Зачастую лучшие друзья решаются на создание совместного бизнеса. Ведь кому, как не близкому другу, можно доверять? К тому же, затраты на открытие собственного дела можно разделить поровну. Однако совместная работа нередко приводит к разрушению дружбы. Порой бизнес с самого начала разворачивается не так, как планировалось, и возникают взаимные обиды и обвинения в ошибках и неудачах. Чаще всего испытанием для отношений становится именно успешный бизнес. Когда один из друзей неожиданно решает, что не хочет делиться доходами или считает, что ему полагается большая доля прибыли. К сожалению, дружба часто не выдерживает таких испытаний. Сегодня в нашем журнале «Мой Рубль» мы встречаем Андрея Алексеевича, жителя Санкт-Петербурга, который очень трудно пережил предательство своего друга и бизнес-партнера.
Содержание
Как все начиналось
Приветствую! Меня зовут Андрей Алексеевич, я из Санкт-Петербурга. Идея начать собственный бизнес пришла ко мне в возраст 30 лет. Моя предпринимательская деятельность длилась почти 2 года.
Поиски способа заработать
Многим из нас, помимо основной деятельности, хочется получать дополнительный доход. И речь идет не просто о небольшой сумме, а о достаточной, чтобы осуществить значимые покупки.
В далеком 2008 году в стране уже разразился экономический кризис. Судя по всему, он задержится надолго: массовая безработица, нехватка денег, сокращения и снижение зарплат не давали нам возможности расслабиться. А жить хорошо очень хочется. Перебрав множество идей для получения дополнительных средств, мы с другом решили открыть малый бизнес.
Мы потратили несколько месяцев на то, чтобы разобраться, в какой области нам стоит начать. Почти сразу же многие варианты отпали, и на это была простая причина – у нас не было достаточных накоплений для запуска и ведения бизнеса.
Статья по теме: Как два молодых человека из провинции создали с нуля цепочку апарт-отелей в Санкт-Петербурге с годовыми доходами в 160 миллионов. История отельеров
Идею бизнеса можно найти совсем неожиданно
Ищешь подсказку? Посмотри вокруг.
Как и обычно, мы с супругой сели в такси и направились в гости, чтобы встретить Новый год с семьей моего близкого друга.
Одной из ключевых причин, по которым не рекомендуется брать друзей в бизнес-партнеры, является сложноразрешимая динамика отношений. Друзья обычно основывают свои взаимодействия на доверии и эмоциональных связях, что может привести к конфликтам, когда финансовые интересы вступают в противоречие с личными. В бизнесе решения часто требуют объективного подхода, тогда как дружба может затмить рациональность, что в конечном итоге может повлиять на результаты компании.
Кроме того, в случае возникновения разногласий, ситуация может обостриться, поскольку отношения могут потерять свою искренность. Друзья могут испытывать давление, пытаясь сохранить личные связи, что может привести к компромиссам, которые затрудняют бизнес-процессы. Это подчеркивает важность четкого разделения личных и деловых линий при установлении партнерства, что может затрудняться в случае дружеских отношений.
Наконец, переживание неудач в бизнесе может повлиять на личные отношения, создавая долгосрочные трещинки в дружбе. Эти эмоции могут привести к чувству предательства и нарушению доверия, что ослабляет связь, которая когда-то считалась крепкой. Поэтому мудрее выбирать партнеров на основе профессиональных навыков и деловой совместимости, а не личной привязанности.
Обычно водители в основном молчат, но в этот раз все было иначе. Молодой парень-водитель оказался необычайно разговорчивым. Поскольку ехать нам предстояло на другой конец города, что заняло около полутора часов, Владимир (так звали таксиста) начал делиться своими жизненными перипетиями, рассказывая о том, как его, менеджера по работе с клиентами, резко уволили, и ему пришлось найти новую работу. Я сказал лишь одну фразу: «А сколько платят?». Володя подробно объяснил, как устроены смены, проценты, и сообщил, что он работает на своем автомобиле. Здорово!
Анализ рынка. Заготовка шаблонов. Запуск
Для того чтобы начать свое дело с нуля, особенно без поддержки, нужно внимательно анализировать рынок спроса и предложения. Изучите, что предлагают ваши конкуренты.
На протяжении всех новогодних праздников мы с Женей искали информацию о том, как функционируют службы такси, как рассчитывается заработная плата, маршруты, графики работы и как привлечь клиентов. Мы перебирали сайты крупных компаний в поисках информации о том, как организована работа в такси.
Выяснилось, что существует множество нюансов:
- Покупка автомобилей является дорогостоящей.
- Аренда офиса в бизнес-центре обходится очень дорого.
- Откуда взять средства для выплаты зарплат сотрудникам?
