Как предприятия эффективно управляют затратами: реальность против иллюзии экономии

“Один из рабочих дней начался не так, как обычно. Собрали всех сотрудников и начали рассказывать о повышенных заработках… предъявляя сложные расчёты. Слушаем, а мысли наши далеки от обсуждаемой темы. Нам-то что, наше дело простое — крутить баранку и не беспокоиться”.

Мы привыкли трудиться по традиционному распорядку. Ждём конца рабочего дня, по дороге домой заходим в магазин. По вечерам, за дружеской беседой, иногда выпиваем на кухне с соседом, чтобы поднять свое настроение. А потом ложимся спать с надеждой на лучшее будущее для себя и своей семьи.

Рынок устанавливает свои условия. Качественная и недорогая продукция пользуется стабильным спросом. Возникает необходимость в эффективном управлении расходами предприятий. Именно управление расходами.

Вместе с журналом «Мой Рубль» давайте выясним, как обстоят дела у целого производственного предприятия, не полагаясь на старые достижения, а решая новые задачи.

Для принятия решений “с последствиями” необходимо

Приветствую вас. Меня зовут Александр, и я хотел бы поделиться некоторыми мыслями об оптимизации производственных затрат. В предыдущей статье я уже упоминал о том, как нашему горнодобывающему предприятию удалось добиться значительной экономии дизельного топлива при транспортировке грузов из гранитного карьера на завод по производству щебня.

Чтобы принимать взвешенные решения, нужно сначала разобраться, хотим ли мы создать механизм, который будет экономить наши средства, или продолжим полагаться на прежние успехи и наработки.

Основная ошибка человека, пережившего кораблекрушение, может заключаться в том, что он доверял надеждам больше, чем действиям.

Новая задача — снижение себестоимости складских работ

Следующим шагом в оптимизации на нашем предприятии стало стремление к снижению себестоимости работ по погрузке на складе на 40%. Мы учли расходы на запчасти, горюче-смазочные материалы, эксплуатацию погрузчиков, заработные платы машинистов и объем отгружаемой продукции.

Мнение эксперта
Иван Беспалов
Экономист по образованию. Занимал руководящие должности в крупных корпорациях.

Эффективное управление затратами является ключевым элементом финансовой устойчивости предприятий, однако многие организации втягиваются в ловушку иллюзии экономии. Это связано с тем, что зачастую компании сосредотачиваются на краткосрочных мерах, таких как сокращение бюджетов или увольнение сотрудников, без глубокого анализа влияния этих действий на долгосрочную производительность и инновации. В результате такие шаги могут привести к снижению качества продукции или услуг, что в свою очередь негативно сказывается на репутации и клиентской лояльности.

Эффективное управление затратами должно включать комплексный подход, основанный на анализе данных и внедрении современных технологий. Например, использование аналитики больших данных позволяет предприятиям выявлять ненужные расходы и оптимизировать процессы. Кроме того, стоит рассматривать возможности операционных улучшений, такие как автоматизация процессов, что не только снижает затраты, но и повышает скорость и качество работы. В этом контексте реальный результат достигается не через жертвование ресурсами, а через стратегическое планирование и инновации.

Стоимость отгрузки продукции составила 15 руб./т. Наибольшую долю затрат составили расходы на топливо — 40%. Поэтому целесообразно было выбрать более экономичные погрузчики. Среди всех рассмотренных вариантов наилучшие характеристики продемонстрировал Volvo L220.

Решение — погрузчик Volvo L220

Одним из основных достоинств погрузчика Volvo L220 является короткий цикл работы, высокая производительность и низкий расход топлива. Разнообразие навесного оборудования делает эту модель универсальной, позволяя выполнять множество задач.

Рассмотрим сравнение затрат на погрузку за 2017 и 2018 годы.

Фактические данные за 2017 г.,

руб./т.

Планируемые данные на 2018 г.,

руб./т.

