Слово «Мулла» в переводе с арабского языка означает «господин, владыка». В современном мире мулла — это обобщенное звание мусульманского религиозного деятеля, который руководит молитвой при мечети или является духовной главой мусульманской общины.
Муллой называют имамов и их заместителей в мечетях. «Имам» переводится с арабского слова «амма» как «пример для подражания», «предводитель». Имам — не профессия в общепринятом смысле этого слова. Руководить молитвой в сельской или квартальной мечети может любой мусульманин, который пользуется наибольшим авторитетом, имеет элементарное исламское образование и более других знает правила совершения молитвенных ритуалов. В крупных соборных мечетях проповедуют имамы, получившие высшее богословское образование.
В прошлые века мулла совмещал многочисленные функции: вёл учет на арабском языке дней рождений и смертей, бракосочетаний, наследственных дел и раздела имущества, судебных дел. То есть, в одном лице выполнял работу нотариуса, судьи, а также учителя в начальных школах.
В период возникновения ислама функции имама исполнял пророк Мухаммад, позднее — халифы.
Содержание
Особенности профессии
В мусульманском мире существует два основных религиозных направления: шииты и сунниты. По шиитской доктрине выборность имамов отрицается изначально и верховная власть имама предопределена свыше. То есть, шииты считают, что духовный сан имама и верховная власть передается по наследству от отца к сыну исключительно в роду божественного происхождения Али ибн Абу Талиба.
По шиитскому вероучению функции имама заключаются в следующем:
- исполнение обязанностей правителя исламской общины в решении людских проблем;
- истолкование религиозных знаний, Корана, прав и обязанностей верующих;
- разъяснение мусульманам смысла мироздания в качестве высшего духовного лидера.
У шиитов высшее духовенство вызывает изначальное уважение и признание авторитета, как представителей семьи самого Пророка и божественного происхождения их власти. Звание муллы у шиитов ниже звания имама. Мулла занимается только разъяснением населению принципов Корана и веры.
Сунниты, напротив, считают должность имама выборной. То есть, практически человек любого происхождения при наличии соответствующего образования, освоивший хадисы и Коран, разбирающийся в вероучении, справедливый и здравомыслящий, может стать имамом. Со времен Османской империи и позднее в России на должность имама официально, специальным указом назначался человек для проведения служб при конкретной мечети.
Профессия муллы или имама продолжает оставаться важной в мусульманских сообществах. В условиях глобализации и быстрого доступа к информации, роль духовного лидера может стать более значимой, так как многие прихожане будут искать ответы на свои духовные вопросы в мире, где информация часто бывает противоречивой. Возможно, что муллы будут все чаще выступать в качестве посредников, способствующих пониманию исламских традиций и норм в современном контексте.
С развитием технологий, таких как интернет и социальные сети, профессия имама может пережить трансформацию. Муллы смогут использовать цифровые платформы для распространения знаний, проведения онлайн-уроков и единения с прихожанами, что позволит им достигать более широкой аудитории. Однако это также может привести к вызовам, связанным с необходимостью противостоять экстремистским взглядам и искажению исламских учений в электронном пространстве.
Важным аспектом будущего профессии станет необходимость интеграции традиционных религиозных знаний с современными социальными реалиями. Муллы будут обязаны адаптировать свою практику к меняющемуся обществу и его запросам, что может включать вопросы гендерного равенства, толерантности и межкультурного диалога. Таким образом, профессия будет развиваться, оставляясь актуальной и востребованной в условиях современного мира.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Востребованность профессии в современном мире. В настоящее время имамы в российских мечетях — люди пожилые, и повсеместно требуется молодая смена.
- Бесплатное образование, проживание и питание при учебном заведении, льготный проезд в транспорте, отсрочка от армии.
Минусы
- Невысокая оплата труда (особенно в отдаленных регионах)
- Опасность для жизни от экстремистов (частые убийства имамов и муфтиев)
Муллы, или имамы, часто ассоциируются исключительно с исполнением религиозных функций и руководством молитвами, однако среди них есть и непредсказуемые таланты. Например, некоторые муллы в Центральной Азии известны своим мастерством в традиционном искусстве создания кукол, которые используются в обрядах и народных праздниках.
Важной частью деятельности мулл является не только религиозное обучение, но и участие в разрешении конфликтов внутри общины. Это делает их не просто духовными лидерами, но и настоящими медиаторами, способствующими укреплению социальных связей иHarmony в обществе.
Интересный факт: в ряде исламских стран муллы также играют роль просветителей, и лично занимаются вопросами экологии и устойчивого развития. Они используют свои знания и влияние для популяризации экологически чистых технологий и ресурсов, что свидетельствует о современном подходе к традиционным религиозным обязанностям.
Место работы
Мечети разного уровня, общественные религиозные организации, медресе, Исламские Университеты (в качестве преподавателей), школы (ведение предмета «Основы религиозных культур и светской этики»). Дипломированные специалисты в области теологии востребованы в Министерстве иностранных дел, Парламенте, средствах массовой информации, сфере образования, экспертных советах, в Духовном управлении мусульман Европейской части России.
Существует множество заблуждений о профессии муллы (имама), которые часто возникают из-за недостатка информации или поверхностного понимания ислама. Одним из наиболее распространенных мифов является представление о том, что мулла — это исключительно священнослужитель, который занимается только молитвами. На самом деле, муллы выполняют множество функций, включая обучение, консультирование и разрешение споров в общине.
Еще одно заблуждение заключается в том, что муллы имеют одинаковый уровень знаний и власти. В действительности, существует множество уровней обучения и квалификаций среди мулл, и их роль может значительно варьироваться в зависимости от культурного и исторического контекста. Некоторые муллы могут быть глубоко образованы, в то время как другие могут иметь базовые знания.
