Если вы являетесь владельцем автомобиля и обитаете в большом городе, то, вероятно, вы испытываете раздражение из-за нехватки парковочных мест и вынуждены оставлять свою машину в самых неподходящих местах. А если вы пешеход, то, скорее всего, вас беспокоит поведение автомобилистов, оставляющих свои машины на тротуарах, газонах, детских площадках и в придомовых территориях.
«Мой Рубль» расскажет о необычном флешмобе в интернете, который начал набирать популярность с начала 2019 года.
Если вы москвич и часто нарушаете правила парковки (ведь где взять место?) — возможно, вы уже столкнулись с последствиями этого на своем бюджете. Если же вы пешеход или автовладелец, соблюдающий правила, возможно, вы уже слышали об приложении «Помощник Москвы», о котором мы и будем говорить.
Содержание
Что такое «Помощник Москвы», зачем он нужен, как начать пользоваться
Приложение «Помощник Москвы» — это бесплатный сервис для устройств на Android и iOS, предназначенное для жителей столицы. С его помощью можно сделать снимок автомобиля, который неправильно припаркован, и отправить это изображение в ГИБДД. Идея заключается в том, чтобы с использованием современных технологий реализовать систему, подобную европейской, где люди сознательно информируют полицию о нарушениях правил дорожного движения.
Какие нарушения можно зафиксировать:
- Автомобиль, припаркованный под знаками «Запрещена остановка», «Запрещена стоянка»;
- Отсутствие оплаты за парковку;
Парковка на пешеходной зоне, газоне или в месте перехода для пешеходов.
Наказал нарушителя — заработал баллы на городское метроприятие!
Вы получаете очки за каждое зарегистрированное нарушение. 1 нарушение = 200 очков. Накопленные баллы можно использовать в «Магазине очков».
Для начала использования сервиса необходимо пройти регистрацию на сайте Госуслуг (Mos.ru), загрузить приложение и войти в него. В настройках вашего мобильного устройства стоит активировать отображение даты и времени на фотографиях, так как без этих данных правонарушитель может утверждать, что снимок был сделан несколько лет назад, и срок давности уже истек.
Согласно наблюдениям экспертов, феномен «травли» через платформу Госуслуг отражает глубокие изменения в обществе, которое все чаще разделяется на тех, кто поддерживает концепцию гражданского участия, и тех, кто использует механизмы доносов, схожие с атмосферой репрессий 1937 года. Являясь инструментом для гражданского контроля, госуслуги в определённых ситуациях становятся средством взаимного доноса, что вызывает опасения по поводу приватности и доверия в обществе.
Популярность практики травли может быть связана с попытками граждан почувствовать себя активно участвующими в формировании общественного порядка, однако подобные инициативы также порождают страх и недоверие. Это создаёт замкнутый круг: желание контролировать поведение окружающих приводит к социальной напряженности и вражде. Такой подход разрушает потенциал конструктивного гражданского участия и порождает негативные последствия, способные увести общество в сторону авторитарного управления.
В условиях, когда досудебное разбирательство или социальное давление становятся основными инструментами решения конфликтов, важно осознать, что гражданское общество, основанное на взаимопомощи и доле доверия, противоречит философии доносов, дестабилизирующей социум. Общество, основанное на страхе, не только подавляет индивидуальные права, но и затрудняет развитие демократии и гражданственности в целом.
Пользуются ли «Помощником Москвы» граждане?
Да, оно действительно популярно. В самой платформе Google Play приложение собрало свыше 100 000 загрузок. Согласно информации от самого сервиса, на данный момент к нему присоединилось уже 345 тысяч пользователей (по состоянию на 12 февраля 2019 года).
В приложении представлен список самых активных пользователей:
До 2019 года приложение функционировало значительно медленнее: на проверку фото могло уходить несколько дней. Для нарушителей это создавало дополнительные неудобства: например, если автомобиль ежедневно оставлялся на тротуаре у подъезда, то после проверки фото за 2-3 дня подряд владелец мог получить сразу несколько штрафов. Теперь же процесс проверки нарушений проходит быстрее, и штрафы приходят значительно быстрее.
Мотивация молодежи: просто интересная игра или вымещение злобы на богатых?
Для определённых категорий людей, особенно молодежи, выявление нарушителей стало настоящей игрой. Ранее многие не уделяли особого внимания тому, как паркуются автомобилисты вокруг. Недостаток парковочных мест и большое количество транспортных средств делают нарушения очевидными на каждом шагу.
Теперь это стало чем-то вроде флешмоба и легким способом наказать владельца автомобиля. Особенно заметно это, если неправильно припаркован не какой-нибудь старенький Opel, а роскошный Гелендваген с не менее статусными номерами — пройти мимо в таком случае еще сложнее. Или если нарушителем оказывается ваш сосед, который без разрешения занял участок рядом с домом и считает его своей бесплатной парковкой, нападая на тех, кто посмел припарковать свой автомобиль в том же месте.
