Кинопродюсер (от англ. produce — производить) — специалист по административному и финансовому обеспечению создания фильма.
Содержание
Особенности профессии
В общих чертах работу кинопродюсера можно описать в нескольких пунктах. Продюсер находит или ему предлагают идею нового фильма. Он её разрабатывает, продумывает, сколько денег потребуется на её воплощение, находит источники финансирования, приглашает сценариста, режиссёра, актёров, обеспечивает рекламу и продвижение фильма в кинопрокате. Что касается отношений с режиссёром, они могут строиться по-разному. Если речь идёт об авторском кино, на первом плане находится режиссёр. Ему или сценаристу принадлежит идея, он сам продумывает концепцию фильма, а продюсер лишь помогает ему этот фильм снять.
Особого пояснения требует пункт с источниками финансирования. Специалисты отмечают, что суть работы кинопродюсера зависит от модели, по которой он работает. Существует две модели кинематографа: коммерческая и бюджетная. Коммерческий кинематограф ориентируется на получение прибыли. Такая модель действует там, где кинопрокат развит настолько, что может приносить существенную прибыль. Лидером среди таких стран является США. Бюджетная модель ориентируется на поддержку кинопроектов из бюджета. По бюджетному принципу в значительной мере живёт российский кинематограф. И есть колоссальная разница между кинопродюсером в кинематографе, живущем по законам коммерции, и кинематографе, пользующемся поддержкой из бюджета.
Коммерческий вариант означает прибыль от проката. Бюджетный – прибыль от того, что удастся привлечь со стороны госбюджета или спонсоров. Чем больше удаётся сэкономить из привлечённых денег, тем больше прибыль от проекта для самого продюсера. Прибыль от проката уходит на второй план.
Однако в России также развивается коммерческий кинематограф, а это значит, что и у нас появляются продюсеры, работающие по классической (коммерческой) схеме.
Какими бывают кинопродюсеры?
Продюсер может работать от имени студии (студийный продюсер) или сам по себе (независимый продюсер). Студийный продюсер располагает деньгами, имеющимися у студии. Независимый продюсер занимается поиском финансирования, рекламой, вопросами проката. Кроме этого необходимо решать массу организационных и технических вопросов по ходу создания фильма, и один человек не может справиться с таким валом забот. Поэтому помимо основного (генерального) продюсера над фильмом также работают исполнительный и линейный продюсеры.
Генеральный продюсер (executive producer) сосредоточен на привлечении технических средств, заключении договоров с творческими сотрудниками (сценаристом, режиссёром, актёрами и т.д.), дистрибьютерами. Он же определяет примерный размер бюджета фильма. Но сначала – идея фильма. Отталкиваясь от неё, генеральный продюсер решает, какого режиссёра привлечь, каким будет финансирование т.д. Иногда над фильмом работают несколько генеральных продюсеров. Один занимается проработкой идеи, предлагает её разным студиям, другой – привлечением денег, третий ищет подходящего режиссёра, сценариста т. д.
Исполнительный продюсер (producer) бывает необходим на крупных проектах. Он руководит процессом на верхнем уровне: следит за расходованием средств, заключает договора с персоналом, поставщиками материалов, оборудования и пр. и даже вникает в творческие вопросы. Но всё это, не входя в технические детали, ежедневную рутину съёмочного процесса, озвучания и пр. Поэтому исполнительный продюсер может вести сразу несколько проектов. Случается, что все эти функции выполняет генеральный продюсер. А в небольших кинокомпаниях эту роль может взять на себя сценарист.
Линейный продюсер (line producer, unit production manager) – напротив, занимается конкретными организационными вопросами, обеспечивая работу творческой группы. Он же следит за соблюдением графика работы. Можно сказать, что именно линейный продюсер является непосредственным руководителем проекта.
Иногда назначаются продюсеры, отвечающие за ещё более узкий сегмент работы. Например, административный продюсер может заниматься наймом внештатных работников для различных работ в ходе создания фильма.
