Инженер по орнитологической безопасности полетов: профессия, обязанности, образовательные пути, зарплата и карьерные перспективы

Инженер по орнитологической безопасности полетов (авиационный орнитолог) занимается комплексом мероприятий для предотвращения аварийных ситуаций из-за птиц, попадающих в двигатель самолета при взлете и посадке. Задачи инженера – поддерживать в рабочем состоянии техническое оборудование аэродромов, которое используется для отпугивания птиц в небе над взлетными полосами; устранять источники интереса для птиц, наблюдать за орнитологической обстановкой.

Краткое описание

По Квалификационному справочнику (ЕСКД) инженер (специалист) по орнитологическому обеспечению безопасности полетов должен эксплуатировать и обслуживать авиарепеллентное оборудование, ремонтировать его, своевременно подавать заявки на замену изношенных или полностью вышедших из строя устройств. Но авиарепеллентное оборудование, предназначенное для распыления химических веществ, уничтожающих или отпугивающих птиц, уже практически нигде в мире не используется по этическим и экологическим причинам, и современные авиационные орнитологи обеспечивают безопасность полетов более гуманными техническими устройствами, мониторят орнитологическую обстановку и делают всё возможное, чтобы стальные и пернатые птицы никогда не встретились ни в небе, ни на аэродроме.

Мнение эксперта
Иван Беспалов
Экономист по образованию. Занимал руководящие должности в крупных корпорациях.

Профессия инженера по орнитологической безопасности полетов в будущем будет становиться все более значимой в условиях роста интенсивности воздушного движения и экологических требований. С увеличением количества авиационных сообщений необходимо учитывать влияние птиц на безопасность полетов. Инженеры, специализирующиеся на этой области, будут заниматься разработкой новых технологий и методов, которые помогут минимизировать риски столкновения самолетов с птицами.

С развитием беспилотных летательных аппаратов и увеличением интереса к экологии ожидается, что спрос на специалистов в области орнитологической безопасности будет расти. Они будут участвовать в создании систем мониторинга и прогнозирования поведения птиц вблизи аэропортов, а также в разработке стратегий управления поведением птиц и их миграционными маршрутами. Это создаст дополнительные рабочие места и новые возможности для инновационных решений в сфере безопасности полетов.

Кроме того, повседневная практика и методологии в авиационной отрасли будут все больше ориентироваться на обучение и повышение квалификации инженеров по орнитологической безопасности. Профессионалы данного направления смогут занять ключевые позиции в научных и исследовательских учреждениях, а также в государственных и международных организациях, занимающихся защитой природы и безопасностью гражданской авиации. Таким образом, будущее профессии выглядит многообещающим, открывая перспективы для карьерного роста и значимого вклада в безопасность полетов.

Особенности профессии

Специалист по орнитологической безопасности полетов работает в составе группы, занимающейся отпугиванием птиц с помощью звуков, дрессированных собак и хищных птиц, пневматики. Оборудование, за работоспособность которого он отвечает, бывает двух типов:

  • Пассивное:
    • стационарные биоакустические (имитируют звуки, издаваемые птицами-хищниками или сигналы тревоги местных обитателей, радиус эффективного действия – до 200 м) и ультразвуковые (воздействуют на нервы мелких и средних птиц, небольшой радиус действия) установки;
    • стационарные лазеры для предотвращения гнездования в ангарах, на крышах, вблизи периметра аэропорта);
    • зеркальные и светоотражательные ленты, шары и флюгеры;
    • флажки, шары с рисунком глаз или головы хищных птиц;
    • пугала, макеты и чучела птиц, в том числе динамические – парящие;
    • противоприсадные шипы;
    • ловушки-клетки и паутинные сети.
  • Активное:
    • мобильные акустические установки;
    • пневматическое оружие (стартовые пистолеты и др.);
    • ручные лазеры (дальность – 1–4 км);
    • пиротехнические пистолеты или ракетницы (элемент отстреливается вручную на 30–300 м, светясь и создавая треск громкостью около 140 дБ);
    • электронные или механические пропановые пушки, имитирующие звуки выстрелов из огнестрела (119–124 Дб).

Все эти устройства и приспособления постоянно модифицируются, меняются варианты их настроек, появляются новинки, основанные на разных принципах действия. Это нужно, чтобы повысить эффективность защиты и избежать привыкания птиц. В задачи инженера входит отслеживание технических тенденций и информирование руководства аэропорта о необходимости покупки новых приборов.

