Методолог: кто это, чем занимается, как обучаться, зарплата и пути к профессии

Методологи создают системы: в каком-либо проекте, в корпорации, в образовании — в любой структуре, которой требуется упорядочивание, коммуникация и оптимизация всех процессов. Сегодня эта профессия очень востребована, особенно в онлайн-образовании, однако получить ее не так-то просто.

Что такое методология

Человечество активно развивается и стремится понять, по каким причинам достигается тот или иной результат. В этом помогает методология (от греч. metodos — «путь», «исследование», «прослеживание»). Любая попытка объективно проанализировать объект, событие, ситуацию, процесс — уже методология (в той или иной степени). В каждой науке есть своя методология, и она напрямую зависит от системы, в которой применяется. И везде должна быть обоснованной — в этом задача методологов, которые создают и / или совершенствуют системы, организующие какую-либо деятельность.

Есть методологи технологического проектирования, методологи химических процесов, продуктовые методологи — этот список легко продолжить относительно любой профессии, сферы, ниши. И сейчас, когда появляется все больше новых профессий и учебных программ, особенно нужны методологи образования.

Мнение эксперта
Иван Беспалов
Экономист по образованию. Занимал руководящие должности в крупных корпорациях.

Профессия методолога в образовании имеет все шансы на значительное развитие в будущем благодаря постоянным изменениям в образовательных системах и подходах к обучению. В условиях быстрого роста информационных технологий и внедрения цифровых инструментов в образовательный процесс методологи играют ключевую роль в разработке новых учебных планов, внедрении инновационных методов обучения и адаптации программ к потребностям студентов и рынка труда.

С увеличением значимости индивидуализации и персонализированного обучения, методологи становятся необходимыми специалистами, способными оценивать и учитывать различные потребности обучающихся. Они должны уметь интегрировать современные педагогические концепции и технологии, такие как смешанное обучение и проектный метод, что требует постоянного профессионального роста и адаптации к новым реалиям. Таким образом, методологам будет необходимо развивать свои навыки в области анализа данных и оценки качества образования.

Кроме того, внимание к критическому мышлению и междисциплинарным подходам в обучении открывает новые горизонты для методологов. Они могут выступать в роли посредников между различными отраслями знаний, создавая интегративные программы и курсы. В результате, профессия методолога в образовании не только сохранит свою актуальность, но и будет расширять свои границы, становясь ключевым элементом в реформировании и улучшении образовательных систем в будущем.

Кто такой методолог в образовании

Методолог в образовании — это специалист высшей квалификации, который глубоко изучает принципы использования образовательных методик, чтобы в дальнейшем создать нечто новое. Именно методолог выстраивает новую образовательную систему и разрабатывает методы, подходы, технологии, траекторию и стратегию, позволяющие ученикам за определенный период получить прогнозируемый и точный результат обучения.

Чтобы выполнять эти задачи, нужно обязательно иметь высшее образование. Но отдельно на методолога нигде не учат — методология изучается органически в рамках каждой науки, поэтому высшее образование может быть по любому направлению.

Интересный факт

Методологи в образовании часто работают не только с разработкой учебных программ, но и с анализом и оценкой эмоционального интеллекта учащихся. Они применяют уникальные подходы, чтобы делать образование более адаптивным и ориентированным на потребности студентов, что является довольно редким аспектом данной профессии.

Интересный факт заключается в том, что методологи могут использовать концепции из нейробиологии для создания эффективных учебных стратегий. Это позволяет им интегрировать знания о том, как функционирует мозг человека, в образовательные процессы, делая обучение более эффективным и запоминающимся.

Еще одной необычной стороной работы методологов является их участие в международных проектах, где они обмениваются опытом и исследуют различные образовательные системы. Это сотрудничество приводит к внедрению инновационных методов обучения и адаптации их к местным условиям.

Особенности профессии

Методологи в образовании работают в разных сегментах педагогики: в онлайн-школах для разных возрастов и тематик, в корпоративных образовательных проектах, с отдельными экспертами, которые решили создать свою образовательную систему.

