Как правильно воспитать ребенка без ущерба для его психики: советы опытного педагога

Дети — это радость жизни. Мы стараемся, трудимся, зарабатываем деньги — и все это делается лишь для того, чтобы сохранить род. Хотя наш журнал посвящен личным финансам, мы не можем не затронуть такую важную тему, как развитие и рост детей. Все зависит от того, как именно будет воспитан ребенок — таким взрослым он и станет. П根ь всех наших финансовых (и не только) трудностей зачастую кроется в методах воспитания.

Для многих детей являются источником вдохновения, и сегодня «Мой Рубль» поделится рекомендациями, как избежать ошибок в процессе их воспитания. Мы предложим обстоятельные советы о том, как научить малыша полезным привычкам, таким как самостоятельная чистка зубов и одевание, а также расскажем, как избежать серьезных ошибок, которые могут негативно сказаться на психическом состоянии ребенка, формируя комплексы и страхи.

Сегодняшний эксперт Елена обладает значительным опытом в сфере воспитания детей, и мы собрали все ее ценные советы и рекомендации для вас.

Об авторе методики

Меня зовут Елена Владимировна Обернихина. Я имею педагогическое образование и желаю поделиться своим опытом в области воспитания и развития детей в дошкольном возрасте.

Самое важное, что следует помнить каждому родителю: ребенку необходимо позволить быть самостоятельной личностью. Ни один родитель, даже самый хороший и любящий, не может прожить жизнь вместо своего малыша.

Поэтому, дорогие мамы, старайтесь воспитывать у своего ребенка навыки самостоятельности с самых ранних лет.

Развитие ребенка по годам: что должен уметь ваш малыш в зависимости от возраста

К моменту достижения трехлетнего возраста ваш ребенок должен быть способен одеваться без посторонней помощи или с минимальной поддержкой взрослых. В возрасте четырех лет он уже должен уметь самостоятельно надевать не только свитер или водолазку, но и колготки, а также обувь для улицы. Если ваш совершенно здоровый малыш к этому времени еще не овладел этими навыками, постарайтесь обучить его этому как можно скорее.

Мнение эксперта
Иван Беспалов
Экономист по образованию. Занимал руководящие должности в крупных корпорациях.

Первым шагом в воспитании ребенка без ущерба для его психики является создание безопасной и поддерживающей атмосферы в семье. Родители должны быть внимательными к эмоциональным потребностям своего ребенка, обеспечивая ему чувство доверия и защищенности. Важно уделять время для общения, обсуждения переживаний и поддержки в сложных ситуациях. Это позволит ребенку чувствовать себя комфортно и раскрывать свои эмоции, что играет ключевую роль в его психическом благополучии.

Кроме того, следует избегать использования чрезмерной критики и наказаний, так как это может негативно сказаться на самооценке и психическом состоянии ребенка. Вместо этого, стоит фокусироваться на положительном подкреплении и поощрении хороших поступков. Обсуждение ошибок должно происходить в конструктивном ключе, позволяя ребенку понимать, что неудачи — это естественная часть жизни, и на них можно учиться, а не бояться.

Наконец, важно развивать у ребенка навыки саморегуляции и эмоционального интеллекта. Это можно сделать через игры, чтение книг и обсуждение разных ситуаций, что поможет ему лучше распознавать и управлять своими эмоциями. Участвуя в активных играх и учась совместному решению проблем, ребенок не только укрепляет свои межличностные навыки, но и развивает уверенность в себе, что способствует его психическому здоровью в будущем.

Как научить ребенка одеваться самостоятельно в 3 года, если он не хочет

Когда вы даете ребенку колготы, просто передайте их ему, развернув так, как нужно, и каждый раз объясняйте, что две полоски должны быть сзади. Если ребенок начинает капризничать, кричать или просить вас помочь ему одеть колготы, повторите ему:

Ты должен научиться надевать колготы сам, иначе другие дети в детском саду будут над тобой смеяться. Пожалуйста, попробуй еще раз.

Аналогично стоит подходить и к свитерам, водолазкам, футболкам и майкам. Старайтесь, чтобы вещи ребенка в ранние годы были удобными для ношения. Например, вместо обуви со шнурками лучше выбрать модели на «липучках» или с молнией. А вместо рубашки с пуговицами купите трикотажную футболку с длинными рукавами.

Основные трудности при одевании вашего малыша могут возникнуть из-за:

  • Пуговиц и пояса на брюках;
  • Молнии на куртке в переходный или зимний период.