Надо сказать, что работа продюсера в кино имеет много общего с тем, чем занимается телепродюсер. Хотя на телевидении и есть свои особенности.
Продюсеры против режиссёров
Профессия продюсер появилась в Голливуде 1910-х годов с превращением кинематографа в серьёзную индустрию. Тогда же наметилось и противостояние между продюсерским цехом и режиссёрским. Продюсер рассматривает каждый фильм как коммерческий проект, и он заранее видит, каким примерно фильм должен получиться. Видение режиссёра может оказаться совершенно иным.
Знаменитый пример – продюсер Дэвид Селзник и его фильм «Унесённые ветром». Этот фильм по одноимённому роману примечателен не только тем, что стал одним из первых цветных фильмов. Он считается самым кассовым в истории кино, а сам Селзник – одним из самых успешных голливудских продюсеров. Этот фильм принёс ему первый «Оскар». Ради такого успеха в процессе работы над фильмом Селзник сменил четырёх режиссёров. С другой стороны, диктат продюсера далеко не всегда оказывается удачным.
Противостояние продюсеров и режиссёров сохраняется до сих пор. Однако есть немало примеров, когда продюсер не диктует своё видение съёмочной группе, а только помогает воплотить в жизнь замысел режиссёра. И случается, что продюсер открывает миру яркого режиссёра со своим собственным стилем. И это одна из граней таланта кинопродюсера. Есть также примеры удачного совмещения режиссёрской и продюсерской деятельности. Например, Стивен Спилберг – актёр, режиссёр и продюсер. Он снял больше 40 фильмов и продюсировал более 120. На счету Роберта Земекиса более 20 режиссёрских работ и более 35 продюсерских. Есть такие примеры и в отечественном кино: Валерий Тодоровский, Фёдор Бондарчук и др.
Профессия кинопродюсера уже давно стала ключевой в индустрии развлечений, и с развитием технологий ее важность только возрастает. Продюсеры отвечают за финансовый и организационный аспекты создания фильмов, а с появлением новых платформ для распространения контента, таких как стриминговые сервисы, их роль становится еще более значимой. Продюсеры должны уметь адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка и находить способы привлечения аудитории к новым формам контента.
С увеличением спроса на качественный контент, продюсеры становятся важными игроками в команде, работающей над созданием фильмов и сериалов. Они должны учитывать интересы зрителей, следить за трендами и активно взаимодействовать с креативными командами. Важно также понимание различных культурных контекстов, особенно если проект имеет международный масштаб. Умение работать с разнообразными жанрами и форматами становится необходимым навыком для успешного продюсера.
Кроме того, с ростом независимого кино и цифровых технологий, существует возможность для продюсеров воплощать в жизнь оригинальные идеи вне крупных студий. Это открывает новые горизонты для творчества и позволяет более быстро реагировать на изменения в спросе на рынке. Таким образом, будущее профессии кинопродюсера обещает быть разнообразным и динамичным, и тем, кто готов к новым вызовам, откроются широкие перспективы.
Рабочее место
Кинопродюсер может работать в киностудии, в продюсерском центре, действовать как независимый организатор кинопроцесса.
Малоизвестный факт о профессии кинопродюсера заключается в том, что многие известные продюсеры начинали свою карьеру в совершенно неожиданной сфере. Например, продюсер Джерри Брукхаймер, известный своими blockbuster-фильмами, изначально работал в рекламе и продюсировал фильмы всего под исполнение желания своего друга.
Еще одним интересным аспектом является то, что успешный продюсер часто должен быть не только гуру финансового планирования, но и обладать навыками психолога. Он должен учитывать эмоции и предпочтения различных участников процесса, от актеров до съемочной группы, чтобы создать гармоничную атмосферу на площадке и максимально повысить эффективность работы.
Важные качества
Профессия продюсера предполагает ответственность, уверенность в себе, самоорганизованность, способность к принятию решений, умение налаживать личные контакты с разными людьми, находить общий язык с людьми искусства и бизнесменами. И не менее важен интерес к кино и как искусству, и как к бизнесу. Необходима готовность постоянно развиваться в профессии, расширять свой профессиональный кругозор. Чутьё продюсера на выигрышные идеи и талантливых людей должно сочетаться с хорошим вкусом.