Топливо — 6Топливо — 4
Ремонт — 4,5Ремонт — 0,5
Зарплата — 4,4Зарплата — 4,4
Итого — 14,9Итого — 8,9

Повышенная рентабельность погрузчиков Volvo L220 привела к снижению затрат с 14,9 руб./т. до 8,9 руб./т. благодаря:

Снижению расхода топлива на 2 руб. за каждую тонну груза.

Новым моделям — что позволило сократить расходы на ремонт на 4 руб. за каждую тонну груза.

Выгоды от перехода на новую технику

Погрузчики, произведенные в Швеции, известны высоким уровнем безопасности и надежности. Volvo L220 представила собой замену погрузчикам “Сталева Воля” модели L-34, которые ранее использовались на нашем предприятии. Мы предсказываем, что обучение машинистов и замена старых L-34 на Volvo L220 пройдет в течение месяца без снижения рентабельности погрузки.

Оптимизация на производственном предприятии — это кошмар или?..

Цена погрузчика Volvo L220 составляет 18,3 млн. рублей. Срок окупаемости — один год. Благодаря значительно большему объёму ковша, было достаточно двух погрузчиков Volvo L220 вместо четырёх L-34. Для более эффективной эксплуатации Volvo L220 потребовалась более просторная территория для маневров (разворот, поворот, движение вперёд и назад). Это, в свою очередь, способствовало экономии времени на погрузку.

Цикл погрузки сократился с 2 до 1,5 минут — снижение на 25%. Рентабельность возросла с 4 до 5 тонн в минуту. Это привело к:

  • Снижению срока окупаемости погрузчиков: с года до 9 месяцев.
  • Возможности увеличения объемов отгрузки на 25%.
  • Увеличению зарплат на 25%.

За счёт повышения рентабельности новой техники зарплата работников, управляющих погрузчиками, удвоилась, благодаря сокращению числа старых погрузчиков. Оптимизация дополнительно обеспечила увеличение на 25%.

Анализ и контроль необходимы всегда

Расход горючего для Volvo L220 составляет 45% от общих затрат на погрузочные операции (руб./т.). По состоянию на 09.01.18 года был зафиксирован перерасход дизеля в объеме 451 л. от установленного плана. В рабочем процессе могут возникать ситуации, которые сложно контролировать полностью, но установить конкретные причины перерасхода в большинстве случаев реально.

Задача проста. Для полного расхода 2 710 л. дизельного топлива следует отгрузить 27 100 т. продукции, однако было отгружено на 4 510 т. меньше. Для отгрузки 22 590 т. продукции уже требовалось бы 2 259 л. дизтоплива, однако фактически было потрачено на 451 л. больше.

Следует быть внимательным к незначительным расходам. Даже маленькая утечка может привести к катастрофе.

Вывод. Неправильное использование погрузчика во время эксплуатации: частые переезды, простои и применение погрузчика не по назначению — все это влекло за собой перерасход топлива и рост стоимости погрузочных работ.

Фронтальный погрузчик Volvo L220.

Корректирующие действия и устранение причин

Нельзя использовать погрузчики вне их основного назначения без заслуживающих внимания оснований. Необходимо привлекать к ответственности непосредственных руководителей.

Запрашивать разъяснения у машинистов погрузчиков в случаях простоя техники с работающим двигателем.

Заключение

Как вы поняли, оптимизация включает конкретные шаги, ориентированные на достижение определённых целей. Каждая потраченная минута на планирование впоследствии сэкономит значительное количество времени и средств для компании.

Мы часто стремимся экономить на мелочах, забывая о том, что низкая цена — это не всегда выгодно. Гораздо более целесообразно вложить немного больше средств в качественный товар, который прослужит длительное время. Этот принцип актуален и для целых производственных компаний.

Всё, что мы имеем сейчас, является итогом наших действий в прошлом. Желаем вам удачи и всего наилучшего!

Об авторе

Роман Кожин

В прошлом руководитель кредитного отдела в банке. В настоящем интернет-предприниматель, занимаюсь инвестициями на фондовом рынке. Активный пользователь банковских услуг.

Комментарии

Оставить комментарий