Автоэлектрик: что нужно знать о профессии, обязанностях, зарплате и этапах становления специалистом

Автоэлектрик (автомобильный электрик) поддерживает рабочее состояние электрооборудования автомобилей и автомобильной электроники, находит и устраняет неполадки в системе электропитания, электрической проводке автомашины. Профессия подойдет тем, кто любит работать руками и на «ты» с физикой.

Краткое описание

К обязанностям автоэлектрика относятся проверка технического состояния, сервисное обслуживание и ремонт электроустановок и систем автомобилей. В современном авто много электрических частей и узлов:

  • аккумулятор;
  • электрогенератор;
  • стартер;
  • сигнальные огни и фонари;
  • салонное освещение и кондиционирование;
  • устройство для подачи звукового сигнала (клаксон) и многое другое электрооборудование.

При обслуживании электромобилей автоэлектрик устанавливает, ремонтирует зарядные устройства и аккумуляторы, двигатель, а в гибридных транспортных средствах имеет дело с системой, сочетающей двигатель внутреннего сгорания и электрический мотор. Автомобильный электрик также занимается установкой и монтажом систем безопасности (автосигнализация, камеры заднего вида, датчики парковки), спутниковой навигации, других дополнительных устройств и оборудования (например, внутреннее и внешнее освещение, аудио-, видеотехники и др.).

В разных марках машин электрооборудование отличается, но принцип его действия остается неизменным, назначение тоже: всё оно обеспечивает безопасность водителя, комфорт вождения и езды и в целом возможность запустить двигатель и поддерживать его работу. Со временем элементы системы изнашиваются и выходят из строя. Автоэлектрик находит причину неисправностей, ремонтирует или заменяет поврежденные компоненты электрических систем, электропроводку.

Автоэлектрику важно уметь читать электрические схемы. В работе он пользуется гаечными ключами, пневматическими отвертками, другим слесарным инструментом, позволяющим разбирать и собирать автомобильное электрооборудование, использует амперметр, вольтметр, а также специализированные компьютерные программы для диагностики электросистем автомобиля.

Мнение эксперта
Иван Беспалов
Экономист по образованию. Занимал руководящие должности в крупных корпорациях.

С развитием технологий будущее профессии автоэлектрика выглядит достаточно оптимистично. Автомобили становятся всё более сложными, включающими в себя множество электронных систем, таких как бортовые компьютеры, системы помощи водителям, а также элементы автономного управления. Это означает, что сотрудники в данной области будут востребованы для диагностики и ремонта новых моделей автомобилей, которые требуют глубоких знаний в области электроники и программирования.

Кроме того, с переходом на электрические автомобили и гибридные системы возрастет необходимость в специалистах, которые смогут работать исключительно с электрическими и электронными компонентами. Автоэлектрики должны будут адаптироваться к новым технологиям, что потребует постоянного обучения и повышения квалификации. Комбинированные навыки механиков и электриков станут особенно ценными, что создаст дополнительные возможности для трудоустройства и карьерного роста.

Также стоит отметить, что с увеличением числа электромобилей растёт интерес к ресурсам, связанным с экологией и энергоэффективностью. Автоэлектрики могут принимать участие в разработке и внедрении новых технологий, которые помогут уменьшить углеродный след автомобилей. Это открывает новые горизонты для профессионалов в данной области и делает их услуги более востребованными в условиях глобальных изменений и перехода к устойчивому развитию.

Особенности профессии 

У автоэлектриков есть специализации.

Автоэлектрик-диагност

Выявляет и устраняет все типы неполадок в электрической начинке авто. Любой ремонт электрооборудования автомобиля начинается с диагностики проблем. Чтобы понять причину неисправности, автоэлектрик-диагност:

  • проверяет наличие повреждений и разрывов в проводке авто;
  • проводит стендовые испытания электрооборудования;
  • выполняет компьютерную диагностику автомобиля.

В новых автомобилях с электронным блоком управления многие диагностические процедуры заменяет компьютерное тестирование. Автоэлектрик подключает к машине портативный компьютер, с помощью особого программного обеспечения получает максимально точные данные о текущем состоянии отдельных систем и узлов машины. В старых авто электрическую проводку и прочую электрику проверяют в основном вручную, с помощью амперметра, вольтметра и др. На поврежденном участке автомобильный электрик заменяет неисправные электрические или электронные элементы и проводит контрольное тестирование системы.

