25 лет опыта: откровения преподавателя игры на гитаре из Смоленска о своей профессии

Становление настоящего учителя игры на гитаре включает в себя сочетание музыкальных навыков, педагогических умений и психологической подготовки.

Во-первых, он обязан мастерски управлять инструментом. Во-вторых, важно уметь доступно объяснять материал, чтобы ученикам было понятно. В-третьих, среди обучающихся могут быть как дети, так и взрослые, что требует знания возрастных психологических особенностей. О том, где можно приобрести такие навыки, сколько времени нужно для обучения этой профессии и её основные черты, поделится с читателями журнала «Мой Рубль» преподаватель с двадцатипятилетним опытом работы из Смоленска.

Профессиональный творческий путь

Я Вера Юрьевна, мне 45 лет и я проживаю в Смоленске. У меня есть 25 лет опыта работы преподавателем игры на гитаре. Хотела бы поделиться своими впечатлениями о любимом деле и о том, как я оказалась в этой сфере.

Где этому учат

Чтобы стать квалифицированным преподавателем музыки с нуля, нужно пройти обучение в музыкальной школе (от 5 до 8 лет), затем в музыкальном училище или колледже (обычно 4 года), а после этого продолжить обучение в ВУЗе (5-6 лет). Музыкальные педагоги получают высшее образование в консерваториях, институтах искусств или на факультетах музыкального образования гуманитарных ВУЗов.

Таким образом, минимальный срок подготовки составит 14 лет. Это может показаться удивительным, но на освоение этой профессии уходит больше времени, чем на получение диплома врача.

На самом деле, можно ограничиться средним специальным образованием. Этого будет достаточно, чтобы обучать детей или начинающих энтузиастов. Однако для значительного карьерного и профессионального роста получение высшего образования является необходимым.

Как я пришла в профессию

Можно сказать, что я пришла в профессию необычным путем — не через привычную дверь, а через окно. Заниматься игрой на гитаре я начала относительно поздно, в 15 лет. В музыкальную школу меня не приняли из-за возраста, поэтому я записалась на курсы в платной любительской студии при Дворце культуры, где радушно принимали всех желающих. Именно там я окончательно определилась с выбором своей будущей профессии.

Мнение эксперта
Иван Беспалов
Экономист по образованию. Занимал руководящие должности в крупных корпорациях.

Преподавание игры на гитаре требует не только технических навыков, но и глубокого понимания музыкального языка. Опыты учителей, которые отдали своей профессии десятилетия, освещают важные аспекты, такие как индивидуальный подход к каждому студенту и методика преподавания, основанная на личных музыкальных предпочтениях. Это может влиять на восприятие учениками материала и их мотивацию к обучению. Преподаватели с опытом часто имеют возможность адаптировать свои занятия в зависимости от возрастной категории и целей ученика, что создает более продуктивную атмосферу для обучения.

Со временем преподаватели накапливают богатый опыт, включая методы, которые помогают избежать распространенных ошибок на пути к созданию музыкального мастерства. Обсуждения о психологических аспектах обучения, таких как преодоление сценического страха или работа с внутренней мотивацией, становятся особенно актуальными. Также важно отметить, что такие преподаватели часто сами выступают на сцене, что позволяет им делиться практическими навыками с учениками, привнося в занятия элемент живого искусства.

Кроме того, важным аспектом является и поддержка музыкальной культуры на местном уровне. Преподаватели, работающие в общем музыкальном контексте, могут содействовать развитию местных коллективов и активному участию учеников в мероприятиях и конкурсах. Это создает не только платформу для самовыражения, но и обогащает сообщество музыкантов, формируя новые музыкальные традиции и стимулы для обучения.

За два года я освоила почти всю пятилетнюю программу музыкальной школы, поскольку решила подготовиться к поступлению в музыкальное училище.

Мне приходилось практиковаться по 5-6 часов каждый день, а на выходных я могла проводить с гитарой всё время, от утра до вечера. В результате я успешно поступила в училище и со второго курса начала трудиться по специальности. Сначала я работала в любительской студии, подобной той, где проходила обучение.

Я преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем.

Совмещать учебу с работой было весьма сложно, особенно в юные годы. Порой приходилось по два-три раза в день перемещаться между учебным заведением и Домом культуры, чередуя учебный процесс и рабочие будни, не забывая при этом выделить время для собственных занятий. Кроме этого, жизнь студента музыкального училища требует участия в постоянных выступлениях, концертах, репетициях и прочих мероприятиях. Не оставалось времени на отдых и развлечения, но за это время существенно увеличилась моя стипендия, что было весьма приятно на тот момент. К окончанию училища я успела поработать в двух учреждениях: в досуговом центре и в музыкальной школе.

Я решила продолжить обучение, но осознала, что дневная форма обучения не подходит — в 22 года жить лишь на стипендию и зависеть от родителей уже как-то неуместно.

Я поступила на заочную форму обучения в местный институт искусств на музыкальное отделение и продолжала работать одновременно в нескольких местах. Через шесть лет я закончила институт, получив специальность «Руководитель самодеятельного музыкального коллектива, преподаватель». Вот такой был мой профессиональный и творческий путь. В дальнейшем хочу подробнее рассказать о самой профессии.

Специфика и особенности профессии

Мастера игры на гитаре существенно отличаются от любителей, знающих всего лишь «три аккорда», так же как небеса далеки от земли. Для достижения высокого уровня игры необходимо на регулярной основе, практически каждый день, уделять этому занятию несколько часов.

