Художник-технолог по сценическому свету призван подчеркнуть общую идею спектакля через свето-цветовое решение, поэтому он работает в тесном сотрудничестве с режиссером-постановщиком и разрабатывает стилистику светового оформления спектакля.
В театре декорации и освещение играют особую роль. Сценический свет придаёт спектаклю особую выразительность, создаёт необходимый эмоциональный настрой и даже, как утверждал Дэвид Линч «Свет может ощутимо изменить восприятие спектакля, а иногда и характеры героев». Световые эффекты могут до неузнаваемости изменить и декорации: «Темные тучи превращаются в небесные цветы, если их поцелует свет», — говорил Рабиндранат Тагор.
Современное свето-сценическое оборудование предоставляет неограниченные возможности для этого. А в некоторых постановках свет является главной составляющей в декорациях. Художник-технолог по сценическому свету является полноправным участником творческой постановочной группы в театре.
Современная светотехническая аппаратура в театре разнообразна и сложна. Сценическое освещение обеспечивается осветительными приборами, установленными в самых разных местах:
- верхний свет — прожекторы, подвешенные рядами над сценой (1 план, 2 план);
- боковой свет — осветительные приборы, установленные на боковых галереях и портальных кулисах;
- выносной свет — прожекторы на специальных балконах, рампа (у переднего края сцены);
- горизонтальный свет — оборудование для освещения горизонта;
- специальный свет — светильники в виде фонарей, свечей, факелов, встроенные в декорации.
Кроме того, используется дополнительное световое оборудование для спецэффектов: световой занавес, контражур, стробоскоп для мерцающего эффекта и т. п.
В старинных театрах сценическим светом управляла команда осветителей вручную, располагаясь в разных концах театра. В современном театре управление световым оборудованием осуществляется централизованно при помощи компьютерных программ из одного специального помещения. Чтобы управлять всем этим непростым оборудованием, необходимо получить соответствующее образование.
В ходе подготовки нового спектакля составляется световая партитура, в которой отражены:
- перечень и количество осветительных приборов, используемых в спектакле;
- номера световых программ;
- режим освещения и затемнения;
- сигналы для световых перемен (реплики, движения или фразы);
- цвета светофильтров, сила света, направление лучей осветительных приборов и другие параметры.
Световые партитуры уточняются во время свето-монтировочных репетиций, в процессе которых отрабатываются позиции и режимы освещения, а также действия работников осветительного цеха. Световая партитура должна выполняться строго и без изменений.
Содержание
- 1 Особенности профессии
- 2 Плюсы и минусы профессии
- 3 Место работы
- 4 Важные качества
- 5 Обучение на художника-технолога по сценическому свету
- 6 Оплата труда
- 7 Ступеньки карьеры и перспективы
- 8 Интересные факты
- 9 Современное световое оборудование
- 10 Вопросы по теме
- 10.1 Как художник-технолог по сценическому свету взаимодействует с другими участниками постановки?
- 10.2 Какие новые технологии оказывают влияние на работу художника-технолога по сценическому свету?
- 10.3 Как развитию арт-технологий может поспособствовать профессиональная подготовка будущих художников-технологов по сценическому свету?
Особенности профессии
Профессиональная деятельность художника-технолога по сценическому свету может быть реализована в трех аспектах:
Художественно-творческая деятельность – в ходе которой специалист:
- занимается разработкой и оформлением светового обеспечения спектакля по проекту художника-постановщика;
- разрабатывает световые эффекты;
- создаёт необходимую документацию световой партитуры спектакля (в случае необходимости привлекая специалистов);
- возглавляет процесс светового оформления сцены;
- участвует в проведении световых репетиций, в ходе которых художественное освещение фиксируется на партитурах;
- осуществляет постоянный контроль за точным выполнением освещения спектаклей в действующем репертуаре;
- в ходе работы использует самые последние достижения науки в сфере театральной техники и технологии, а также новые материалы.
