Что представляет собой профессия 3D-аниматора: ключевые обязанности, образование, уровень зарплаты и шаги для достижения успеха

3D-аниматор создает в трехмерной графике компьютерные персонажи и среду для игровой, художественной, рекламной анимации. Его главная задача — «оживить» действующие лица, сделать их движения максимально естественными и в целом обеспечить реалистичное движение моделей и объектов.

3D-аниматор — создающий жизнь на экране, подобно Богу на земле

«Профессия режиссера-аниматора не имеет аналогов в других искусствах, хотя вбирает в себя почти все виды художественного творчества. Отдельными гранями она схожа с профессией художника, актера, музыканта, скульптора, если угодно — даже иллюзиониста. Взятая в целом она не сравнима ни с чем».

Фёдор Хитрук, режиссёр-мультипликатор

Недаром название профессии происходит от латинского слова anima, что переводится как «душа». Приставка 3D обозначает, что аниматор работает средствами компьютерной графики в трехмерном пространстве (с тремя измерениями: длиной, шириной, высотой). На английский язык слово «измерения» переводится как dimensions, поэтому принят сокращенный вариант 3D.

Несмотря на то что используются современные технологии, в работе зачастую применяются классические принципы анимации. Поэтому в современных учебных заведениях обязательны для изучения принципы диснеевской анимации — набор технологических приёмов, с помощью которых создается реальный образ с правдоподобной динамикой.

В 2009 году в России вышел первый 3D-мультфильм «Наша Маша и волшебный орех». Затем появились «Белка и Стрелка. Звёздные собаки» и 3D-сериалы «Маша и медведь» и «Фиксики», популярные во всём мире и вполне конкурентоспособные с зарубежными мультфильмами. Индустрия 3D-анимации во всём мире развивается бурными темпами и ждёт новых великих имен и открытий, поэтому профессия 3D-аниматора чрезвычайно востребована.

Мнение эксперта
Иван Беспалов
Экономист по образованию. Занимал руководящие должности в крупных корпорациях.

Будущее профессии 3D-аниматора выглядит многообещающе благодаря постоянным инновациям в технологиях и увеличению спроса на качественный визуальный контент. С развитием виртуальной и дополненной реальности, а также ростом популярности анимационных фильмов и игр, потребность в квалифицированных специалистах в этой области только возрастает. Компании все чаще ищут талантливых аниматоров, способных создавать реалистичные и увлекательные анимации для различных медиаформатов.

Кроме того, автоматизация и внедрение искусственного интеллекта начинают влиять на методы работы 3D-аниматоров. Хотя некоторые аспекты создания анимации могут быть упрощены с помощью новых технологий, влияние человеческого креативного потенциала по-прежнему остается незаменимым. Аниматоры, освоившие новые инструменты и техники, смогут значительно повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

С учетом роста новых платформ и форматов, таких как стриминговые сервисы и мобильные игры, 3D-анимация становится важным элементом многих отраслей, включая рекламу, образование и медицину. Стремление компаний к улучшению пользовательского опыта создаёт множество возможностей для аниматоров, которые готовы адаптироваться к быстро меняющемуся миру технологий и не боятся учиться новому.

Программы для работы 3D-аниматоров

Для создания трехмерной графики есть несколько 3D-пакетов (программ).

3ds Max (3d Studio Max) и несколько ей подобных:

  • Maya;
  • Cinema 4D;
  • LightWave;
  • Softimage XSI;
  • Blender;
  • Modo.

Программы, отличающиеся от 3ds Max:

  • Houdini, заточенная под спецэффекты — VFX;
  • ZBrush и Mudbox, предназначенные для высокополигонального моделирования (скульптинга);
  • 3D-Coat — для моделирования вокселями;
  • Rhinoceros — для моделирования NURBS-поверхностями.
  • А также Adobe After Effects / NUKE.

Новичкам следует начать обучение с 3ds Max как наиболее легкой в освоении. Также относительно просто можно освоить Blender и Modo. 3D-пакет Maya в изучении более сложен и требует навыков программирования, но он используется во всех студиях по созданию анимационных фильмов и его знание значительно облегчит трудоустройство.

Интересный факт

Мало кто знает, что первые 3D-анимации были созданы с помощью компьютерных технологий еще в 1960-х годах. Одним из первых примеров является работа белорусского разработчика Эдварда Залеского, который анимировал простые геометрические фигуры с помощью компьютера IBM 7094.

