Кинокритик — человек, который специализируется на создании рецензий и видеообзоров на фильмы. Он смотрит фильмы, анализирует их, после чего пишет развернутую рецензию, рекомендуя или критикуя киноленту.
Содержание
Краткое описание
Кинокритиками становятся журналисты, актеры, киноведы, режиссеры и представители других творческих специальностей.
Чаще всего критики создают объективные рецензии, но известных представителей профессии могут пригласить принимать участие в рекламной кампании. В этом случае критик создает положительные или отрицательные рецензии, чтобы увеличить интерес целевой аудитории к той или иной киноленте.
Свои рецензии критики публикуют в СМИ, в собственных текстовых и видеоблогах, получая прибыль. Наиболее близкая профессия — киновед, но этот специалист рассматривает тему киноискусства более глубоко, может преподавать в вузах, работать на сцене.
Профессия кинокритика переживает трансформацию в условиях цифровой эпохи. С приходом стриминговых платформ и социальных медиа мнения о фильмах становятся доступными широкой аудитории. Люди всё чаще доверяют не профессиональным критикам, а отзывам зрителей в интернете, что снижает влияние традиционных кинокритиков. Тем не менее, профессиональные оценки всё еще важны для глубокого анализа и осмысления кинокартин.
Кинокритики, которые смогут адаптироваться к новым условиям, имеют возможность занять уникальную нишу. Они могут предлагать более глубокие и обоснованные анализы, отличающиеся от поверхностных отзывов пользователей. Использование мультимедийных форматов, таких как подкасты, видеообзоры или блоги, позволяет кинокритикам расширить свою аудиторию и сохранить актуальность в постоянно меняющемся медиа-миере.
Однако в будущем профессии кинокритика, скорее всего, придется столкнуться с повышенной конкуренцией и необходимостью постоянного самообновления. Важно будет развивать уникальный стиль и подход, которые выделят критика на фоне большого количества информации. Тем не менее, если кинокритики смогут интегрировать свои знания с новыми форматами и платформами, у них есть все шансы остаться востребованными в мире кино.
Особенности профессии
Работать в этой сфере может каждый, но преимущественно кинокритиками становятся люди, которые имеют глубокие познания о киноискусстве, отличаются эстетическим вкусом, грамотной речью, любознательностью и отличной памятью.
Труд этого творческого человека состоит из нескольких этапов:
- выбор удачной киноленты для материала;
- просмотр киноленты, ознакомление с биографиями актеров и съемочной группы;
- составление плана рецензии или обзора;
- написание рецензии. Некоторые критики в течение 1-2 недели снимаю видеоролики, для которых им предварительно нужно подготовить сценарий;
- во время создания любой из вышеперечисленных рецензий, критик использует свои знания об истории киноискусства, режиссерских приемах, актерском мастерстве и другие;
- публикация рецензии в цифровых или реальных СМИ, размещение смонтированного видеоролика.
Специалист должен честно оценить киноленту, дополняя рецензии аргументами и примерами. Труд критиков непростой, ведь их мнение оказывает огромное влияние на телезрителей. Например, негативная рецензия на киноленту, созданная известным критиком, может повлечь собой срыв проката фильма. Критик должен уметь выбрать «горячую» тему, увидеть нестыковки в киноленте, указать съемочной группе на ошибки в сценарии, неправильно выбранные планы для съемки и т. д.
Специалист может работать удаленно, размещая подготовленный материал в независимых блогах или на сайтах видеохостинговых компаний. Если материал понравится читателям и другим ценителям кино, то кинокритика ожидает успех. Настоящих профессионалов приглашают выступать на ТВ и радио, предлагают им участвовать в разных рекламных и творческих проектах.
Малоизвестный факт о профессии кинокритика заключается в том, что именно кинокритики сыграли важную роль в развитии кинематографа в Советском Союзе. В 1980-х годах некоторые критики, такие как Игорь Гостев и Феликс Миронер, стали фактически «единым окном» для выхода фильмов на экран, что в условиях цензуры создавало уникальную площадку для обсуждения и распространения нестандартных и авторских работ.
