Профессия авиаконструктора: профессия, обязанности, учебные заведения, зарплата и пути к карьере

Авиаконструкторы разрабатывают конструкции воздушных (в отличие от безвоздушных космических) летательных аппаратов (ЛА) в целом или отдельные их агрегаты, узлы и системы, выполняют расчеты, решают задачи максимальной надежности полетов, технологичности, эффективности производства и эксплуатации авиатехники.

Краткое описание

Летательные аппараты должны демонстрировать высокие летные качества, безопасность, конкурентоспособность, рентабельность, поэтому процесс создания ЛА многоступенчатый и в нем участвует большой штат сотрудников. Для каждого авиаконструктора или рабочей группы есть свой участок ответственности и свои трудовые функции.

При разработке конструкции самолета работы разделены по направлениям, например, таким:

  • разработка соединений, стыковочных узлов, качалок;
  • проектирование агрегатов;
  • проектирование систем самолета;
  • разработка бортового оборудования;
  • силовое конструирование;
  • проектирование крыла;
  • проектирование фюзеляжа.

Для проверки конструкций выполняют расчеты:

  • прочностные;
  • аэродинамические;
  • гидравлические;
  • подъемной силы крыла;
  • частотного демпфирования;
  • весового баланса;
  • коммерческой загрузки;
  • скорости износа и пр.

Все это делают разные инженеры-авиаконструкторы, работая в объеме своей должностной инструкции.

Мнение эксперта
Иван Беспалов
Экономист по образованию. Занимал руководящие должности в крупных корпорациях.

Профессия авиаконструктор остается важной и востребованной на фоне стремительного развития технологий в авиационной отрасли. С учетом нынешних тенденций, таких как внедрение новых материалов, автоматизация процессов и переход на экосреда дружелюбные источники энергии, авиаконструкторы будут необходим

Особенности профессии

Трудовые функции авиаконструктора изложены в профстандартах для специалистов в различных направлениях.

  • Стандарт 32.001 – разработка комплексов бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) авиационных ЛА.

Авиаконструкторы разных уровней занимаются разработкой:

  • ТЗ на БРЭО;
  • РКД (рабочей документации) на механические и монтажные конструкции (деталировка и сборочные чертежи) с учетом унификации; на комплектующие БРЭО и их установку;
  • ТЗ на ПО для комплектующих;
  • ПКД (проектная документация) на архитектуру и структурную схему БРЭО;
  • логики коммуникации экипажа с БРЭО;
  • инструкций по эксплуатации, монтажу/демонтажу конструкций и комплектующих, пояснительных записок, ведомостей запчастей, методик и программ проведения испытаний, технической документации на стенды моделирования и пр.

Кроме этого, авиаконструкторы согласовывают инженерные решения со смежниками, выполняют конструкторское сопровождение, организовывают испытания и сертификацию БРЭО, обучают пилотов, выполняющих испытательные и регулярные полеты, принимают участие в расследованиях сбоев, аварий и катастроф, составляют отчеты для разных этапов работ. Все это только в части БРЭО.

Руководители занимаются разработкой концепта, ставят задачи в области основных характеристик комплекса, планируют, координируют и контролируют работу подразделения.

  • Стандарт 32.002 – проектирование и конструирование авиатехники (АТ).

Авиаконструкторы этого направления занимаются созданием моделей АТ или их модернизацией в границах заданных характеристик, техническим сопровождением производства.

В обобщенные функции для разных профильных групп и должностных уровней входит:

  • разработка чертежей деталей, узлов и других частей АТ, электронных моделей;
  • прочностные расчеты деталей и агрегатов;
  • создание электронного макета АТ и вариантов отдельных элементов;
  • расчеты характеристик – летно-технических, центровочных и массово-центровочных;
  • разработка вариантов облика АТ;
  • принятие решений по параметрам АТ, разработка КСС (конструктивно-силовой схемы) АТ на базе проектных параметров;
  • имитационное моделирование;
  • тестирование экспериментальных узлов/агрегатов на спецстендах;
  • составление паспортов, инструкций, руководств по эксплуатации, обслуживанию и ремонту.
  • Стандарт 32.003 – проектирование и конструирование конструкций, агрегатов и систем ЛА.

В задачи авиаконструкторов этого профиля входит проработка заявленных элементов ЛА с детализацией и глубокой проработкой, а также разработка РКД для их серийного выпуска.