Некоторые люди также ошибочно полагают, что муллы могут интерпретировать священные тексты на свое усмотрение. На самом деле, большинство мулл следуют установленным традициям и основам исламской науки, изучая классические источники и методы толкования. Их работа часто требует серьезного изучения правовых и этических вопросов, что позволяет им давать обоснованные рекомендации.
Среди заблуждений можно встретить и представление о том, что муллы являются исключительно мужчинами. На самом деле существует множество женщин, обладающих знаниями и навыками, позволяющими им выполнять функции муллы или имамы в своих общинах, особенно в последние десятилетия, когда вопрос гендерного равенства в исламе стал более актуальным.
Наконец, стоит упомянуть, что не все муллы входят в традиционные религиозные организации. В некоторых обществах муллы могут быть независимыми фигурами, не связанными с официальными структурами, что также порождает множество мифов о их роли и значимости.
Важные качества
- высокие нравственные качества;
- дисциплинированность и культура поведения;
- справедливость;
- лидерские качества;
- широкий кругозор не только по религиозным наукам, но гуманитарным и юридическим;
- отличная память;
- способности к изучению языков.
Обучение на имама
Профессии религиозных деятелей утверждены в Перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) 14 октября 2013 г. как направление подготовки «Теология». Исламские университеты есть во многих городах России — Москве, Казани, Ульяновске, Махачкале, Нальчике, Уфе, Саратове, Чебоксарах. Существуют средне-специальные и начальные (медресе) мусульманские учебные заведения.
Московский Исламский университет (МИУ) занимается подготовкой теологов-богословов, преподавателей и специалистов по различным направлениям исламских наук;
Российский исламский университет в Казани, основанный Духовным управлением мусульман Республики Татарстан и Советом муфтиев России.
Институт Теологии и Международных Отношений имени Маммадибира ар-Рочи (ИтиМО), в котором объединены светское и религиозное образование. Здесь готовят специалистов с широким кругозором и высоким уровнем исторических, теологических, филологических знаний. Профессиональное исламское образование представлено изучением следующих дисциплин:
- вероубеждение — акида;
- религиозное право -фикх;
- религиозная философия;
- теория иудаизма и христианства;
- корановедение и комментарий — тасфир;
- логика — мантик;
- этика — сулук;
- арабский язык;
- риторика и ораторское искусство.
Особо отличившиеся студенты получают стипендию и стажируются в профильных университетах зарубежных стран.
Оплата труда
Оплата труда муллы зависит от региона проживания и статуса мечети. Как правило, в начальных и средне-специальных учебных заведениях молодежь обучают не только исламским наукам, но и реальным профессиям: юношей — профессии водителя, бухгалтера или пчеловода, девушек — профессиям поваров и т. п., которыми они смогут заниматься в отдаленных регионах в дополнение к деятельности муллы.
Ступеньки карьеры и перспективы
Карьеру в религиозной сфере от муллы (имама) мечети самого отдаленного региона можно сделать, постепенно выдвигаясь в более центральные и соборные мечети. Высший чин муфтия требует высшего образования в исламских университетах и многолетнего добросовестного служения.
Знаменитые имамы и муфтии
В период возникновения ислама функции имама исполнял сам Пророк Мухаммад.
Самый известный имам современности — иранец, глава Исламской Республики с 1979 г. Хомейни Рухолла ибн Мустафа Мусави (1900-1989 гг.), которого чаще называли аятолла Хомейни. В 1979 году он был предводителем народного восстания против Пехлеви, в результате которого шах Реза был свергнут.
Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин — Председатель Совета муфтиев России, Председатель Духовного управления мусульман Европейской части России.Верховный Муфтий России — Талгат Таджуддин, Шейх-уль-Ислам Талгат Сафа Таджуддин, Председатель ЦДУМ России.
Вопросы по теме
Какова роль муллы в современных мусульманских общинах и как она изменилась со временем?
Роль муллы в современных мусульманских общинах значительно трансформировалась с учетом глобализации, технологий и изменений в обществе. Ранее муллы в основном были духовными лидерами, отвечающими за проведение обрядов, обучение основам ислама и решение религиозных вопросов. Сегодня помимо этих обязанностей, они все чаще занимаются социальными и образовательными инициативами, стремясь привлекать молодежь к религии через новые медиаформаты – блоги, подкасты и социальные сети. Это призвано сделать ислам более доступным и актуальным для современного общества.
Как муллы обучаются и какие квалификации необходимы для занятия этой профессией?
Обучение мулл происходит в исламских учебных заведениях, медресе и университетах, где они изучают арабский язык, Коран, хадисы, исламское право и другие религиозные дисциплины. Нередко муллы продолжают учебу за границей, особенно в странах с богатой исламской традицией. Кроме формального обучения, очень важен опыт и индивидуальная подготовка: преданные служители могут изучать труды известных ученых и работать под руководством опытных наставников. Плюс к этому, эмоциональная устойчивость, лидерские качества и способность вести диалог с разными группами людей также играют важную роль.
Как муллы могут способствовать межрелигиозному диалогу в современных условиях?
Муллы могут стать важными посредниками в межрелигиозном диалоге, используя свои знания и позиции в обществе для уменьшения напряженности и недопонимания между различными религиозными группами. Участвуя в совместных проектах и обсуждениях, они могут продвигать ценности терпимости, взаимопонимания и уважения. Большое значение имеет их способность адаптировать традиционные учения ислама к современным реалиям, показывая, что религия может выступать за мирное сосуществование и сотрудничество, а не только за различия и конфликты.