Все нормально, это Россия!
На координационном форуме флэшмоба один из участников делится своим опытом:
Я отправил через сайт ГИБДД более 200 жалоб, и в 90% случаев были возбуждены административные дела и назначены штрафы. Всего один водитель оказался упрямым. Его авто зарегистрировано на юридическое лицо, и юрист оспорил штраф, доказав отсутствие знака на карте с расположением дорожных знаков. Но больше он там не парковался.
Важно, что по ссылке нужно указать свои данные. Можно ввести произвольные, но я не заморачиваюсь и даю свои ФИО и номер телефона, чтобы дознаватель мог связаться со мной и взять свидетельские показания, если нарушитель начнет утверждать, что «вы врете — докажите».
За полтора года со мной лишь дважды звонили из ГИБДД, и ни разу не пришлось приходить к ним. Я рассказал все по телефону, и человек, который меня представлял, подписал протокол. Инспектору сказал, что если возникнут вопросы — пусть зовет: я приеду, расскажу и подпишусь.
Это отличный способ сообщать о нарушениях, не покидая дома. Только нужно включить отображение даты и времени на фотографиях в настройках смартфона, иначе могут отказать, утверждая, что водитель сказал, будто фото было сделано год назад, и срок давности истек. Так мне посоветовал один инспектор.
Текст приведен без изменений, кроме редактирования ненормативной лексики. Мы не будем указывать ссылку на форум по понятным причинам: наша задача как журналистов — предоставить объективный обзор ситуации, а не поддерживать какую-либо сторону.
Что думают автовладельцы: подборка мнений и отзывов
В нашей стране преобладает стремление жить «по правилам». Исходя из этого, автолюбители считают человека, который отправляет снимки, стукачом, и его поступок воспринимается крайне негативно. Особенно учитывая, что именно благодаря этому «стукачу» нарушитель получает штраф на значительную сумму.
Мы подготовили для вас обзор реакций нарушителей на свои наказания в социальных сетях и на форумах.
Следует отметить, что не все разделяют такие взгляды. Существуют автовладельцы (и их довольно много), которые поддерживают данное приложение и даже используют его для привлечения к ответственности других.
Хотим ли мы «как в Европе»?
И вот пришло время задать вопрос, вспомнив слова нашего Президента: действительно ли нам в России нужны подобные мероприятия, как в Париже? Почему-то многие стремятся к высоким зарплатам, чистоте и порядку, аналогичным европейским, но при этом забывают о строгих наказаниях за уклонение от налогов, мусор и коррупцию.
Корни уровня жизни растут из менталитета
Представляем вам иллюстрацию «нашего» менталитета в сравнении с европейским.
Шофёр одной из фур, совершающих рейсы из России в Европу, убрал ограничитель скорости, желая быстрее завершать поездки и увеличивать свой доход. Он спокойно двигался по автобану со скоростью свыше 100 км/ч (при этом заводом установлен лимит на уровне 89 км/ч), когда неожиданно сзади появилась полицейская машина и остановила его. Видимо, водителю грозил крупный штраф, Вызвали руководство фирмы, которое стало выяснять, каким образом полиция узнала о нарушении. В итоге выяснилось, что один из водителей междугородних автобусов, которого он обогнал, связался с полицией и сообщил, что фура движется с недопустимой для неё скоростью.
В Европе явление, подобное «стукачству», воспринимается как проявление гражданской ответственности. В нашем менталитете принято считать, что мелкие нарушения, не наносящие вреда конкретным людям, являются частью повседневной жизни — так поступает большинство. Однако в их менталитете существует иная идея: если сегодня я не сообщу в полицию о нарушении дорожных правил, то завтра этот водитель может потерять контроль и причинить вред моему ребенку.
Кому мешают наши припаркованные авто, кроме озлобленных «нищебродов»?
В данной ситуации стоит рассмотреть позицию автомобилистов. Они полагают, что автомобиль, оставленный на тротуаре или газоне, не создаёт никаких проблем, особенно если поблизости нет бесплатных мест для парковки. Пешеход легко обойдёт такую конструкцию, так как он не ограничен габаритами общественного транспорта.
Как уже было упомянуто ранее, существует мнение, что неправильно припаркованные машины мешают лишь «озлобленным неудачникам и беднякам», которые не могут позволить себе собственный автомобиль — таким образом, они лишь пытаются уколоть своё покалеченное самолюбие за счёт тех, у кого это удалось.
Существует и иная, более интересная перспектива некоторых индивидов: «почетные», «уважаемые» (вспомните о жизни по правилам?) личности на престижных автомобилях полагают, что имеют «право» ставить свои машины в любом месте, которое им подходит. Вот яркий пример:
Каков истинный вред в данной ситуации, если эти «почтенные граждане» не создают препятствий? Проходящим всего лишь нужно немного изменить маршрут, чтобы обойти «карету господина»? Это же вполне разумно!
