Все профессии имеют свою значимость и востребованность, однако учитель — это особая роль, заключающаяся в том, чтобы помогать детям становиться настоящими личностями, развивать грамотность и получать образование. От педагогов зависит судьба ученика и его восприятие мира. Некоторые дарят знания, другие — вдохновение. Приятно осознавать важность своей работы и гордиться достижениями своих учеников. Тем не менее, подавляющее большинство выпускников педагогических колледжей и университетов выбирает другие сферы деятельности, но не школы. Почему так происходит? В этом вопросе нам поможет разобраться Татьяна из Пензенской области, работающая учителем иностранного языка в обычной школе, с которой мы беседуем для «Мой Рубль».
Содержание
Начало пути
Приветствую вас! Я Татьяна, мне 30 лет. Хотела бы поделиться с вами своим опытом преподавания иностранного языка. Сразу отмечу, что я проживаю в Пензенской области, где располагаются небольшие населенные пункты, поэтому мои наблюдения могут отличаться от ситуации в школах крупных городов.
Получение профессии учителя
Для того чтобы стать учителем, можно выбрать обучение в педагогическом колледже или в институте. Некоторые люди сначала осваивают колледж, а затем продолжают учебу в институте на заочной форме. В это время они могут начинать работать в школе. Продолжительность обучения в институте после колледжа будет значительно меньше, и наличие текущей работы по специальности облегчит поиск места для практики. На самом деле, такой путь выбирает множество студентов. Лично я получала высшее образование по совершенно иной специальности.
Наша группа начала обучение после девятого класса. В нашем случае срок обучения составляет 5 лет. Существуют направления с 4-летним сроком, но у нас был иностранный язык, поэтому продолжительность больше.
В колледже возможен диплом учителя только по одному иностранному языку, в институте — по двум, но с оговоркой: обучение в вузе должно проходить в очной форме. На заочном — также можно получить квалификацию только по одному языку.
Без практики — никуда
Мы начали проходить практику в школе только на третьем курсе. К сожалению, она не имела никакого отношения к языку. Наша основная задача заключалась в организации внеклассных мероприятий и проведении классных часов. В итоге, нас готовили к роли будущих классных руководителей.
Работа учителя иностранного языка в Пензенской области, как и в любом другом регионе России, имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, наличие интереса со стороны учащихся к изучению иностранных языков создает положительный климат для учебного процесса. Современные подростки все чаще понимают важность знания языков, что способствует интеллектуальному и культурному обмену. Однако в то же время уровень владения языком и мотивация у студентов могут значительно варьироваться, что усложняет задачу педагога.
Важным аспектом является наличие ресурсов и методических материалов для преподавания. В ситуациях, когда школа располагает современными технологиями и учебниками, работа становится значительно легче. Однако отсутствие этих ресурсов часто заставляет учителей искать альтернативные пути и методы работы, что требует дополнительного времени и усилий. Также стоит отметить, что в Пензенской области, как и в других регионах, может ощущаться нехватка квалифицированных коллективов, что создает дополнительные сложности в период обмена опытом и поддержки.
Кроме того, эмоциональное выгорание остается актуальной проблемой. Постоянная нагрузка, необходимость адаптировать образовательные процессы к индивидуальным особенностям учеников и взаимодействие с родителями могут вызывать стресс. Это подчеркивает важность поддержки со стороны администрации, коллег и профессиональных сообществ, которые могут помочь создать здоровую рабочую атмосферу и снизить уровень стресса.
После четвертого курса нас отправили в летние лагеря.
На четвертом курсе нам наконец предоставили возможность проводить уроки. Каждый из нас проводил по 1-2 занятия в неделю.
Перед проведением урока мы встречались с преподавателем школьным и методистом колледжа, чтобы обсудить планы занятий, составить конспекты и подготовить наглядные материалы. Все это затем объединялось для отчетности по практике. Во время самого урока присутствовали и учитель, и методист, а также часть моих однокурсников. После занятия проходило обсуждение. Все высказывались: отмечали и положительные стороны, и недостатки, ошибки, давали рекомендации. Оценка за урок зависела не только от старательности практиканта, но и от поведения школьников: если не удается поддерживать дисциплину, оценка автоматически снижается. Стресс был колоссальным. Каждый раз я испытывала страх. Забавно, но мы боялись именно детей.
