Карьерный рост инженера на заводе за 10 месяцев: личный опыт при образовании только с 11 классами

Возможно ли подняться по карьерной лестнице без наличия высшего образования? Реально ли стать инженером, имея только аттестат об окончании 11 классов? Да, это возможно! Наши журналисты обнаружили уникальную историю, которая выглядит невероятной на фоне современного изобилия учебных заведений и дефицита мест для молодых специалистов.

Герой сегодняшнего выпуска журнала «Мой Рубль» начал свой путь на электромеханическом заводе в качестве простого слесаря, а всего за десять месяцев добился должности инженера. Узнайте, каким образом ему удалось этого достичь и с какими сложностями он столкнулся, продолжая читать.

Содержание

Без образования – без перспектив

Приветствую! Меня зовут Михаил, и мне 38 лет. Я проживаю в одном из южных городов России. Не буду называть свой населённый пункт, так как хочу поделиться некоторыми аспектами своей работы, за которые не стремлюсь брать на себя ответственность.

Позвольте рассказать вам невероятную историю. Хотя в это трудно поверить, такие события имеют место, и мой случай является тому наглядным примером.

В моей жизни произошёл случай, который кардинально изменил мой жизненный путь. Обладая лишь аттестатом об обучение за 11 классов, я стал инженером на заводе. На данный момент моя зарплата составляет 35 000 рублей, а срок, необходимый для занятия должности, составил всего 10 месяцев. Не верите? Продолжайте читать.

Предыстория

Я закончил школу в 1997 году. Эти годы были для моей семьи трудными. Отец не жил с нами, а мама, работая медсестрой, едва могла обеспечить семью. У меня не было средств на получение образования. Сразу после окончания школы мне пришлось начать работать. Сосед помог мне устроиться грузчиком в магазин. Работа была трудной, но других мест не предлагали. Я трудился днём и ночью, так как нужно было заботиться не только о себе, но и о младшем брате. Заботы было предостаточно.

Конечно, моя мечта заключалась в получении образования, но бедность сделала свой выбор за меня.

Мнение эксперта
Иван Беспалов
Экономист по образованию. Занимал руководящие должности в крупных корпорациях.

Карьерный рост инженера на заводе за 10 месяцев может зависеть от нескольких факторов, среди которых заказчика, с которым он работает, и его способности к обучению и адаптации. Наличие только среднего образования в виде 11 классов не является препятствием для успешной карьеры, особенно в производственной среде, где практические навыки и опыт часто ценятся выше теоретических знаний. Важно помнить, что многие заводы предоставляют программы дополнительного обучения и курсы повышения квалификации, что может значительно ускорить карьерный рост.

Основным аспектом, способствующим карьерному продвижению, является желание саморазвиваться и применять полученные знания на практике. Инженеры, которые активно участвуют в проектах, демонстрируют инициативу и находят решения для оптимизации процессов, становятся заметными для руководства. Также не стоит недооценивать возможности общения с более опытными коллегами и активное участие в обсуждениях и рабочих группах, что может помочь в быстром усваивании новых навыков и технологий.

Кроме того, успешная карьера инженера зачастую связана с личностными качествами, такими как коммуникабельность, ответственность и умение работать в команде. Даже с ограниченным образованием можно достичь высоких результатов, если проявлять инициативу и готовность к обучению. Важно установить четкие цели и стремиться к их достижению, что может привести к повышению производительности и, как следствие, карьерному росту в течение относительно короткого времени.

Я пробовал поступить в учебные заведения, однажды даже был зачислен в строительный техникум, но совмещать учёбу и работу оказалось невозможным. Все мои попытки учиться и получить образование были отложены на неопределённый срок.

Моя мечта, которая не сбылась.

Из грузчиков в водители

Я проработал грузчиком примерно три года. Накопив немного средств, я решил получить водительские права и успешно сдал на две категории: B и C. После этого я устроился водителем в тот же магазин, где ранее трудился грузчиком. Это стало значительным шагом вперёд и дало мне хорошее увеличение зарплаты. Однако забот стало больше, так как управление старым ГАЗом оказалось настоящим испытанием. Он часто ломался, иногда даже посреди города в самых невыносимых условиях, когда в будке находились скоропортящиеся продукты. Решать эти проблемы приходилось оперативно, и я постепенно стал осваивать профессию автослесаря.

