Продюсер онлайн-курсов разрабатывает концепцию и контролирует запуск законченных циклов обучения (программ) для платформ дистанционного образования. Это новая профессия, связанная с творчеством и управлением. Необходимые навыки можно получить удаленно в течение 3–6 месяцев, срок обучения зависит от выбранной программы.
Содержание
- 1 Краткое описание
- 2 Особенности профессии
- 3 Плюсы и минусы профессии
- 4 Важные личные качества
- 5 Обучение на продюсера онлайн-курсов
- 6 Место работы
- 7 Заработная плата
- 8 Зарплата продюсера онлайн-курсов на январь 2025
- 9 Профессиональные знания
- 10 О профессии продюсера онлайн-курсов из первых уст
- 11 Вопросы по теме
Краткое описание
Дистанционное образование стремительно набирает популярность. Миллионы россиян и граждан стран СНГ стремятся осваивать новые профессии, которые обеспечат стабильный доход во время пандемии и в условиях постоянно изменяющегося кадрового рынка. Открываются и развиваются новые онлайн-школы, которые нуждаются в опытных управленцах. Планированием, аналитикой, работой с персоналом, разработкой и диджитализацией учебных программ занимаются продюсеры онлайн-курсов. Они руководят всеми процессами, курируют запуск рекламных кампаний и собирают специалистов, которые будут заниматься реализацией проекта.
Профессия продюсера онлайн-курсов ожидает значительный рост и развитие в ближайшие годы. С ускорением цифровизации образования и увеличением спроса на дистанционное обучение, роль продюсера становится все более важной. Специалисты будут не только разрабатывать учебные программы, но и обеспечивать их высокое качество, что требует глубоких знаний в педагогике, психологии обучения и современных цифровых технологиях.
Существует перспектива появления новых форматов обучения, таких как микрообучение и интерактивные курсы с элементами геймификации. Продюсеры онлайн-курсов будут активно внедрять эти подходы, чтобы повысить вовлеченность студентов и улучшить результаты обучения. Кроме того, продюсеры должны будут адаптировать курсы для различных целевых аудиторий и использовать современные платформы для реализации образовательных проектов.
Наконец, с развитием аналитики и искусственного интеллекта, продюсеры онлайн-курсов будут все чаще использовать данные для оптимизации учебного процесса. Они смогут анализировать успехи студентов и вносить коррективы в курс в режиме реального времени, что существенно повысит эффективность обучения. Таким образом, профессия продюсера онлайн-курсов станет не только более востребованной, но и более многогранной, открывая новые горизонты для профессионального роста.
Особенности профессии
Продюсер онлайн-курсов – многозадачный специалист, управляющий большой командой.
Под руководством продюсера работают технические разработчики онлайн-курсов, маркетологи, веб-дизайнеры, аналитики, таргетологи и другие специалисты, принимающие участие в процессе продвижения онлайновой программы обучения. Продюсер оценивает спрос, принимает решение о запуске или улучшении разных программ.
У продюсера онлайн-курсов много совершенно разноплановых обязанностей:
- анализ требований заказчика, формирование первичной концепции образовательного онлайн-проекта;
- выбор каналов продвижения онлайн-курса;
- работа с целевой аудиторией: анкетирование, проблемные интервью, анализ полученных данных, сегментация целевой аудитории, формирование аватаров клиентов;
- оценка уровня спроса в нише;
- формирование бюджета проекта, поиск инвесторов при необходимости;
- создание плана работ, формирование технических заданий. На этом этапе составляются план курсов и график занятий (если это организация, выбираются спикеры), подбираются дополнительные учебные материалы;
- выбор специалистов и сторонних подрядчиков;
- контроль выполнения поставленных задач;
- контроль процесса тестирования и устранения выявленных ошибок;
- внедрение систем автоматизации бизнеса;
- запуск маркетинговой кампании, привлечение и удержание клиентов;
- оценка уровня вовлеченности потребителей, сбор отзывов, формирование благоприятного имиджа дистанционного учебного учреждения;
- подведение итогов запуска, оценка планируемого и освоенного бюджетов проекта.
