Клипмейкер (режиссер видеоклипов, режиссер музыкальных клипов) создает короткометражные видеоролики для визуального сопровождения аудиокомпозиций и песен, а также короткие видео социальной и рекламной направленности, проморолики. Профессию могут выбирать люди с богатой фантазией и творческими задатками, готовые к смелым экспериментам.
Содержание
Краткое описание
Клипмейкер организует съемочный процесс и отвечает за все стадии производства видеоклипов – от концепции сценария до итоговых эффектов и презентации заказчику.
Работу над клипом можно разбить на этапы:
- предварительная подготовка;
- видеосъемка,
- монтаж и постпродакшен.
Процесс начинается с создания творческой концепции клипа. Режиссер определяет его сюжет, общий стиль и фоновое наполнение, письменно представляет свое видение ролика заказчику. Если он одобряет идею, клипмейкер пишет сценарий (или поручает это сценаристу) и приступает к реализации проекта:
- собирает команду для работы на съемочной площадке (постановщики, операторы, осветители, стилисты, гримеры, реквизиторы) и в постпродакшене (режиссер монтажа);
- нанимает актеров, определяет место съемок;
- согласовывает и подбирает все, что нужно для съемок (студия, декорации, оборудование);
- объясняет свой замысел, ставит задачи участникам видеоклипа (певцу, музыкантам, актерам) и съемочной группе;
- делает раскадровку и строит мизансцены;
- координирует действия творческой команды;
- организует и проводит выездные съемки;
- принимает участие в процессе монтажа. Клипмейкер должен четко понимать, что хочет видеть на экране, представлять структуру будущего видеоролика. Вместе с видеомонтажером он просматривает отснятый материал, выбирая лучшие дубли и сцены, убирает, обрезает, добавляет кадры, накладывает визуальные и другие эффекты, делает цветокоррекцию.
Затем клипмейкер представляет готовый ролик заказчику, при необходимости вносит в него изменения.
Профессия клипмейкера продолжает развиваться в условиях быстрого прогресса технологий и изменения вкусов аудитории. С увеличением количества платформ для распространения видеоконтента, таких как YouTube, Instagram и TikTok, спрос на профессиональных клипмейкеров может только возрасти. Новые форматы и стили видеоклипов открывают перед специалистами широкие возможности для проявления креативности и экспериментов.
С ростом популярности мобильного контента и коротких видеороликов, клипмейкеры должны будут адаптироваться к новым требованиям рынка. Это может потребовать от них освоения новых технологий, программного обеспечения и навыков работы с различными форматами. Важно следить за тенденциями и актуальными фишками, чтобы оставаться востребованным специалистом в данной области.
В будущем клипмейкеры могут также начать сотрудничать с искусственным интеллектом, который будет помогать в создании и монтаже видео. Это изменение может значительно упростить процессы и ускорить производственный цикл, однако креативные идеи и оригинальный подход останутся за человеком. Таким образом, клипмейкер как профессия продолжит существовать и развиваться, поскольку человеческое творчество невозможно заменить полностью.
Особенности профессии
Сложность работы клипмейкера обусловлена разнообразием задач и жестким таймингом. Многое он делает сам – придумывает идею, собирает команду, руководит съемкой, а в начале карьеры нередко самостоятельно монтирует видео и так далее. Съемки клипа длятся 3–4 дня, рабочий день ненормированный и часто переходит в рабочую ночь.
В отличие от полнометражного кино и сериалов видеоклипы более «тесные», идеи должны поместиться в небольшом временном промежутке (музыкальный клип длится 3–4 минуты, социальные и проморолики – 15–30 секунд). За это время нужно донести публике большой объем информации. Раскрывая историю, клипмейкер до мелочей продумывает сюжет, наполняет смыслом каждый кадр, бросает зрителя в гущу событий, но так, чтобы он не растерялся и понял замысел автора. В общем, каждая секунда клипа дорога и важна.
Сотрудничество со знаменитостями: музыкальными группами, авторами, исполнителями – самая популярная специализация клипмейкера. Современный артист без клипа – это только голос из колонок. Яркий, запоминающийся видеоклип, снятый для показа по телевидению или в интернете, привлекает слушателей, увеличивая шансы певца на успех и продвижение в хит-парадах и, как следствие, может поднять гонорары артиста. Музыкальные клипы в интернете помогают попасть в систему рекомендаций, получить просмотры и прослушивания. Все это при условии, что в «маленьком кино» есть изюминка, что-то интересное и необычное.
Клипмейкер находит интересные приемы, чтобы подчеркнуть заложенную в песне идею, усилить смысловую основу композиции, показать ее с другой, неожиданной стороны. Иногда то, что он делает (меняет look артиста, не скупится на провокации), кажется странным, тем не менее клипмейкер не забывает, что на первом месте – исполнитель и песня. Подбирая стилистику видеоклипа, он отталкивается от жанра, тематики, а также темпа музыкального материала (спокойный, динамичный, агрессивный).
