Кто такой регионовед и какие у него обязанности: опыт выпускницы с дипломом с отличием

Нередко выпускники школ начинают обучение в вузе, совершенно не представляя, чем им придется заниматься после окончания учебы. Многие из них имеют лишь расплывчатое представление о своей будущей профессии. Эта ситуация стала привычной для общества. Однако когда выпускник вуза, обладая дипломом с отличием, не может понять, какую профессию он освоил за 5 лет, это уже представляет собой абсурд. К сожалению, такое действительно происходит. Гостья журнала «Мой Рубль», Ирина Романцова, выбрала на тот момент востребованную специальность — регионоведение. Тем не менее, кто такой регионовед и чем он должен заниматься, Ирина не понимает до сих пор, хотя уже давно получила диплом с красным მანтиком. В этой статье она делится своими мыслями о процессе обучения и своей карьере.

Последние два года учебы в школе

Здравствуйте, меня зовут Ирина Романцова, мне 28 лет. В 2007 году я завершила обучение в муниципальной средней школе города Архангельска. На тот период это учебное заведение считалось одним из лучших в городе, занимая высокие места в рейтингах качества образования, уступая только гимназиям. В старших классах я обучалась в гуманитарном классе, где в течение недели проходило по пять занятий по русскому языку и литературе, при этом школьная программа не включала подготовку к ЕГЭ. В расписании было много уроков истории и обществознания, а все остальные предметы преподавались в минимальном объеме. Мой типичный день выглядел следующим образом:

  • 6 уроков в школе;
  • обед дома;
  • поездка к репетиторам (по русскому, математике, обществознанию и английскому);
  • выполнение домашних заданий;
  • подготовка по заданиям от репетитора;
  • сон;
  • в выходные » чтение русской литературы.

Так продолжалось два года. Несмотря на проблемы с поведением, мои усилия не всегда отражались на оценках. Тем не менее, я успешно сдала ЕГЭ по всем предметам, несмотря на оценки в аттестате.

Архангельск.

Мнение эксперта
Иван Беспалов
Экономист по образованию. Занимал руководящие должности в крупных корпорациях.

Регионовед — это специалист, который занимается изучением определённых регионов мира с акцентом на их культурные, экономические, политические и социальные аспекты. Выпускница с дипломом с отличием может применять свои знания для анализа культурных традиций, межэтнических отношений и влияния глобализирующих процессов на конкретные регионы. Эта профессия требует глубоко понимания специфики жизни в регионе, а также способности к междисциплинарному исследованию, что позволяет охватывать широкий спектр вопросов.

Обязанности регионоведа включают проведение исследований, написание аналитических отчётов и рекомендаций для бизнеса, правительственных структур или образовательных учреждений. Также важной частью работы является организация и участие в конференциях, семинарах и других мероприятиях, направленных на обмен знаниями и опытом. Кроме того, регионовед может заниматься преподаванием, делая акцент на актуальных проблемах и перспективах развития изучаемого региона.

Детские мечты и реальность

С юных лет я мечтала о карьере врача. С братом мы часто разыгрывали сцены, где я играла роль медсестры, а затем возникли идеи о том, чтобы лечить животных, стать хирургом или судебно-медицинским экспертом — все мои амбиции были связаны с медициной. Однако моя семья была настроена скептически, утверждая, что у меня «шило в одном месте» и что в медицине нужно много учить наизусть. В конечном итоге, им удалось убедить меня не поступать в медицинский университет (в 15-16 лет это сделать не так уж сложно).

Инженерные профессии меня не привлекали, а от изучения иностранных языков я решила отказаться, так как на тот момент на рынке было много лингвистов. Юридический факультет также требовал постоянного запоминания, что меня не устраивало, потому я выбрала новую и неизвестную специальность — «регионоведение». Эта специальность рекламировалась как перспективная и очень престижная.

Поступление и учеба в университете

У меня была своя причина: я решила поступить в университет самостоятельно, и в подарок на 20-летие от родителей получила автомобиль. Образование за пять лет обошлось бы примерно в 350 тысяч рублей, что сопоставимо с ценой на небольшой недорогой автомобиль. С результатами своих баллов ЕГЭ я сумела поступить на бюджетное место в Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова, который после объединения стал Северным Арктическим Федеральным Университетом. Я выбрала специальность «регионоведение» с уклоном на страны Северной Европы. В нашей группе учились 24 студента, из которых 10 были бюджетниками, среди них – 7 медалистов. Все мои однокурсники, без исключения, пришли из сильных гимназий и лучших школ.

Поморский государственный университет.

Учебная программа

По поводу учебных дисциплин: у меня сложилось ощущение, что все пять лет мы изучали историю – это была как мировая, так и отечественная история, история Северной Европы, а также история и теория международных отношений, включая аспекты, связанные с Российской империей, СССР и современной Россией. В дополнение к этому изучались международные отношения и внешняя политика, которые можно рассматривать как историю, сконцентрированную на дипломатических вопросах.

Чтобы продемонстрировать, насколько бесполезной оказалась наша специальность, перечислю другие изучаемые дисциплины: геополитика, межкультурные коммуникации, политические коммуникации, страноведение, современные региональные конфликты и дипломатика.

 

Все это происходило в небольшом городе с населением чуть более 300 тысяч человек. При этом программа не была направлена на подготовку региональных политиков – для этого на факультете существовала специальность «государственное и муниципальное управление».

 

На протяжении всех пяти лет мы изучали английский язык, и за это время можно было освоить его на уровне, сопоставимом с изучением в специализированных языковых заведениях. Однако наш уровень оставался настолько низким, что мы едва могли выражать свои мысли, и то не на все темы. В учебной программе также планировалось два года изучения норвежского языка.