Работа над созданием отдельной образовательной системы — главное, что отличает деятельность методолога от работы методиста. Нередко методист и методолог воспринимаются как синонимы, но это не так. Методист действует по уже созданным стандартам и не разрабатывает что-то новое — этим занимается именно методолог. Поэтому нередко в методологию переходят опытные методисты, получившие богатый багаж в педагогике, воспитательной и организационной работе и готовые создавать новые стандарты, учебные программы, образовательные стратегии.

Главная особенность профессии методолога (в образовании) — это разные толкования его функций и задач и, как следствие, разные ожидания заказчиков. Вопрос дискуссионный: даже профессиональные методологи в образовании пока спорят о том, что напрямую касается функционала методолога в образовании, а что относится к дополнительным компетенциям.

Обычно в ключевые задачи методолога входит:

  • исследовать рынок образовательных услуг;
  • изучать образовательные методики;
  • раскрывать индивидуальность, мастерство и опыт автора образовательного продукта;
  • исследовать целевую аудиторию образовательного продукта;
  • выстраивать систему из разнородных организационных и учебных процессов, связывая их в единую образовательных траекторию (с учетом маршрутной карты ученика);
  • определять структуру и содержание учебных программ, уроков, заданий;
  • участвовать в подготовке экспертов к записи / проведению уроков и в обучении кураторов;
  • управлять (вместе с автором-экспертом) командой копирайтеров, монтажеров, педдизайнеров и других специалистов;
  • разрабатывать контрольно-измерительные материалы;
  • по конкретным метрикам анализировать эффективность образовательного процесса и оптимизировать его, определяя критерии качества подготовки учеников;
  • формировать и улучшать образовательную среду;
  • регулярно внедрять новые технологии и решения;
  • выстраивать линейку образовательных продуктов внутри образовательной системы и ради постоянного прогресса учеников;
  • консультировать команду образовательного проекта по всем вопросам, касающимся образовательных процессов.

В качестве дополнительных задач методолог может (если имеет соответствующие компетенции) самостоятельно создавать материалы учебной программы, формировать стратегию продаж учебной программы, настраивать технические процессы на образовательной платформе и др.

Независимо от того, какие дополнительные задачи методолог берет на себя, он должен быть над образовательным проектом, а не внутри него — только тогда можно гарантировать стратегическое мышление, объективный взгляд на продукт и беспристрастность.

Наконец, методолог разрабатывает стандарты качества для выстроенной им образовательной системы, и это его ключевое отличие от методиста. Так как сейчас многие профессии только формируются и по ним нет госстандартов, методологи отвечают за критерии качества образовательной системы и их реализацию.

Распространенные заблуждения

Существует множество заблуждений относительно профессии методолога в образовании. Одно из самых распространенных — это мнение, что методолог занимается исключительно разработкой учебных планов и программ. На самом деле, работа методолога гораздо более комплексная и включает в себя анализ образовательных процессов, оценку их эффективности и внедрение инновационных практик.

Еще одним мифом является предположение, что методологи не взаимодействуют с учениками и преподавателями. В действительности, методологи активно участвуют в образовательном процессе, проводя тренинги, семинары и консультации, которые помогают улучшить качество обучения.

Некоторые считают, что профессия методолога не требует творческого подхода, и это скорее техническая специальность. Однако методологи часто сталкиваются с необходимостью находить оригинальные решения для решения проблем, а также адаптировать существующие методики к новым условиям.

Многие ошибочно полагают, что методология — это нечто статичное, не меняющееся со временем. На самом деле, образовательные методики и подходы постоянно обновляются в связи с новыми исследованиями и изменениями в обществе, и методологи должны быть готовы к быстрому изменению своих подходов.

Наконец, существует мнение, что методологам не нужны практические навыки и опыт в обучении. Однако, чтобы эффективно разрабатывать методики и проводить оценку образовательных процессов, методологи должны хорошо разбираться в конкретных предметных областях и иметь опыт работы в образовательной сфере.

