Механик электромобилей (техник по обслуживанию электромобилей) – автомеханик, специализирующийся на ремонте и техобслуживании транспортных средств с электрическим двигателем и гибридов, работающих одновременно на традиционном топливе и электричестве. Профессия подойдет людям с техническим складом ума, увлеченным автомобилями и всем, что с ними связано.
Содержание
Краткое описание
Механик (техник) по электромобилям ищет и устраняет неисправности в полностью электрических авто, двигатели которых питаются от аккумулятора, или в гибридных, с бензиновым двигателем внутреннего сгорания (ДВС) и батареей. Также он может ремонтировать электрические байки, скутеры, велосипеды и сегвеи.
В качестве мастера автосервиса для электромобилей механик:
- выявляет внешние дефекты, проводит компьютерную диагностику внутренних неисправностей электрических автомобилей;
- ремонтирует агрегаты, узлы и приборы;
- заменяет детали при техническом обслуживании;
- проверяет качество соединений;
- балансирует детали и сложные узлы;
- настраивает ПО, управляющее системами электромобиля;
- обкатывает машины (например, после ремонта электродвигателя);
Техников-механиков электромобилей, умеющих делать все сразу, немного, обычно мастер занимается обслуживаем и ремонтом отдельных частей или систем:
- ходовой части;
- электродвигателя;
- высоковольтной батареи и др.
На предприятиях, где проектируют и производят электрокары, механики проводят заводские испытания собранного транспорта, участвуют в технических исследованиях, предлагают, как настроить систему, чтобы снизить количество используемой электроэнергии, вносят предложения по конструкции электромобиля.
Профессия механика электромобилей будет только расширяться с увеличением популярности электрических транспортных средств. С развитием технологий и инфраструктуры зарядных станций, а также постоянным ростом числа электромобилей на дорогах, потребность в квалифицированных специалистах, способных обслуживать и ремонтировать эти автомобили, будет возрастать. Кроме того, разнообразие моделей и производителей также создаст спрос на механиков, обладающих специфическими знаниями и навыками.
С учетом продолжающегося перехода автомобильной индустрии на экологически чистые технологии, механики электромобилей будут вынуждены осваивать новые методы диагностики и ремонта. Это может включать в себя учебу по программированию и работе с высоковольтными системами, так как многие компоненты электромобилей требуют глубоких знаний в области электроники и программного обеспечения. Таким образом, специалисты должны будут постоянно обновлять свои навыки, чтобы быть конкурентоспособными.
Кроме того, будущие механики электромобилей могут рассматривать возможность инструктажа и консультирования клиентов по вопросам эксплуатации и зарядки электромобилей. С ростом интереса к электромобилям и увеличением гражданского понимания их преимуществ и особенностей, механики также могут стать важными фигурами в общественном образовании, способствуя более широкому принятию этой технологии. В целом, профессия механика электромобилей обещает быть востребованной и перспективной в ближайшие десятилетия.
Особенности профессии
Устройство электромобилей на первый взгляд проще, чем машин с бензиновым двигателем: в электрокарах меньше блоков, рабочих узлов и подвижных частей. Но ремонт электротранспорта – занятие довольно рискованное. Механик имеет дело с высоковольтной системой, зарядными узлами, электропроводкой, электрическими схемами и контроллерами, поэтому очень важно соблюдать технику безопасности.
В электрокаре много схем и устройств управления, регулирующих подачу и расход энергии. Чтобы их починить, нужны глубокие знания электротехники, электроники, а в работе надо использовать более тонкие диагностические и ремонтные инструменты, чем для обслуживания машин с ДВС.
В мире электроавтомобилей существует уникальный факт: механики электромобилей не только занимаются ремонтом и обслуживанием, но и требуют знаний в области программирования. Многие из современных электромобилей имеют сложные программные системы, которые необходимо обновлять или настраивать. Это делает профессию механика электромобилей мультидисциплинарной и интересной.
Кроме того, в отличие от традиционных автомобилей, электромобили имеют гораздо меньше подвижных частей. Это снижает вероятность механических поломок, что может показаться положительным моментом. Однако механикам приходится сталкиваться с новыми вызовами, такими как диагностика сложных электронных систем и управление высоковольтными компонентами, что требует дополнительных знаний в области электротехники.
Также стоит отметить, что из-за быстрого развития технологий и постоянных обновлений моделей, механики электромобилей должны постоянно обучаться и адаптироваться к новым условиям. Это делает профессию динамичной и требующей постоянного саморазвития и изучения новинок автомобильной индустрии.