Несколько раз пытался поменять занятие

В этой повседневной суете время пролетело незаметно. Водителем я трудился почти 16 лет.  Я работал на различных предприятиях и за рулем разных автомобилей. Много раз я пробовал сменить профессию, но каждый раз мои попытки были безуспешными.

Несколько раз я даже пытался открыть собственный бизнес, но вскоре осознал, что это не для меня.

Мне было удобнее работать на кого-то другого. В предпринимательстве необходимо постоянно переживать и нервничать, а я не хотел испытывать стресс, поэтому решил оставить идеи работать на себя.

Неожиданный поворот

Тем не менее, однажды моя жизнь всё же изменилась. В 2017 году я потерял свои водительские права. Причиной этого не стало алкогольное опьянение за рулём, как могли бы предположить некоторые, а простое нарушение PPR. Я пересек двойную сплошную линию. Мои права были отобраны на срок в шесть месяцев. Вместе с правами я также утратил рабочее место.

Счастье было рядом

Однако я не стал грустить и начал искать новую должность. Как раз в организации, расположенной неподалеку от моего жилья, требовался слесарь.

Я прошёл собеседование и был принят на вакансию слесаря-сборщика трансформаторных подстанций с испытательным сроком в один месяц.

Читайте также: Кредит — «спасительная» соломинка, которая перегнула спину верблюду.

Ранее я часто ремонтировал автомобили, поэтому работа по сборке подстанций показалась мне достаточно простой. Болты и гайки повсюду одинаковые, а обещали научить сборке.

Когда испытательный срок закончился, меня утвердили в штате. Вот так я оказался на электромеханическом заводе. Работа в том цехе, куда я попал, была спокойной и размеренной. Плана как такового не существовало, главное было качество.

Зарплата на заводе приятно удивила

Постепенно привыкнув к новой деятельности, я начал подрабатывать. На этом месте труда оплата была весьма привлекательной. Фиксированный оклад составлял 25 000 рублей. За каждый дополнительный час в дневное время мне платили 150 рублей, а в ночное — 250. Работы было всегда достаточно, и меня часто задерживали. Я радовался таким переработкам. В первый месяц моей работы зарплата составила 25 000 рублей, а во второй уже 34 000. Такой суммы я не зарабатывал, работая в качестве водителя.

Сборка подстанций и щитов.

Все шло своим путем, и в целом меня все устраивало. Работа приносила удовлетворение, и коллектив был дружным. На этом предприятии я получил профессиональное образование, что меня очень обрадовало.

За три месяца своей деятельности я научился неплохо собирать и монтировать различные подстанции, башни и ТПУ, занимался их ошиновкой. В общем, выполнял все доступные задачи и обучался новому прямо в процессе. В итоге я достиг определенных успехов в работе.

Мои успехи в этой сложной и ответственной работе

Эти достижения не остались незамеченными руководством. Однажды, после окончания смены, ко мне подошел руководитель производственного отдела и предложил мне попробовать себя в инженерной роли, разумеется, предварительно пройдя обучение у опытного специалиста. На подготовку давали целый год. После завершения обучения мне нужно было получить необходимые сертификаты и допуски. Я был весьма удивлен таким предложением, так как, повторюсь, у меня не было профильного образования.

К обязанностям инженера-испытателя относились: диагностика, ремонт и тестирование трансформаторов. Под его руководством работали намотчики, слесари и сборщики. Испытания были завершающим этапом, и, ставя свою подпись на документах, инженер несли полную ответственность за продукцию, выходящую из цеха.

Ошибка инженера может привести к пожару.

Почему же мне сделали такое предложение?

Ситуация заключалась в том, что на производстве трудился инженер-испытатель, который собирался выходить на пенсию. Ему было 70 лет, и ему требовалась замена.

Этого бедного деда уже пять лет не отпускали на заслуженный отдых, так как не могли найти никого на его место. Он работал с трансформаторами всю жизнь и знал их, как свои пять пальцев. Специалиста такого уровня найти не удалось, и решили подготовить кого-то своего. Тут и появился я.

Как оказалось, мне сделали предложение также потому, что я быстро усваивал информацию и хорошо считал. На такое предложение я сразу ответил согласием, к тому же мне назвали зарплату, на которую я мог рассчитывать. Она составляла 50 000. Это был чистый оклад, а с премиями и переработками могла вырасти до значительно большей суммы. В условиях пятидневной рабочей недели с 8 до 17 часов это была довольно высокая зарплата.

Я был очень доволен таким предложением и с радостью поделился этой новостью с друзьями и родными.

