Инженер беспилотной авиации: профессия, обязанности, учебные заведения, зарплата и путь к востребованной специальности

Инженер беспилотной авиации (БА) создает аппаратную или программную часть дронов (полностью автономных или дистанционно пилотируемых летательных средств). Профессия подходит тем, кто силен в математике и физике, увлечен электро- и робототехникой, программированием и просто влюблен в небо.

Краткое описание

В беспилотниках, или беспилотных летательных аппаратах (БПЛА, БЛА), есть две взаимосвязанные части – программная и конструкционная. Каждой из них занимаются инженеры узкой специализации: техники или программисты – они тесно сотрудничают, и им желательно иметь представление об особенностях работы друг друга.

  • Инженер-программист беспилотников разрабатывает ПО, которым управляются дроны. Каждая программа пишется под конкретные задачи (доставка грузов, геологоразведка, видеосъемка и т. д.) и с учетом конструкции БПЛА.
  • Инженер-техник проектирует беспилотник и его систему управления таким образом, чтобы БПЛА справлялся с поставленными задачами, соответствовал эксплуатационным требованиям и просто пилотировался.

Программисту необязательно до мелочей разбираться в авиационных сплавах, а технику – в кодинге и тестировании ПО, но и айтишникам и технарям нужны знания по авиастроению, робототехнике, электронике, механике.

Мнение эксперта
Иван Беспалов
Экономист по образованию. Занимал руководящие должности в крупных корпорациях.

Профессия инженера беспилотной авиации становится всё более актуальной в связи с растущим интересом к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА) в различных отраслях. Применение дронов расширяется не только в области доставки товаров, но и в сельском хозяйстве, строительстве, экологии и военной сфере. С увеличением числа стартапов и компаний, работающих в данной области, потребность в квалифицированных специалистах продолжит расти.

Технологический прогресс и развитие автономных систем способствуют созданию более сложных и высокотехнологичных дронов, что требует от инженеров постоянного обновления знаний и навыков. Обучение новым технологиям, таким как машинное обучение и искусственный интеллект, станет важной частью подготовки специалистов. Это позволит инженерам разрабатывать более эффективные и безопасные решения для управления воздушным движением и эксплуатации БПЛА.

Судя по текущим тенденциям, можно ожидать, что профессия инженера беспилотной авиации станет не только высокооплачиваемой, но и востребованной на международном уровне. Кроме того, сотрудничество между различными отраслями и исследовательскими институтами откроет новые горизонты для карьерного роста и участия в крупных проектах. Таким образом, специалисты в этой области будут иметь множество возможностей для профессионального развития и реализации своих идей.

Особенности профессии

У инженеров-техников есть еще более узкие специализации:

  • радиоэлектронное оборудование на борту (профстандарт 32.001);
  • проектирование и конструированию авиатехники (32.002);
  • прочностные расчеты ЛА (32.004);
  • узлы, агрегаты и механические конструкции (32.003).

Без привязки к специализации в обязанности инженеров-проектировщиков входит выполнение соответствующих расчетов, разработка конструкторской и проектной документации, согласование и коммуникации со смежниками, участие в экспериментах, тестирование образцов, техническое сопровождение внедрения. Кроме этого, специалисты также занимаются «обучением» БЛА ориентированию и безопасному полету, выявляют технические неисправности, разбираются со сбоями программы.

Независимо от специализации – на программировании или аппаратной части – инженеры беспилотной авиации должны разбираться:

  • в моделировании и особенностях конструкций БПЛА;
  • двигателях и электрооборудовании ЛА;
  • теории автоматического управления и системах управления;
  • системах «технического зрения», оптоэлектронике;
  • системах навигации, ориентации, посадки;
  • устройствах связи;
  • технологии производства аппаратов, узлов БПЛА;
  • процессах эксплуатации и техобслуживания беспилотников.
Интересный факт

Инженеры беспилотной авиации регулярно сталкиваются с задачами, которые требуют креативности и решения нестандартных проблем. Например, одна из малоизвестных задач заключается в разработке алгоритмов, позволяющих беспилотным летательным аппаратам облетать неожиданные препятствия в воздухе, такие как стаи птиц или даже другие беспилотники, чтобы избежать столкновений.

Еще один необычный факт заключается в том, что инженеры беспилотной авиации часто используют принципы, заимствованные из игровых технологий, для улучшения управления и навигации дронов. Это связано с тем, что в игровых движках уже разработаны эффективные модели поведения объектов в трехмерном пространстве, что позволяет создать более реалистичные и адаптивные системы для беспилотников.