После четвертого курса нас направили в летние лагеря. Я работала вожатой. Требовалось провести одну смену. Некоторым это очень понравилось, и они работали все лето. Я же отработала всего три недели.
Затем начался последний, пятый курс, который завершился преддипломной практикой в течение месяца в реальной школе. Я решила обратиться за практикой в свою Alma Mater, где когда-то училась. Меня без проблем приняли. Возможно, это и выглядит странно, но эта практика оказалась самой простой из всех. У учителя, чьи классы я вела, не было особых требований, и я спокойно работала. Примерно к середине февраля практика подошла к концу, и я вернулась к учебному процессу. Впереди были последние недели учебы, экзамены и выпуски.
Как найти работу в школе
В сети часто встречаю вопрос: как можно устроиться на работу в школу? Думаю, существует несколько способов:
- следовать моему примеру: блестяще проявить себя на практике и ждать предложения;
- заглянуть в местный отдел образования и выяснить, есть ли открытые вакансии в каких-либо школах;
- обратиться прямо в школу к директору или заместителю директора.
В сельских учебных заведениях сейчас наблюдается нехватка педагогов, и это касается не только иностранных языков. Это, безусловно, облегчает процесс поиска работы.
Учитель, классы которого я взяла, много требований не предъявлял, и я спокойно работала.
В районе середины марта мне позвонила заместитель директора из учебного заведения, где я проходила практику, и предложила мне работу. Выяснилось, что оба преподавателя английского языка собираются уволиться, и им срочно требуется новый специалист. Я согласилась на предложение. Это была сельская девятилетняя школа. Моя работа началась с четвертой четверти, и часов мне выделили совсем немного. Заниматься работой нужно было по субботам, а в остальные дни продолжать учебу.
Особенности работы в школе
С началом следующего учебного года я стала единственным преподавателем иностранного языка в нашей школе. Я обучала учащихся со 2 по 9 класс. Школа небольших размеров, поэтому параллельных классов практически не существовало. Моя нагрузка составляла 24 часа в неделю, что на 6 часов превышало норму. Впоследствии нагрузка уменьшилась до 21 часа, и такой она остаётся и по сегодняшний день.
Обязанности учителя
Учитель-предметник имеет расписание на 18 часов в неделю. Многие не понимают, почему это число столь малое. Чаще всего недовольство возникает из-за того, что люди не берут в расчет, что у преподавателя помимо этих 18 оплачиваемых часов есть также ряд непризнанных.
Считается, что учитель на самом деле трудится 18 оплачиваемых и примерно столько же неоплачиваемых часов, что в итоге составляет около 36 часов.
К числу оплачиваемых часов относятся уроки и перемены. Таким образом, час учителя действительно эквивалентен 60 минутам, а не 45. Во время перемен педагог Выполняет рабочие обязанности: заполняет журнал, готовится к следующему занятию, решает различные задачки. Это также считается рабочим временем.
Кроме основных уроков, на учителя возложены дополнительные обязанности:
- проверка домашних заданий,
- составление отчетов и организация мероприятий,
- подготовка к занятиям,
- проведение собраний с родителями,
- участие в педагогических советах и многое другое.
В настоящее время стал обязательным ввод электронных журналов. То есть сначала учитель заполняет бумажный вариант, а затем переносит эти данные в электронный. В некоторых городских учебных заведениях остались лишь электронные журналы. Однако я считаю, что мы не готовы полностью отказаться от бумажных записей: ошибки в системе возникают слишком часто.
Помимо уроков, учитель должен проверять тетради, заполнять журнал, готовить планы занятий.
Работа учителя летом и отпуск
В первый год своего трудового пути я не имела отпуска летом — времени на работу оказалось слишком мало, и мне пришлось трудиться всё это время. Ученики часто думают, что летом у преподавателя нет дел, но это совершенно не так. Задач множество. Если пришли студенты на практику, за ними нужно следить, давать задания и фиксировать их рабочие дни. Если в школе организован пришкольный лагерь, значит, придется выступать в роли воспитателя. А как обстоят дела в классе? Нужно ли освежить стенды или обновить методические материалы? И, конечно, лето — это время для написания рабочих программ, по которым будет осуществляться обучение в течение всего учебного года.
