Художник-постановщик создаёт визуальное решение фильма, которое помогает раскрыть замысел режиссёра и даёт нужный эмоциональный настрой.
Содержание
Особенности профессии
Художник-постановщик – участник творческой группы, работающей над фильмом. По существу, он переводит сценарий (литературную основу фильма) в изобразительный ряд. Он разрабатывает эскизы, чертежи декораций, мебели, подбирает реквизит, помогает при составлении сметы, в выборе мест для натурных съёмок, в изготовлении декораций. Когда фильм снят, участвует в отборе дублей, в создании графического оформления фильма (титры, заставка и пр.).
Декорации, реквизит, их расположение на съёмочной площадке – из всего этого складывается предметная реальность, в которой будет разворачиваться действие. От мастерства художника зависит эмоциональный строй фильма, а также доверие или недоверие зрителей. Например, чтобы снять фильм о юном Петре I, нужно передать атмосферу царских хором XVII века, воссоздать предметы быта. И чем больше художник знает, чем больше предметов того времени он видел, тем достовернее будет созданный им мир.
Приступая к работе над картиной, художник-постановщик сначала читает сценарий, беседует с режиссёром, и в это время вырисовывается концепция будущего оформления. Не всегда художник отталкивается от эпохи, в которой разворачивается действие, в некоторых случаях он полагается на свою фантазию и фантазию режиссёра-постановщика. Например, эскиз пепелаца для фильма «Кин-дза-дза» (вышел на экраны в 1986 г.) нарисовал режиссёр Георгий Данелия, еще когда вместе с Резо Габриадзе работал над сценарием. Однако переводили этот эскиз в чертежи и готовую конструкцию художники-постановщики Теодор Тэжик и Александр Самулекин. Папелац соорудили из частей самолёта Ту-104, найденных на свалке.
Но даже работая над историческим фильмом, не всегда можно представить, как выглядела ушедшая эпоха. Что можно сказать о жизни в IV веке? Какими предметами пользовались люди? Какую одежду они носили? Из исторических свидетельств можно найти черепки глиняной посуды в музее, а всё остальное художнику приходится додумывать самому.
Художник-постановщик работает под руководством режиссёра и второго режиссёра. В работе ему помогают ассистенты. В группу художника-постановщика входят декораторы, бутафоры, реквизиторы, художники по костюмам, художники-гримёры. В некоторых случаях, художник-декоратор сам выполняет многие функции: занимается и декорациями, и костюмами, и поиском реквизита. Единственный, кого он не может заменить на профессиональном уровне, – художник-гримёр.
После института молодой специалист работает сначала в качестве ассистента, позже, набравшись опыта, может претендовать на самостоятельную работу в качестве художника-постановщика.
Профессия художника-постановщика считается мужской, потому что требует физической выносливости: приходится работать с тяжелыми декорациями, ездить в съёмочные экспедиции, выдерживать ненормированный рабочий день. Однако женщины в этой профессии всё же есть.
Профессия художника-постановщика в кино и на телевидении продолжает оставаться актуальной, несмотря на развитие технологий. Современные проекты все чаще требуют оригинальных и креативных решений в оформлении пространств, что открывает новые горизонты для специалистов в этой области. Визуальная составляющая становится ключевым элементом успеха фильмов и сериалов, и квалифицированные художники-постановщики могут значительно повлиять на восприятие произведения публикой.
С развитием цифровых технологий и программного обеспечения, процесс работы художника-постановщика также видоизменяется. Использование 3D-моделирования, виртуальной реальности и других инновационных методов позволяет создавать более сложные и интересные визуальные концепции. Это расширяет спектр задач и повышает требования к профессиональным навыкам, что в свою очередь создает возможности для креативных людей, способных адаптироваться к изменениям на рынке.
В будущем профессия может также приобрести новый уровень значимости благодаря интеграции с другими дисциплинами, такими как графический дизайн, анимация и даже игровая индустрия. Художники-постановщики могут стать важными участниками междисциплинарных проектов, что увеличит их востребованность и откроет новые пути для сотрудничества. Таким образом, специалисты этого профиля будут продолжать играть важную роль в визуальном нарративе и формировании современного кино и телевидения.
Рабочее место
Художник-постановщик кино и телевидения может работать на кино- или телестудии, в художественных студиях, специализирующихся на услугах художника-постановщика.
Художники-постановщики в кино и на телевидении не только создают визуальную атмосферу, но и часто становятся полными инкогнито для зрителей. Один из необычных фактов заключается в том, что многие из них использовали свои таланты и в других сферах, например, в архитектуре или даже в сценографии театров, что позволяет им привносить уникальные идеи в кинопроекты.