В некоторых случаях продюсер онлайн-курсов обеспечивает гарантии для слушателей. Например, он может привлекать профильные компании, которые будут готовы предоставить выпускникам рабочие места.
Одним из необычных фактов о профессии продюсера онлайн-курсов является то, что многие из них используют необычные инструменты для создания контента. Например, продюсеры могут применять техники сторителлинга, заимствованные из кинопроизводства, чтобы сделать материалы более увлекательными и запоминающимися для студентов.
Кроме того, продюсеры онлайн-курсов часто исследуют не только образовательные технологии, но и психологию восприятия информации. Это позволяет им лучше понимать, как ученики учатся, и адаптировать курсы для повышения их эффективности. Например, использование музыки и визуальных эффектов становится частью образовательного процесса, что может удивить многих.
Интересным является и тот факт, что продюсеры онлайн-курсов становятся важными игроками на рынке контентного маркетинга. Они не просто создают учебные материалы, но и разрабатывают стратегию продвижения этих курсов, что делает их деятельность многогранной и динамичной. Таким образом, продюсер онлайн-курсов – это не только творец, но и маркетолог, аналитик и руководитель проекта.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Быстрое обучение на курсах, доступное для специалистов с любым уровнем подготовки.
- Высокий уровень оплаты труда, обусловленный многозадачностью и широким кругом профессиональных компетенций.
- Карьерные перспективы: продюсер онлайн-курсов может через время открыть собственное дистанционное образовательное учреждение.
- Большое количество полезных деловых знакомств.
- Невысокий уровень конкуренции, так как профессия находится на стадии развития.
Минусы
- Профессия связана со стрессами и психологическим перенапряжением.
- Работодатели выдвигают к продюсерам высокие требования, поэтому поиск вакансии сразу после обучения может быть длительным.
Существует множество заблуждений о профессии продюсера онлайн-курсов, которые могут вводить людей в заблуждение. Одним из наиболее распространенных мифов является то, что продюсер курсов не обязан разбираться в содержании. На самом деле, продюсер должен обладать хорошими знаниями в предмете, чтобы обеспечить качество и актуальность материала.
Еще одно заблуждение заключается в том, что работа продюсера является лишь технической, связанной с записью видео и монтированием материалов. На самом деле, продюсер играет ключевую роль в разработке концепции курса, взаимодействует с экспертами и педагогами, а также отвечает за маркетинг и продвижение продукта.
Некоторые считают, что продюсеру онлайн-курсов необходимо иметь исключительно образовательное или педагогическое образование. Однако важно понимать, что успешный продюсер может обладать разнообразным опытом в области маркетинга, управления проектами или даже психологии, что также будет полезно при создании курсов.
Также существует мнение, что профессия продюсера онлайн-курсов не требует креативности. Напротив, успешный продюсер должен уметь находить оригинальные подходы к подаче материала, чтобы выделиться на фоне конкурентов и привлечь внимание потенциальных учащихся.
Наконец, заблуждение о том, что продюсеры онлайн-курсов могут работать в изоляции, также является ошибочным. На самом деле, это командная работа, где необходимо взаимодействие с авторами материалов, дизайнерами, маркетологами и другими специалистами, чтобы достичь успешного результата.
Важные личные качества
Продюсер онлайн-курсов должен отличаться самоорганизованностью, неконфликтностью и коммуникабельностью. Надо уметь быстро заводить новые знакомства, находить общий язык с любым человеком. Хорошо, если в характере доминируют черты управленца: дисциплинированность, целеустремленность, ответственность, умение отстаивать свою позицию. Еще для работы продюсерам онлайн-курсов потребуются:
- креативность;
- навык удерживать внимание;
- аналитические способности;
- мышление предпринимателя;
- способность быстро принимать решения;
- умение объективно оценивать текущую ситуацию.