Работая на заводе в качестве специалиста, я почувствовал свою значимость. Я с удовольствием обучался, ведь в свое время не смог получить должное образование. Нехватка знаний всегда вызывала у меня дискомфорт, и теперь у меня появилась возможность предпринять шаги к её устранению.

Какой ценой далась эта должность

В итоге, я согласился и начал обучение. Сначала меня назначили слесарем в цех, где ремонтировали трансформаторы. Здесь занимались восстановлением мощных трёхфазных трансформаторов, и отличительной чертой этого цеха было то, что в основном трудились только женщины. Это были крепкие дамы предпенсионного возраста, которые с легкостью управлялись с инструментами размером 32. В руках этих женщин молотки и кувалды казались игрушечными. Я ощутил легкое беспокойство, так как ранее не сталкивался с женщинами, работающими в таких условиях.

Среди мужчин в цехе находился лишь один инженер. С моим приходом он больше не оставался в одиночестве.

Не женскую работу делают женщины.

Разница в труде и зарплате была ощутимой

Различия в этом месте касались не только команды. Работа была значительно более сложной по сравнению с моей предыдущей деятельностью. Большинство трансформаторов оказались неисправными, и мне пришлось трудиться в условиях копоти и сгоревшего масла. Специальная одежда быстро пришла в негодность, став похожей на масляную тряпку.

Еще одной характеристикой стало то, что зарплата ограничивалась лишь фиксированным окладом. В первом цехе, где я работал, в основном трудились молодые люди, и работа там всегда протекала в медленном темпе. Все знали, что чем больше времени проводят на рабочем месте, тем больше у них получится заработать. Поэтому все старались растянуть процесс выполнения задач.

Как платят на заводе. Преимущества почасовой оплаты

Оклад за одну смену составлял 1190 рублей, однако если задерживаться на несколько часов, можно было заработать ещё 300 рублей. Каждые три часа сверхурочной работы оплачивались по ночному тарифу, который равнялся 250 рублям. Работа в субботу поощрялась повышенной ставкой, что означало двойной тариф. В то время как в будний день час работы стоил 148 рублей, в субботу и воскресенье оплата происходила по тарифу 296 рублей.

Объёмы работ были распределены таким образом, чтобы сотрудники могли работать после смены, в субботу и полдня в воскресенье. Это позволяло доводить зарплату до 40 тысяч рублей, в то время как положено было 25.

А что касается руководства? Оно не могло оказать никакого влияния на подобный процесс. Если бы время растягивалось лишь отдельными работниками, их бы наказали, но когда это делается всем коллективом одновременно, то винить кого-либо становится невозможно.

Новички также быстро адаптировались к этому темпу работы и начали действовать неторопливо.

В этом цехе фраза «Время — деньги» воспринималась в буквальном смысле.

Подработками здесь и не пахло

В моём новом производственном помещении обстановка была совсем другой. Женщины вместо того, чтобы увеличивать свой заработок, старались продемонстрировать свою незаменимость и справлялись с работой очень быстро. Они гордились своими достижениями больше, чем уровень заработной платы. Кажется, влияние идеологии социализма дало свои плоды.

После смены, а также по субботам их было невозможно заставить работать. Они считали, что работа на огороде, где можно собрать пять помидоров и десять огурцов, важнее дохода, который можно было бы получить в этот день. Работая в субботу до 14 часов, можно было заработать 1500 рублей. За эти деньги можно было бы купить помидоры и огурцы целыми ведрами.

По субботам работу можно имитировать

В субботу начальства совсем не было, и можно было неспешно бродить по цеху с ключами в руках, время от времени создавая какой-то звук. Заведующий производством это понимал и не препятствовал такой деятельности. Для него тоже всё считали по часам.

Возможно, я не прав в чем-то, но все стараются обеспечить семьи и принести домой как можно больше средств. Я считаю, что владелец бизнеса, который управляет несколькими автомобилями, каждый из которых стоит минимум 5 миллионов рублей, вряд ли будет сильно волноваться о том, чтобы его работники получали достойную оплату.

Мне же пришлось распрощаться с идеей нормальной зарплаты. Обратного пути уже не было. На моё прежнее место взяли другого человека. До получения достойной оплаты мне оставался путь на целый год.

Какие усилия мне пришлось приложить

Здесь наступил самый сложный период. Мой рабочий день теперь занимал 10-14 часов. Вставал я в 5:30 утра. С 6:00 до 7:30 я изучал материалы по электромеханике. Затем я отправлялся на работу, где выполнял обязанности слесаря до 14:00. После этого начиналось практическое обучение. Я брал сгоревший трансформатор и на его основе проводил замеры, чтобы выяснить причину поломки. Затем я ставил диагноз и объяснял, почему выбрал именно такое решение.