Рабочее место

Образовательные организации, в основном, частные: детские сады, развивающие центры, школы, ссузы и вузы. Методологи особенно востребованы в онлайн-среде. Набирает популярность сотрудничество с блогерами и отдельными экспертами — методологи помогают им разрабатывать авторские образовательные методики и системы.

Оплата труда

В онлайн-школах и онлайн-проектах методологи могут получать от 100 000 до 150 000 рублей.

Распространена методологическая поддержка проекта (после его полноценной разработки) — стоимость такой услуги обычно 50 000—70 000 рублей. При этом методолог может оказывать поддержку параллельно 3–5 проектам.

Если методолог еще и продюсер онлайн-курса, он получает процент от прибыли.

Зарплата методолога (в образовании) на январь 2025

50000—100000₽
Москва 90000—300000₽

Где учиться

Образовательных программ, готовящих отдельно методологов, нет. Методология изучается применительно к каждой отдельной науке в любой программе высшего профессионального образования (магистратура, аспирантура, докторантура).

Методологию можно осваивать, повышая квалификацию на базе высшего профессионального образования и пройдя подготовку по программе «Методист образовательной организации».

Есть авторские онлайн-курсы и программы онлайн-университетов, благодаря которым можно освоить профессии методиста и педдизайнера, например:

  • онлайн-курс «Профессия Методист с нуля до PRO», Skillbox;
  • онлайн-курс «Проектирование обучающих онлайн-курсов», онлайн-университет «Первое сентября»;
  • онлайн-курс «Профессиональный онлайн-методист. Методология и лучшие практики разработки сценариев электронных курсов» — онлайн-магазин «Ракурс»;
  • онлайн-курс «Методист образовательных программ» — Новый бизнес-университет;
  • методическая мастерская Ксении Злотниковой.

Также есть авторские онлайн-курсы, посвященные конкретно методологии. Это «Курс на миллион» Александры Горевой-Куртышевой и буткемп по методологии Михаила Дашкиева.

Важные качества и навыки

Методологу нужны:

  • способность вести исследовательскую деятельность;
  • рациональность, независимость и оригинальность суждений;
  • аналитический склад ума, логическое мышление;
  • педагогические и организаторские способности;
  • высочайший уровень коммуникативного мастерства;
  • эмпатия;
  • адаптивность под меняющиеся условия и устойчивый эмоциональный интеллект;
  • умение нести ответственность за свои решения, при необходимости быть лидером проекта (если это согласовано с автором).

Важно проявлять прекрасную самоорганизацию и самодисциплину, а также нравственные и морально-этические качества во всех процессах своей работы.

Знания и навыки

Методолог должен глубоко понимать методики исследования и обучения, знать спектр их применения и адаптировать их под цели своего проекта. Ему нужно владеть форматами и инструментами подачи материала, уметь выбирать модель обучения и реализовывать ее в образовательной программе, налаживая оптимальную коммуникацию с учениками. Выстраивая причинно-следственные связи, методолог соединяет воедино цели образовательной системы, мастерство автора проекта, исходный уровень знаний учеников и те компетенции, которые они должны освоить.

Плюсы и минусы профессии

Основатель Коллегии методологов онлайн-образования

О профессии методолога из первых уст

Где учиться профессии методолога и где лучше учиться – в вузе, колледже, на курсах? Самый лучший вуз, колледж или самые достойные курсы, по вашему мнению. 

Учиться нужно на практике прежде всего. До этого познать базовые законы в классическом образовании — поможет педагогика. А потом повышать квалификацию, проходя курсы по новым современным инструментам, доращивая свою базу, чтобы быть всегда в тренде.

Какие есть варианты развития карьеры?

Зависит от выбранной роли. Что вы искренне любите, и что у вас получается?