Существует множество заблуждений о профессии кинопродюсера, и одно из самых распространённых – это мнение, что продюсер является только финансовым спонсором проекта. На самом деле продюсер принимает активное участие в разработке идеи, сценария, кастинга и всей производственной деятельности. Его роль включает не только управление бюджетом, но и творческое руководство.
Другое распространённое заблуждение заключается в том, что продюсер работает в одиночку. На практике продюсер — это член команды, который сотрудничает с режиссёрами, сценаристами, актёрами и другими специалистами. В кинопроизводстве важно взаимодействие и умение работать в команде, и продюсер играет ключевую роль в координации всех участников.
Некоторые считают, что продюсерская работа однообразна и рутинна. На самом деле, каждый проект уникален и требует индивидуального подхода. Продюсеры постоянно сталкиваются с новыми вызовами, что делает их работу динамичной и интересной. Они должны адаптироваться к изменениям в производственном процессе и находить креативные решения на возникающие проблемы.
Также существует мнение, что продюсер не имеет значения для успеха фильма. На практике же именно продюсеры часто определяют, станет ли проект успешным или нет. Они принимают важные решения, таких как выбор сценария, бюджета, подходящих актёров и членов съемочной группы. Правильное руководство продюсера может существенно увеличить шансы на коммерческий успех фильма.
Наконец, многие думают, что продюсеры могут мгновенно получить результат и часто не видят, сколько времени и усилий требуется для создания фильма. Кинопроизводство — это длительный и сложный процесс, который может занять годы. Продюсеры должны быть терпеливыми и настойчивыми, чтобы довести проект до завершения и справиться с непредвиденными обстоятельствами.
Знания и навыки
Необходимы познания в области кинопроизводства, маркетинга, менеджмента, широкий кругозор в области литературы, истории, киноискусства.
Обучение на Кинопродюсера
- Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Факультет продюсерства и экономики. Специальность «Продюсерство кино и телевидения»
Нередко продюсерами становятся люди, занятые в кинематографе в качестве актёров, режиссёров и т.д.
Вопросы по теме
Как кинопродюсер выбирает сценарий для своего проекта?
Выбор сценария — это один из самых критических этапов работы кинопродюсера. Обычно он начинается с анализа рыночных трендов и предпочтений аудитории. Продюсер может получать сценарии от известных сценаристов, а также рассматривать новые таланты. Важно не только наличие интересного сюжета, но и то, как этот сюжет можно адаптировать к целевой аудитории. Также продюсер оценивает бюджет и потенциальную прибыль проекта — насколько он способен привлечь финансирование и окупиться в прокате.
Каковы основные качества успешного кинопродюсера?
Успешный кинопродюсер должен обладать рядом ключевых качеств. Во-первых, это креативность — возможность генерировать новые идеи и предлагать нестандартные решения. Во-вторых, навыки управления — продюсер отвечает за координацию команды и соблюдение сроков проекта. В-третьих, бизнес-чутье: понимание рынка, умение находить инвестиции и вести переговоры. Также важно учитывать хорошее умение работать в команде и навыки коммуникации, чтобы наладить эффективное взаимодействие со всеми участниками производства.
С какими трудностями сталкиваются кинопродюсеры на разных этапах работы над проектом?
Кинопродюсеры сталкиваются с множеством трудностей на всех стадиях работы над фильмом. На этапе подготовки проекта это может быть сложность в securing funding, когда необходимо убедить инвесторов в целесообразности идеи. В процессе съемок могут возникнуть проблемы с графиками, погодными условиями или конфликтами в команде. На этапе пост-продакшена продюсер занимается сложными задачами, такими как монтаж, выбор музыкального сопровождения и создание рекламной стратегии. Все эти этапы требуют от продюсера не только профессионализма, но и гибкости и способности находить компромиссы.