Левел-дизайнер (с англ. level design — «дизайн уровней») — это гейм-дизайнер, который занимается созданием уровней.
Содержание
- 1 Краткое описание
- 2 Особенности профессии
- 3 Плюсы и минусы профессии
- 4 Место работы
- 5 Важные качества
- 6 Практические навыки
- 7 Обучение на левел-дизайнера
- 8 Зарплата левела-дизайнера на январь 2025
- 9 Ступеньки карьеры и перспективы
- 10 Знаменитые левел-дизайнеры
- 11 Каким должно быть портфолио дизайнера игровых уровней
- 12 Вопросы по теме
Краткое описание
Профессия левел-дизайнера возникла относительно недавно: по мере усложнения игр произошло разделение разработчиков на специализации. Если раньше, в период становления игровой индустрии, один программист создавал всю игру от графики до игровой механики, то в современных играх над их созданием работает несколько специалистов — структурную, визуальную и гейм-плейную часть создают разные люди.
Левел-дизайнер подключается к работе над игрой на том этапе, когда игра практически готова и разработчик игр создал редакторы уровней и прочие дополнительные инструменты, которые дизайнер уровней будет использовать в своей работе. Деятельность левел-дизайнера довольно сложная, трудоемкая и многофункциональная. Она включает в себя несколько важных аспектов, таких как геймплей, освещение, звук, архитектура, спецэффекты и др. Дизайнер уровней выполняет роль центра, который объединяет результаты труда всех разработчиков и склеивает их в общую картину.
Левел-дизайнер работает с прототипным программным обеспечением. Помимо создания окружения в среде игрока, дизайнер уровней может указывать размещения NPC и кат-сцен.
Это интересно! Первыми играми, где требовалась работа по созданию уровней, были текстовые игры, такие как MUD’ы. Здесь сами пользователи способствовали улучшению игры, создавая новые задания, персонажи. ZZT — одна из первых игр, где игроки могли создавать собственные карты, триггеры и скрипты.
Полноценный редактор был встроен в игру Lode Runner, где можно было создавать собственные уровни.
Doom (1993) и Doom II (1994) — это игры, в которых был возможен моддинг. Здесь были четко разделены файлы с игровым контентом и файлы с игровым движком. Такие игры как Half-Life, Quake 3 имеют встроенные инструменты для редактирования уровней.
В поджанре Roguelike уровни в игре процедурно сгенерированы, вследствие чего разработчик игры может выбрать разные вариации архитектуры уровней, редактировать параметры в алгоритмах случайного генерирования уровней.
Профессия левел-дизайнер продолжает оставаться важной в индустрии видеоигр. С каждым годом игры становятся всё более сложными и многогранными, что требует от левел-дизайнеров умения создавать глубоко проработанные уровни, которые не только удерживают внимание игроков, но и обеспечивают им уникальный игровой опыт. Важность понимания механик, нарратива и визуального дизайна растет, что делает эту профессию не только востребованной, но и интересной.
С развитием технологий, таких как виртуальная реальность и дополненная реальность, левел-дизайнеры получают новые возможности для реализации своих креативных идей. Эти технологии открывают новые горизонты для создания интерактивных и погружающих игровых миров, что делает навыки в этой области ещё более ценными. Ожидается, что в будущем левел-дизайнеры будут не только проектировать уровни, но и активно участвовать в создании новых игровых механизмов и взаимодействий.
Кроме того, с ростом популярности инди-игр и платформ для их распространения, появляется много возможностей для левел-дизайнеров работать в независимых командах. Это создает разнообразие в подходах к дизайну уровней и даёт возможность проявить свою индивидуальность. Таким образом, профессия левел-дизайнера будет развиваться, интегрируя новые тренды и технологии, и оставаясь при этом ключевой частью процесса создания игр.
Особенности профессии
Функциональные обязанности левел-дизайнера зависят от масштаба проекта и величины команды, работающей над ним.
В крупных компаниях происходит разделение труда даже в пределах одного уровня: один специалист настраивает игровые ситуации, другой разрабатывает геометрию игрового мира, третий занимается искусственным интеллектом. Такой подход к делу дает возможность создавать сложные уровни довольно быстро.
В небольших компаниях круг обязанностей левел-дизайнера шире, ему нужно значительно больше технических навыков и опыта, чтобы справляться с ними. Но в этом есть и свои плюсы: такой специалист контролирует все основные аспекты создания уровня. Это положительным образом сказывается на конечном результате работ.
Разработка уровня состоит из нескольких этапов:
- Генерация идей и планирование, в ходе которых левел-дизайнер создает захватывающие локации в контексте игровой вселенной. Результаты этого этапа — видеоматериалы, план-схема с последовательным описанием деталей игрового процесса, объектов, геометрии локаций, эффектов, звуков и т. п.