Плюсы и минусы профессии

Достоинства:

  • Быстрый рост отрасли, соответственно, острая востребованность.
  • Большой потенциал карьерного роста.
  • Комфортные условия труда.
  • Стабильный доход.

Минус в профессии, вероятно, один – она подходит только людям с техническим складом ума.

Распространенные заблуждения

Существует множество заблуждений относительно профессии инженера беспилотной авиации. Одним из самых распространённых является мнение, что эта работа исключительно связана с программированием. Хотя навыки программирования действительно важны, инженер беспилотной авиации также должен иметь глубокие знания в области механики, аэродинамики и электроники. Это многогранная специальность, требующая разнообразных компетенций.

Другим мифом является убеждение, что инженеры беспилотной авиации работают только в крупных корпорациях или военных структурах. На самом деле, спрос на специалистов в этой области растёт и в малом бизнесе, стартапах и научных учреждениях. Беспилотные технологии находят применение в различных сферах, таких как сельское хозяйство, охрана окружающей среды и доставка товаров.

Существует также мнение, что работа инженера беспилотной авиации не требует креативности. Однако, разработка новых беспилотных систем и их интеграция в существующие технологии требует нестандартного мышления и инновационного подхода. Инженеры должны сохранять гибкость ума и умение находить решения для уникальных задач.

Некоторые считают, что профессия инженера беспилотной авиации является лёгкой и не требует высокой квалификации. На самом деле, эта роль требует значительных усилий по обучению и постоянного профессионального роста. Инженеры должны быть в курсе последних достижений технологий, участвовать в специализированных курсах и конференциях, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда.

Наконец, существует заблуждение о том, что данная профессия не имеет перспектив развития. С постоянным ростом интереса к беспилотным технологиям и их внедрению в разные области, возможности для карьеры инженеров беспилотной авиации только увеличиваются. Это динамичная и востребованная сфера, в которой открываются новые горизонты для специалистов.

Важные качества

Главное для инженера дронов – любить авиацию. Еще нужны:

  • склонность к точным наукам;
  • хорошее пространственное мышление;
  • ответственность;
  • умение работать в команде, коммуникабельность;
  • собранность;
  • способности к анализу;
  • креативность;
  • целеустремленность.

Где учиться на инженера беспилотной авиации

Инженером беспилотной авиации можно стать, отучившись на многих специальностях. Подходящие профили обучения есть на разных направлениях:

  • «Проектировщик беспилотной техники», 13.03.02.
  • «Эксплуатация и обслуживание беспилотных робототехнических АС», 15.03.06.
  • «Беспилотные ЛА», 24.03.01.
  • «Беспилотные ЛА и бортовое оборудование», 24.03.05.
  • «Моделирование и информационные технологии ДПЛА», 24.05.01.
  • «Системы управления БПЛА» и «Интеллектуальные навигационные и информационно-измерительные системы БПЛА», 24.05.06.
  • «Организация, обеспечение и обслуживание полетов БАС», 25.03.03.

Расшифровка кодов направлений – в приложениях к приказу Минобрнауки № 1061.

С 2022 г. на базе 30 ведущих вузов реализуется федеральный проект «Передовые инженерные школы» (ПИШ). Направления и уровень подготовки вузы выбирают сами: есть магистратура, бакалавриат и специалитет, дополнительное профобразование. Сферу БПЛА выбрали МФТИ, ТУСУР, Уфимский университет науки и технологий (УУНиТ), ЮФУ и другие вузы. В ПИШ ЮФУ конструировать беспилотники учат не только студентов, но и школьников.

Лучшие вузы для инженеров беспилотной авиации:

Вузы, максимально подходящие для инженеров беспилотной авиации и входящие в рейтинг RAEX:

  • МГТУ им. Баумана;
  • МАИ;
  • МФТИ;
  • КНИТУ-КАИ им. Туполева;
  • ПНИПУ;
  • БГТУ ВОЕНМЕХ;
  • ЮУрГУ;
  • СибГУ им. Решетнева.

Карьера

Растет потребность в БПЛА и БАС не только в военном деле. Дроны нужны или будут вскоре нужны для геологоразведки, археологии, картографии, вулканологии, изучения флоры и фауны, видеосъемки местности, кинематографии, обследования ж/д дорог, мониторинга состояния нефте- и газопроводов, ЛЭП, лесных массивов или труднодоступных объектов, срочной медицинской доставки (например, лекарств или дефибриллятора), контроля полицией автодорог, поисковых мероприятий, подводных работ и наблюдений, управления климатом и пр.

На развитие беспилотной авиации Минтранс до 2030 г планирует выделить 236 млрд руб. (231 млрд руб. – из федерального бюджета). Соответственно, очевидны перспективы занятости и карьерного роста для специалистов в области БА.