Еще одним интересным фактом является то, что 3D-анимация широко применяется не только в кино и играх, но и в медицине. Аниматоры создают виртуальные модели человеческого тела, которые помогают врачам в обучении и визуализации сложных операций, а также в разработке новых медицинских технологий.

В последнее время 3D-аниматоры стали востребованы в области виртуальной и дополненной реальности. С помощью их навыков создаются immersive-опыты, которые позволяют пользователям взаимодействовать с 3D-объектами в реальном времени, открывая новые горизонты в обучении, развлечениях и даже терапевтических практиках.

Особенности профессии

3D-аниматор — одна из ключевых фигур в создании анимационных фильмов или игр, но не единственная. Над фильмами работает целая команда специалистов. 3D-аниматор на одном из этапов создания фильма делает трехмерные объекты движущимися в пространстве и времени, создавая с помощью динамики и поз определенный характер персонажа и его настроение. Помимо владения специальными программами, настоящий профессионал должен разбираться в психологии и анатомии человека, знать основы актерского мастерства, обладать чувством времени (для правильной расстановки ключей анимации). Всё это помогает понимать процессы создания реальных изображений и исключать ошибки в движениях: довольно долго новички-аниматоры не могут справиться с «плавающим» движением персонажей. Для создания правдоподобной и интересной анимации необходима большая практика и навыки работы.

При приёме на работу от 3D-аниматора требуется опыт:

  • анимирования персонажей (субъектов — людей, животных; объектов — жидкостей, природных элементов и т. д.);
  • работы со спецэффектами;
  • экспорта анимаций в движок;
  • создания концепт-арта;
  • создания качественных UV-разверток;
  • настройки скелета, материалов и скиннинга модели;
  • постобработки в графических редакторах.

Для создания 3D-мультфильма или игры необходима слаженная работа целой команды специалистов, в которую входят:

  • Художник-постановщик — определяет общий замысел и идею фильма, делает наброски персонажей и окружающей среды.
  • 3D-моделлер — создаёт конкретные 3D-модели персонажей и объектов.
  • Художник по текстурам — рисует текстуры.
  • Сетапер — создающий скелет персонажей и объектов (риггинг, скиннинг): сгибание пальцев и рук, открывание двери, шевеление ветвей, перелистывание книги и т. п.
  • После сетапера в действие вступает 3D-аниматор.
  • Осветитель — выставляет свет.
  • Оператор — устанавливает камеру.
  • Визуализатор — создаёт по чертежам и эскизам окружающий пейзаж, архитектурные сооружения, одежду персонажей.
  • VFX-дизайнер — специалист по спецэффектам.
  • Компоузер — берётся за дело на последней стадии создания фильма, чтобы исправить многочисленные ошибки предыдущих специалистов. Он формирует объемную финальную картину из слоёв, преображает созданный видеоряд, придавая фильму законченный вид и лоск.
Распространенные заблуждения

Существует множество заблуждений о профессии 3D-аниматора, некоторые из которых могут отвратить людей от этого увлекательного направления. Одно из самых распространенных — это мнение, что 3D-анимация доступна только профессионалам и требует сложного образования. На самом деле, хотя профильное обучение может быть полезным, многие успешные аниматоры учились самостоятельно или проходили курсы, которые можно найти онлайн.

Еще одно заблуждение заключается в том, что 3D-аниматор — это всего лишь создание графики и анимации. На самом деле, эта профессия включает в себя множество аспектов, таких как моделирование, текстурирование, освещение и рендеринг, а также знание основ storytelling и работы с командой. Аниматоры часто работают в сотрудничестве с художниками, дизайнерами и программистами, что требует от них навыков командной работы и коммуникации.

Некоторые люди полагают, что 3D-анимация — это легкая и быстрая работа, но на самом деле она требует значительного времени и усилий. Создание качественной анимации — это трудоемкий процесс, который может занять недели или даже месяцы, особенно если речь идет о больших проектах, таких как полнометражные фильмы или видеоигры. Аниматоры часто работают под давлением сроков, что может вести к стрессу.