  • Если вы любите кропотливую работу, применять готовые методы, компоновать, добавлять, улучшать в уже готовой структуре, то методист в проекте — супер!
  • Если вы любите наставлять, помогать создавать с нуля, сопровождать, то методист в сопровождении экспертов — это то, что надо.
  • Если любите творить в какой-то теме, на свое усмотрение, без рамок, то вам подойдет быть методологом в разработке продуктов под ключ.
  • Если любите мыслить стратегически, видеть вещи в системе, управлять другими, организовывать и координировать, то ваш выбор — продуктовый директор, продуктолог (здесь тоже без методологии никак).
  • Если любите учить других, передавать свой опыт, знания, то можно быть учителем, тренером.
  • Если у вас предпринимательская жилка — собирайте команду, создавайте свою школу.

Рост НЕ там, где легко, или супервостребованно, или модно Рост там, где вы особенно хороши и полезны!

Что хотите сказать тем, кто присматривается к профессии методолога?

На мой взгляд, самая большая ошибка — не осознать свою роль. Например, вы эксперт в какой-то теме (пусть будет обучение детей). Вы берете заказ как методист, а потом погружаетесь в тему и становитесь уже соавтором, а то и лидером проекта. А заплатят вам как методисту за техническую работу. А в проекте вашего вклада и интеллектуального капитала уже на миллионы Надо было сразу заявлять себя как методолога.

Но бывает, что кто-то заявляет себя методологом, но хочет творить в рамках уже готовой чьей-то идеи, концепции, системы, которая отстроена, с целью улучшать ее. Тогда это роль методиста внутри проекта. Долгосрочно, например.

Понимаете разницу?

Каждому, кто хочет работать методологом, надо определиться, до каких пор вы хотите развиваться и погружаться в тему. От этого будет зависеть, какие компетенции вы в себе хотите развивать и какой функционал на себя брать, — это и есть ваш круг ответственности. Особенность профессии методолога в том, что вы вольны самостоятельно этот круг ответственности определять: пока не сформированы стандарты, есть возможность двигаться туда, где вам комфортно.

А еще методолог в образовании — это тот, кто создает именно обучающие продукты. Значит тема образования, обучения других должна вам нравиться.

Не стоит идти в профессию, потому что она модная и востребованная. Если она вам не по душе — вы будете очень посредственно, а то и откровенно плохо делать свое дело, выгорать, подводить других… и не выдержите конкуренции. Не надо так. Методология требует полной отдачи и погружения, ведь это сердце образовательной системы.

Вопросы по теме

Какие уникальные навыки необходимы методологу в образовании для успешной работы?

Методологам в образовании требуется не только глубокое понимание педагогических теорий и методов, но также владение навыками анализа данных и критического мышления. Они должны уметь адаптировать методы преподавания к современным технологическим условиям, включая использование цифровых инструментов и платформ для создания эффективного учебного контента. Коммуникативные навыки также играют ключевую роль, так как методологам необходимо взаимодействовать с преподавателями, администрацией и студентами, чтобы внедрять свои идеи и обучающие программы.

Как профессиональная деятельность методолога может повлиять на дальнейшее развитие образовательной системы?

Методологи в образовании могут значительно повлиять на образовательные процессы, внедряя инновационные подходы и технологии, которые делают обучение более интерактивным и доступным. Их работа не только помогает формировать актуальные учебные программы, но и создает основу для постоянного профессионального развития педагогов. Работая над исследованиями и анализируя результаты обучения, методологи могут предложить оптимизации, которые повышают качество образования и делают его более адаптивным к требованиям времени.

Какие вызовы могут встретиться методологу в работе с различными образовательными учреждениями?

Методологам часто приходится сталкиваться с разнообразием подходов и традиций, существующих в разных образовательных учреждениях. Это может создавать затруднения, особенно когда необходимо интегрировать новые методики в устоявшуюся практику. Другим значимым вызовом является сопротивление изменение со стороны педагогического состава, которое может быть вызвано страхом перед новшествами или отсутствием понимания их пользы. Кроме того, методологи должны учитывать различие в ресурсах, доступных учреждениям, что может ограничивать внедрение современных технологий и подходов в обучении.

Об авторе

Роман Кожин

В прошлом руководитель кредитного отдела в банке. В настоящем интернет-предприниматель, занимаюсь инвестициями на фондовом рынке. Активный пользователь банковских услуг.

Комментарии

Оставить комментарий