Недостаток образования давал о себе знать

После этого я занялся устранением ошибок. К окончанию рабочего дня мне ставилось задание на вечер. Я отправлялся домой поужинать и возвращался на завод для выполнения работы.

Задания были самыми разными. Я проводил различные измерения, тестировал трансформаторное масло в лабораторных условиях, перематывал и настраивал катушки, ремонтировал переключатели. Это занимало меня до 22 часов. Если задание требовало больше времени, я оставался до полуночи. В некоторых случаях приходилось работать до утра.

Ночью, если сил хватало, я пытался читать специализированную литературу. Такой режим жизни сильно утомлял меня. За дополнительные часы работы никто не платил.

В выходные дни также приходилось погружаться в книги. За несколько месяцев я заново освоил школьный курс физики. Электромеханика оказалась сложнее, чем я ожидал. Тем не менее, я начал достаточно хорошо понимать работу трансформаторов. Радость от достигнутых успехов в учебе перекрыла усталость.

Прошло еще четыре месяца. Я уже неплохо справлялся с диагностикой и измерениями. Оставалось освоить работу с испытательным стендом и заполнение документации.

Как можно заработать вне основной работы

Полученные навыки на заводе начали положительно сказываться на моём доходе. Однако дополнительные средства приходили не оттуда. Инженер предложил мне заняться подработками, связанными с ремонтом трансформаторов вне основного места работы. Примерно раз в неделю мы выезжали на объекты для проверки и обслуживания трансформаторов прямо на месте их установки. Эта деятельность не приносила денег в кассу.

Инженер тоже может прилично зарабатывать.

В стандартный набор услуг входили:

  • замена изоляторов, резинок и прокладок;
  • проверка переключателя и контактов;
  • проведение измерений.

На выполнение таких работ требовалось до двух дней. Обычно мы планировали эти мероприятия на выходные дни.

Работа оплачивалась достойно. Инженер за такой выезд получал от 5 до 20 тысяч рублей. Сумма вознаграждения зависела от мощности объекта. Мне, как слесарю, за такой выезд платили от 3 до 7 тысяч рублей.

Для клиентов это также было выгодно. Если бы такие работы выполнялись на заводе, стоимость была бы в три раза выше.

Такая профессия прокормит и без завода

Тогда я начал осознавать, что эта профессия востребована не только в условиях официального трудоустройства, но и что такие знания хорошо монетизируются. Из этого можно создать небольшой бизнес. Мечтать об открытии полноценного ремонтного предприятия, конечно, не стоит, так как это требует значительных финансовых вложений, но предоставлять определённые услуги вполне реально.

Мой прежний стереотип о том, что работа инженера плохо оплачивается, рухнул. Мой наставник получал не менее 100 тысяч рублей в месяц. Он был известен среди энергетиков не только в своём городе, но и за его пределами. У него даже был собственный агент, который находил для него поручения.

Такие выезды на временные подработки стали для меня отличной практикой. Это была учеба, за которую мне платили.

Спустя десять месяцев на заводе для меня наступил испытательный срок на позиции инженера.

Этот день наконец настал!

На тот момент я уже на протяжении месяца занимался всеми измерениями и диагностическими работами. Испытания также были поручены мне, однако с последующей проверкой со стороны инженера. Документы я пока не подписывал, лишь заполнял необходимые поля.

После удачного завершения испытательного периода я занял пост младшего инженера. Моя зарплата была увеличена до 35 тысяч. Переработки теперь я могу брать по своему усмотрению. Я не злоупотребляю этим, но доход до 40 тысяч мне удаётся достигать.

На позиции младшего инженера я проработаю ещё несколько месяцев. Дело заключается в том, что для выполнения обязанностей необходимо получить ряд допусков и разрешений, а также пройти инструктажи. Кроме того, мне нужно ускоренно и заочно закончить някой электромеханический техникум.

Нужно ещё многое сделать

В настоящее время моя работа на заводе имеет полуофициальный характер, поскольку у меня отсутствует необходимое образование. Я, безусловно, выполняю все свои задачи, но все подписи на документах ставит заведующий производством. Если Энергонадзор приезжает на завод, я продолжаю исполнять свои обязанности, но стараюсь не приближаться к испытательному стенду.