- Разработка играбельного прототипа — наиболее важный этап, от которого зависит, каким будет уровень в итоге. То есть это практически тестирование геймплея на первой стадии, позволяющее с легкостью менять и совершенствовать при необходимости форму уровня. Обычно первая версия представляет собой элементарные геометрические формы игрового пространства. Рабочий функционал настраивается позже. Затем выполняется активное тестирование геймплея и вносятся финальные изменения.
- Разработка прототипа базовой геометрии уровня выполняется вместе с художниками. На этом этапе создаются и размещаются на уровне временные модели всех объектов с целью определения объемов работ и возможности многократного использования объектов для экономии ресурсов. Для всего геометрического пространства создается физическая оболочка, позволяющая игрокам двигаться в пределах игрового мира, не выходя за пределы уровня.
- Разработка финальной версии уровня объединяет результаты работ всей команды:
- временная геометрия игрового пространства становится постоянной и принимает законченные формы;
- выстраивается освещение;
- включаются спецэффекты;
- производится озвучание;
- выполняется оптимизация производительности для того, чтобы уровень не глючил на менее мощных компьютерах.
- Активное тестирование финальной версии с целью иборьбы ошибок.
Профессия левел-дизайнера часто ассоциируется с видеоиграми, однако мало кто знает, что их работа может быть столь же значимой в сфере образовательных технологий. Левел-дизайнеры разрабатывают обучающие уровни в играх на подобие «геймифицированных» платформ, что делает процесс обучения более интерактивным и увлекательным.
Еще один интересный факт: левел-дизайнеры не только создают уровни, но и исследуют поведенческие модели игроков. Они используют данные и аналитику, чтобы оптимизировать игровой процесс, благодаря чему значительно повышается интерес и вовлеченность пользователей, что порой приводит к неожиданным изменениям в проекте.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы:
- Левел-дизайнер — интересная и креативная профессия, требующая постоянного движения вперед.
- Востребованность.
- Высокая оплата труда опытных специалистов.
Минусы:
- Профессия сложная, требует полной самоотдачи.
- Ненормированный рабочий день.
Одним из распространенных заблуждений о профессии левел-дизайнера является мнение, что эта работа полностью связана с рисованием уровней на бумаге или в цифровых редакторах. На самом деле, левел-дизайнеры занимаются не только визуальной частью, но и игровым процессом, механиками, взаимодействием объектов и балансом игры, что требует глубокого понимания геймдизайна.
Еще одним мифом является представление о том, что левел-дизайнеры работают исключительно с готовыми движками и инструментами. В реальности, левел-дизайнеры часто участвуют в создании уникальных инструментов и систем для реализации своих идей, что требует знаний программирования и понимания работы движков.
Многие также считают, что левел-дизайнеры работают исключительно в больших игровых студиях и на крупных проектах. Тем не менее, существуют множество инди-студий, где левел-дизайнеры вносят значительный вклад в разработку, и даже фрилансеры могут вести успешную карьеру в этой области.
Кроме того, существует мнение, что левел-дизайнеры просто строят уровни и ничего более. На самом деле, они активно участвуют в тестировании игры, получают обратную связь от игроков и постоянно вносят улучшения и изменения в уровни, чтобы обеспечить интересный и увлекательный игровой процесс.
Наконец, многие думают, что профессия левел-дизайнера не требует особых навыков. Однако эта работа включает в себя множество различных умений, таких как креативное мышление, аналитические способности, знание теории игровой дизайнерии и хороший вкус, что делает её очень сложной и ответственной.
Место работы
Компании по разработке компьютерных игр.
Важные качества
- Хорошая игровая фантазия.
- Любовь к играм, умение их анализировать.
- Глобальное мышление.
- Пространственное воображение.
- Знание композиции, теории цвета и света, геометрии, психологии восприятия.
- Умение рисовать.
- Широкий кругозор.
- Наблюдательность.
- Знания в области архитектуры, градостроительства, фортификации.
- Коммуникабельность, умение работать с игровыми дизайнерами, арт-командой.
Практические навыки
- Понимание принципов организации игрового пространства.
- Знания о зонировании, эргономике и т. д.
- Базовое понимание элементов геймдизайна.
- Основные навыки работы с популярными пакетами 3D-моделирования.
- Представление о балансе игровых карт в PvP-ориентированных играх.
- Умение работать в Unreal Engine 4, Autodesk Maya3D, MayaLT, MaxMOBA, Adobe Photoshop, Paint.net.
- Знание систем Unity, UDK, CryENGINE 3.
- Умение создавать уровни для PvP.
- Знание Speed Tree для генерации деревьев и ландшафта.
- Опыт игры в ММО-шутеры, МОВА.