Обучение на продюсера онлайн-курсов
В сфере продюсирования сложно работать без опыта в области управления, маркетинга, аналитики. В вузах есть направление подготовки «Продюсерство» (код 55.05.04, специалитет). Но оно ориентировано на подготовку продюсеров кино, телевидения, мультимедиа, радиопрограмм, вокального исполнительства. Продвижение и организационно-финансовый контроль запуска и дистрибьюции онлайн-курсов – это совершенно другая и пока новая сфера деятельности.
Базой будущей профессии могут стать и знания, полученные по направлениям «Менеджмент (код 38.03.02) или «Экономика» (код: 38.03.01). Но, как и после окончания вуза по специальности «продюсерство», понадобится дополнительное обучение на курсах.
Лучшие вузы для продюсера онлайн-курсов
- РАМ имени Гнесиных.
- МГУ им. М. В. Ломоносова.
- Школа-студия МХАТ.
- МГИК.
- ГИТИС.
- МГПУ.
- СПбГИКиТ.
- СПбГИК.
- УрФУ.
- КазГИК.
Онлайн-университет Skillbox
В онлайн-университете открыта программа «Продюсер онлайн-курсов». Слушатели изучают расчет финансовых моделей, перевод офлайн-программы в онлайн, разные виды интернет-маркетинга, координацию съемок и другие направления, необходимые для успешной работы. Учиться можно в любое удобное время, возможно оформление рассрочки на оплату. После прохождения курса выпускники получают диплом, который ускорит процесс поиска достойной вакансии.
Место работы
Продюсеры востребованы в онлайн-университетах, дистанционных школах и других цифровых образовательных проектах. Помимо продюсирования, они могут выполнять функцию координатора или консультанта.
Эксперты, желающие запустить свой онлайн-курс, тоже обращаются к продюсерам. Многие профессиональные вопросы можно решать удаленно, поэтому для продюсеров доступен широкий выбор вакансий.
Заработная плата
Уровень оплаты труда определяют опыт работы, профессиональные знания и личные качества продюсера онлайн-курсов. Еще доход зависит от масштаба проекта, наличия успешных кейсов и темпов раскрутки онлайн-школы.
Профессиональные знания
- Управление человеческими ресурсами.
- Принцип и правила создания мультимедийных учебных программ.
- Продюсирование.
- Бизнес-аналитика.
- Бренд-менеджмент.
- Реклама.
- PR.
О профессии продюсера онлайн-курсов из первых уст
Подробнее о том, где учиться на продюсера онлайн-курсов, чего ждать от профессии и как строить карьеру, «ПрофГиду» и его читателям рассказала Александра Хлызова.
Где учиться на продюсера онлайн-курсов и где лучше учиться – в вузе, колледже, на курсах? Самый лучший вуз, колледж или самые достойные курсы, по вашему мнению?
Так как сейчас профессии продюсера онлайн-курсов обучают только на онлайн-курсах, то можно говорить лишь о популярных программах. Стандарты этой профессии еще не сформированы, что серьезно осложняет учебный процесс.
В основном обучают шаблонной схеме: запустить рекламу – завести в чат-бот – провести вебинар – продать курс тем, кто оставил заявку, посмотрел эфир, или вообще всем, кто зарегистрировался. Параллельно работают с аудиторией блога эксперта, вовлекая ее в обучение (продюсеров учат искать экспертов с аудиторией от 5 000 подписчиков в Instagram и охватами от 1 000 в сториз – логично, что такая вовлеченная и доверяющая эксперту аудитория купит его образовательный продукт только ради общения с ним). Но регулярные запуски по такой схеме выжигают аудиторию блога, а новая не привлечена… Такой подход дискредитирует саму систему онлайн-образования, так как экспертов никто не учит делать образовательные продукты (а это отдельное искусство), следовательно, качество учебной программы страдает.