Организационно-управленческая – в процессе которой художник-технолог может руководить отделами театра, которые занимаются световым оформлением представлений или производят свето-техническое оборудование для театра. Кроме того, он контролирует правильность выполнения сотрудниками световой партитуры представления и правила техники безопасности и охраны труда при работе с подобным оборудованием (правил пожарной безопасности и санитарии). Проведение монтировочных световых репетиций и в ходе их необходимая корректировка светового оборудования Входит в обязанности художника-технолога по свету.
Педагогическая деятельность заключается в преподавании дисциплин по световому оформлению спектакля в учебных заведениях театрального искусства (технология светового оформления спектакля, проектирование постановочного освещения театрально-зрелищных предприятий, макетирование, основы светотехники и светотехническое оборудование для театра, театрально-техническая графика, технический расчет конструкций).
Профессия художника-технолога по сценическому свету имеет перспективное будущее, так как с каждым годом растет интерес к развитию мультимедийных технологий в театре, концертах и других культурных мероприятиях. Инновации в области освещения, такие как программируемые световые системы и интерактивные инсталляции, требуют высококвалифицированных специалистов, способных разрабатывать и реализовывать оригинальные концепции освещения. Это открывает новые возможности для профессионалов, работающих в этом направлении.
Кроме того, учитывая тенденцию к цифровизации и интеграции высоких технологий в искусство, художники-технологи по сценическому свету должны быть готовы к постоянному обучению и адаптации к изменяющимся условиям. Умение работать с программным обеспечением для моделирования, а также знание новых технологий будет способствовать повышению их конкурентоспособности на рынке. Сотрудничество с другими специалистами, такими как видеографы и звукорежиссеры, также станет неотъемлемой частью их профессии.
С ростом популярности альтернативных форм искусства и независимых проектов, как в России, так и за ее пределами, художники-технологи по сценическому свету могут ожидать увеличения числа вакансий и возможностей для фриланса. Будущие специалисты смогут работать не только в традиционных театрах, но и в новых форматах, таких как цифровые театры и immersive-опыт. Эта профессия становится все более актуальной, что позволяет уверенно прогнозировать ее развитие в ближайшие годы.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Творческая интересная профессия, в которой можно развиваться технически в соответствии с новшествами в этой сфере.
- Профессия востребована не только в театре, но и на концертах, в кино и цирке.
Минусы
- Ненормированный рабочий день
- Ночной образ жизни
- Возможные разногласия с режиссером-постановщиком, который может придерживаться точки зрения К.С.Станиславского и недооценивать роль светового оформления спектакля: «Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет».
Профессия художника-технолога по сценическому свету сочетает в себе искусство и высокие технологии. Эти специалисты не только разрабатывают освещение для спектаклей и концертов, но и создают уникальные световые эффекты, которые могут изменять восприятие пространства и эмоции зрителей.
Необычный факт: многие художники-технологи по сценическому свету начинают свою карьеру не в театрах, а в студиях звукозаписи или на концертах, где они обучаются сочетанию света и музыки. Таким образом, они используют свои навыки для создания живых визуальных шоу, где свет становится неотъемлемой частью музыкального произведения.
Также стоит отметить, что с каждым годом технологии освещения становятся все более интерактивными. Некоторые художники-технологи используют программное обеспечение, позволяющее синхронизировать движение света с действиями актеров на сцене в реальном времени, создавая поистине уникальные и незабываемые зрелища.
Место работы
Художники по сценическому свету могут работать в театрах, на киностудиях и телевидении, концертных залах, площадках, стадионах, в цирке.
Существует множество заблуждений относительно профессии художника-технолога по сценическому свету. Одним из распространённых мифов является убеждение, что работа такого специалиста заключается лишь в установке и настройке технического оборудования. На самом деле, художник-технолог по сценическому свету играет ключевую роль в создании визуального образа выступления, и его работа включает в себя как технические, так и творческие аспекты.
Другим заблуждением является стереотип о том, что профессия технического художника не требует глубокой теоретической подготовки. Напротив, для успешного выполнения своих обязанностей необходимо обладать знанием основ света, цветовой теории, а также навыков работы с различным программным обеспечением для проектирования светового оформления. Это также включает в себя понимание, как параметры освещения могут влиять на восприятие сценических действий.
