У каждого свои мечты. В детские годы мы все мечтали стать летчиками, врачами, солдатами, пожарными, актерами… Кто-то быстро забывает о своих детских мечтах, а кто-то, повзрослев, стремится реализовать их. Однако, чтобы мечта стала реальностью, часто требуется приложить значительные усилия, и не всегда удается добиться успеха с первой попытки. Так и Мария Ярошенко из Екатеринбурга, гостья сегодняшнего выпуска журнала «Мой Рубль», с ранних лет мечтала стать учителем. После окончания школы она поступила в педагогический университет, но реализовать свою мечту не удалось после его завершения. В этой статье вы узнаете, что стало причиной такого поворота событий и как Мария все-таки добилась своего.
Содержание
Шаг первый к воплощению своей мечты. Бакалавриат
Приветствую, меня зовут Ярошенко Мария Андреевна, я родом из Екатеринбурга.
В этом тексте я расскажу о своей жизни, образовательном процессе и первых шагах в карьере.
Поступление в УрГПУ
В 2012 году я окончила школу и задумалась о поступлении в педагогический университет, стремясь осуществить свою давнюю мечту детства – стать учителем. В тот период меня не особенно волновало, что конкретно я буду преподавать, поэтому я подала заявления в разные факультеты: филология, социология, безопасность жизнедеятельности. Были еще два направления, но я уже не могу вспомнить, какие именно.
Уральский педагогический университет.
В итоге я подала документы на факультет социологии, где обучение проходило на бесплатной основе. На данном факультете были предложены три направления: политология, социология (это название факультета соответствует одному из направлений, так что путаницы нет) и ОРМ (Организация работы с молодежью).
Я выбрала направление социологии, полагая, что оно наиболее связано с общественными науками, хотя и имела лишь общее представление о том, что именно собой представляет социология. Меня устраивало, что с полученной квалификацией я смогу преподавать обществознание в обычной школе (так было объяснено в ВУЗе).
Поступление в магистратуру предоставляет уникальную возможность углубить свои знания в избранной области, что очень важно для реализации профессиональных амбиций. В магистратуре студенты имеют возможность специализироваться и изучать более узкие темы, которые были лишь кратко охвачены в бакалавриате. Такой подход позволяет не только овладеть новыми навыками, но и стать экспертом в своей области, что, безусловно, открывает двери к более высокооплачиваемой и интересной работе.
Кроме того, магистратура способствует расширению профессиональных контактов. Общение с преподавателями, экспертами и однокурсниками создает сеть знакомств, которая может оказать существенное влияние на карьерный рост. Профессиональные связи часто приводят к интересным проектам, стажировкам и, в конечном итоге, к трудоустройству в желаемых компаниях. Эти связи и обмен опытом становятся важными ресурсами для реализации мечты о полноценной карьере.
Педагогом мне не быть?
Когда я приступила к третьему курсу, остальные направления начали проходить практику в образовательных учреждениях, но нам, студентам социологии, заявили, что становиться педагогами нам не суждено, и нам не видать педагогической практики. В результате дипломы нам выдадут только социологические, а не педагогические. Причины такого решения и заморочки администрации ВУЗа остались для меня загадкой.
Я рассматривала возможность перевода на другой факультет или хотя бы другую специальность, но мне пояснили, что академическая разница слишком велика, и перевод станет необоснованным.
Хотя время для забирания документов вроде бы подошло, я не хотела терять бюджетное место, а семья была против, поэтому мне пришлось плыть по течению. Пришлось доучиваться и получать диплом социолога, который, по сути, мне уже не был так нужен. Но, несмотря на это, я успела проникнуться этой наукой и полюбила её за годы обучения.
Устроиться на работу не получилось
Я решила написать диплом на педагогическую тему, а не социологическую, руководствуясь принципами. В итоге, конечно, результат оказался не самым утешительным. Но, защитив работу, я смогла вздохнуть с облегчением. После получения диплома я узнала, что профессия социолога далеко не на первом месте по востребованности в нашем регионе, и зарплаты, мягко говоря, оставляют желать лучшего.
Я попыталась устроиться на должность учителя, используя некую хитрость, ведь диплом был из педагогического ВУЗа, что совпадало с необходимыми требованиями для преподавания обществознания. Мою кандидатуру одобрили всего в одном маленьком городке, без обязанностей классного руководства, на минимальное количество занятий и с соответствующей низкой оплатой – прямо сказали, что больше семи с половиной тысяч я не заработаю. Это было в 2014 году, в регионе с относительно высокими зарплатами. Я отказалась и начала искать возможности работать так, чтобы не отказываться от своей детской мечты, но при этом получать приемлемую заработную плату.