В сферу должностных обязанностей разработчиков включены:

  • проработка вариантов конструкций;
  • разработка РКД конструкций, агрегатов и механизмов подсистем ЛА с соответствующими расчетами;
  • разработка ТЗ и всех стадий проекта;
  • выпуск документации (технической, эксплуатационной);
  • подготовка и стендовых испытаний подсистем ЛА;
  • оформление доказательной документации для сертификации летной годности подсистем ЛА;
  • сопровождение испытаний систем ЛА;
  • подготовка учебных материалов для летного и обслуживающего состава.
  • Стандарт 32.004 – расчеты авиационных конструкций на прочность.

Главные задачи выполнения расчетов по этому профилю – безопасность полетов и длительный ресурс.

Некоторые из расчетов:

  • уровней нагрузок;
  • элементов ЛА на статическую и усталостную прочность;
  • устойчивости элементов к эффекту шимми;
  • флаттер-эффекта;
  • вибропрочности;
  • живучести элементов ЛА.

Дополнительно специалисты-расчетчики занимаются разработкой математических моделей авиационных конструкций, определяют безопасный срок службы ЛА, участвуют в расследованиях происшествий с участием ЛА.

Интересный факт

Одним из необычных фактов о профессии авиаконструкторов является то, что на самом деле многие из них не имеют специального образования в области авиации. Вместо этого, многие талантливые инженеры приходят из смежных областей, таких как автомобильная или кораблестроительная промышленность, что позволяет им привносить свежие идеи и методы в создание воздушных судов.

Кроме того, в процессе разработки новых авиационных технологий часто используются концепции из природы. Например, инженеры вдохновляются формами и функциями крыльев птиц, что приводит к созданию более эффективных и маневренных аэропланов, которые лучше справляются с условиями полета.

Еще один интересный аспект профессии – это влияние программного обеспечения и компьютерного моделирования. Современные авиаконструкторы могут использовать сложные симуляции, позволяющие тестировать различные Aerodynamic конструктивные решения в виртуальном пространстве, значительно сокращая время и ресурсы на физические испытания.

Плюсы и минусы профессии

К достоинствам профессии относятся:

  • стабильность отрасли и, соответственно, работы;
  • комфортные условия труда;
  • государственная поддержка;
  • высокий доход.

К числу недостатков можно отнести:

  • достаточно сложные программы обучения;
  • высокие требования к образованию и опыту при карьерном продвижении;
  • высокая напряженность и ответственность за ошибку (большое количество жертв при крушении).
Распространенные заблуждения

Существует несколько распространённых заблуждений о профессии авиаконструкторов. Первое из них заключается в том, что многие люди считают, что авиаконструкторы занимаются исключительно проектированием самолётов. На самом деле их работа включает множество других аспектов, таких как анализ аэродинамических характеристик, выбор материалов, тестирование прототипов и соблюдение уровней безопасности. Авиаконструктор должен быть универсальным специалистом, способным решать разноплановые задачи.

Другим заблуждением является представление о том, что профессия авиаконструктор исключительно мужская. Несмотря на то что в этой области традиционно больше мужчин, женщины также добиваются успехов в авиаконструировании и занимаются проектированием и разработкой современных летательных аппаратов. Инженерный труд является доступным и для женщин, и для мужчин.

Некоторые считают, что работа авиаконструктора заключается исключительно в работе за компьютером. В действительности этот процесс включает также и полевые испытания, взаимодействие с другими специалистами и команды, а также присутствие на производственных линиях. Авиаконструкторы часто участвуют в реализации своих проектов и ведут активный диалог с коллегами из смежных областей.

Ещё одним распространённым мифом является тот факт, что профессия авиаконструктора хорошо оплачивается и всегда востребована. Несмотря на то что оклад может быть достаточно высоким, конкуренция в данной области велика, и не всегда удаётся найти работу сразу после окончания учёбы. Кроме того, спрос на специалистов зависит от экономической ситуации и состояния авиационной отрасли.

Наконец, существует заблуждение, что авиаконструкторы всю жизнь работают над одним проектом. На самом деле они часто меняют проекты и компании на протяжении своей карьеры, что позволяет им расширять свои знания и навыки в различных аспектах авиастроения. Это также способствует развитию инновационных решений и свежих идей в области авиации.

Важные качества

Для того, чтобы быть успешным авиаконструктором, мало просто любить самолеты или вертолеты. Нужны определенные качества:

  • логичность мыслей и действий;
  • системное и пространственное мышление;
  • умение структурировать и анализировать информацию;
  • творческое начало;
  • самокритичность;
  • скрупулезность;
  • умение концентрироваться;
  • стрессоустойчивость;
  • желание самореализации.

Где учиться на авиаконструктора

Профессию конструктора летательных аппаратов можно получить на нескольких направлениях бакалавриата.