Обучение на левел-дизайнера
Узкоспециализированных программ обучения левел-дизайнеров в вузах нет, можно изучать разработку игр в целом. Например, на таких направлениях бакалавриата:
- «Программная инженерия» 09.03.04, профиль:
- «Разработка и дизайн компьютерных игр и мультимедийных приложений» (МИРЭА);
- «Информационные системы и технологии» 09.03.02, профиль:
- «Программное обеспечение игровой компьютерной индустрии» (Московский Политех);
- «Гейм-дизайн и виртуальная реальность» (МПГУ).
Еще один вариант входа в профессию – учеба в колледже на профилях направления «Дизайн» 54.02.01:
- «3D-моделирование компьютерных игр и анимация» (колледж МИДиС);
- «Цифровой дизайн» (Международный колледж информационных технологий IThub college, Москва).
Это тоже всего лишь смежные программы. В тонкостях профессию левел-дизайнера можно в короткие сроки освоить на различных курсах, в том числе онлайн.
Можно самостоятельно освоить азы профессии, начав ее изучение с книги Ultimate Level Design Guide, где очень подробно и доступно отражены базовые принципы и суть работы.
Игровая индустрия стремительно развивается. Чтобы быть конкурентноспособным в этой сфере деятельности, левел-дизайнеру надо идти в ногу с играми, отслеживать все новинки, выходящие на рынок, анализировать их геймплей, получать новые знания по совершенствованию дизайна уровней. Все это необходимо для накопления интересных идей и вдохновения при разработке новых игр.
Постоянное улучшение и расширение технических навыков позволит быть более конкурентоспособным на рынке труда. Это касается не только геймплея, но и визуальной части — цветокоррекции, настройки освещения, моделлинга, текстуринга.
Ступеньки карьеры и перспективы
Начать карьеру левел-дизайнер может с позиции тестера или в любительских проектах. При устройстве на работу требуется выполнение тестового задания, уникального для каждой студии. При наличии высшего образования в сфере программирования и владением дополнительными практическими навыками дизайнер уровней может стать главным разработчиком игр.
Знаменитые левел-дизайнеры
Джон Ромеро создал высокий уровень дизайна в игре Doom.
Ричард Грей — автор многих уровней в играх Duke Nukem 3D и SiN.
Каким должно быть портфолио дизайнера игровых уровней
Левел-дизайнер, как и любой представитель творческой профессии, должен иметь наготове онлайн-портфолио, которое продемонстрирует потенциальному работодателю профессиональные качества. Кроме привлекательного внешнего вида, необходимо и качественное смысловое наполнение.
Существует два направления левел-дизайна:
- дизайн геймплея;
- визуальное оформление уровней.
От специализации зависит и содержание портфолио.
Для дизайнера геймплея важно суметь показать процесс разработки уровня, умение донести идеи в простой и понятной форме, способность найти новые формы использования известных ресурсов. Очень хорошо показать многожанровость: умение создавать уровни под разные режимы игры — мультплейер, сингплейер. Для этого необходимы такие составляющие как:
- документация с описанием особенностей геймплея;
- подборки фотоматериалов;
- черновые зарисовки уровней;
- скриншоты;
- 2D-планировки.
Дизайнер по визуальному оформлению уровней должен показать свои навыки в создании игрового окружения и его деталей в различных пакетах 3D-моделирования (текстуринг, моделлинг, эффекты, освещение). Для этого надо включить в свое портфолио секцию или блог с зарисовками и скриншотами 3D-моделей.
Вопросы по теме
Как левел-дизайнеры используют психологию в своей работе?
Левел-дизайнеры активно применяют психологию, чтобы создать игорные пространства, которые вызывают определенные эмоции и реакции у игроков. Например, они могут использовать принципы фокуса внимания, размещая яркие элементы или важные объекты на фоне более угнетенного окружения, чтобы привлечь внимание игрока. Также, понимание принципов когнитивной нагрузки помогает дизайнерам создать уровни, которые не перегружены информацией, но при этом сохраняют интерес и скорее вовлекают в игру.
В чем заключается художественный аспект работы левел-дизайнера?
Левел-дизайнер не только создает функциональные и интересные уровни, но и заботится о визуальной эстетике. Это включает выбор цветовой палитры, текстур и освещения, чтобы создать атмосферу, соответствующую тематике и сюжету игры. Каждый уровень должен быть не только играбельным, но и визуально привлекательным, чтобы игроки могли полностью погрузиться в игровой процесс. Гармония между дизайном и художественным исполнением является ключевым аспектом успешной игры.
Какие инструменты и технологии чаще всего используют левел-дизайнеры?
Левел-дизайнеры работают с различными инструментами и технологиями, чтобы создать свои уровни. Наиболее популярными являются игровые движки, такие как Unity и Unreal Engine, которые предоставляют широкий набор средств для моделирования, освещения и анимации. Также используются специализированные редакторы, такие как Tiled или Hammer, которые упрощают процесс создания карт. Важно отметить, что в современном левел-дизайне также активно применяются инструменты для прототипирования и тестирования, что позволяет проверить уровень еще на ранних стадиях разработки.