Кроме того, в мире кинокритики существуют так называемые «кинокритические группы», которые формировались вокруг маленьких арт-хаусных кинотеатров. Эти группы не только писали ревью, но и организовывали обсуждения после показов, что позволяло глубже понять фильмы и их смысл, а также объединяло зрителей вокруг любви к независимому кино.
В наше время кинокритики часто ведут своё «киноборт» в социальных сетях и на личных блогах, где нередко становятся влиятельными общественными деятелями и формируют общественное мнение о фильмах, что затмевает традиционные печатные издания и журналы. Это превращает их в более доступное и живое звено культурной жизни, чем когда-либо прежде.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Независимая работа, не требующая вложений.
- Успех и карьерный рост зависят исключительно от таланта специалиста.
- Возможность работать в сфере киноиндустрии.
- Такая работа похожа на любимое хобби, которое может стать основным источником дохода.
- Талантливый человек, великолепно знающий историю мирового кинематографа, может работать в этой сфере без высшего образования.
- Работа интересная, ведь известные представители профессии посещают закрытые кинопоказы, общаются со звездами, часто летают за границу, чтобы перенять опыт своих коллег.
Минусы
- В первые годы работы не стоит рассчитывать на высокую заработную плату.
- Нужно привыкать к лицемерию со стороны других людей, ведь кинокритиков не слишком любят деятели искусства.
- Сложный подъем по карьерной лестнице.
- Сидячая работа, требующая внимательности и сосредоточенности.
Одним из самых распространенных заблуждений о профессии кинокритика является мнение, что это занятие связано исключительно с написанием рецензий на фильмы. На самом деле, кинокритика включает в себя широкий спектр деятельности: от анализа фильмов и написания статей до участия в фестивалях и обсуждениях, где критики делятся своими взглядами и мнениями с аудиторией.
Еще одним мифом является представление о том, что кинокритики всегда имеют в своей работе единую и однозначную точку зрения. На практике мнения критиков могут быть очень различными, и их оценка фильма может меняться в зависимости от контекста, культурного фона и личного восприятия. Это делает профессии кинокритика многообразной и динамичной.
Существуют также заблуждения о том, что кинокритики получают большие деньги за свою деятельность. В реальности многие кинокритики работают на фрилансе или в небольших изданиях, и их гонорары могут быть довольно скромными. Эта профессия часто требует настоящей преданности делу, а не стремления к быстрому заработку.
Еще одна распространенная ошибка — это убеждение, что кинокритика является чисто субъективной и бессмысленной деятельностью. На самом деле, успешные критики основывают свои суждения на знаниях истории кино, теории и анализа, что делает их мнения более обоснованными и информативными.
Наконец, многие считают, что кинокритики пытаются навязать свои мнения зрителям. На самом деле, основная роль кинокритика — это предоставление контекста, анализ произведений искусства и помощь аудитории в более глубоком понимании кино как искусства. Критики становятся своего рода проводниками, которые помогают зрителям ориентироваться в мире кино.
Важные качества
Честность — это главное качество, которое должно преобладать в характере профессионального кинокритика. Остальные черты характера, необходимые критику, приводим ниже:
- грамотность;
- интеллигентность;
- уравновешенность;
- настойчивость;
- дисциплинированность;
- чувство справедливости.
Во время работы этим человеком руководит желание указать на чужие ошибки, поэтому он должен отличаться упорством, педантичностью и хорошей памятью.
Обучение на кинокритика
Эта профессия — зов души, но в сфере киноискусства сложно работать без профессиональных знаний, поэтому стоит закончить вуз, чтобы получить специальность киноведа. Можно выбрать и другое направление, получив диплом режиссера, актера, театроведа, звукорежиссера, журналиста или оператора.
При поступлении абитуриенту придется сдавать следующие экзамены:
- ЕГЭ по литературе, русскому языку и обществоведению;
- творческую папку (фоторепортаж, автобиография, рецензия и т. д.) или творческий конкурс. Тип экзамена зависит от вуза.
Приемная комиссия уделяет творческой работе наибольшее внимание, выбирая действительно талантливых и воодушевленных ребят.