Что касается рабочего времени учителя в школе. Летом у преподавателя должно быть такое же количество рабочих часов, сколько было уроков в течение учебного года.
Если учитель не является новичком или вернулся из декрета, он имеет право на отпуск. Этот отпуск весьма щедрый — целых 56 дней.
Финансовый вопрос
Естественно, вопрос дохода Вызывает интерес.
Учитель-предметник получает за 18 часов работы приблизительно 8 тысяч рублей. Хотите больше — увеличивайте количество часов.
Существуют и дополнительные выплаты. Например, на покупку методической литературы учителю ежемесячно выделяют 100 рублей. За проверку тетрадей начисляется около 200 рублей. Также имеются надбавки за стаж, уровень образования и за работу в роли классного руководителя, однако они небольшие. Повышение зарплаты возможно и при получении квалификационной категории. Некоторые образовательные учреждения предлагают стимулирующие выплаты, но в нашей школе этого нет.
Ставка учителя-предметника 18 часов, и за эти голые часы заплатят всего лишь около 8 тысяч рублей.
Плюсы и минусы работы в школе
Преимущества профессии учителя
В любой сфере деятельности есть свои плюсы и минусы. Начнем с преимуществ:
- Длительный отпуск.
- Если не брать на себя большое количество часов, то в школе не требуется находиться на протяжении всего рабочего дня.
- Это замечательная работа для креативных и общительных людей.
- Возможность приносить пользу обществу.
- Шанс на более ранний выход на пенсию — при условии наличия 25 лет педагогического стажа.
Недостатки профессии учителя
К сожалению, труд учителя не всегда приносит радость.
- Наиболее значительный недостаток — очень низкая заработная плата.
- Ежедневный высокий уровень стресса.
- Иногда нужно выполнять задачи, не связанные с основной работой (уборка территории, участие в различных спортивных, культурных и других мероприятиях и т.д.).
- Разнообразные уровни в классах.
- Чрезмерное количество ненужных отчетов.
- Иллюзия выбора учебных программ и учебников.
Последний момент тоже интересен. Согласно законодательству, учитель вправе самостоятельно выбирать программу и учебник для своей работы. Однако на практике ему часто приходится использовать предоставленные материалы.
Что дают, с тем и работаем.
Что представляют собой разноуровневые классы? Ранее было так, что самые выдающиеся ученики обучались в классе «А», а менее успешные — в «Б» и других. Сегодня подобной системы больше не существует — все занимаются вместе. Это, безусловно, имеет свои плюсы, но в первую очередь это окрыляет родительские амбиции. Учащийся, который выделяется своими способностями, не может развиваться на полную мощность, а учащийся, отстающий, никогда не сможет достичь уровня даже среднеклассников.
Мои личные выводы
У меня имеется почти десятилетний опыт работы в школе. Из этого времени около пяти лет я провела в декретах, поэтому фактический стаж составляет около шести лет. За этот период я приобрела множество знаний и навыков. Я уже давно не испытываю страха перед новым классом. Уверенно ориентируюсь в учебниках и могу оперативно адаптировать уроки под особенности класса.
Я вижу плоды своей работы и могу с уверенностью сказать, что мне нравится то, чем я занимаюсь. Тем не менее, эта профессия подходит далеко не каждому. Большинство выпускников педагогических колледжей и университетов выбирают совершенно иные пути и избегают работы в школах. Ситуация с нехваткой кадров порой становится очень серьезной.
Подавляющее большинство выпускников педагогических колледжей и институтов идут куда угодно, но только не в школы.
Если вы:
- являетесь креативной личностью;
- обожаете детей и находите с ними общий контакт;
- желаете делиться своими знаниями;
- не опасаетесь сложностей;
- обладаете стойкостью к стрессам;
- настроены на постоянное обучение;
- способны слышать и понимать ребенка, поддерживать его, направлять, а иногда и делать замечания;
то профессия учителя — это то, что вам нужно!