Еще одним мифом является мнение, что 3D-аниматоры работают исключительно в индустрии развлечений. На самом деле, специалисты по 3D-анимации востребованы в самых различных областях, включая медицину, архитектуру, рекламные компании и образование. Они могут создавать визуализации для проектов в строительстве, анимационные уроки или даже медицинские симуляции, что делает профессию гораздо более универсальной, чем кажется на первый взгляд.

Наконец, многие считают, что аниматоры могут работать индивидуально и не нуждаются в постоянном обучении. В действительности, технологии и методы анимации постоянно развиваются, и успех в этой профессии требует постоянного обновления знаний и освоения новых инструментов. Участие в курсах повышения квалификации и изучение новинок рынка становится необходимостью для поддержания конкурентоспособности.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

  • Высокая востребованность профессии.
  • Интересная творческая работа, в которой в полной мере можно проявить свой талант.
  • Высокий уровень оплаты труда.

Минусы:

  • Несмотря на творчество, в этой работе присутствуют моменты однообразия и рутины, с которыми можно справиться, периодически меняя вид деятельности (переключаться между пакетами программ, менять персонажи или объекты).
  • В процессе работы довольно быстро теряется ощущение оживления персонажа, и вся работа сводится к простым действиям типа «подвигай немного в этом месте», «покрути тут».
  • Чтобы достичь мастерства, нужно много времени.

Место работы

Киностудии, студии мультфильмов, телевидение, компании по производству компьютерных игр, рекламные агентства.

Важные качества

  • Пространственное воображение и мышление.
  • Глубокая наблюдательность.
  • Художественный вкус.
  • Чувство стиля.
  • Ответственность.
  • Позитивное отношение к жизни.
  • Целеустремленность, профессиональная одержимость.
  • Умение находить общий язык с техническим персоналом.

Знание английского языка значительно упрощает обучение и работу. Еще желательно получить художественное образование.

3D-аниматору нужно постоянно быть в курсе последних тенденций дизайна и новинок компьютерных программ для создания трехмерной графики.

Обучение на 3D-аниматора

Подходящие направления и специальности в вузах:

  • «Режиссура кино и телевидения» 55.05.01, профиль:
    • «Режиссер анимации и компьютерной графики» (ВГИК, СПбГИКиТ, Ростовский-на-Дону филиал ВГИК им. Герасимова, Институт современного искусства – ИСИ);
    • «Режиссер мультимедиа» (МГППУ, СПбГУП, ВГИК, СПбГИКиТ, ОмГУ).
  • «Дизайн» 54.03.01, профили:
    • «3D-моделирование для компьютерных игр и анимация» (НИУ ВШЭ, МИДиС);
    • «Анимация» (НИУ ВШЭ, B
    • «Дизайн. Коммуникационный дизайн: моушн-дизайн» (НИУ ВШЭ);
    • «Анимация и иллюстрация» (Пермский филиал НИУ ВШЭ, КГУ);
    • «Анимация и графика компьютерных игр» (МАГУ, БГПУ им. Акмуллы).
  • «Изящные искусства» (50.03.02), профиль:
    • «Современное искусство. Экранные искусства» (НИУ ВШЭ).
  • «Программная инженерия» 09.03.04, профиль:
    • «Компьютерные технологии в дизайне» (ИТМО);
    • «Разработка и дизайн компьютерных игр и мультимедийных приложений» (РТУ МИРЭА).

В колледжах программ обучения 3D-аниматоров немного:

  • «Дизайн (по отраслям)» 54.02.01, профили:
    • «3D-моделирование для компьютерных игр и анимация» (Колледж МИДиС);
    • «Цифровой дизайн» (Международный колледж информационных технологий IThub college, Москва).

Войти в профессию можно и после курсов.

Оплата труда

Профессия 3D-аниматора востребована, соответственно, достойно оплачивается. Уровень зарплат зависит от региона работы, специфики и величины компании.

Зарплата 3d-аниматора на январь 2025

70000—180000₽
Москва 60000—20000₽

Ступеньки карьеры и перспективы

В сфере трехмерной графики 3D-аниматоры — самые востребованные специалисты, от которых во многом зависит успех фильма. Карьера может развиваться в сторону освоения смежных специальностей (художник-постановщик, художник по текстурам, моделлер, сетапер, визуализатор, композер). В вертикальном направлении роста карьеры 3D-аниматор может стать ведущим аниматором или лидом, который задаёт общий стиль анимации всего проекта, контролирует работу всей команды специалистов, обучает их. В дальнейшем возможен рост до владельца или директора анимационной студии.