Мамам важно понимать этапы становления маленького человека

Сначала вам придется застегивать эти элементы одежды, но к пяти годам ваш ребенок уже сможет справляться с этой задачей самостоятельно. Более того, при надлежащем воспитании он будет всячески избегать вашей помощи в одевании, произнося:

Мам, не надо, я сам!

Ребенок учится быть самостоятельным.

Не позволяйте отказу ребенка от вашей помощи вызывать у вас негативные чувства. Примерно к пятилетнему возрасту у детей наступает так называемый «период отрицания». В этом возрасте малыш уже уверенно стоит на ногах, бегает и прыгает. Он обладает следующими навыками:

  • Умение есть с помощью ложки или вилки;
  • Способность самостоятельно одеваться;
  • Умение включать телевизор или компьютер и находить интересные игры в сети.

Также пятилетний ребенок начинает самостоятельно общаться с другими детьми, выбирать друзей и разрешать конфликты. На этот момент у него уже сформировались определённые предпочтения в пище.

Все перечисленное подсказывает ребенку, что он уже способен справляться с различными задачами самостоятельно, поэтому не всегда должен подчиняться взрослым. Таким образом, он как бы демонстрирует всем вокруг:

Уберите свои руки, я могу все сделать сам.

В период «отрицания» целесообразно общаться с ребенком, объясняя ему, как устроен окружающий мир и что является правильным или неправильным в обществе. В это время особенно важно активно формировать ценностные ориентиры вашего малыша. Не забывайте о стихах Владимира Маяковского: «Что такое хорошо, и что такое плохо».

Детские страхи и как с ними бороться

Вы вводите своего ребенка в обширный мир, но его крошечный мозг только начинает формироваться. Малыш в первые моменты не осведомлен о самых простых вещах, и именно вы, как родители, обучаете его всему с нуля.

Тем не менее, невозможно объяснить малышу все сразу – на это потребуется много времени. Рано или поздно наступит момент, когда ваш ребенок столкнется с новыми для него ситуациями и испытает страх. Позвольте привести несколько реальных примеров из моего опыта в педагогике.

Артем и соседи

Четырехлетний Артем проживал с родителями в арендуемой квартире. Родители готовились к появлению второго ребенка, и, конечно, беременная мама испытывала тревогу по поводу грядущих родов и финансовой нестабильности.

Артем был активным и непоседливыми мальчиком, что требовало от родителей повышенного внимания. Он часто кричал, плакал и не слушался маму, что усиливало и без того напряженную атмосферу в семье.

В процессе очередной ссоры мама Артема произнесла:

Я сейчас открою дверь, выставлю тебя на лестничную площадку, и соседи заберут тебя. Ты будешь плакать и кричать, но я больше не открою тебе.

Разумеется, эти слова были сказаны в порыве эмоций и с целью успокоить ребенка, но неожиданно вызвали у Артема сильный страх перед соседями. Мальчику стало страшно не только перед визитами соседей. Он начал засыпать только в присутствии мамы, так как был уверен, что если окажется один, соседи обязательно войдут в квартиру и заберут его.

Ребенок не должен бояться!

После рождения второго сына, мама Темы временно доверила заботу о старшем малыше бабушке. Именно она заметила, что Артем испытывает сильный страх перед соседями, который перерос в настоящую панику. При виде соседа мальчик прижимался к стене и замирал от ужаса.

Бабушке пришлось заниматься преодолением этого страха, и ей неожиданно оказала помощь одна из соседок, которая преподнесла Артему множество игрушек, ранее принадлежавших ее взрослому сыну.

С тех пор, когда Тема вновь поднимал вопрос о страхе перед соседями, бабушка всегда говорила ему:

Тема, но у нас ведь очень замечательные соседи. Посмотри, сколько игрушек тебе подарила тетя Света. Она также наша соседка. Мы знаем наших соседей на протяжении многих лет, и все они добрые и порядочные люди. В нашем доме соседи не похищают детей.

Своей дочери, матери Артема, мудрая бабушка настоятельно запретила пугать внуков историями о соседях. Таким образом, проблема была успешно решена.

Коля и унитаз

Коля был находчивым и послушным трехлетним мальчиком, и всё шло хорошо, пока его, вместе с другими детьми, не перевели из ясельной группы в первую младшую. Внезапно возникшая проблема заключалась в том, что вместо привычного горшка Коля теперь должен был использовать унитаз.