Какой же конкретно вред наносит неправильная парковка
- Вызывает заторы и уменьшает скорость движения на дорогах для всех участников. Многие наблюдали крупные внедорожники, припаркованные во втором ряду на «аварийке», потому что «ну не влез» — в результате остаётся свободными лишь половина полосы, создавая многокилометровую пробку.
- Создаёт помехи для пешеходов. Один час неправильно припаркованный автомобиль в людном месте заставляет тысяч людей менять свои маршруты. Часто люди вынуждены обходить машину по грязи и лужам, пачкая одежду.
- Распространяет грязь по городу. Замечали ли вы, что только в российских городах грязь присутствует повсеместно? Если выезжаешь в другую страну с аналогичным климатом — и грязи как-то не наблюдается. Да, можно говорить о составе почвы, но действительно ли земля во дворе подходит для того, чтобы её ежедневно топтали двухтонные машины? Именно автомобили, стоящие во дворах не на асфальте, разносят грязь по городу!
- Укрепляет социальное неравенство и создает преступный менталитет. Проще говоря, подаёт негативный пример. Это касается моральных норм. «Если кому-то разрешено, почему мне нельзя?» — думает каждый. В результате, пока в стране существуют «неприкосновенные», которые могут парковаться на газонах и тротуарах, это будет нормой для всех. Это также становится элементом «престижа» в определённых кругах (продолжение соперничества «у кого круче машина и номер лучше»).
Подробно о последствиях принципа «я никому не мешаю, мне можно» рассматривается в статье Андрея Шипилова «Эффект обочины».
Пресловутый Собянин
Отношение к мэру Москвы может варьироваться. Однако одно остается бесспорным: за время своего лидерства в городе он зарекомендовал себя как твердый и последовательный руководитель.
«Линия партии» в отношении городского пространства
Рассмотрим, что было достигнуто на данный момент:
- Завершено строительство второго кольца метро. Хотя оно и не идеальное, стоит отметить сложность выполнения этой задачи.
- Метро стало доступно в пригородах.
- В аэропортах теперь нет заторов, так как там работают эвакуаторы.
- Введены в эксплуатацию новые транспортные развязки.
- Практически каждый участок земли с высоким спросом на парковку стал платным.
- Убраны ларьки и небольшие торговые центры, существовавшие с 90-х годов. Да, это создало проблемы для владельцев, но место освободилось и не было застроено новыми торговыми точками «нужных людей».
- Город больше не выглядит как огромный рынок с множеством рекламных вывесок.
- Парк Горького преобразился из пространства с аттракционами в обычный парк.
- Обращения граждан стали обрабатываться через интернет.
- Развился такой вид сервиса, как каршеринг.
- Созданы выделенные полосы для общественного транспорта.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Собянин проводит жесткую и последовательную политику по преобразованию Москвы в город, соответствующий европейским стандартам. При этом европейский подход отличается от американского тем, что городской ландшафт создается не для автомобилей, а для пешеходов. Как эта концепция будет реализована с учетом масштабов Москвы — пока большой вопрос, но она, по крайней мере, ясна и последовательна.
Почему образовался флэшмоб
«Помощник Москвы» — это еще один шаг к ужесточению условий для автомобилистов в большом городе. Суть заключается в том, что количество людей увеличивается, и каждый стремится обладать автомобилем, но город не может бесконечно расширяться. Запретить людям пользоваться машинами нельзя, так как это противозаконно. Поэтому применяются экономические меры для давления на автомобилистов. Основная цель — сделать содержание автомобиля для обычного гражданина крайне дорогостоящим.
В этом контексте политтехнологи, которые организовали эту акцию с отправкой фотографий нарушителей в ГИБДД, справились со своей задачей на высшем уровне. Приложение полностью откликнулось на потребности целевой аудитории: молодежи, у которой нет возможности владеть автомобилем и которая недовольна постоянным давлением со стороны более обеспеченных автомобилистов.
Если бы для обращения требовалось звонить, ожидать на линии и долго объяснять ситуацию, это не вызвало бы интереса. А механизм «сфотографировал — отправил — наказал» отлично сработал на молодое поколение, которым легко обращаться со смартфоном. Здесь присутствует игровой элемент, который позволяет каждому почувствовать себя Робином Гудом, наказывая богатых и перераспределяя «деньги» через городской бюджет к бедным. Именно это и способствовало появлению вирусного эффекта.
Автомобилю в городе не место?
Вывод здесь очевиден. Он основан на послании, которое власти уже передали автомобилистам крупных городов невысказанным образом: либо способствуйте экономическому росту и становитесь миллионером, либо отказывайтесь от автомобиля, либо покидайте город и переезжайте в деревню. Можно предположить, что совсем скоро опыт Москвы будет распространён на Санкт-Петербург и другие крупные города России.