Так, не имея формального образования, я стал инженером на электромеханическом заводе. В этом году мы отправляем на пенсию моего наставника.

Ложка дёгтя

Кажется, это просто? Но разве за последние годы я не встречал кандидатов с образованием на эту позицию? Если у вас возникают подобные сомнения, то могу уверенно сказать – такие кандидаты были. И даже не один или два. Проблема заключается не в наличии специалистов, которые могут подойти. Дело в атмосфере, которая существует в коллективе, а она совершенно не приветливая. Здесь работают уникальные личности, которые навязывают свою политику тем, кто им не угоден.

Я не угодил, потому что оказался лучше других кандидатов

Например, на это рабочее место так же пыталась устроить своего сына начальница цеха. Однако её сын не смог проработать даже в качестве слесаря, так как не отличался выдающимися способностями. Затем она привела своего племянника, который также не продержался и трёх месяцев.

После этих двух случаев, эта женщина приняла решение доказать, что дело не в её родственниках, а в том, что вся молодёжь оказалась бездействующей.

С таким давлением со стороны руководства выдержать сложно. Мне постоянно подстраивали ловушки. Меня подставляли в наиболее подходящие моменты. Например, один раз кто-то спрятал шрифты, которые я использовал в последнее время. Эти шрифты были необходимы для заполнения табличек, которые по сути служат паспортом для трансформатора. Без них невозможно подготовить сопроводительные документы для отправки. Без документов машина не может покинуть склад, а товар уже ожидают. Заказанная машина для трансформаторов является арендованной, и оплата производится почасово. Следовательно, кто-то должен понести ответственность, и она автоматически ложится на того, кто затягивает отправку. Так как я обязан был заполнить таблички, а шрифтов не оказалось, то вся вина легла на меня.

В результате этого инцидента мне пришлось заплатить 11 тысяч. Машина простаивала почти целые сутки, пока с другого предприятия не привезли необходимые шрифты. Затем я ещё потратил деньги на покупку новых шрифтов.

Я зла не помню, поэтому записываю

Это был далеко не единственный инцидент, но именно он оказался самым разрушительным. Если люди способны на подобное, то можно лишь представить, сколько испытаний мне приходилось переносить ежедневно.

Кроме напряжённого расписания, мне приходилось идти на работу, как на битву. Никогда не знал, чем закончится тот или иной день. Я выдерживал это, в то время как многие раньше меня не справились.

Но совсем недавно я почувствовал удовлетворение и наконец-то отомстил за все унижения, которые испытывал.

Однажды меня отправили в командировку для выяснения причины возгорания трансформатора. По прибытии на место я установил источник проблемы. Трансформатор загорелся из-за утечки масла, которая произошла из-за плохо затянутого расширительного бачка. Хотя трансформатор проходил испытания, на нём не провели должную протяжку. Я вспомнил момент его отправки: я не касался агрегата, а тот, кто попросил скрыть шрифты, был ответственный за подготовку этого устройства к отгрузке. В цехе установлено видеонаблюдение, и такие детали невозможно скрыть.

Всё вернул в десятикратном размере

Цена этого трансформатора была 170 тысяч рублей. Руководство дало мне указание – перенести всю ответственность на покупателей. В случае удачи, я мог рассчитывать на бонус в размере 20 тысяч. Для успешного выполнения задания мне необходимо было незаметно установить переключатель между режимами, а затем задокументировать этот факт. Это фирменный метод, который использовался довольно часто.

Однако стремление отомстить преобладало над желанием получить премию. Я быстро организовал ситуацию так, что на месте находился ещё приглашённый специалист. Я посоветовал покупателям не задавать вопросов и делать так, как я прошу, если хотят, чтобы им заменили трансформатор.

Месть удалась! Сумма выплаты оказалась в десять раз больше, чем я заплатил за шрифты. После этого случая ко мне начали относиться с настороженностью и старались лишний раз меня не трогать.

Вот такая история!

В настоящее время я продолжаю трудиться на фабрике. В ближайшее время планирую повышение до позиции инженера-испытателя. Осваиваю дело своего наставника. Моя мечта, наконец, реализовалась. Я стал значимой и образованной личностью, не обладая формальным образованием.

Об авторе

Роман Кожин

В прошлом руководитель кредитного отдела в банке. В настоящем интернет-предприниматель, занимаюсь инвестициями на фондовом рынке. Активный пользователь банковских услуг.

Комментарии

Оставить комментарий