Кроме того, авиационный орнитолог:

  • оформляет заявки на покупку оборудования и запчастей к нему;
  • контролирует эффективность использования разных видов технических устройств;
  • визуально мониторит перемещение птиц над аэродромом;
  • оценивает состояние экосистемы, прилегающей к аэродрому (флора, насекомые, места гнездования т. д.);
  • передает в соответствующие службы результаты анализа орнитологической обстановки, прогнозы численности и поведения птиц и предлагает меры безопасности;
  • участвует в работе комиссий по расследованию ЧП, связанных со столкновением птиц и самолетов;
  • ведет отчетность.

Чтобы сделать окрестности аэродрома непривлекательными для птиц, авиационный орнитолог организует обрезку крон деревьев, кустарников, скашивание высокой травы, зачистку гнезд, ликвидацию мест хранения пищевых отходов на территории, прилегающей к аэропорту.

Специалист по орнитологической безопасности полетов не всегда инженер. Например, в Домодедово, Внуково, Пулково и других аэропортах в дополнение к оборудованию для отпугивания назойливых пернатых используют ловчих птиц (обычно ястребов) и авиационные орнитологи – это увлеченные энтузиасты-сокольники. Технические средства хороши, но по эффективности им сложно соперничать с природными врагами пернатых: птицы быстро привыкают к шуму, яркому свету и прочим уловкам и перестают бояться, зато живых хищников опасаются всегда. Поэтому тандем орнитолога и охотничьей птицы трудно превзойти, и аэропорты охотно принимают на работу биологов, разбирающихся в орнитологии.

Интересный факт

Необычная профессия инженера по орнитологической безопасности полетов появилась в ответ на всё более частые столкновения самолетов с птицами, которые представляют серьезную угрозу безопасности. Эти специалисты занимаются не только анализом рисков, связанных с полетами вблизи мест обитания птиц, но и разработкой эффективных решений для минимизации таких столкновений.

Инженеры по орнитологической безопасности используют новейшие технологии, включая дронов и системы мониторинга, чтобы отслеживать миграционные пути птиц и прогнозировать их поведение вблизи аэропортов. Это требует знаний в области экологии, авиации и даже акустики, чтобы создать оптимальные условия для безопасных полетов.

С каждым годом профессия становится всё более важной, так как рост авиаперевозок и изменение климата, приводящие к сдвигам миграционных маршрутов птиц, увеличивают вероятность встреч с ними. Инженеры работают в тесном сотрудничестве с орнитологами, чтобы разработать планы, направленные на сохранение как авиационной безопасности, так и популяций птиц.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

  • интересная, творческая работа – в трудовые функции входят наблюдения и исследования;
  • редкая профессия, что повышает ценность специалиста;
  • важная и отчетливо осознаваемая миссия – обеспечить безопасность людей, пользующихся авиатранспортом.

Недостатки:

  • мало вакансий – работать можно только в аэропорту;
  • работа вне помещений (преимущественно);
  • невысокая зарплата для специалистов без категории и опыта;
  • высокая цена ошибки и непрофессионализма.
Распространенные заблуждения

Существует множество заблуждений относительно профессии инженера по орнитологической безопасности полетов, и одно из самых распространенных — это мнение о том, что такая работа не требует специальных знаний и подготовки. На самом деле, данный специалист должен обладать глубокими знаниями в области орнитологии, экологии, а также авиационной безопасности. Работа требует не только теоретических, но и практических навыков, связанных с анализом поведения птиц и их влиянием на авиацию.

Еще одно распространенное заблуждение заключается в том, что инженеры по орнитологической безопасности занимаются исключительно наблюдением за птицами. В действительности их работа включает в себя комплексный подход, включая моделирование ситуаций, анализ данных, разработку рекомендаций по минимизации риска столкновения с птицами и внедрение технологий, помогающих избежать таких инцидентов.

Кроме того, многие считают, что проблемы, связанные с птицами, возникают только в определенных регионах или во время определенного сезона. Однако возможность столкновения с птицами может возникнуть в любом месте и в любое время, что делает работу инженера важной в самых разных условиях. Поэтому специалисты должны быть готовы к непрерывному анализу и адаптации к новым ситуациям.

Наконец, существует заблуждение о том, что данная профессия не имеет перспектив и не является востребованной. На самом деле, с увеличением числа авиарейсов и осознанием важности природоохранных аспектов в авиации, профессионалы в этой области становятся все более необходимыми. Инженеры по орнитологической безопасности полетов играют значительную роль в обеспечении безопасности полетов и защиты môi среды, что только подтверждает важность их работы.

Важные качества

Инженер по орнитологической безопасности полетов должен быть:

  • организован;
  • креативен;
  • наблюдателен;
  • пунктуален;
  • целеустремлен;
  • ответственен;
  • психически стабилен.

Работа предполагает длительное пребывание на свежем воздухе в любую погоду, поэтому авиационному орнитологу нужно иметь крепкое здоровье и иммунитет, быть в хорошей физической форме.