- Множество вопросов требует финансовых вложений.
Но самым важным остается вопрос – как продвигать компанию, чтобы о ней узнали?
Начинали работать без офиса
Мы приняли решение начать работать из дома, а именно из нашей квартиры.
Для того чтобы определять расстояние между двумя точками, мы установили на компьютер приложение Ситигид.
Однако возникла проблема: расстояние в одном направлении отличалось от расстояния в противоположном (карта отображала движение в реальном времени, принимая во внимание пробки и погодные условия). Это было предусмотрено на случай, если клиент запросит поездку в обе стороны. Мы решили записывать в тетрадь информацию о клиенте, маршруте и стоимости.
Диспетчер такси.
Золотой номер
В результате я приобрел золотой номер. Считается, что номер представляет собой визитную карточку компании. Цифры 9 и 7 сочетались между собой, поэтому номер запоминался без труда. Тариф был великолепным, предоставлял бесплатные звонки по региону на номера других операторов.
Однако существовал один нюанс — стоимость номера превышала 5000 рублей, и ежемесячно необходимо было пополнять счет примерно на 3000 рублей. Это было достаточно много. Мы переключились на более экономичный тариф. В итоге наши ежемесячные расходы составили 900 рублей, что включало 500 бесплатных минут и 300 SMS.
Прейскурант
Мы заметили, что на страницах всех перевозчиков имеется таблица с расценками, в которой изложены основные условия сотрудничества с клиентами такси. После проведенного анализа, я составил таблицу цен, и в результате наши тарифы оказались значительно более выгодными (необходимо было привлекать клиентов).
Тарифы на пассажирские перевозки в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Наименование | Стоимость |
*Минимальная сумма заказа | 250 р. (см) |
Цена за км: по городу/за городом | 30 р./20 р. |
Подача автомобиля в пределах города | Бесплатно |
Подача автомобиля за пределами города | 10 р./км. |
Ожидание клиента (10 минут бесплатно) | 5 р./мин. |
Встреча с табличкой | 100 р. |
Перевозка багажа в салоне | 100 р. |
Установка детского кресла | 100 р. |
Помощь в погрузке/разгрузке багажа | 100 р. |
Курьерские услуги | 100 р. |
Услуга «трезвый водитель» | километраж +500 р. |
**Почасовая аренда автомобиля, микроавтобуса (от 2 часов, пробег не более 15 км./ч.) | от 450 р. |
См.* Минимальная оплата была зафиксирована следующим образом: до 8 км. – 250 р.
Далее расчет начинался с 9 км +30 р./км.
**При заказе автомобиля на срок более 4-х часов цена согласовывается с диспетчером, заказ необходимо сделать как минимум за 1 час до поездки. Заказ микроавтобуса осуществляется не менее, чем за 1 сутки до поездки. Мы смогли договориться с двумя владельцами микроавтобусов.
Расчет прибыли был следующий: 80% — водителю, 20% — компании. Оплата производилась по сдельной системе.
Объяснение: мы преимущественно работали в северных районах города, так как живем там.
Трансфер до аэропортов.
Район | Пулково1 | Пулково2 |
Адмиралтейский | 550 | 500 |
Василеостровский | 700 | 650 |
Выборгский | 900 | 850 |
Калининский | 850 | 800 |
Кировский | 450 | 400 |
Колпинский | 800 | 700 |
Красногвардейский | 700 | 650 |
Красносельский | 500 | 450 |
Кронштадтский | 2000 | 1900 |
Курортный | 1800 | 1700 |
Московский | 400 | 350 |
Невский | 500 | 450 |
Петроградский | 700 | 650 |
Петродворцовый | 800 | 750 |
Приморский | 900 | 850 |
Пушкинский | 600 | 600 |
Центральный | 550 | 500 |
Фрунзенский | 450 | 400 |
*При встрече в аэропорту стоимость включает ожидание до 30 минут.
Трансфер в Финляндию: цена поездки обговаривается с диспетчером.
Трансфер до Пулково.
Время действовать
Реклама является движущей силой торговли. В любом случае, без продвижения о вас никто не узнает. Мы напечатали листовки и самостоятельно расклеивали их вечерами после работы. Клеили на столбах и в подъездах домов. Печать осуществляли прямо дома на принтере. Для этого не требуется много денег.
В нашем объявлении было примерно следующее: «Название такси, номер телефона и, что самое главное, — звоните в любое время суток».
Я работал сменами с Женькой. Его основная работа не имела фиксированного графика. Я же мог трудиться вечером и до глубокой ночи. Кстати, моя жена была без работы. Именно она помогала нам с размещением вакансий, печатью листовок и создала группу в ВКонтакте. Позже супруга занималась составлением и рассылкой коммерческих предложений для гостиниц. Одна мини-гостиница «выстрелила», и мы заключили контракт на перевозку туристов от вокзала. Заказов было немного, но они имели место быть.