Практика

В первый год обучения практика носила ознакомительный характер: нас знакомили с органами местного самоуправления, общественными организациями, также была организована экскурсия на телевидение. На втором и третьем курсах я проходила стажировку в международном отделе университета, где узнала о возможностях получения гранта для учебы в одном из колледжей на севере Норвегии (Harstadt University College). На четвертом курсе мне подписали документы по практике в консалтинговой компании, где работали родители моего друга, что фактически означало, что я не проходила эту практику.

Норвежские университеты

С третьего курса я начала дистанционное обучение в норвежском университете University of Nordland в рамках сети северных университетов UArctic по программе BCS (Bachelor of Circumpolar Studies). В ходе этой программы я училась вместе с друзьями, и мы прозвали ее «оленеведением», потому что основное внимание уделялось природе Северной Европы, оленям, культуре саамов, миграции трески и другим темам, которые не имели практической ценности. В отличие от остальных, которые бросили эту программу, я продолжала обучение до получения диплома, что заняло у меня три года.

На четвертом курсе мне удалось поехать учиться по гранту, и я изучала «Travel and Tourism with E-commerce». Жизнь в новой стране, общение с другими международными студентами и путешествия были для меня гораздо более увлекательными, чем интернет-маркетинг. Позже я осознала, что за все пять лет обучения это был единственный предмет, который мог бы оказаться полезным в будущем.

Итоги моего обучения

Кульминацией моего обучения в университете стала тема моей выпускной квалификационной работы:  «Перспективы усовершенствования государственной политики в области развития Северного морского пути.  Это направление абсолютно не пересекалось с курсами, которые я изучала по специальности.

 

В итоге, вот что я вынесла из университета:

 

     

  1. Совершенно непонимание того, кто такой регионовед, чем он занимается и где может реализовать свои знания. Это не страновед, не политолог и не экономист – это что-то на пересечении различных социо-экономических дисциплин. Представители МИДа сообщили, что у них нет открытых вакансий, аналогичный ответ был и от Организации Баренцева Евро-арктического региона; на ярмарке вакансий ни одному из студентов нашей группы не предложили работу, работодатели просто не понимали, как наши навыки могут быть им полезны.
  2.  

  3. Несуществующее понимание роли специалиста в области Циркумполярных наук и путей применения этой специализации. Куратор программы на мой вопрос в преддверии выпуска лишь развел руками и сказал что-то вроде «для общего развития или, возможно, в туристическом секторе».
  4.  

  5. Широкие и глубокие знания в области гуманитарных наук.
  6.  

  7. Отсутствие практического опыта, так как совмещать учебу в двух университетах с работой было невозможно.
  8.  

  9. Два диплома, один из которых с отличием.
  10.  

Карьера

Мой профессиональный путь после завершения учебы в университете выглядит следующим образом:

  • Сентябрь 2012 г. – октябрь 2013 г. — работа в Центральной районной больнице (г. Архангельск) на должности заведующей организационно-методическим кабинетом. В мои обязанности входило составление заявок на медикаменты для пациентов с ограничениями или хроническими заболеваниями, ведение баз данных и методическая работа.
  • Ноябрь 2013 г. – февраль 2014 г. — координация опросов общественного мнения в центре социологических и маркетинговых исследований (г. Архангельск).
  • Февраль 2014 г. – май 2015 г. — работа в области статистики (г. Архангельск), связанная с проверкой и анализом собранных данных.
  • Сентябрь 2015 – февраль 2017 г. — менеджер в интернет-магазине (г. Самара), где я занималась обработкой заказов, оформлением документов и организацией работы сотрудников, отвечающих за выполнение заказов.
  • Апрель 2017 – по настоящее время — административная деятельность в ИТ-компании (г. Самара).

Для сравнения, у моих коллег карьера сложилась иначе: двое работают в отделе кадров, еще двое в сфере информационных технологий, две девушки вышли замуж за граждан Норвегии, трое занимаются лингвистикой. Один человек трудится в каждой из следующих областей: педагогика, военная служба, дизайн, экология, транспортная логистика, банковское дело, консалтинг и театр.

Рабочее место.

С уверенностью могу сказать, что теоретические знания, которые я получил в процессе обучения, не оказались полезными, зато навык самостоятельного обучения, анализа данных и оперативного поиска нужной информации стал крайне важным.

Статья на эту тему: Зачем мне два высших образования, если по специальности я никогда не работала? Однако они оказали влияние на мою жизнь.

Я не могу утверждать, что полученное мной образование является некачественным; скорее, оно не востребовано, не отвечает современным требованиям и запросам на рынке труда. Прежде всего, выбор специальности был обусловлен ошибочной мотивацией.

Советы выпускникам школ

Если бы меня спросили, как правильно выбрать профессию, я бы посоветовала следующее:

  1. Сначала необходимо разобраться в своих желаниях. Если вас тянет к маникюру, нет смысла тратить два года на подготовку к ЕГЭ и еще четыре на получение диплома бакалавра в экономике, если в итоге вы хотите работать в сфере красоты.
  2. Важно понимать свои способности. Если их недостаточно для получения образования в университете, лучше признать это, не тратить время и средства и рассмотреть возможность учёбы в колледже, где можно освоить актуальную специальность и получить качественное образование. Многие профессии не требуют высшего образования.

При поступлении в вуз и выборе специальности основой должна быть правильная мотивация. Примеры неподходящей мотивации: желания родителей, общественные нормы, стремление к престижу или желание быть в компании.

Об авторе

Роман Кожин

В прошлом руководитель кредитного отдела в банке. В настоящем интернет-предприниматель, занимаюсь инвестициями на фондовом рынке. Активный пользователь банковских услуг.

Комментарии

Оставить комментарий