Где учиться на инженера по орнитологической безопасности полетов

Особых требований к образованию специалистов по орнитологической безопасности полетов нет – просто потому, что их нигде не учат. Отдельной программы подготовки для этой профессии в вузах и колледжах нет. Вариативную дисциплину «Орнитологическое обеспечение безопасности полетов» на профиле «Организация использования воздушного пространства» специальности 25.05.05 в программу включили СПбГУ ГА им. Новикова, УИ ГА им. Бугаева (Ульяновск).

Курсы для авиационных орнитологов проводят учебные центры аэропортов. Несколько примеров:

  • АР-Университет (холдинга «Аэропорты Регионов») предлагает 72-часовый курс повышения квалификации «Орнитологическое обеспечение безопасности полетов на аэродромах гражданской авиации».
  • Учебный центр АО «Аэропорт Сургут» и отраслевая группа авиационной орнитологии организовали похожие курсы. Группы набираю нечасто – раз в несколько лет.

Хотя по требованиям ЕСКД у инженера по орнитологическому обеспечению безопасности должно быть высшее техническое образование, фактически аэропорты приглашают на работу специалистов и с другим образованием – биологов, орнитологов, зоологов, экологов, в том числе со средним профобразованием. Главное – чтобы авиационный орнитолог хорошо разбирался в особенностях поведения пернатых.

Место работы

Инженеры по орнитологической безопасности работают во всех гражданских и военных аэропортах.

Оплата труда

Зарплата инженера по орнитологической безопасности полетов начинается от 35–45 тыс. руб. Опытные специалисты могу получать до 100 тыс. руб.

Зарплата инженера по орнитологической безопасности полетов на январь 2025

Россия 85000—73125₽

Карьера

Как правило, авиационные орнитологи – люди, увлеченные своим делом и исследователи по натуре, поэтому переходить на другой уровень (управление/руководство) не стремятся. В принципе, профессия и не предполагает карьерного роста, по вертикали максимум – это начальник орнитологической службы аэропорта.

Профессиональные знания

Инженеру по орнитологической безопасности пролетов нужно знать:

  • законодательство РФ, упорядочивающее вопросы безопасности полетов;
  • Воздушный кодекс РФ;
  • орнитогеографию;
  • аэродромную экологию, экологию птиц;
  • паспортные данные, инструкции по эксплуатации и обслуживанию спецоборудования.

Кроме этого, авиационному орнитологу нужны навыки наблюдения за птицами, составления карт скопления разных видов, плана размещения стационарных и перемещения мобильных средств отпугивания. В целом он должен понимать, как влияет экосистема на популяцию птиц и уметь спрогнозировать орнитологическую обстановку в перспективе.

Вопросы по теме

Какие технологии используются инженерами по орнитологической безопасности полетов для мониторинга птиц?

Инженеры по орнитологической безопасности полетов используют различные технологии для мониторинга птиц, включая радиолокационные системы, которые позволяют отслеживать движение птиц в реальном времени. Также применяются датчики и камеры, устанавливаемые вдоль взлетно-посадочных полос для мониторинга миграционных путей и поведения птиц вблизи аэропортов. Совсем недавно начали использовать дронов для создания карт миграционных маршрутов и оценки угрозы, которую могут представлять птицы для воздушного движения.

Какое значение имеет профессия инженера по орнитологической безопасности полетов для авиационной отрасли?

Профессия инженера по орнитологической безопасности полетов критически важна для обеспечения безопасности воздушного движения. Птицы могут представлять серьезную угрозу для самолетов, особенно при взлете и посадке, когда скорость и маневренность ограничены. Инженеры в данной области работают над созданием систем предупреждения и минимизации рисков столкновений, что, в свою очередь, способствует снижению числа аварий и инцидентов, связанных с птицами. Это также имеет косвенное значение для экологии, так как их работа помогает сохранять природные среды обитания и минимизировать влияние аэропортов на местные экосистемы.

Как инженер по орнитологической безопасности полетов взаимодействует с другими специалистами в авиационной отрасли?

Инженер по орнитологической безопасности полетов взаимодействует с различными специалистами, включая авиадиспетчеров, специалистов по экологии и биологии, а также с пилотами и руководством аэропортов. Эта коллаборация необходима для разработки комплексных стратегий по уменьшению рисков столкновения с птицами, основная задача которых — обеспечить безопасность полетов. Например, инженеры могут консультировать авиадиспетчеров о времени и условиях, когда опасность столкновения с птицами наиболее высока, что позволяет принимать проактивные меры для предотвращения инцидентов.

Об авторе

Роман Кожин

В прошлом руководитель кредитного отдела в банке. В настоящем интернет-предприниматель, занимаюсь инвестициями на фондовом рынке. Активный пользователь банковских услуг.

Комментарии

Оставить комментарий