Первые клиенты
Через неделю после размещения объявлений мне позвонили два клиента. Время доставки не пересекалось, что не могло не радовать. Я успевал все сделать, первые заказы совпали с моим выходным.
Сначала заказы были небольшими — по 250 рублей. Но это уже приносило удовольствие, ведь дело сдвинулось с мертвой точки. Количество звонков стало расти. Подключили знакомых, которые искали дополнительный заработок. Теперь нас уже шесть человек.
Еще одна бизнес-идея: Как зарабатывать на своем автомобиле до 150 тысяч рублей в месяц, просто сдавая его в аренду (при этом быть водителем не нужно)
Важно было, что я принимал на работу только владельцев иномарок. Толчком послужили несколько звонков от клиентов с просьбами: «Пожалуйста, не присылайте старые машины, такие как Волга или Жигули». Принято к сведению.
Новые горизонты
Не задерживайтесь на одном месте, прогресс — это основное в бизнесе. Рутинные шаги только притормозят его.
Постепенно реклама пришла к сотрудничеству с расклейщиками. В тот период цена за час работы составляла 90 рублей. В основном это были молодые люди, которые работали по 4 часа: раздавали листовки, клеили их и обменивались визитками компании. Обычно мы приглашали двух ребят на выходные, выплачивая им примерно 1400 рублей.
Идея с визитками пришла от моей супруги. Я нашел типографию, где можно было недорого напечатать 2000 визиток (за 800 рублей). В этом мне помог одноклассник жены, который хорошо разбирался в форматах. Мы с другом по очереди проверяли качество работы: проезжали улицы, где происходила расклейка.
Звонки по вакансиям в основном начали поступать осенью. Собеседования проводил я. Мы договаривались о месте встречи у какой-либо станции метро. Я подъезжал на данное место, потенциальный кандидат садился в мою машину, и я объяснял условия (даже не упоминал о том, что компания, по сути, не существовала). Работа начиналась с завтрашнего дня.
Никто не желал работать официально. Но я доверял ребятам, надеясь, что они не подведут при расчете.
Налоговая нас нашла
Для понимания документов не требуется особого интеллекта, важны лишь внимательность и желание.
Тем не менее, нелегальная деятельность проявилась. На телефон, предназначенный для работы, поступил звонок, и мужской голос произнес всего несколько фраз: «Добрый день, (назвал организацию), у нас отсутствуют ваши данные о работе компании. Вы обязаны представить их по адресу…»
От неё не спрячешься.
Отлично. Налоговая служба. Позвонить не вышло, похоже, существует односторонняя связь. Это действительно серьезный шаг к регистрации общества с ограниченной ответственностью.
Мы решили, что я стану генеральным директором. Женька не хотел брать на себя всю ответственность. Он занял пост моего заместителя. Моя супруга занималась бухгалтерским учетом и работала диспетчером.
Регистрация компании
Наткнулся на агентство, которое организовало нотариально заверенную доверенность, чтобы компания могла регистрировать документы от моего имени, т.е. исполняла функции моего представителя. Процесс регистрации занял 10 рабочих дней, а затраты составили примерно 20 000 рублей. Это недешево, но необходимо.
- Включение в все обязательные реестры.
- Копия внутреннего устава компании.
- Штамп и печать на документы.
Уставный капитал составил 10 000 рублей. При этом под капиталом подразумевалась не денежная форма, а материальные активы в виде системного блока моего компьютера.
Расчетный счет был открыт в Банке Фининвест.
Мы оформились только в начале 2010 года. К тому времени в каждом автомобиле нашего перевозчика уже находился пакет приходных кассовых ордеров с печатью — на случай, если пассажиры попросили бы отчет о поездке для трудовых нужд.
На тот момент в штате работало 26 водителей с собственными автомобилями. Мы переехали в небольшой офис, который на самом деле представлял собой квартиру, где каждую комнату сдавали под офисы. Арендная плата составляла 7000 рублей. В команде диспетчеров работали две девушки и моя жена. Смена продолжалась половину дня, а заработная плата складывалась из дежурства — 700 рублей. В среднем на одного оператора выходило около 7000 рублей. Естественно, мы разрабатывали различные бонусы на праздники.
Также была создана таблица в Excel, где записывались данные водителей, даты, маршруты и стоимость поездки.
Налоговая декларация
Обратился в налоговую службу. Там мне все подробно рассказали: как правильно заполнять документы и в какие сроки их необходимо сдавать. Данные я предоставлял единожды за квартал, так как декларация касалась единого налога на вмененный доход. Чтобы не запутаться в этом процессе, я приобрел информационный буклет (небольшая памятка на нескольких страницах) прямо там.