Это включает в себя изучение сложнейших классических произведений, работу над этюдами, развитие различных техник игры, участие в ансамблях и аккомпанирование вокалистам. Также требуется освоить множество специальных направлений: теорию музыки, гармонию, сольфеджио, музыкальную литературу и прочее. Но и это еще не всё. Профессионалу необходимо понимать возрастную психологию, изучить методы преподавания игры на гитаре и освоить основы музыкальной педагогики.

Легко ли найти работу

Согласен и не согласен. Обсуждать людей «с улицы» в принципе нет смысла. Первое, что запросит любой работодатель при поиске сотрудника — это диплом о высшем образовании. Для привлечения частных учеников понадобятся отзывы хотя бы от тех, кто прошел у вас обучение и остался удовлетворен результатом, а еще лучше – от профессиональных коллег.

Если молодой специалист с самого начала находится «в игре», то проблем с поиском работы быть не должно. Многих молодых специалистов рекомендуют и помогают устроиться на работу их преподаватели, как это произошло в моем случае.

Мой родной Смоленск – это сравнительно небольшой областной центр, в котором специалисты одной профессии хорошо знают друг друга, даже если и не знакомы лично. Я могу назвать по именам всех учителей семи музыкальных школ, досуговых центров, а также руководителей и участников коллективов от областной филармонии до более-менее известных народных ансамблей. Аналогично, они знают и меня: сколько лет я работаю в профессии, где училась, каких успехов добилась, что умею или не умею и так далее.

Трудовой процесс

Я уделяю каждому ученику персонализированное внимание в течение 45 минут академического часа, поскольку все они обладают различными способностями, уровнями восприятия и способностью концентрироваться. Эти характеристики во многом зависят от возраста и уникальных черт каждого человека.

Реадовка и гитарный концерт.

Оптимальным вариантом считается проводить два занятия в неделю с паузой в 3-4 дня. В день у меня бывает от пяти до двенадцати (!) таких уроков.

Основная работа сосредоточена на вечере и второй половине дня, так как утром все ученики учатся или трудятся. Время от времени я устраиваю концерты, чтобы ученики могли продемонстрировать свои успехи. Эти события прекрасно мотивируют и вдохновляют людей продолжать занятия. Почти всегда я выступаю сама, как с сольными номерами, так и в ансамблях с учениками. Можно сказать, я играющий тренер. Это способствует поддержанию профессионального уровня и значительно укрепляет мой авторитет в глазах учеников и их родителей.

Любопытные случаи

В основном, все забавные случаи в моей профессии были связаны с «сумасшедшим» графиком работы или необычными чертами характера людей, пришедших ко мне на обучение.

На протяжении двух лет, когда мне нужно было погашать крупный кредит, я работала без выходных на четырех разных работах одновременно. Одна из них находилась в другом городе, в шестидесяти километрах от Смоленска. Мой рабочий день выглядел следующим образом: с 8:00 до 10:15 утра я проводила три урока в школе. Затем мчалась на автовокзал и успевала запрыгнуть в рейсовый автобус. Через час с небольшим я уже обучала игре на гитаре юных жителей райцентра. С 19:00 до 22:00 я снова проводила занятия с взрослыми в Смоленске.

О людях, с которыми мне приходилось работать, можно говорить бесконечно. За 25 лет моего опыта я обучала самых разных людей! Приходили и пожилые люди с неподвижными пальцами, и юноши с ДЦП, и умственно отсталые, и просто не очень адекватные личности. Каждому приходилось находить индивидуальный подход, учитывая его особенности и возможности.

Оплата труда преподавателя-гитариста

Заработная плата учителя музыкальной школы формируется из базовой ставки, нагрузки, а также различных надбавок и бонусов.

Базовая ставка представляет собой минимальный размер оплаты труда, к которому добавляются все прочие компоненты. У недавнего выпускника музыкального училища без опыта работы и стажа она составляет около семи с половиной тысяч рублей.

Каждые пять лет педагог должен проходить профессиональную аттестацию. По ее результатам ему может быть присвоена высшая или первая категория, либо просто обозначение «соответствует занимаемой должности». Степень категории определяется по профессиональным достижениям: наличию среди учеников лауреатов различных конкурсов, участию в творческих проектах разного уровня, а также собственным методическим или творческим разработкам. В конечном итоге – чем выше категория, тем больше оклад.

В день у меня бывает от пяти до двенадцати (!) таких уроков.

В настоящий момент я занимаю позицию с высшей квалификацией, работая на полторы ставки (36 часов в неделю), а также получая ежемесячные премии за достижения. Дополнительно я получаю надбавку за руководство структурным подразделением, состоящим из всех преподавателей-гитаристов нашей школы.

В итоге моя зарплата составляет около сорока тысяч, что для небольшого областного центра является вполне приличной суммой. Многие бюджетные работники в нашем городе зарабатывают менее 15 тысяч.

Плюсы и минусы профессии

Ключевые преимущества моей профессии:

  • отпуск, оплачиваемый в течение 58 дней только летом;
  • достаточно гибкий рабочий график;
  • возможность совмещать несколько работ;
  • полный социальный пакет.

Недостатки:

  • долгое время на освоение профессии;
  • потребность в работе на нескольких местах для адекватного заработка;
  • частые изменения в критериях аттестации.

В итоге, можно сказать, что данная работа отлично подходит для творческих и увлеченных людей.

Если вам нравится сам процесс работы, вы увлечены музыкой, общением с людьми и вас не пугают длительные и трудоемкие задания, требующие умственного и эмоционального вовлечения — эта профессия именно для вас.

Об авторе

Роман Кожин

В прошлом руководитель кредитного отдела в банке. В настоящем интернет-предприниматель, занимаюсь инвестициями на фондовом рынке. Активный пользователь банковских услуг.

Комментарии

Оставить комментарий