В туалете младшей группы имелось два унитаза, но ни одного горшка. Каждый раз, когда Коля подходил к унитазу, он начинал громко кричать и плакать. Сесть на унитаз он категорически отказывался, как в детском саду, так и дома.

В такой ситуации решение проблемы полностью легло на плечи родителей. Каждый из них, будь то мама или папа, брал Колю с собой в туалет и демонстрировал, как нужно садиться на унитаз. Родители объясняли ему, что унитаз вовсе не страшный. Всё это время в детском саду его сопровождала няня с горшком. На решение проблемы ушло около двух недель, и постепенно ребенок стал забывать о своем страхе перед унитазом.

Игрушки, которые оживают

Пятилетний Вова однажды пришел к бабушке и признался, что его новая игрушка оживает, когда наступает ночь, и поэтому он боится оставаться спать один. Бабушка успокоила его, сказав, что это замечательная игрушка, и, вероятно, Вова просто выдумывает — кто-то, возможно, намеренно пытался его напугать.

Когда родители начали досконально расспрашивать сына, откуда он узнал о том, что игрушки могут оживать, Вова ответил, что видел анимационный фильм о таких пугающих игрушках.

Мультфильмы о боевых искусствах

В понедельник в детский сад пришел еще один малыш, Вася, который начал активно размахивать руками и ногами в сторону своих сверстников, издавая громкие крики. На протяжении всего дня он был зачинщиком конфликтов с другими детьми, начиная их как во время физкультуры, так и на прогулке. Поскольку физические данные Васи оставляли желать лучшего, более крепкие мальчики порой отвечали ему. Успокоить Васю не удавалось никому.

Воспитатель и отец мальчика, пришедший вечером, обменялись множеством вопросов. Ответ был на поверхности: за выходные они вместе смотрели боевики, что сформировало у него иллюзию о себе как о «супергерое», что абсолютно противоречило его физическим возможностям (и это было очень к лучшему).

Как вы можете заметить, все описанные ситуации так или иначе были вызваны действиями родителей детей. Проблемы, связанные со страхами и неадекватным поведением младших дошкольников, имеют корни в педагогических ошибках их родителей – неверных подходах в семейном воспитании.

Дети склонны к дракам

Когда мы упоминаем слово «педагогика», мы говорим о деятельности профессиональных учителей, хотя каждый из нас так или иначе вовлечён в воспитание своих детей, маленьких племянников или внуков. Это означает, что каждый из нас хотя бы раз стал на путь педагога.

Поэтому давайте избегать внедрения в сознание наших детей необоснованных страхов, выбирая для их воспитания неэффективные методы запугивания. Важно также обращать внимание на то, что читают и смотрят наши дети.

И помните, на все вопросы, которые задаёт ребёнок, необходимо давать исчерпывающие ответы, разъясняя ему суть процессов и явлений, происходящих в окружающем мире, природе и обществе. Чем больше ваш ребёнок понимает, тем меньше он испытывает страха.

Как учить и развивать дошкольника

Если вашему ребенку исполнилось три-четыре года, он должен уже уметь распознавать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, ромб, шар и куб, а также отличать четыре главных цвета: красный, зеленый, синий и желтый. Если малыш знает больше того, что предусмотрено образовательной программой детского сада, это говорит о том, что его родители заботливые и золотые люди.

Какие развивающие игрушки необходимо иметь у малыша к этому возрасту? Постараюсь ответить на этот вопрос и одновременно оказать помощь молодой семье, где есть маленький ребенок, в оптимизации их бюджета.

Геометрические фигуры из картона

В каждом доме можно найти картонные коробки, сделанные из гофрированного или прессованного картона. Если у вас нет картона, приобретите набор картона, пачку цветной бумаги, клей-карандаш и широкий крепкий скотч.

На картоны нарисуйте круги, овалы, квадраты, ромбы и трапеции. При этом каждая фигура должна иметь три различных размера:

  • Большая – примерно 15 сантиметров;
  • Средняя – 10 сантиметров;
  • Маленькая – 5 сантиметров.

Затем вырежьте каждую геометрическую фигуру, обклейте ее цветной бумагой и «защитите» с обеих сторон скотчем – так фигуры прослужат дольше. Не забудьте, что каждая геометрическая фигура должна быть выполнена в нескольких цветах.