Мы оформили только одного водителя, и это было его собственное решение.
Так прошло почти двенадцать месяцев.
Все тайное всегда становится явным
Настает момент, когда дорогие сердцу люди начинают демонстрировать свою истинную природу.
Первые странности
Самый активный период для бизнеса — это новогодние праздники. Стоимость такси возрастает вдвое. Заказов предостаточно. Особенно много крупных заявок в Пулково и регионах. Нужно успевать развозить всех. Мы работали даже в новогоднюю ночь (цены в этот период растут в 3 раза). Новый год принес хорошую прибыль. От некоторых заявок пришлось отказаться из-за нехватки автомобилей. Некоторые водители не желали работать в праздники (как мне показалось).
Однажды позвонила женщина и сказала: «Я очень хочу поблагодарить вашего таксиста. Под Новый год он помог мне донести багаж до стойки регистрации в Пулково бесплатно. Я опаздывала на рейс, и Сергей меня выручил». Мы проверили записи, и в тот день Сергей не работал. Сначала решили, что клиентка ошиблась, но она была уверена, что услуга была оказана именно нашей компанией. Это было странно.
Друг ушел вместе с водителями и клиентами
Так получилось, что мне срочно понадобилось уехать. На тот момент моя жена уже устроилась на работу и изредка заходила в офис. Мой заменяющий меня коллега был Женя.
Я отсутствовал всего одну неделю, ездил на похороны брата. Когда я вернулся, жена сказала: «Женя уходит, и ещё несколько водителей тоже». Мой давний друг не стал ничего объяснять, лишь пробормотал, что этот бизнес ему надоел и он хочет заняться чем-то другим. На этом разговор и закончился.
Через какое-то время мне позвонил постоянный клиент и сообщил, что на его телефон пришло следующее сообщение:
«На данный момент компания находится в процессе реорганизации. В связи с этим информируем вас о смене контактной информации (…)
С уважением, компания Х».
Клиент передал мне номер телефона, с которого пришло это сообщение.
Я позвонил, и на другой стороне ответил Женя.
Всему рано или поздно приходит конец
Бизнес начал терпеть убытки, прибыль существенно снизилась. Стало известно, что одна из диспетчеров сговаривалась с моим прежним знакомым. Она передавала ему данные о новых клиентах и крупных заказах. У меня не было желания что-либо делать. К тому моменту накопилось множество проблем, не относящихся к ООО. Я начал злоупотреблять алкоголем. Забыв о налоговых обязательствах, столкнулся с уведомлениями об административных правонарушениях по причине несвоевременной подачи декларации.
Постепенно все стало угасать. С бизнесом пришлось попрощаться, так как не осталось ни времени, ни интереса. Я расплатился с оставшимися работниками, отказался от офиса и заблокировал рабочий телефон.
***
В налоговую я так и не пришел. Ликвидация компании произошла только в прошлом году без моего участия.
Краткое резюме
Финансово я ничем не рисковал. На затраты делил с другом. Средства использовались из наших зарплат.
- Бумага и краска для принтера (примерно 1000 р. на первый тираж).
- Первые визитки (2000 шт. — 800 р.). Я заказывал их всего пару раз.
- Номер (5 000 р.) в первый месяц 3000 р., затем по 900 р. в месяц; минуты использовались быстро, поэтому маршрут для водителя отправлялся через интернет-приложение (тогда бесплатное).
От 6 до 10 месяцев работы:
- Расклейщики рекламы, раз в 2 недели (от 1400 р.).
- Регистрация ООО (20 000 р.)
- Уставный капитал — отсутствует (материальные активы).
- Аренда офиса (70 000 р.)
- Заработная плата операторов: смена 700 р. * 3 человека = в среднем 70 000 р. на человека.
- Бензин не компенсировался, просто минимальные заказы не учитывались, их вообще не забирали.
- В будние дни зарплата водителей составляла в среднем от 25 000 р. В праздничные дни — больше 40 000 р. (для тех, кто отработал полную смену).
- В начале работы чистая прибыль колебалась в границах 20 – 40 тыс.
Этот бизнес хорош тем, что почти каждый день можно получать «живые» деньги. Минимальные вложения и высокий процент дохода без ограничений.
***
Жалею ли я? Да, было время. Возможно, сегодня компания значительно выросла бы и стала крупным перевозчиком, особенно учитывая, что у меня была открыта отрасль грузоперевозок, но до этого дело так и не дошло. Знакомые тогда уверяли меня не оставлять это дело, хотели помочь, но я оказался уязвимым в отношении долговечной дружбы.
Я хочу дать совет новичкам в бизнесе:
Запомните! В бизнесе нет места для друзей и родственников!