Шаг второй. Магистратура
Желание стать учителем сохранилось, хотя и стало менее настойчивым. Что я предприняла?
Я тщательно исследовала все возможности для переподготовки, получения второго высшего образования и магистратуры. Не откладывая в долгий ящик, я сдала вступительные экзамены в магистратуру и попыталась поступить на три направления, которые, к сожалению, уже не могу точно вспомнить, но все они связаны с областью педагогики.
Поступила на бюджет чудом
В итоге выяснила, что поступила на факультет общей педагогики, но на платной основе. В списке я находилась на одиннадцатом месте, хотя было всего десять бюджетных мест. Я уже отчаялась, так как у меня не было денег для оплаты.
И в последний день приема документов мне позвонил декан факультета и сообщил, что один абитуриент отозвал свои документы с бюджетного места, и я оказалась на десятом бюджетном месте. Вот такая игра судьбы.
Совмещение работы и учебы
Основным преимуществом магистратуры является то, что работодатель воспринимает тебя как специалиста с высшим образованием. Обладая дипломом магистра, я могла без труда устраиваться на должности педагога или учителя. Любая профессия в сфере образования была доступна для меня. Таким образом, магистратура обеспечила значительные возможности в этой области, если можно так сказать.
Выпускной в магистратуре.
После завершения первого года магистратуры я начала активно искать работу. В большинстве мест меня ждали с открытыми дверями, пока не выясняли, что я учусь на дневном отделении. Ни одна общеобразовательная школа не приняла меня на работу, но мне повезло устроиться в центр дополнительного образования на позицию педагога-организатора. В конечном итоге этот вариант оказался для меня наилучшим из всех возможных.
Работа до и после окончания магистратуры
В сфере дополнительного образования нормы менее строгие по сравнению с общеобразовательными учреждениями. Здесь можно проявить себя не только в роли педагога, но и как творческая личность. При этом уровень заработной платы сопоставим со школьным. В удачные месяцы с приличными премиями доходы могут достигать 30 тысяч, а в среднем составляют около 20 тысяч рублей в месяц. Если получить учительскую степень, зарплата может быть и выше, но я пока этой планки не достигла.
Несколько сложно было лишь однажды, когда одновременно пришлось совмещать работу, занятия, а также писать магистерскую диссертацию. Но все это уже в прошлом.
Обретя второй диплом, я осуществила свою профессиональную мечту и раскрыла свой потенциал как педагог. В целом ничего кардинально не изменилось. Я по-прежнему работаю в центре дополнительного образования.
Моя деятельность с подростками включает в себя руководство волонтерским отрядом, проведение творческих мастер-классов, организацию различных мероприятий и прочее. Мы с детьми посещаем школу-интернат для проведения мастер-классов, участвуем в проекте, посвящённом 9 мая, а также принимаем участие в спортивных событиях. Кроме того, с волонтерским отрядом мы участвуем в городских и региональных слетах.
На городском слете.
Вывод
Если вы планируете поступать в вуз, уделите внимание изучению факультетов и преподавателей, а также программам обучения в выбранном учреждении. Кроме того, важно тщательно ознакомиться с условиями проживания, особенно если вам предстоит жить в общежитии вдали от дома. Не забывайте о наличии запасного варианта на случай, если вас не примут на желаемую специальность. Имейте в виду, что у одного направления чаще всего имеется несколько возможностей для трудоустройства, если речь не идет о слишком узкой специальности.
Другие темы об образовании: Как мое образование сыграло важную роль в жизни. Реальная история одного студента из Украины.
Я хочу поделиться историей о том, как я хотела стать учителем обществознания, но в итоге получила совершенно другую специальность, а затем получила дополнительное образование и стала педагогом-организатором. Это яркий пример того, как может сложиться жизнь.
Тем не менее, образование социолога пригодилось мне во время учебы. На протяжении бакалавриата я работала аниматором для детей, писала социологические статьи и курсовые работы на заказ, а также трудилась в центре раннего развития. Несмотря на то что это были лишь подработки, они придавали уверенности и приносили дополнительные доходы студенту, да ещё и с учётом относительно непринужденной работы. Везде пригодилось знания, полученные в вузе.
Кстати, сейчас я легко могу устроиться на работу учителем обществознания. Главное — иметь желание и стремление.