Также продюсеров учат продать курс любыми методами: наобещать с три короба, указать всех, кто прямо и косвенно относится к продукту, предложить кучу скидок, бонусов и др., из-за чего у людей формируются определенные ожидания, которые не оправдываются в процессе обучения. Это влечет за собой недовольство учеников, негативные отзывы, что портит репутацию эксперта (или онлайн-школы). Поэтому сейчас крайне важно выстраивать глубокое, всестороннее, многоаспектное обучение продюсеров онлайн-курсов, которые будут работать не ради высокой прибыли с продаж, а ради идей просвещения, образования, развития общества. В этом – будущее профессии.
Вполне вероятно, что авторская онлайн-программа Дмитрия Румянцева «Белый курс» способна положить начало формированию ответственных, этичных, сознательных продюсеров онлайн-курсов (к слову, я не проходила эту учебную программу, так как она только появилась, но слежу за Дмитрием с 2015 года и читала его книги, поэтому выражаю такое мнение. Считаю важной эту ремарку).
Насколько продюсеру онлайн-курсов сложно пробиться и стать известным? От чего зависит его карьерный успех? Только ли от таланта и работоспособности?
Есть три ключевых направления развития известности продюсера онлайн-курсов.
- В индустрии, среди заказчиков, когда эксперты стоят в очереди на запуск с продюсером.
- В профессиональном сообществе, когда продюсера знают коллеги, уважают его мнение и считают его авторитетным.
- В блогосфере, среди лидеров мнений, когда продюсер рассказывает о своей работе на массовую аудиторию – всем, кому это интересно.
В каждом из этих направлений продюсер онлайн-курсов может самореализовываться как по отдельности, так и одновременно.
Что касается успеха, то он определяется прежде всего цифрами запуска (на какую сумму продано обучение) и зависит от многих факторов. Внешние: социальная обстановка, государственные условия, экономика.
Например, во время пандемии и карантина многие продюсеры сделали миллионные запуски просто потому, что людям нечем было заняться дома, поэтому все массово начали скупать онлайн-курсы. Однако сейчас, когда финансовое положение у масс неустойчивое (в связи с пандемией в том числе), то онлайн-курсы – это первая статья расходов, которую сокращают люди. И из-за этого запуски даже на теплую аудиторию (уже заинтересованную в обучении) не дают прежних высоких показателей – люди честно говорят, что у них нет денег. Безусловно, все внешние факторы должен брать в расчет продюсер, принимая решение о запуске того или иного образовательного онлайн-продукта.
Внутренние факторы: управление командой, подрядчики, отношения с экспертом, стрессоустойчивость, способность оперативно принимать решения и др. Бывает, что из-за разногласий с автором онлайн-курса срывается вебинар, и если продюсер использовал всего лишь этот инструмент для продажи курса, то продажа не состоится.
Чем стабильнее продюсер делает запуски на запланированные (или выше) показатели и в рамках утвержденного бюджета, тем успешнее он будет как в профессии, так и среди профессионального сообщества.
Какие у продюсера онлайн-курсов есть варианты развития карьеры?
Первый вариант развития карьеры – брать все более крупных экспертов и проводить запуски их образовательных проектов. При этом профессионально и этично не разрывать отношения с предыдущими экспертами, а нанимать продюсеров, которые будут работать с ними и дальше, и руководить их деятельностью.
Отсюда вытекает второй вариант развития карьеры – создавать продюсерский центр, расширяя масштабность своей работы. Или, если продюсер работает с крупной онлайн-школой, то третий вариант – руководство отделом продюсирования в этой организации.
Четвертое, несколько иное направление, при этом очень популярное сейчас – разработать собственный онлайн-курс и обучать тех, кто тоже хочет стать продюсером. Я, например, выбрала это в качестве одного из своих направлений деятельности – как продюсер-методолог я обучаю экспертов самостоятельно запускать учебные онлайн-программы, чтобы изнутри понимать систему онлайн-образования.
Наконец, пятое направление – продвижение персонального бренда и блогинг. Здесь заработок зависит от участия в разных проектах в качестве эксперта и доходов от рекламы. Многие совмещают это направление с другими.