Особого подхода и ответственности требует съемка социальной рекламы. Сценарий такого видео заранее согласовывается с заказчиком. В основе его сюжета – идея, имеющая определенную социальную ценность. Такие видеоролики могут формировать, менять мышление людей, восприятие ими тех или иных событий, часто в них речь идет о здоровье. Клипмейкеру важно хорошо представлять целевую аудиторию ролика, понимать, что интересует, беспокоит и задевает этих людей, выбирать правильную тональность, лексику. Главная задача, стоящая перед режиссером социального видеоролика, – заставить аудиторию совершить нужное действие (например, пройти профилактическое обследование).
Малоизвестный факт о профессии клипмейкера заключается в том, что многие из них не только создают музыкальные видеоролики, но и являются настоящими «музыкальными археологами». Они часто проводят часы в поисках редких архивных материалов, которые могут дополнить или вдохнуть новую жизнь в современный видеоклип.
Кроме того, интересный аспект работы клипмейкеров заключается в том, что они зачастую исследуют новые технологические приемы и визуальные эффекты, чтобы выделиться в индустрии. Это может включать использование виртуальной реальности или интерактивных элементов, чтобы создать уникальный опыт для зрителей.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы:
- Возможности для раскрытия творческого потенциала.
- Участие в светской и культурной жизни.
- Общение с известными людьми и селебрити.
- Нет однообразия в работе.
- Во время съемки возможны поездки по России и за пределы страны.
- Клипмейкеры со своим «почерком» узнаваемы, их видео показывает Рунет и центральное телевидение, их приглашают работать за рубежом.
- Финансовая независимость в перспективе.
Минусы:
- Отрасль высококонкурентная, новичку пробиться к «звездам» музыкального жанра и вовсе непросто. Чтобы быть замеченным топовыми артистами страны, придется проявить весь свой талант и креативность.
- Во время съемок клипа приходится работать по 10–20 часов подряд.
- Иногда исполнители получают в итоге не то, что представляли, и выражают недовольство.
Существует множество заблуждений о профессии клипмейкера, и одно из самых распространенных — это мнение о том, что для создания качественного музыкального клипа достаточно иметь лишь камеру и немного креативности. На самом деле, профессиональный клипмейкер должен обладать навыками в различных областях, включая сценарное мастерство, работу с актерами и знание основ монтажа и визуальных эффектов.
Еще одно распространенное заблуждение заключается в том, что клипмейкеры работают исключительно в музыкальной индустрии. Хотя основным направлением данной профессии является создание музыкальных видеороликов, клипмейкеры также могут заниматься созданием рекламных роликов, документальных фильмов, вирусных видео и многого другого. Это делает профессию более разнообразной и многогранной, чем может показаться на первый взгляд.
Нередко люди считают, что клипмейкер должен быть исключительно творческой личностью. Конечно, креативность играет важную роль, однако не менее важными являются технические знания и навыки работы с различными программами для монтажа и обработки видео. Умение работать в команде и организовывать процесс съемок также не менее важно, чем художественный вкус.
Многие думают, что для успешной карьеры клипмейкера обязательно нужно иметь высшее образование в области кино или видеопроизводства. Хотя формальное образование может быть полезным, в этой профессии ценятся прежде всего практические навыки и опыт. Многие известные клипмейкеры начинали с простых проектов и самостоятельно осваивали необходимые навыки, что подтверждает, что упорство и желание учиться могут сыграть решающую роль в успехе.
Также существует стереотип о том, что клипмейкеры хорошо зарабатывают с самого начала своей карьеры. На практике многие начинающие специалисты сталкиваются с финансовыми трудностями и работают на крупных проектах за небольшие деньги или даже бесплатно, чтобы получить опыт и портфолио. Только со временем, накапливая опыт и связи в индустрии, клипмейкеры могут начать зарабатывать достойные гонорары за свою работу.
Важные личные качества
Творческий подход ко всем задачам и богатая фантазия – обязательные качества для клипмейкера. Также ему нужно быть хорошим организатором, коммуникабельным, терпеливым и гибким в общении человеком, чтобы умело координировать работу большой творческой команды.
Где учиться на клипмейкера
Специфику производства видеороликов (рекламы, музыкальных клипов) изучают:
- на Высших творческих курсах «Режиссура клипа и рекламы» в Институте кино и телевидения (ГИТР);
- на режиссерском курсе «Режиссура короткой формы» в Московской школе кино.
В вузах клипмейкерам подойдут учебные направления, связанные с теле- и кинопроизводством, режиссурой, мультимедиа и медиакоммуникациями. Комбинации ЕГЭ для зачисления отличаются в зависимости от университета, но обычно это русский язык и литература; варианты вместо литературы – история, обществознание. Также абитуриенты проходят творческого испытания или собеседования.
Примеры программ высшего образования:
- 50.03.01 – «Искусство и гуманитарные науки», профили «Кино и видео», «Кинопроизводство» в СПбГИКиТ;
- 55.05.01 – «Режиссура кино и телевидения» (программа подготовки режиссеров широкого профиля в ГИТР, ВГИК им. Герасимовича, СПбГИКиТ, Краснодарском ГИК, Орловском ГИК, Северо-Кавказском ГИИ и др.);
- 42.03.04 – «Телевидение», профиль «Режиссура телевидения и цифровых медиапроектов» «Видеопроизводство для новых медиаплатформ» в ГИТР, КФУ, и других творческих вузах;
- 50.03.02 – «Изящные искусства», профиль «Современное искусство. Экранные искусства» в НИУ ВШЭ.
