Педагог инклюзивного образования: кто это, обязанности, учебные заведения, зарплата, пути становления и экзамены

Педагог инклюзивного образования обучает и адаптирует к социальной реальности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и психофизическими особенностями. Его основная задача – способствовать всестороннему развитию детей с аутизмом, задержкой психического развития, синдромом Дауна и другими проблемами, связанными с физическим и психическим здоровьем.

Краткое описание

Главная задача педагога инклюзивного образования – организовать и проводить в обычной школе обучение детей с особыми образовательными потребностями (ООП).

Термин «инклюзивное образование» (сокращенно его называют «инклюзия») произошел от латинского include («включать в себя, содержать») и передает цель этого педагогического направления – полноценно включить в жизнь общества детей с ОВЗ.

Для этого педагог инклюзивного образования не только учит особенных детей по специальным адаптированным программам, но и старается создать для своих учеников условия, приспособленные к их потребностям. Этим инклюзия отличается от интеграции:

  • Интегративное обучение (интеграция) обеспечивает ученикам с ОВЗ (в первую очередь с проблемами опорно-двигательного аппарата) возможность учиться в школе по обычной программе.
  • Инклюзивное образование (инклюзия) создает условия для совместной учебы в одном классе обычных и особенных детей, но по разным программам.

У педагога инклюзивного образования много обязанностей:

  • психолого-педагогическая диагностика типов нарушений;
  • адаптация общеобразовательных материалов под потребности учеников;
  • подготовка специальных программ развития для индивидуальных занятий;
  • составление учебных планов и подготовка отчетов об исполнении;
  • проведение уроков в классах;
  • индивидуальные занятия с детьми, требующими особого внимания (коррекция диагностированных нарушений);
  • анализ эффективности подготовленных программ обучения по ходу их воплощения в жизнь;
  • помощь учащимся в вопросах социальной адаптации;
  • связь с родителями, помощь в организации занятий дома.

Учитель несет ответственность за безопасность детей во время занятий в школе или учебном центре. Полный перечень обязанностей, прав, полномочий отражается в должностной инструкции.

Мнение эксперта
Иван Беспалов
Экономист по образованию. Занимал руководящие должности в крупных корпорациях.

Профессия педагога инклюзивного образования становится все более актуальной в современном обществе. С учетом глобальных трендов на инклюзию и равноправие, количество образовательных учреждений, предлагающих программы инклюзивного обучения, увеличивается. Это создает спрос на специалистов, которые способны адаптировать учебные материалы и подходы, учитывая индивидуальные потребности каждого ученика, включая детей с ограниченными возможностями.

Технологический прогресс также оказывает влияние на развитие инклюзивного образования. Новые образовательные технологии и методики позволяют делать процесс обучения более доступным и эффективным для всех учащихся. Педагоги, обладающие навыками работы с современными образовательными инструментами, смогут легче реализовывать инклюзивные практики и привлекать к обучению детей с особыми потребностями, что дополнительно повысит их конкурентоспособность на рынке труда.

Согласно прогнозам, в будущем данная профессия будет требовать от специалистов постоянного обучения и профессионального развития. Существует необходимость в расширении знаний о различных особенностях здоровья и развитием новых методов работы. Педагоги инклюзивного образования будут востребованы не только в школах, но и в других образовательных учреждениях, что сделает их роль ключевой в формировании общества, ориентированного на ценности доступности и разнообразия.

Особенности профессии

Инклюзивное образование получают дети с разными проблемами:

  • сниженный слух, глухота;
  • плохое зрение, слепота;
  • нарушения речи, немота;
  • опорно-двигательные дисфункции;
  • аутизм;
  • задержка психического развития и др.

Педагоги инклюзивного образования обычно специализируются на работе с определенной группой отклонений. В любом случае от учителя требуется полное погружение в среду, обстоятельства, ощущения подопечного, чтобы вместе найти решение множества трудных для ребенка задач, с которыми справиться самостоятельно ему тяжело. Поддержка на пути получения важных для гармоничного развития навыков – суть работы педагога.

Интересный факт

Малоизвестный факт о профессии педагога инклюзивного образования заключается в том, что они не только обучают детей с особыми потребностями, но и становятся своеобразными «культурными мостами» между учениками с различными способностями. Это позволяет создать более гармоничную атмосферу в классе.

Также стоит отметить, что педагог инклюзивного образования часто применяет методы арт-терапии, чтобы помочь детям с различными психологическими и физическими особенностями лучше выражать свои эмоции и развивать креативные способности. Это делает обучение более доступным и интересным для всех участников процесса.

Кроме того, такие специалисты активно используют современные технологии, включая адаптивное ПО и интерактивные платформы, чтобы сделать уроки более увлекательными и адаптированными под нужды каждого ученика. Это не только повышает уровень вовлеченности, но и развивает навыки сотрудничества среди детей.