Многие считают, что работа художника-технолога по сценическому свету происходит исключительно в театре. Однако эти профессионалы востребованы во множестве областей, включая концерты, кинопроизводство, мероприятия и выставки. Это подтверждает многогранность профессии, где каждый проект требует индивидуального подхода и творческого решения.
Нередко существует мнение, что художник-технолог — это лишь поддерживающий работник, который не принимает участия в творческом процессе. На самом деле, его мнение и взгляд на сценическое освещение могут существенно повлиять на общий художественный замысел. Художники-технологи часто работают совместно с режиссёрами и сценографами, создавая единую визуальную концепцию.
Ещё одно заблуждение — что этот специалист получает низкую зарплату и не имеет карьерных перспектив. В действительности, спрос на квалифицированных художников-технологов по сценическому свету растёт, что открывает возможности для карьерного роста и повышения дохода. После накопления опыта и создания портфолио можно стать ведущим специалистом или даже руководителем проектов.
Важные качества
- богатое художественное воображение;
- умение рисовать и работать руками;
- хорошее цветовосприятие;
- эмоциональность;
- внимание к деталям;
- постоянное стремление к профессиональному росту.
Обучение на художника-технолога по сценическому свету
- Школа-студия (институт) им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова
- Факультет сценографии и технологий художественного оформления спектакля. При школе имеется мастерская «Художника по свету», в которой есть технические возможности для изучения самых разных современных способов освещения сцены. Здесь учат разработке концепции светового оформления сцены и зала. В ходе практики проводится ознакомление с устройством светотехнического оборудования в театрах Москвы.
- Высшая школа сценических искусств («Театральная школа Константина Райкина»). В 2014 году открылся факультет «Технологии художественного оформления спектакля» со специализацией «Светотехника» и «Звукорежиссура».
- Белгородский государственный институт культуры и искусств
- Факультет «Технологии художественного оформления спектакля».
- Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства
- Факультет «Технологии художественного оформления спектакля»
- Казанское Театральное Училище специальность «Светорежиссура»
- Курсы в Театрально-художественном колледже № 60. Семинар «Художник по свету»
Оплата труда
Оплата труда специалистов данного профиля в российских театрах невелика: от 20 тысяч рублей. Но опытных специалистов часто приглашают на подработку в антрепризе, концертных организациях, ночных клубах, где можно достойно заработать — за 2 ночи работы от 25 тысяч рублей.
Ступеньки карьеры и перспективы
Выпускники учебных заведений могут начать свою карьеру в театре с простого осветителя, машиниста сцены, художника-оформителя. Для начинающего художника-технолога по свету — это необходимый этап, на котором приобретается бесценный практический опыт. Постепенно от рядового специалиста художник-технолог может расти от разряда к разряду и стать руководителем подразделения театра, отвечающего за световое оформление спектаклей. Также можно работать в концертных организациях, ночных клубах, цирке, заниматься освещением городских мероприятий, церковных праздников.
Интересные факты
История возникновения сценического света
Сценический свет был создан в XVII веке, когда театральные постановки начали показывать в помещениях. В то время для освещения использовались свечи. То есть, театральное освещение развивалось вместе с появлением новых источников света. В XIX веке в качестве освещения сцены стали использовать масляные лампы, позднее — газовые горелки. С появлением электричества театральное освещение также модернизировалось и стало более подвижным, ярким и выразительным. В разработанных К.С.Станиславским световых партитурах того времени стало возможным передавать состояние природы и погоды: утро, день, сумерки, ночь, солнечная или пасмурная погода.
Но художественное световое оформление спектакля развивалось не только параллельно развитию световой техники. Многие режиссеры с помощью света визуально выражали звучание музыки (Аппиа), либо подчеркивали объем фигуры человека или архитектурные формы, либо выражали трагизм души героя (Крэг).