Общий круг обязанностей:

  • диагностика неполадок в электросистеме автомобиля;
  • определение способов устранения повреждений;
  • ремонт, замена электроузлов (или их компонентов) автомобиля;
  • проверка, тестирование, замена участков электропроводки;
  • периодический осмотр и техобслуживание электрооборудования авто; 
  • дооснащение автомобиля дополнительным оборудованием;
  • профилактические работы с автомобильной электроникой;
  • монтаж, демонтаж электронных компонентов, микроконтроллеров;
  • диагностические испытания и устранение дефектов механических систем перед началом эксплуатации автомобиля;
  • консультации клиентов относительно эксплуатации электросистем авто;
  • заказ необходимых запчастей для замены.

Автоэлектронщик

Основная задача – программирование и настройка электронной системы управления автомобилем.

Примеры выполняемых работ:

  • компьютерная диагностика чипов, датчиков, микросхем;
  • поиск и удаление ошибок в электронном блоке управления;
  • подбор, монтаж электронных компонентов, микроконтроллеров;
  • работа с программаторами, чтение и прошивка микроконтроллеров;
  • ремонт приборной панели (спидометры, тахометры и др.);
  • разблокировка ремней, иммобилайзеров, магнитол;
  • установка и настройка охранной сигнализации;
  • диагностика двигателя, других узлов и агрегатов авто;
  • поиск и устранение неисправностей в какой-либо системе автомобиля.

Также автоэлектрики обычно специализируются на определенном виде транспорта – грузовом или легковом, спецтехнике и т. д.

Интересный факт

Малоизвестный факт: в 1940-х годах электрические автомобили начали активно разрабатываться и использовались в качестве такси в некоторых городах США, но вскоре уступили место бензиновым моделям из-за более высокой стоимости производства и недостаточной дальности хода.

Интересно, что первый электромобиль был создан еще в 1830-х годах, и его кузов был выполнен из дерева, а электрическая система состояла из простых компонентов, что сильно отличалось от современных технологий, используемых автоэлектриками сегодня.

Также стоит отметить, что автоэлектрики часто сталкиваются с мифами о том, что электрические системы автомобилей не требуют регулярного обслуживания. На самом деле, поддержание электрической системы и диагностика могут продлить срок службы автомобиля и предотвратить серьезные поломки.

Плюсы и минусы

Плюсы:

  • Очень востребованная профессия.
  • Квалифицированных автоэлектриков высоко ценят на рынке труда и платят за работу больше, чем другим автомастерам.
  • Есть возможности для карьерного роста. Со временем можно занять должность старшего мастера (техника), начальника автосервиса или СТО.
  • Видимый результат работы: поломку устранил – машина ездит.
  • Для начала работы не нужно высшее образование (но с ним шире карьерные горизонты).

Минусы:

  • Автоэлектрику нужно постоянно адаптироваться к современным технологиям, обучаться работе с последними моделями автомобилей.
  • Нагрузка на зрение при работе с мелкими деталями.
  • Иногда придется работать в некомфортных условиях (в подвешенном положении, лежа под авто).
Распространенные заблуждения

Существует множество мифов и заблуждений о профессии автоэлектрика, которые могут вводить в заблуждение как водителей, так и людей, работающих в этой сфере. Одним из самых распространённых мифов является убеждение, что автоэлектрик занимается только ремонтом электрики автомобилей. На самом деле, его работа включает в себя диагностику, тестирование и установку как электрических, так и электронных систем, что требует глубоких знаний и навыков.

Другое распространённое заблуждение связано с тем, что услуги автоэлектрика являются слишком дорогими. Многие люди считают, что стоимость работы автоэлектрика всегда завышена, однако надо помнить, что квалифицированный специалист часто может быстро и эффективно решить проблему, помогая сэкономить деньги на потенциальных больших ремонтах в будущем.

Есть также мнение, что любой механик может выполнить работу автоэлектрика. Хотя многие механики обладают базовыми знаниями в области электрического оборудования, специализированное образование и опыт в диагностике сложных электроник и электрических систем делают автоэлектриков экспертами в своей области.

Некоторые водители думают, что проблемы с электроникой можно решить самостоятельно, просмотрев инструкции или обучающие видео. Однако многие системы автомобилей становятся сложнее, и ошибка при попытке ремонта может привести к ещё большим проблемам, поэтому лучше доверить это дело профессионалам.

Наконец, существует заблуждение, что автоэлектрики работают только с новыми автомобилями. На самом деле, специалисты этой профессии могут работать с автомобилями разных моделей и годов выпуска, ведь многие старые модели также имеют сложные системы, требующие квалифицированного подхода.

Важные личные качества

Ремонтируя электрику автомобиля, мастер перебирает бесчисленное количество проводков, которые соединяются друг с другом и с различными устройствами, расходятся по салону. Нужно быть очень внимательным к мелочам и терпеливым, чтобы не ошибиться в диагностике и быстро устранять проблемы. Также автоэлектрику необходимо уметь находить подход к разным людям, эффективно общаться с клиентами.