Плюсы и минусы профессии

К достоинствам профессии педагога инклюзивного образования относятся:

  • Социальная значимость, уважение окружающих.
  • Высокая востребованность в настоящее время и в обозримой перспективе (к сожалению, детей с проблемами здоровья меньше не становится).
  • Необязательно учиться в вузе – в колледжах тоже готовят педагогов инклюзивного образования.
  • Несложно найти работу без опыта.
  • Возможность применять знания, полученные для работы, в обычной жизни, в том числе в своей семье.

Недостатки профессии:

  • Сравнительно невысокая заработная плата.
  • Обилие бюрократической работы: подготовка планов, составление отчетов.
  • Большая ответственность за детей во время и между занятиями.
  • Стрессогенные условия работы со слабо социально адаптированными детьми.
  • Высокий риск быстрого эмоционального выгорания, накопление психологической усталости.
Распространенные заблуждения

Существует множество заблуждений о профессии педагога инклюзивного образования, и одно из самых распространенных – это мнение, что такой педагог должен обладать исключительно медицинскими знаниями. Хотя понимание различных состояний и потребностей детей с ограниченными возможностями, безусловно, важно, основной задачей педагога инклюзивного образования является создание адаптивной образовательной среды и помощь в социализации учащихся.

Еще одно распространенное заблуждение заключается в том, что инклюзивное образование подходит только для детей с выраженными нарушениями. На самом деле, инклюзивный подход может быть эффективным для детей с различными уровнями возможностей, включая тех, кто имеет легкие нарушения или осваивает школьную программу с трудом. Инклюзия направлена на то, чтобы все дети могли учиться вместе, независимо от их способностей.

Многие также ошибочно полагают, что инклюзивное образование подразумевает отсутствие специализированной помощи для детей с особыми потребностями. Фактически, инклюзия предполагает, что такие дети могут получать необходимую поддержку, интегрируясь в общеобразовательную среду. Это может включать работу с логопедами, психологами или другими специалистами, которые помогут им в обучении.

Другое распространенное заблуждение – то, что работа педагога инклюзивного образования не требует специальных навыков. На самом деле, такие специалисты должны обладать широкими педагогическими знаниями, пониманием психологии, а также навыками взаимодействия с семьями и другими педагогами. Без должной подготовки успешное внедрение инклюзивных методов становится сложной задачей.

Наконец, существует мнение, что инклюзивное образование неэффективно и ухудшает качество обучения для всех учеников. Однако многочисленные исследования показывают, что инклюзивная практика способствует улучшению академических и социальных результатов как для детей с особыми образовательными потребностями, так и для их сверстников. Совместное обучение развивает толерантность, понимание и взаимопомощь среди всех учеников.

Важные качества

Профессия подойдет не каждому. Чтобы хорошо выполнять свои обязанности, сохранять позитивный настрой и желание изменять мир вокруг себя к лучшему, требуется определенный набор эмоционально-психологических качеств:

  • любовь к детям;
  • терпеливость в любых обстоятельствах;
  • отзывчивость, готовность помогать, отдавать и ничего не требовать взамен;
  • наблюдательность, склонность собирать материал для осмысления, анализа;
  • творческое воображение;
  • позитивное мышление, независимо от обстоятельств;
  • уравновешенность и дружелюбность;
  • ответственность, аккуратность;
  • развитая эмпатия.

Педагог инклюзивного образования – сложная профессия, требующая большой самоотдачи. В ней есть творческое начало, к каждому ребенку нужно найти особый подход, чтобы помочь ему приобрести необходимые для жизни знания и навыки.

Где учиться на педагога инклюзивного образования

Получить профессию педагога инклюзивного образования можно в педвузе или колледже.

  • В вузе:
    • «Педагогическое образование» 44.03.01.
    • «Психолого-педагогическое образование» 44.03.02.
    • «Специальное (дефектологическое) образование» 44.03.03 (с разными профилями: олигофренопедагогика, логопедия и др.)
  • В колледже:
    • «Специальное дошкольное образование» 44.02.04.
    • «Коррекционная педагогика в начальном образовании» 44.02.05.

В колледж можно поступить после 9 класса, учиться 3 г. 10 мес. После 11 классов срок обучения – 2 г. 10 мес. Экзамены для поступления сдавать не надо – зачисление по конкурсу аттестатов. Есть очные, заочные, очно-заочные и дистанционные программы.

Для поступления в вуз нужны результаты ЕГЭ по русскому, биологии – обязательные предметы; по математике, обществознанию, иностранному – вариативные.