Великий Мейерхольд использовал световые проекции для изображения лозунгов, рекламы, названий эпизодов. То есть, свет становился выразителем пропагандистских, критических или сатирических позиций режиссера. Чешский сценограф Й.Свобода, используя современные технологии (лазеры и компьютеры), превратил свет в главное действующее лицо театра. Световое оформление создавало атмосферу, воздух, стены, коридоры, занавес. Эти принципы сценического освещения стали использоваться во всем мире. Й.Свободе принадлежит идея использования в театре видео.
Другие режиссеры, такие как Л.Мондзика и Р.Уилсон, считают силу воздействия света сильнее и выразительнее мастерства актеров. Л.Мондзик создавал свои камерные спектакли как противоборство тьмы и света. Р.Уилсон утверждал, что «свет имеет собственную роль, как актер». Такого рода режиссеры способствовали тому, что возникла профессия художника по сценическому свету. В России эту традицию продолжают и совершенствуют Д.Исмагилов в Москве и Г.Фильштинский в Санкт-Петербурге.
Современное световое оборудование
Управляемые (цифровые, интеллектуальные) световые приборы подразделяются на 2 вида: рисующие и заливающие.
Они представляют собой сканеры и головы с подвижными корпусами. У сканера управлением проекцией светового луча занимается подвижное зеркало, а у головы — движущийся во все стороны корпус. Оба прибора могут изменять цвет и рисунок луча. Управление световым оборудованием выполняется по цифровому протоколу DMX.
Аналоговое световое оборудование представляет собой световые пушки, излучающие следящий луч и приборы заливающего света.
В сегодняшнем театре имеется множество осветительных приборов, создающих великолепные эффекты:
- лунный цветок (другие названия: туннель, веник или флауер) – осветительный прибор, излучающий пучок цветных или белых лучей, расходящихся под разным углом
- стробоскоп–прибор, воспроизводящий световое мерцание в определенном ритме;
- пушка–прожектор, излучающий яркий прямой луч, для следящей подсветки одиночного предмета или человека
- лазерные лучи
- световой пол
- ультрафиолетовые светильники
- генераторы дыма, тумана, снега
- имитатор или генератор пламени и многое другое.
Автор статьи — Флюра Ягофарова.
Вопросы по теме
Как художник-технолог по сценическому свету взаимодействует с другими участниками постановки?
Художник-технолог по сценическому свету работает в тесном сотрудничестве с режиссером, сценографом, звукорежиссером и актерами. Важной частью этой работы является понимание концепции постановки и создание визуальной атмосферы, которая поддерживает общую идею. Они могут обсуждать освещение для конкретных сцен, убедиться, что оно соответствует эмоциям персонажей и усиливает общий драматургический эффект. Кроме того, профессионал часто проводит репетиции с технической командой, чтобы убедиться в корректной работе осветительного оборудования на всех этапах.
Какие новые технологии оказывают влияние на работу художника-технолога по сценическому свету?
С появлением новых технологий, таких как LED-освещение, автоматизированные световые приборы и системы управления освещением, профессия художника-технолога по сценическому свету значительно изменилась. Эти инновации позволили создавать более динамичное и интерактивное освещение, которое может быстро адаптироваться к изменениям в спектакле. Например, использование программного обеспечения для 3D-моделирования позволяет художникам видеть, как свет будет выглядеть на сцене до начала репетиций. Также, с развитием VR и AR, есть возможность экспериментировать с необычными эффектами и взаимодействиями между освещением и другими элементами спектакля.
Как развитию арт-технологий может поспособствовать профессиональная подготовка будущих художников-технологов по сценическому свету?
Профессиональная подготовка играет ключевую роль в освоении новых арт-технологий. Курсы и мастер-классы позволяют студентам изучить не только основные принципы освещения, но и современные методы работы с цифровыми технологиями. Например, умение работать с программным обеспечением для управления светом и создание интерактивных инсталляций дает возможность начинающим художникам быть конкурентоспособными на рынке труда. Также важно развивать навыки работы в команде и умение быстро адаптироваться к новым условиям, что является важным аспектом в творческой среде.