Курсы
Высшая школа режиссеров и сценаристов в СПб
Здесь обучают будущих режиссеров, операторов, документалистов, людей, отвечающих за освещение, монтаж, спецэффекты. Студен, которой в будущем планирует работать кинокритиком, получит здесь полный пакет знаний, посещая курсы в течение 1-2 лет. Если абитуриенту необходимо пройти очень быструю подготовку, то в ВШРиС он может посетить всего 6-15 базовых занятий.
Место работы
Критики могут трудиться в нескольких местах сразу, работая на телевидение, в цифровых СМИ, ведя свой блог. Все зависит от того, насколько быстро и качественно критик умеет создавать рецензии. Профессионал может работать консультантом на съемочных площадках, снимать авторское кино и даже попробовать себя в роли актера.
Заработная плата
Зарплата этого специалиста сдельная, поэтому он заинтересован в том, чтобы писать хотя бы несколько рецензий в месяц. Гонорар неопытного специалиста не превышает 1000 руб. за 1 рецензию, а рецензия опытного и популярного критика может стоить 15000-20000 руб.
Карьера
Для действительно талантливого и увлеченного человека открыты все двери, поэтому сразу после обучения специалист должен начать активно работать. Можно публиковать написанные рецензии бесплатно, чтобы обрести популярность в творческих кругах.
Карьерного роста как такового нет, но специалист, становясь известным, может заняться написанием учебников и пособий, работать консультантом, давать частные уроки и т. д.
Профессиональные знания
- Иностранные языки, которые необходимы для того, чтобы читать рецензии коллег и просматривать кинофильмы, непереведенные на родной язык.
- Безукоризненное знание истории кино, теоретические знания (режиссура, свет, спецэффекты, музыка и другие).
- Умение анализировать киноленты, находить плагиат, нестыковки в сюжете и прочие ляпы.
- Грамотность, умение излагать свои мысли на бумаге.
Известные представители профессии
- Антон Владимирович Долин.
- Екатерина Акакиевна Мцитуридзе.
- Ольга Юрьевна Шумяцкая.
- Сергей Валентинович Кудрявцев.
- Евгений Владимирович Баженов, более известный как BadComedian.
Вопросы по теме
Как технологии изменили работу кинокритиков?
Технологии кардинально изменили подход кинокритиков к своей работе. С появлением стриминг-сервисов, социальных сетей и онлайн-платформ, таких как YouTube, критики стали более доступными и критически важными для формирования общественного мнения о фильмах. Они могут мгновенно делиться своими отзывами и анализом, а также взаимодействовать с аудиторией в реальном времени. Это повысило требования к критикам, которые теперь должны быть не только экспертами в кино, но и активными участниками дискуссий в цифровом пространстве. Кроме того, аналитика данных позволяет критикам отслеживать, какие фильмы и жанры наиболее популярны среди зрителей, что также влияет на их суждения и рекомендации.
Какую роль играет кинокритика в продвижении независимого кино?
Кинокритика играет ключевую роль в продвижении независимого кино, поскольку многие независимые фильмы не имеют крупного маркетингового бюджета. Критики, знакомя аудиторию с этими произведениями, могут значительно повысить их видимость и популярность. Положительные отзывы могут помочь независимым фильмам получить распределение и попасть на фестивали, а также привлечь внимание инвесторов и дистрибьюторов. Кинокритики способны выявить интересные и нестандартные работы, тем самым содействуя развитию новых талантов в индустрии и поддерживая разнообразие киноконтента.
Насколько субъективна работа кинокритика?
Работа кинокритика по своей сути является субъективной. Каждый критик привносит в свою оценку личный опыт, вкусы и предпочтения. Это делает каждое мнение уникальным, но также и сложным для принятия, особенно когда критические оценки существенно различаются. Тем не менее, профессионализм и опыт критика могут помочь ему объективно анализировать элементы кино, такие как сценарий, операторская работа, актёрская игра и режиссуру. Однако даже самые опытные критики могут ошибаться в своих интерпретациях и оценках, что подчеркивает, что в искусстве нет однозначных ответов, и каждый зритель может воспринимать фильм по-своему.