Азы клипмейкинга можно освоить и в колледже по программе 55.02.03 «Кино- и телепроизводство (по видам)». Прием ведется по результатам среднего балла аттестата.
Место работы
Профессионалы занимаются созданием видеоклипов:
- в продюсерских центрах;
- рекламных агентствах и студиях;
- музыкальных и киностудиях;
- концертных агентствах;
- на популярных телеканалах.
Часто в начале карьеры клипмейкер снимает простые ролики для знакомых начинающих исполнителей. Съемки могут проходить просто в городских локациях, а готовое видео выкладывается в интернет. Первым шагом в профессию может быть и концертная съемка. Именитые клипмейкеры сотрудничают с популярными артистами, знаменитыми музыкантами и открывают собственные продакшен-студии.
Сколько зарабатывает клипмейкер
Определенных сумм нет, доход клипмейкера – это его гонорар за проект, он зависит:
- от бюджета на производство;
- жанра, музыкального направления, для которого снимается клип;
- известности самого режиссера видеоклипов;
- количества проектов, в которых он участвует.
Гонорары клипмейкера растут пропорционально его опыту и мастерству. В целом можно зарабатывать и 200, и 5–7 тыс. долларов за проект.
Профессиональные знания
Клипмейкер должен четко понимать законы жанра, музыкального направления, для которого снимается клип. Так, танцевальные, романтические композиции эстрадных певцов призваны скорее развлекать, в них много ярких визуальных образов и эмоций, в то время как рэп-клипы, тематика которых часто связана с личными переживаниями, содержат сцены из повседневной жизни, в них нередко присутствуют элементы уличной культуры и провокации.
Какие еще требуются знания по работе:
- Экономика и менеджмент в сфере видеопроизводства.
- Визуальные и звуковые (музыкальные) спецэффекты.
- Анимация и компьютерная графика.
- Основы драматургии.
- Сценарное дело.
- Основы актерского мастерства.
- Аппаратура и оптика для видеосъемки.
- Освещение, композиция.
- Теория монтажа.
- Реклама и PR.
- Риторика.
Известные клипмейкеры
- Марк Романек – его музыкальный клип Scream Майкла и Дженет Джексон обошелся в 7 млн долларов и удерживает позицию самого дорогого в истории.
- Александр Маков – снимает клипы российским рэперам и рок-исполнителям «Кипелов», Lumen, «Каста», Louna, «Обе-Рек», Anacondaz и др., а также полнометражные, короткометражные и документальные фильмы. Выпускник СПбГУКиТ.
- Александр Романов – в послужном списке работа с Егором Кридом и другими популярными артистами российской музыкальной индустрии.
- Дмитрий Киселев – режиссер новогодней комедии «Елки-2», музыкального видео для Юлии Чичериной, множества рекламных и промороликов для брендов «Райффайзенбанк», «Ренессанс страхование» и др.
Вопросы по теме
Какие навыки необходимы для успешной карьеры клипмейкера?
Для успешной карьеры клипмейкера важны несколько ключевых навыков. Прежде всего, это отличное знание видеомонтажа и работы с программами для редактирования, такими как Adobe Premiere Pro и Final Cut Pro. Также необходимо развивать творческое мышление и умение рассказывать истории через визуальные образы. Навыки командной работы и коммуникации тоже не менее важны, так как клипмейкеры часто взаимодействуют с музыкантами, продюсерами и другими профессионалами. Наконец, понимание музыкальной теории и ритма поможет сделать клипы более гармоничными и увлекательными.
Как клипмейкеры адаптируются к быстро меняющемуся миру цифровых медиа?
Клипмейкеры адаптируются к быстро меняющемуся миру цифровых медиа, постоянно обучаясь и осваивая новые технологии и тренды. Это может включать изучение последних программных обновлений, освоение новых техник съемки и монтажа, а также применение различных форматов и платформ для распространения контента. Социальные сети, такие как TikTok, требуют от клипмейкеров умения создавать короткие, захватывающие видео, соответствующие новым форматам. Участие в онлайн-курсах, мастер-классах и обмен опытом с коллегами также играет важную роль в поддержании актуальности и конкурентоспособности в данной профессии.
Какие нестандартные направления существуют в клипмейкинге?
В клипмейкинге существуют различные нестандартные направления, которые открывают новые возможности для творческих людей. Например, некоторые клипмейкеры специализируются на создании анимационных музыкальных видеороликов, что позволяет им сочетать графику и музыку для создания уникальных визуальных историй. Другие исследуют виртуальную и дополненную реальность, создавая интерактивные клипы, где зритель может влиять на происходящее. Также существует направление создания клипов-визуализаций, где акцентируется более абстрактное восприятие музыки без явной сюжетной линии. Эти направления позволяют клипмейкерам экспериментировать и привносить что-то новое в поисках своего уникального стиля.