Также менее известным фактом является то, что работа художника-постановщика начинается задолго до первых съемок. Они активно участвуют в подготовительном процессе, включая разработку концепт-артов и макетов, что помогает создать целостное видение фильма и предварительно визуализировать ключевые сцены еще на стадии сценария.
Интересно, что некоторые художники-постановщики знакомятся с историей искусства и архитектуры разных эпох, чтобы использовать элементы стилей в своих работах. Например, использование определенных цветовых палитр или текстур может добавить глубину и символику в повествование, чего зрителям зачастую даже не удается осознать.
Важные качества
Профессия художник-постановщик предполагает художественные способности, эмоциональность, умение подмечать вокруг себя характерные черты окружающего мира, людей и вещей. Художник должен быть готов к постоянному профессиональному, творческому развитию.
Существует множество заблуждений о профессии художника-постановщика в кино и на телевидении, одно из самых распространённых — это мнение о том, что работа художника сводится только к созданию декораций. На самом деле, художник-постановщик участвует в проекте на всех этапах: от разработки концепции и стиля до финальных деталей, которые определяют визуальное восприятие всего произведения.
Ещё одно заблуждение заключается в том, что художник-постановщик работает в одиночку. На самом деле, это командная работа, включающая взаимодействие с режиссером, дизайнером костюмов, а также с другими специалистами, такими как осветители и операторы. Успех проекта во многом зависит от гармоничного сотрудничества всех участников процесса.
Также среди распространённых мифов можно выделить представление о том, что для этой профессии необходимо иметь исключительно художественное образование. Хотя специальные знания необходимо, навыки организации, управления проектами и командной работы также имеют большое значение. Многие успешные художники-постановщики приходят из других областей, таких как архитектура, дизайн или даже история искусств.
Наконец, существует мнение, что работа художника-постановщика ограничивается только большими производственными проектами. Однако на самом деле они могут успешно работать и в независимом кино, театре, рекламе и других форматах. Важно понимать, что творчество художника-постановщика находит применение в самых разных областях, и его вклад важен вне зависимости от масштаба проекта.
Знания и навыки
Режиссёр-постановщик должен уметь рисовать – при поступлении в вуз на эту специальность абитуриенты доказывают свои художественные способности на творческом конкурсе. Также необходимо понимать технологию кинопроизводства, владеть приёмами изготовления декораций. Режиссёр-постановщик должен обладать эрудицией в области изобразительного искусства, литературы, кинематографа. Представлять себе материальную культуру различных эпох.
Обучение на Художника-постановщика
- Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Художественный факультет
- Высшая национальная школа кинематографии. Мастерская «Художник-постановщик кино и телефильма»
Нередко в качестве художников в кино и на телевидении работают художники-постановщики театра, окончившие один из вузов:
- ВГИК
- ГИТР
- Школа-студия (институт) МХАТ
- Московская школа кино
Вопросы по теме
Какой путь следует пройти, чтобы стать успешным художником-постановщиком?
Чтобы стать успешным художником-постановщиком, важно учитывать несколько ключевых этапов. Во-первых, получение образования в области дизайна, искусств или архитектуры может дать solide базу знаний. Далее, важно накапливать опыт, начиная с работы помощником на съемках или создавая декорации для небольших проектов. Стремление к постоянному саморазвитию и участию в различных творческих проектах, включая даже театральные постановки или выставки, поможет вам расширить свои навыки и портфолио. Налаживание связей в индустрии — тоже важный аспект, так как многие возможности приходят через личные рекомендации и контакты.
Как художник-постановщик может влиять на атмосферу фильма или сериала?
Атмосфера фильма или сериала во многом создается с помощью визуальных элементов, за которые отвечает художник-постановщик. Он использует цветовую палитру, текстуры, формы и материалы, чтобы создать нужное настроение. Например, теплые и светлые тона могут создать ощущение уюта, в то время как холодные и темные оттенки могут вызывать чувство тревоги или пустоты. Кроме того, знание стиля и концепции сценария позволяет художнику-постановщику создавать уникальную визуальную идентичность, что способствует более глубокому погружению зрителя в сюжетные события.
Какие навыки особенно важны для работы художника-постановщика?
Художнику-постановщику требуется множество навыков, чтобы успешно выполнять свои задачи. Важные из них включают в себя художественное чутье и эстетику, знание истории искусства, а также практические навыки в черчении и 3D-моделировании. Командная работа и умение взаимодействовать с другими участниками производственного процесса — режиссерами, операторами и дизайнерами костюмов — также критично важна. Наконец, нужно уметь работать с ограниченным временем и бюджетом, что требует навыков планирования и управления проектами, чтобы реализовать задумки в рамках установленных рамок.