Место работы

Работать по профессии можно:

  • в школе;
  • учреждении дополнительного образования;
  • детском саду;
  • специальном реабилитационном центре (частном или государственном);
  • колледже;
  • семье, которая может себе позволить индивидуальные занятия.

Оплата труда

Доход зависит от стажа работы, начинающие педагоги обычно зарабатывают немногим более 25 тыс. руб., зарплата опытных достигает 35–45 тыс. руб. При трудоустройстве в семью можно рассчитывать на доход около 100 тыс. руб. Заработок будет выше, если проводить почасовые консультации, но для этого сначала надо сделать себе имя, получить признание экспертного сообщества.

Зарплата педагога инклюзивного образования на январь 2025

30000—90000₽
Москва 70000—100000₽

Карьера

Карьерный рост происходит по мере приобретения опыта, получения званий, наработки стажа. В перспективе можно из государственной школы перейти в частную (с более высокими зарплатами и большей профессиональной свободой) или открыть собственный центр поддержки особенных детей.

Профессиональные знания

Конкретный перечень компетенций зависит от специализации, но педагог широкого профиля должен:

  • знать:
    • принципы коррекционной педагогики;
    • особенности детской физиологии, психологии;
  • уметь:
    • проводить психолого-педагогическую диагностику;
    • составлять индивидуальную и групповую адаптированную программу обучения,
    • разрабатывать учебные планы
    • оценивать эффективность работы.

Известные представители профессии

  • Луи Брайль – французский незрячий тифлопедагог (учитель, обучающий слепых детей). Известен всему миру как изобретатель шрифта для незрячих, позже получившего имя Брайля, – тактильного алфавита из комбинаций рельефных точек. Свою азбуку для слепых он разработал в 1824 году, но до сих пор это самая распространенная система письма для незрячих. В России первой книгой, напечатанной шрифтом Брайля, в 1885 г. стал «Сборник статей для детского чтения, посвященный слепым детям». Тираж составил 100 экземпляров. Кроме того, Брайль был еще и талантливым музыкантом и учил музыке слепых и слабовидящих, придумав на основе изобретенного им шрифта систему записи нот для незрячих.
  • Энн Салливан – американская слабовидящая, а позже ослепшая учительница, о которой мир узнал благодаря ее ученице – Хелен Келлер, первой в мире слепоглухонемой, получившей высшее образование (1904 г.). Салливан совершила настоящее педагогическое чудо, научив говорить, читать и писать девочку, полностью потерявшую зрение и слух в возрасте чуть больше года. Хелен стала писательницей и политической активисткой, символом борьбы для людей с ограниченными возможностями.

Вопросы по теме

Как педагог инклюзивного образования может адаптировать учебный план для студентов с различными потребностями?

Педагог инклюзивного образования может адаптировать учебный план, применяя дифференцированный подход к обучению. Это включает использование различных методов и техник, таких как визуальные наглядные материалы, аудиовизуальные ресурсы и групповая работа. Также важно учитывать индивидуальные потребности каждого студента, что может подразумевать изменение темпа обучения, содержание заданий и оценивания. Внедрение технологий, таких как специальные образовательные программы и приложения, также может способствовать улучшению доступа к материалу для всех учеников.

Какие личные качества важны для успешного педагога инклюзивного образования?

Для успешной работы в инклюзивном образовании педагог должен обладать такими качествами, как терпимость, чуткость, умение работать в команде и готовность к постоянному обучению. Терпимость способствует созданию комфортной атмосферы в классе, а чуткость позволяет лучше понимать потребности и эмоции студентов. Умение работать в команде с другими педагогами и специалистами помогает интегрировать различные подходы и методы в образовательный процесс. Наконец, постоянное обучение и профессиональное развитие позволяют педагогу быть в курсе новых методов и технологий, что значительно улучшает качество обслуживания студентов.

Какую роль играют технологии в инклюзивном образовании и как преподавателям стоит их использовать?

Технологии играют ключевую роль в инклюзивном образовании, предоставляя педагогам инструменты для создания более индивидуализированного и доступного процесса обучения. Например, цифровые платформы могут помочь адаптировать учебные материалы под потребности конкретного ученика, а специальные программы – облегчить взаимодействие с обучающимися, имеющими трудности в обучении. Преподавателям рекомендуется использовать технологии не только для создания адаптированных материалов, но и для поощрения самообразования и самостоятельного изучения у студентов. Также важно помнить о необходимости поддержки и обучения студентов в использовании этих технологий, чтобы они могли максимально эффективно интегрироваться в учебный процесс.

Об авторе

Роман Кожин

В прошлом руководитель кредитного отдела в банке. В настоящем интернет-предприниматель, занимаюсь инвестициями на фондовом рынке. Активный пользователь банковских услуг.

Комментарии

Оставить комментарий