Место работы

Работают инженеры БА в компаниях по разработке, производству и эксплуатации БПЛА и БАС. Например:

  • ООО «Альбатрос» (Мытищи, Пушкино) производит БПЛА, беспилотные вертолеты и самолеты, предоставляет услуги фото- и видеосъемки на базе своих изделий;
  • ZALA Aero Group (Ижевск) разрабатывает и производит БПЛА (в том числе «Ланцет»), беспилотные вертолеты, квадрокоптеры;
  • ООО «Аэромакс» (Москва, Ростов-на Дону, Санкт-Петербург) производит и решает комплексные задачи с БАС;
  • АО «Аэрокон» (Казань, Жуковский) разрабатывает и производит комплексы с БЛА;
  • Группа компаний «Геоскан» (Санкт-Петербург) занимается беспилотными аэрофотосъемочными комплексами и ПО;
  • ООО «СТЦ» (Санкт-Петербург) создает квадрокоптеры и беспилотные комплексы семейства «Орлан».

Оплата труда

Размер зарплаты инженера в сфере БА зависит от категории, сложности и ответственности работы. Для примера несколько вакансий «Аэромакс»:

  • инженер-схемотехник (2–3-й категории) – 73–84 тыс. руб.;
  • инженер-разработчик эксплуатационной документации – до 80 тыс. руб.;
  • инженер-конструктор (1–2-й категории) – 90–124 тыс. руб.;
  • инженеры по эксплуатации авиаоборудования, наземного пункта управления – до 100 тыс. руб.;
  • ведущий инженер-конструктор по расчету динамики – от 144 тыс. руб.;
  • главный инженер проекта – до 185 тыс. руб.

Зарплата инженера беспилотной авиации на январь 2025

45000—150000₽
Москва 130000—350000₽

Профессиональные знания

Инженеру беспилотной авиации нужно знать:

  • основы цифрового проектирования;
  • инженерную компьютерную графику;
  • технический (авиационная тематика) английский;
  • языки программирования;
  • основы метрологии и стандартизации;
  • ЕСКД, ЕСПД;
  • федеральные авиационные правила;
  • основы испытаний БПЛА;
  • профильные нормативные правовые акты;
  • ограничительные сортаменты для авиапромышленности.

Конструкторам и проектировщикам желательно уметь работать с программами САПР: T-FLEX CAD, ANSYS, APM WinMachine, CATIA, NX Unigraphics и др.

Вопросы по теме

Как инженеры беспилотной авиации решают вопросы безопасности и управления воздушным пространством?

Инженеры беспилотной авиации применяют комплексный подход к обеспечению безопасности, начиная с разработки систем автоматизированного управления и заканчивая внедрением строгих протоколов для взаимодействия с управлением воздушным движением. Они создают алгоритмы, которые учитывают различные сценарии, включая сбои оборудования и столкновения с другими воздушными судами. Также важно тестирование прототипов в реальных условиях, позволяющее выявить потенциальные проблемы заранее. Специалисты активно работают над интеграцией беспилотных летательных аппаратов в существующие системы управления воздушным пространством, что требует соблюдения стандартов и норм, разработанных международными организациями.

Какие навыки и знания особенно ценятся у инженеров в области беспилотной авиации?

Помимо классических инженерных навыков, таких как аэродинамика, механика и электроника, инженеры беспилотной авиации должны обладать знаниями в области программирования и алгоритмов обработки данных. Важными компетенциями являются также знание систем навигации и управления полетом, а также способность работать с современными технологиями, такими как машинное обучение и компьютерное зрение. Навыки работы в команде и креативное мышление также необходимы, ведь проектирование и внедрение новых решений требуют мультидисциплинарного подхода и способности к адаптации к быстро меняющимся условиям рынка.

Как будущие инженеры беспилотной авиации могут подготовиться к карьере в этой области?

Будущие инженеры беспилотной авиации могут начать с получения образования в таких областях, как аэрокосмическая техника, робототехника или программирование. Участие в специализированных курсах и семинарах также полезно для знакомства с последними технологиями и тенденциями. Практический опыт можно получить через стажировки в компаниях, занимающихся разработкой беспилотных летательных аппаратов, или участие в конкурсах и проектах в сфере авиации. Широкая сеть профессиональных контактов и постоянное самообразование помогут в дальнейшей карьере и развитии в данной высокотехнологичной области.

Об авторе

Роман Кожин

В прошлом руководитель кредитного отдела в банке. В настоящем интернет-предприниматель, занимаюсь инвестициями на фондовом рынке. Активный пользователь банковских услуг.

Комментарии

Оставить комментарий