Плюсы и минусы профессии
Мир переходит на более чистые виды транспорта, на дорогах появляется больше мелкогабаритных электрокаров и машин с электрическим двигателем. А значит, требуется больше профессионалов, которые умеют их обслуживать, ремонтировать, испытывать. Механик электромобилей точно не останется не у дел и может рассчитывать на хороший доход.
Другие преимущества профессии:
- видимый результат работы: поломку устранил – машина ездит;
- заработная плата выше, чем у других мастеров СТО;
- механик с высшим образованием может построить карьеру на предприятии, стать инженером по наладке и испытаниям, начальником участка, а со временем и цеха.
Из недостатков:
- физический труд;
- влияние вредных факторов (растворителей, припоев).
- риск электротравм.
Существует множество заблуждений о профессии механика электромобилей, которые могут вводить в заблуждение как потенциальных клиентов, так и тех, кто рассматривает эту карьеру. Одно из самых распространенных заблуждений — это уверенность в том, что механики электромобилей не нужны, так как электромобили требуют меньше обслуживания по сравнению с бензиновыми автомобилями. На самом деле, хотя у электромобилей меньше движущихся частей, они все равно требуют квалифицированного технического обслуживания и ремонта.
Еще одно распространенное заблуждение заключается в том, что работа механика электромобилей не требует специализированных знаний и обучения. Во-первых, электромобили оснащены сложной электроникой и специальными системами, которые требуют от механиков высокой квалификации и глубоких знаний в области электротехники, программного обеспечения и безопасности при работе с высоковольтными системами.
Некоторые считают, что механики электромобилей не могут зарабатывать так же много, как механики традиционных автомобилей. На самом деле, с увеличением популярности электромобилей и необходимости в квалифицированных специалистах, зарплаты в этой области растут. Кроме того, с ростом электромобильного рынка растет и конкуренция, что открывает новые возможности для карьерного роста.
Также существует мнение, что специального оборудования для диагностики и ремонта электромобилей не так много, как для традиционных автомобилей. Однако это далеко от истины. Для работы с электромобилями необходимо наличие специализированного инструмента и диагностического оборудования, что является дополнительным фактором для инвестиций в бизнес и обучение.
Наконец, многие люди считают, что механики электромобилей будут лишены возможности заниматься механикой в традиционном смысле, например, с двигателями внутреннего сгорания. Однако многие механики находят удовольствие в изучении новых технологий и могут совмещать работу с традиционными автомобилями и электромобилями, тем самым расширяя свои навыки и опыты.
Важные личные качества
В работе механика электромобилей нужны:
- техническая грамотность;
- склонность к ручной работе;
- физическая сила, выносливость;
- развитая моторика;
- внимание к деталям;
- пространственное воображение;
- отличное зрение и глазомер;
- терпение и уравновешенность;
- ответственность;
- аккуратность.
Где учиться на механика электромобилей
Путей получения образования несколько, каждый открывает разные карьерные перспективы в автомобильной индустрии. Освоить профессию техника-механика электромобилей можно:
- На курсах механиков электромобилей:
- По программам профподготовки и переподготовки, повышения квалификации в специализированных учебных центрах. Обучение длится несколько недель, на учебу могут поступать новички и опытные мастера-автоэлектрики. В некоторых центрах есть короткие курсы автомехаников электромобилей, на которые принимают учеников 6–11 классов; по окончании им присваивается квалификация слесаря по ремонту автомобилей 2-го разряда, с ней можно устроиться помощником механика в автомастерской или на СТО.
- На базе сетевых автосервисов по ремонту гибридов и электромобилей. Чаще всего здесь учат ремонтировать высоковольтные батареи и инверторы, а также правильно толковать результаты компьютерной диагностики. На обучение обычно приходят начинающие мастера. Успешным ученикам предлагают дальнейшее сотрудничество.
- В учебных центрах российских автопроизводителей и компаний, занятых обслуживанием импортного электротранспорта. По окончании учебы выпускники трудятся в сервисных центрах компании, занимаются гарантийным техобслуживанием и ремонтом электромобилей.
- В училищах, техникумах, колледжах.