Детей нужно учить всему

К примеру, среди фигур, которые вы создали, должны присутствовать: красные, зеленые, желтые и синие квадраты различных размеров. То же касается и других геометрических форм.

Правила игры с картонными фигурами достаточно просты: рассыпьте на полу или крупном ковре все ваши фигуры и попросите ребенка подобрать:

  • Только желтые фигуры;
  • Только круги;
  • Только ромбы синего цвета;
  • Один большой квадрат красного цвета.

Вы также можете дать ребенку коробку с геометрическими фигурами и попросить его найти среди них нужную по цвету и размеру. Имейте в виду: когда ребенок перемещается по комнате, наклоняется, приседает и встает – он активно использует несколько видов памяти:

  • Зрительная память – малыш наблюдает за фигурами, запоминая их цветовые и размерные различия;
  • Слуховая память – вы вслух называете цвета и формы, а ребенок это запоминает;
  • Моторная память – ребенок перемещается, выбирает, берет и снова кладет нужные фигуры.

Если ребенок допустил ошибку – аккуратно поправьте его и покажите правильную фигуру, а через некоторое время повторите задание. Так вы укрепите новые знания, навыки и умения вашего ребенка.

Игра «Божьи коровки»

Создайте двадцать кругов из плотного картона с диаметром 20 сантиметров. Внутри каждого круга нарисуйте еще одну окружность – диаметром 5 сантиметров. Это послужит основой для цветов: маленький круг станет сердцевиной, вокруг которой нужно вырезать 5 округлых лепестков.

Затем каждой цветок следует обклеить цветной бумагой с одной стороны. В центр каждого цветка приклейте желтый круг диаметром 5 см из цветной бумаги. На этот желтый кружок ребенок будет помещать божью коровку.

Каждый цветок необходимо обернуть крепким скотчем с обеих сторон, чтобы игрушка прослужила дольше. Переходим к созданию божьих коровок. Они также будут сделаны из картона в виде кругов диаметром 5 см, но у каждого круга нужно фигурно вырезать часть – голову божьей коровки.

Далее, каждую коровку обклеиваем цветной бумагой, на которой черным маркером прорисовываем: точки, головы и половинки крыльев насекомого. Сверху и снизу крепим «коровок» скотчем для большей прочности. Количество цветков должно соответствовать количеству божьих коровок, и каждая коровка должна соответствовать своему цветку.

Игры для детей

Игровая методика основана на следующем: вы раскидываете цветы по полу и предлагаете ребенку разместить каждую божью коровку на цветок того же цвета. То есть малыш должен разместить насекомых красного цвета именно на красных цветах и так далее.

После этого вы можете попросить ребенка собрать с цветков и принести вам только зеленые божьи коровки. Если малыш успешно справится с этой задачей, начните выкладывать фигурки выборочно, например, дайте ему всех «коровок» и попросите положить на цветы только желтые фигурки.

Не забудьте, что среди ваших цветков обязательно должны быть черные, зеленые и коричневые. Цветов одного оттенка следует сделать по 2-3 экземпляра. Дети обычно очень любят эту игру. Начать играть можно уже с двух с половиной лет.

Таким образом, ребенок постепенно выучит, как выглядят и называются все цвета, присутствующие в этом игровом наборе. Вы можете также сделать цветы голубого, розового, сиреневого и других более сложных оттенков.

Прищепки, замки, выключатели

Одной из интересных развивающих игрушек является стенд, выполненный из ДСП или дерева, на котором располагаются различные элементы, такие как розетка, выключатель, дверная цепочка, вращающаяся щеколда и другие предметы, знакомые из повседневной жизни. Эта игрушка поможет вашему ребенку легко и непринужденно освоить базовые манипуляции в игровом формате, которые являются привычными для взрослых.

Кроме того, полезной для ребенка станет веревка с яркими пластиковыми прищепками для белья, нанизанными на нее. Также можно найти стенд в форме кроссовка – деревянное панно с крючками, через которые ваш малыш сможет продеть цветной шнурок и завязать его.

Все эти игрушки рекомендуется развешивать на уровне глаз ребенка, чтобы он мог в любой момент подойти и взаимодействовать с ними.

Игры подобного рода способствуют развитию мелкой моторики малыша, что, в свою очередь, увеличивает активность коры головного мозга, ответственной за процессы мышления. Таким образом, чем лучше развита мелкая моторика в детстве, тем более умным станет ваш ребенок в будущем.

