Метрополитен – это быстрый и надежный транспортный средство. Каждый день тысячи людей, как местных жителей, так и туристов, спускаются в подземку крупных городов России, чтобы воспользоваться этим удобным видом передвижения. Служащие метро прилагают все усилия, чтобы сделать поездку максимально комфортной, быстрой и безопасной. Ключевую роль в этом процессе играют машинисты. Новые линии продолжают открываться в крупных мегаполисах, следовательно, метро нуждается в новых специалистах, а профессия машиниста становится все более актуальной. Мало кто осведомлен о нюансах этой специальности. Главный герой выпуска журнала «Мой Рубль», Михаил, поделился с нами деталями своей работы.
Содержание
Как я стал машинистом метро
Мой опыт работы машинистом составляет свыше 20 лет. Ранее я трудился проводником в поездах, но после появления ребёнка принял решение проводить больше времени дома. Так родилась мысль о том, чтобы пройти курсы водителя метро. Вначале нам нужно было пройти медицинское обследование: проверяли слух, зрение, артериальное давление, сделали ЭКГ и флюорографию, а также провели психологическое тестирование. Хотя, на удивление, несмотря на все эти проверки, принимают всех без исключения.
В качестве машинистов часто выбирали парней, живущих в пригороде, чтобы не слишком далеко добираться до работы. Женщин же не принимали, вероятно, из-за необходимости выделения отдельного помещения для отдыха и душа. Наши условия были схожи с армейскими — всё общее. Обучение длилось четыре месяца, в течение которых нам выплачивали стипендию. Мы изучали довольно много материала — к моменту окончания учёбы знали о поездах практически всё. Но практика показала, что для выполнения работы было достаточно лишь небольшой доли тех знаний, что мы усвоили.
Метро.
По завершении курсов кандидаты получают лишь должности помощников машиниста. Спустя 2-3 месяца у них появляется возможность сдать экзамен на право самостоятельного управления поездом.
Всё об этой профессии
Несомненно, работа требует умения справляться со стрессом. Хотя она и бывает однообразной, порой возникают ситуации, способные вызвать напряжение.
Машинист метро с 20-летним стажем предоставляет уникальный взгляд на работу в подземке, делясь как положительными, так и отрицательными сторонами своей профессии. С одной стороны, он отмечает стабильность и высокий уровень социальной защиты, который обеспечивает данная работа. Регулярные графики, благоприятные условия труда и возможность карьерного роста делают эту профессию привлекательной для многих. Однако, с другой стороны, постоянный стресс от необходимости соблюдать расписание, а также ответственность за безопасность пассажиров могут негативно сказываться на психическом состоянии работников.
Также в интервью поднимается вопрос о технических изменениях и модернизации подземного транспорта. Машинист отмечает, что новые технологии значительно упростили его работу, сделав её более безопасной и эффективной. Вместе с тем, это требует от работников постоянного обучения и адаптации к новым системам, что может быть сложным, особенно для более опытных специалистов, которые привыкли к традиционным методам управления. Он подчеркивает, что важно поддерживать баланс между внедрением инноваций и сохранением опыта предыдущих поколений машинистов.
Управление поездом
Обычная скорость движения составляет 40-50 км/ч, в то время как предельная – 80 км/ч.
Интервал между поездами составляет 600-500 метров.
Если один из поездов отклоняется от расписания, следующий за ним обязан остановиться и подождать. Задержка может возникнуть, например, когда пассажиры не успевают зайти в вагон, из-за чего поезд простаивает несколько секунд дольше. В случае, если расстояние между составами уменьшается, следующий поезд автоматически активирует тормоза.
Мой рабочий стаж машинистом – более 20 лет.
Кроме того, поезд самостоятельно поворачивает благодаря наклону рельсов. Обязанности водителя включают:
- открытие и закрытие дверей,
- мониторинг показателей приборов,
- применение тормозов,
- увеличение скорости,
- анонсирование станций.
О пассажирах
К сожалению, случаи, когда люди оказываются на рельсах, не редкость. Я сам не сбивал никого, но у моих коллег такие ситуации имели место. После сбивания человека предоставляется несколько дней для восстановления после происшествия, хотя некоторые предпочитают взять неделю или даже месяц.
Когда человек падает, машинист обычно резко тормозит. В дальнейшем движение поезда запрещается даже на миллиметр. Я однажды помогал вытаскивать мужчину, который оказался зажатым. В том случае машинист допустил ошибку и сдвинул состав, благодаря чему мы успешно освободили пострадавшего.
А вот однажды произошел такой случай: парень попытался покончить с собой. Он искал место для прыжка под поезд и выбрал начало платформы, полагая, что высокая скорость поезда обеспечит его смерть. Однако он не учел расстояние и прыгнул так, что влетел в кабину машиниста, разбив лобовое стекло. У него были только ушибы, а вот машинист испытал страшный шок. Для него это был обычный день на работе, и вдруг в его кабину влетает парень, выбивая стекло – вот такое бодрое утро выпало на долю нашего машиниста.
Часто люди не успевают втиснуться в вагон, и поезд стоит на несколько секунд дольше.
График работы
Рабочий график машинистов в значительной степени зависит от руководства. Согласно регламенту, продолжительность рабочего дня не должна превышать 6 часов, однако на практике он может составлять и более 8.
Перед началом смены необходимо пройти проверку основных показателей здоровья. Утренний час пик происходит с 6 до 7 утра, когда почти все водители выходят на работу. Обеденный перерыв составляет 30 минут, но иногда приходится есть на ходу. В кабине машиниста курение также допускается.
Выходной у нас раз в неделю, а спаренные выходные – это настоящая редкость! В итоге в месяц получается всего 4 выходных дня.
Если случается так, что после ночной смены следующая смена начинается утром, нам позволяет ночевать в депо, в специально оборудованных комнатах для отдыха. В назначенное время приходит человек, который отвечает за наше пробуждение.
Зимой при сильных снегопадах на открытых участках приходится сталкиваться с пробками, пока не будет устранен снег.
Сколько зарабатывает машинист метро
Средний доход сотрудников столичного метрополитена составляет 50 тысяч рублей. Существуют дополнительные премии, однако и штрафы тоже не редкость. К примеру, если опоздаешь более чем на 10 секунд, это может привести к санкциям.
Естественно, соблюдение расписания является непростой задачей. Во время час-пика, когда толпа пытается зайти в вагон, ты, разумеется, задерживаешься. Зато вечером интервалы между поездами увеличиваются до 10 минут. Вот в такие моменты можно расслабиться: почитать газету, насладиться чаем или кофе, или даже поработать в интернете — скорость движения поезда не высокая, можно просто следить за приборами и отдыхать.
Вечером интервал между составами увеличивается до 10 минут.
Работа машиниста действительно увлекательна. Я уже знаком с современными составами и технологическими новшествами, которые сделают труд машинистов легче и повысят безопасность пассажиров. Эти innovations будут внедрены на новой третьей линии метро. Тем не менее, нашу роль в системе метрополитена не следует недооценивать, по крайней мере, до тех пор, пока нас не сменят роботы, что, безусловно, когда-нибудь может произойти.