Программы подготовки квалифицированных специалистов по техобслуживанию и ремонту электромобилей, а также электробусов, предлагает, например, Московский колледж железнодорожного и городского транспорта. Студентов учат обслуживать аккумуляторные батареи, диагностировать и устранять неполадки в различных энергетических установках транспортных средств. Хорошую базу дают специальности, связанные с эксплуатацией и наладкой транспортного электрооборудования и автоматики, электронных систем управления, например:
- «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)» 23.02.05;
- «Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» 13.02.13.
- В вузах.
Автомеханик с вузовским образованием может не только ремонтировать электромобили, но и участвовать в их производстве. При выборе профиля высшего образования стоит взять на заметку:
- Программу специалитета «Перспективные автомобили и электромобили». Ее изучают на транспортном факультете Московского политеха по специальности 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства». Учиться можно очно и заочно, 5 и 6 лет соответственно. Выпускники – инженеры-проектировщики транспортных средств с экологически чистыми силовыми установками и интеллектуальными системами управления.
- Бакалавриат «Эксплуатация автомобилей и электромобилей» в Инженерной академии РУДН (профиль направления 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»). Учиться 4 года. Выпускники – специалисты по эксплуатации автомобилей и электрокаров – найдут применение своим знаниям как управляющие автотранспортными парками, могут консультировать по экологическим вопросам.
- Бакалавриат «Электрооборудование автомобилей и электромобили» (профиль направления 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» в МАДИ, Бауманке, РУТ).
Поступать в вузы можно с ЕГЭ по математике, русскому, физике или информатике, в зависимости от специальности. В своем регионе необходимую базу знаний можно получить по специальности, связанной с технической эксплуатацией транспортных средств. В дальнейшем придется расширять знания об электромобилях на курсах повышения квалификации (еще лучше, будучи студентом, подрабатывать на автосервисе для электрических автомобилей).
Место работы
Механики по обслуживанию электромобилей трудятся:
- в сервисных центрах автопроизводителей и дилеров;
- на предприятиях автопрома;
- в автомастерских и СТО;
- как частные предприниматели.
Большинство вакансий – в крупных в городах.
Оплата труда
Работа механика электромобилей оплачивается выше по сравнению с другими автомеханиками. Но требования к знаниям тоже более высокие, а условия труда относятся к опасным. По данным hh.ru, в Москве опытному мастеру предлагают от 120 тыс. руб. на руки, в регионах – до 100 тыс. в месяц.
Профессиональные знания
Механик электромобилей должен быть на «ты» с физикой, отлично разбираться в электротехнике, электронике, и, конечно, современной автомобильной технике: знать технологический порядок и принципы сборки, расположение, крепление и взаимодействие узлов, особенности электронной системы электрического автомобиля. Не разбираясь в этом, можно легко навредить транспортному средству, сократить срок эксплуатации и создать предпосылки для выхода из строя основных систем машины. Также требуется знание диагностического оборудования для тестирования узлов ходовой части, других систем, отвечающих за работу электрического транспортного средства, умение подбирать к нему комплектующие детали и запчасти. Очень важно знать требования правил техники безопасности при обслуживании электрического авто и неукоснительно следовать им.
Вопросы по теме
Как механики электромобилей адаптируют свои навыки к работе с новыми технологиями?
Механики электромобилей постоянно повышают свою квалификацию, обучаясь различным аспектам современных технологий. Они изучают программное обеспечение и электронные системы, которые управляют электромобилями, а также осваивают новые инструменты и методы диагностики. Это обеспечивает им способность эффективно работать с новыми моделями электромобилей, которые используют передовые технологии для обеспечения производительности и безопасности.
Что делает работу механика электромобилей уникальной по сравнению с традиционными механиками автомобилей с ДВС?
Работа механика электромобилей уникальна тем, что требует глубокого понимания электрических и программных систем, в отличие от традиционных механиков, которые больше сосредоточены на механических компонентах и двигателях с внутренним сгоранием. Механики электромобилей должны знать, как функционируют батареи, инверторы и системы рекуперации энергии, а также уметь работать с программным обеспечением для диагностики и настройки работы электромобилей.
Какие перспективы ждут механику электромобилей в будущем?
Перспективы для механиков электромобилей весьма многообещающие. С увеличением производства электромобилей и растущим спросом на них ожидается, что потребность в квалифицированных механиках также вырастет. Специалисты в этой области смогут работать не только в автосервисах, но и в научных лабораториях, на предприятиях по разработке новых технологий, а также в области обслуживания зарядных станций. Это открывает двери для карьерного роста и возможности постоянного обучения.