Какие не очень приятные грани профессии открылись после того, как закончилась учеба и начались «обычные трудовые будни»? И вообще, все, что хотите сказать тем, кто присматривается к профессии продюсера онлайн-курсов.
Самое опасное сейчас – шаблонизация деятельности продюсеров онлайн-курсов. С одной стороны, это ограничивает творческий потенциал, с другой стороны, формирует определенные законы потребления у массовой аудитории. Так, например, многие уже не видят ценности в бесплатных вебинарах, понимая, что на них обязательно будут что-то продавать. Люди ходят от эксперта к эксперту, собирая информацию по крупицам и составляя собственную картину. И это неплохо – они пользуются бесплатным продуктом. Но в продюсеров онлайн-курсов такое поведение рикошетит снижением конверсии в заявки и в оплаты. Это значит, что бесплатные вебинары как инструмент продаж становятся неэффективными. Что будет дальше? Решать уже профессиональному сообществу, которое не сформировано, – пока продюсеры, как и другие участники рынка, разобщены. И сейчас главная трудность – найти новые пути, а если человек освоил только одну шаблонную схему продаж, то ему будет сложно.
Трудности рабочих будней также заключаются в том, что выходных больше нет. Как только ты становишься продюсером онлайн-курсов, ты должен быть постоянно на связи, все время включен в процесс, быть в деле каждую минуту. Иначе, если что-то пойдет не так, ты не успеешь это отследить и вовремя исправить. Например, таргетолог не установил лимит на ежедневные списания, и на таргет ушло в 10 раз больше дневного бюджета. Или техспециалист криво настроил формы регистрации на лендинге, и люди, переходя по рекламному объявлению, не смогли зарегистрироваться на мероприятие. Важно регулярно проверять, как команда выполняет задачи, и следить за каждой деталью. Это тяжело, это выматывает, но это очень интересно. Тем более когда понимаешь, что благодаря твоей работе люди могут решить свои проблемы, найдя ответы на свои вопросы в программе онлайн-курса, который запускаешь ты.
Вопросы по теме
Какие навыки наиболее важны для продюсера онлайн-курсов?
Продюсер онлайн-курсов должен обладать широким спектром навыков. Во-первых, это отличные коммуникативные способности, позволяющие эффективно взаимодействовать с преподавателями, техническими специалистами и маркетологами. Во-вторых, важны навыки проектного управления: умение планировать, организовывать и контролировать процесс создания курсов. Также полезны знания в области педагогики и дизайна обучения, чтобы создавать эффективные тренировочные программы, а технические навыки помогут лучше понять детали платформ и инструментов, используемых для разработки курсов.
Каковы основные этапы создания онлайн-курса для продюсера?
Создание онлайн-курса проходит через несколько ключевых этапов. Сначала необходимо провести исследование рынка и выявить потребности целевой аудитории. Затем стоит разработать концепцию курса и образовательную программу. После этого начинается процесс разработки контента, который включает написание текстов, создание видеоуроков и других учебных материалов. Далее курс тестируется на небольшой аудитории, вносятся необходимые коррективы, и только потом он запускается на платформе. Наконец, продюсер должен заниматься продвижением курса, анализировать отзывы пользователей и постоянно улучшать его содержание.
Как продюсеры онлайн-курсов могут предвидеть и преодолеть возможные трудности при разработке?
Предвидение возможных трудностей начинается с тщательной подготовки: анализ требований рынка и ожиданий студентов, сбор отзывов среди целевой аудитории, создание прототипов курса. Рекомендуется также наладить регулярную коммуникацию с командой и использовать методы Agile, позволяющие гибко реагировать на изменения и оперативно устранять проблемы. Если возникли сложности, важно сохранять открытость к критике и адаптировать курс на основе полученной обратной связи. Постоянное обучение и отслеживание текущих трендов в области образования также помогут минимизировать риски.