Как правильно заниматься с дошкольником

Для развития мелкой моторики полезны: деревянные и пластиковые наборы для построек, конструкторы, мозаики и маленькие массажные фитболы, которые обычно называют «мячики с пупырышками». Малышам также подойдут игры с песком и водой, лепка из пластилина или соленого теста, а также рисование пальцами.

Рисование пальцами можно начинать уже на третьем году жизни. Попросите ребенка нарисовать четыре шарика: красный, зеленый, желтый и синий. Вам понадобятся: лист плотной бумаги, акварельные краски, емкость с водой для смачивания пальцев, а Влажная тряпочка, чтобы убрать следы художественной активности малыша с рук и с поверхности стола. Не ожидайте, что с первого раза у ребенка получатся идеальные шарики – радуйтесь даже нечетким линиям, главное, что процесс начался.

Игры для дошкольников

Для приготовления соленого теста для лепки используйте тот же процесс, что и для обычного теста для вареников, только без добавления яиц. В результате должна получиться густая, не липнущая к рукам масса. Имейте в виду, что если смешать стакан воды, то получится достаточное количество теста для занятия целой группы детей в детском саду. Поэтому будьте осторожны с пропорциями: мука, вода и соль. Из этого теста можно создавать: бублик, вареник без начинки или калач, сплетенный по аналогии с женской косой.

Не стоит огорчаться, если у вашего ребенка не все получается сразу. Вы рядом, и значит, с совместными усилиями у вас все непременно получится. На этапе обучения родителям нужно быть терпеливыми помощниками, выполняющими все задания вместе с ребенком от начала до конца.

Игры с мешочками

Ещё одной популярной игрой среди детей в возрасте двух-четырех лет в детских садиках считается «сюрпризный мешочек». Запустить её можно и в домашних условиях. Для этой игры потребуется небольшой симпатичный мешок, размером с пакет «майку», сделанный из плотной однотонной ткани, например, бархата. В него нужно положить больше десяти мелких фигурок животных разных оттенков.

Эти игрушки могут быть пластмассовыми или резиновыми, с которыми ваш ребенок часто играет. Размер фигурок должен составлять примерно 8-10 сантиметров. Лучше всего, если они будут разных цветов. Вот примерный текст, который можно использовать во время игры «Сюрпризный мешочек»:

— А кто это к нам пришел? – спрашиваете вы, извлекая из мешочка первую фигурку.

— Кот, – отвечает малыш.

— А какого он цвета? – интересуетесь вы.

— Серый, – говорит ребенок.

— А как котик мяукает? – продолжаете вы.

— Мяу, – отвечает малыш.

В начале игры будете говорить только вы, поддерживая своего малыша. Но вскоре ребенок быстро запомнит все особенности имеющихся игрушек, и вам придется пополнять их коллекцию. Со временем можно будет выучить с ребенком короткие стихотворения или поговорки о каждом животном и включить их в игровой диалог.

Еще немного о мешочках

Современные подходы к обучению детей дошкольного возраста предлагают иной метод для формирования у детей бытовых знаний. Рекомендуется изготовить несколько непрозрачных мешочков из холста или льна размерами 10×10 см, оснащенных завязками.

В эти мешочки можно положить различные специи и крупы, которые можно найти в домашних запасах: маленькие макароны, сухой горох, палочки корицы, звездочки бадьяна, черный перец горошком, сухие цитрусовые корки, гречку, рис, пшено и подобные продукты. Важно, чтобы предметы в мешочках не были слишком маленькими – чем больше их размер, тем удобнее будет ребенку в них играть.

Суть игры заключается в том, чтобы ребенок смог угадать содержимое мешочка на ощупь или по запаху. Игры с вашим участием помогут малышу быстрее запомнить названия круп и специй. Кроме того, это способствует развитию мелкой моторики. Не рекомендуется использовать в этой игре такие продукты, как липкая соль, сахар или мука.

В завершение, важно подчеркнуть, что к развитию ребенка следует подходить с большой ответственностью, так как все, что вы вложите в его сознание до пяти лет, будет с ним на протяжении всей жизни. Страхи детей лучше развеивать, объясняя им их несущественность спокойным и нежным голосом.

Об авторе

Роман Кожин

В прошлом руководитель кредитного отдела в банке. В настоящем интернет-предприниматель, занимаюсь инвестициями на фондовом рынке. Активный пользователь банковских услуг.

Комментарии

Оставить комментарий