Понятно, что отложенные деньги будут для человека ещё и надёжной финансовой подушкой. А это очень важно, особенно в пожилом возрасте.

Алекс

Яков, может быть это национальное свойство такое, что люди не делают после увольнений и прочего абсолютно никаких выводов?

Тарас

Люди склонны всего бояться. А происходит это потому, что им не хватает знаний. Невежество порождает страх утраты своих денег со всеми вытекающими последствиями. Хотя, боясь опасностей надуманных, они совершенно забывают о реальных. Ведь дефолт может быть или не быть, а старость наступит обязательно. И тогда сбережения ну очень не помешают.

Anton

Тарас правильно подметил, что многие беды у людей, в том числе, в их неумении распоряжаться деньгами, идут от непросвещенности, от финансовой безграмотности.

Алекс

Людям не хватает достоверных знаний. Надуманные или нет – определить порою сложно даже экспертам.

Lyubov Любовь

Формула успеха это – труд и экономия. Экономия – это не только экономия, но и приумножение своих сэкономленных денег :)

Олег Яковлев

Откладывать 10% – это очень просто и это может каждый, зато через несколько лет будешь сам себе благодарен за дальновидность.Правильно сказано если сейчас нет миллиона, если ничего не делая то и через 10, 20 лет его не будет.Остается посочуствовать Михаилу.

Anton

Тоже не раз слышал, что десятую часть дохода нужно откладывать обязательно – без неё прожить можно, зато и накопления будут, причем с годами – может подсобраться немалая сумма.

malbertn

Просто откладывать – недостаточно, вот тогда-то инфляция и съесть деньги. Нужно инвестировать!

Мозгунова Ирина

Нужно знать, во что инвестировать средства! А пока я не знаю, держу вклад в банке. Хоть какая-то финансовая подушка.

malbertn

Депозит в банке – это тоже инвестирование)

Алекс

У нас в декабре несколько крупных банков лопнули. Такое вот инвестирование получилось для кого-то.

Anton

На прошлой неделе Центробанк отобрал лицензии у трёх банков. Что ж делать то. Нужно держать в нескольких банках.

Полночь

Так вклады же застрахованы. Согласна, что это не приятно, когда нужно тратить время и нервы на возврат своих денег. И любое инвестирование, даже в банковский депозит, это риск.

Алексей

Роман, полностью Вас поддерживаю в данных рассуждениях. Меня самого раздражает, когда мне говорят: зачем ты копишь деньги, лучше купи себе что-нибудь, всё равно инфляция всё съест и деньги обесценятся. На это я отвечаю: 1. Я не просто коплю деньги, я их инвестирую, заставляю работать и увеличиваю свои активы. 2. А зачем тогда вообще работать и зарабатывать деньги? Чтобы покупать всякую не нужную тебе ерунду? Допустим на начало года у меня есть активов на сумму Х. На конец года 1,3Х. Видно поступательное движение вперёд, я работал, мои активы работали, к концу года я стОю больше, чем в начале. А если бы активы составили 0,9Х, то лучше бы этого года вообще не было.
Конечно, ценность прожитой жизни не измеряется количеством заработанных денег, но поступательное движение вперёд должно быть! А всякую ерунду если захочу я смогу себе накупить когда стану финансово-независимым человеком!

Anton

Правильно делает Алексей, что никого не слушает. Деньги всегда можно легко протратить, а вот накопить – тут и ум нужен и расчёт, и даже сила воли. Молодец!

wpDiscuz