Где учат на автоэлектрика

Профильной специальностью для автоэлектриков в колледже или техникуме считается:

  • 23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики» (по видам транспорта).

В вузе подойдут профили бакалавриата 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», а также специальности:

  • «Электрооборудование автомобилей и электромобили» (профиль специальности 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» в МАДИ, «Бауманке», РУТ):
  • «Гибридные силовые установки и электромобили» (профиль специальности 13.03.03 «Энергетическое машиностроение» в СибАДИ).

Для начала работы автоэлектриком достаточно среднего профессионального образования. Можно и быстрее войти в профессию – пройти курсы профподготовки или переподготовки (если есть другая рабочая профессия) в учебном центре или научиться всему прямо на месте, устроившись помощником автомастера (стажером) на предприятии или СТО.

Место работы 

У квалифицированного автоэлектрика много возможностей трудоустройства:

  • крупное автотранспортное предприятие;
  • транспортный цех производственной, сельскохозяйственной, коммунальной организации;
  • дилерский центр техобслуживания;
  • частная мастерская по ремонту авто;
  • сетевая станция техобслуживания (СТО);
  • компания по производству/продаже автозапчастей и электронных компонентов;
  • мастерская по дооснащению и тюнингу;
  • аварийная служба помощи автомобилисту в дороге;
  • автомастерская в гаражном хозяйстве (кооперативе).

Опытный специалист может открыть собственный автосервис.

Оплата труда

Автоэлектрик без опыта работы может рассчитывать на 40–60 тыс. рублей в месяц. Квалифицированный мастер со стажем от 5 лет зарабатывает в два-три раза больше. Больше платят и тем, кто умеет работать с электронными системами управления и диагностическим оборудованием.

Зарплата автоэлектрика на январь 2025

70000—250000₽
Москва 80000—300000₽

Профессиональные знания

Электрические и электронные системы автомобиля тесно связаны с механическими компонентами. Помимо знания электрооборудования, автоэлектрику требуется понимание механических систем автомобиля.

Базовые требования к знаниям при трудоустройстве:

  • Основы электротехники и электроники.
  • Устройство электрооборудования современных авто.
  • Навыки установки и обслуживания.
  • Диагностическое оборудование и ПО.
  • Особенности электросистем гибридных авто и электромобилей.
  • Работа с высоковольтными батареями, блоками управления.

Преимуществом при трудоустройстве будет:

  • уверенное пользование ПК, опыт работы с ПО и устройствами диагностики;
  • базовые навыки программирования, чтение, анализ, правка кода;
  • базовое знание иностранного языка (чтобы изучать спецификации иномарок).

Вопросы по теме

Как автоэлектрик может помочь в повышении топливной экономичности автомобиля?

Автоэлектрик может значительно улучшить топливную экономичность автомобиля, проверяя и настраивая электрические компоненты, такие как датчики кислорода, системы впрыска топлива и энергообеспечение. Если, например, датчик кислорода работает неправильно, это может привести к неправильному соотношению топлива и воздуха в камере сгорания, что, в свою очередь, увеличивает расход топлива. Регулярная диагностика и замена изношенных компонентов помогают сохранить оптимальную работу двигателя и улучшить его эффективность.

Что необычного может находить автоэлектрик в системе электроснабжения автомобиля?

Автоэлектрик может обнаружить множество необычных проблем в системе электроснабжения, таких как неправильные соединения проводов или скрытые короткие замыкания, которые могут вызвать неожиданные сбои в работе автомобиля. Иногда причиной может оказаться даже грызун, повредивший проводку. Также, в редких случаях, иногда автоэлектрики находят инородные предметы или механизмы, которые стали причиной нестабильной работы электронных систем. Эти находки могут не только разрешить текущие проблемы, но и предотвратить дальнейшие неисправности.

Как современные технологии влияют на профессию автоэлектрика?

Современные технологии кардинально изменили профессию автоэлектрика. Автомобили сегодня все чаще оборудуются сложными электронными системами, требующими глубоких знаний в области программирования и диагностики. Системы, такие как ADAS (Advanced Driver-Assistance Systems), требуют от специалистов не только практических навыков, но и понимания компьютерных алгоритмов. Автоэлектрики теперь должны постоянно обучаться и обновлять свои знания о новых технологиях, чтобы эффективно выполнять свою работу и обеспечивать безопасность на дорогах.

Об авторе

Роман Кожин

В прошлом руководитель кредитного отдела в банке. В настоящем интернет-предприниматель, занимаюсь инвестициями на фондовом рынке. Активный пользователь банковских услуг.

Комментарии

Оставить комментарий