Интересные факты

Как ЭТО делается?

3D-анимация профессионально выполняется двумя способами:

1. Keyframe, или «Анимация по ключевым кадрам». Промежуточные кадры между двумя ключевыми кадрами образуются автоматически с помощью интерполяции. Этот процесс называется «кейфрейминг». В своей основе это классический, самый старый и известный способ анимации со времен Уолта Диснея и Уинсора Мак-Кея — «раскадровка», как его называют в мультипликации, только выполненный с помощью компьютерной программы. 3D-пакеты делают процесс создания ключевых и промежуточных кадров значительно проще и быстрее, что позволяет более широкому кругу людей заниматься этой интереснейшей профессией.

2. Motion capture, или «Захват движения». Этот способ представляет собой процесс записи движений любого объекта с целью последующего использования этой записи в ходе анимации. Для этого существуют специальные мокап-камеры, фиксирующие маркеры, нанесенные на обтягивающий костюм персонажа. Специальная мокап-система формирует файл с положением маркеров во время движения.

Многие начинающие 3D-аниматоры используют очень эффективный способ «Референс». Аниматор записывает на видеокамеру самого себя, воспроизводя при этом необходимое по сценарию действие или диалог, а затем переносит всё это на персонаж мультфильма.

Что читать?

  • Марк Джамбруно, «Трехмерная графика и анимация».
  • Стив Робертс, CHARACTER ANIMATION IN 3D.
  • Сергей Цыпцын, «ПОНИМАЯ МАУА».
  • Ричард Уилльямс, THE ANIMATOR’S SURVIVAL KIT.
  • THINKING ANIMATION: BRIDGING THE GAP BETWEEN 2D AND CG.
  • Кен Приб, THE ADVANCED ART OF STOP-MOTION ANIMATION.
  • Ричард Уильямс, The Animator’s Survival Kit («Набор для выживания аниматора») — книга о рисованной анимации будет очень полезна начинающим 3D-аниматорам.

Вопросы по теме

Какие необычные навыки могут быть полезны 3D-аниматору при работе над проектами?

Несмотря на то, что базовые навыки моделирования и анимации являются основными требованиями для работы 3D-аниматора, некоторые необычные навыки могут существенно улучшить качество работы. Например, знание основ кинематографии поможет аниматору создавать более выразительные и динамичные сцены. Также умение работать с музыкой и звуковыми эффектами позволит лучше синхронизировать анимацию с аудиотреками, добавляя глубину и эмоциональную насыщенность. Кроме того, навыки рисования и анатомии человека или животных помогут создавать более реалистичные модели и анимации персонажей.

Как 3D-аниматоры могут использовать искусственный интеллект в своей работе?

Искусственный интеллект (ИИ) способен значительно упростить и ускорить работу 3D-аниматоров. Например, нейросети могут быть использованы для автоматизации рутинных задач, таких как ретопология или создание текстур. Алармная система, обученная на больших объемах данных, может предлагать аниматору оптимальные решения для анимации движений персонажей, основываясь на анализе существующих анимаций. Это позволяет аниматорам сосредоточиться на более творческих аспектах процесса, таких как разработка концепции и повествования. Однако важно помнить, что ИИ не может полностью заменить творческий подход аниматора, и его лучше использовать как инструмент для улучшения работы.

Какие неожиданные направления карьеры могут открыться для 3D-аниматоров за пределами традиционного кино и игр?

3D-аниматоры могут найти множество интересных и неожиданных направлений карьеры в различных сферах. Например, они могут работать в области виртуальной и дополненной реальности, создавая интерактивные опыты для клиентов и пользователей. Также возможны карьеры в архитектурной визуализации, где аниматоры создают 3D-презентации зданий и интерьеров. Еще одно перспективное направление — медицина, где 3D-анимация используется для визуализации сложных медицинских процессов и обучения студентов медицинских вузов. Кроме того, 3D-аниматоры могут заниматься созданием контента для образовательных платформ, позволяя более наглядно объяснять трудные концепции и идеи.

Об авторе

Роман Кожин

В прошлом руководитель кредитного отдела в банке. В настоящем интернет-предприниматель, занимаюсь инвестициями на фондовом рынке. Активный пользователь банковских услуг.

Комментарии

Оставить комментарий