  • «Авиастроение» (24.03.04), примеры профилей:
    • «Технологии авиастроения».
    • «Конструирование летательных аппаратов».
    • «Технология производства самолетов».
    • «Самолетостроение».
    • «Вертолетная техника».
    • «Цифровое проектирование летательных аппаратов».
  • «Ракетные комплексы и космонавтика» (24.03.01), примеры профилей:
    • «Математическое и компьютерное моделирование прочности конструкций ЛА из композиционных материалов».
    • «Беспилотные летательные аппараты».
  • «Двигатели летательных аппаратов» (24.03.04) по профилю «Беспилотные ЛА и бортовое оборудование».

Учебу можно продолжить в магистратуре.

В специалитете основное направление – «Самолето- и вертолетостроение» (24.05.07).

Примеры профилей: «Самолетостроение», «Вертолетостроение», «Проектирование высокоресурсных конструкций ЛА».

Лучшие вузы для авиаконструкторов:

Вузы, названные лучшими в рейтинге RAEX:

  • МГТУ им. Баумана (Москва).
  • МАИ (Москва).
  • КНИТУ-КАИ (Казань).
  • Самарский университет.
  • Томский госуниверситет.
  • Пермский политех.
  • НГТУ (Новосибирск).
  • Военмех им. Устинова (СПб).
  • ЮУрГУ (Челябинск).
  • Иркутский технический университет.

Место работы

Авиаконструкторы могут работать в проектно-конструкторских подразделениях предприятий авиационной промышленности. Список наиболее крупных авиастроительных компаний:

  • ПАО «Иркут»;
  • ПАО «Туполев»;
  • ОКБ им. Микояна (корпорация МиГ);
  • ПАО «Сухой»;
  • ПАО «Ил»;
  • Казанский вертолетный завод»;
  • АО «Камов».

Оплата труда

Зарплата авиаконструктора, как и в любой сфере, зависит от должности, компании, города. Так, конструктору в области авиастроения в Санкт-Петербурге могут предложить 90–130 тыс. руб., авиаконструктору на позиции нормоконтролера (проверка соответствия нормам) в Москве – 55–65 тыс. руб. Но в такой профессии лучше не полагаться на размещенные вакансии, а подавать резюме в HR-отделы интересующих специалиста компаний.

Зарплата авиаконструктора на январь 2025

38850—104000₽
Москва 60750—180000₽

Карьера

Карьера начинается от должности конструктора без категории и ведет на позиции руководителя отдела, группы. Для дальнейшего роста потребуется дополнительное образование по управлению, экономике, финансам.

Профессиональные знания

Авиаконструктор любой специализации должен знать:

  • ЕСКД, стандартизацию, метрологию, сертификацию.
  • САПР, программные продукты для расчетов, проектирования и моделирования.
  • Инженерную 3D-графику.
  • Авиастроительные материалы, сортаменты.
  • Федеральные авиационные правила.
  • Требований к техпроцессам опытного/серийного производства.

Кроме того, авиаконструктору нужны навыки поиска информации в патентных разработках, научной литературе, публикациях; умение переписываться и общаться на английском (технический English с профильной терминологией).

Вопросы по теме

Какие преимущества и недостатки имеет профессия авиаконструктора в условиях современных технологий?

Профессия авиаконструктора предлагает множество преимуществ, включая возможность работы с передовыми технологиями, высокую зарплату и интересные проекты, связанные с созданием новых самолетов и летательных аппаратов. Кроме того, такая работа предоставляет уникальную возможность вносить вклад в развитие авиационной отрасли и безопасности полетов. Однако есть и недостатки: большая ответственность за безопасность изделий, необходимость постоянного обновления знаний в условиях быстрого технологического прогресса и высокая степень стресса, связанная с соблюдением жестких сроков и нормативов.

Каковы карьерные перспективы для молодого специалиста в авиастроении?

Карьера молодого специалиста в авиастроении может развиваться различными путями. На начальном этапе можно работать в команде над проектами по разработке и тестированию новых моделей самолетов, а затем перейти к более сложным задачам, таким как управление проектами или исследовательская деятельность. Кроме того, высококвалифицированные авиаконструкторы могут выбирать между различными секторами, такими как гражданская авиация, военное авиастроение или космические технологии. В большинстве случаев компании предлагают программы повышения квалификации и профессионального роста, что открывает новые горизонты для карьерного роста.

Как современные экологические требования влияют на работу авиаконструкторов?

Современные экологические требования значительно изменяют подход авиаконструкторов к проектированию и строительству летательных аппаратов. Условия по снижению выбросов углекислого газа и шума заставляют инженеров прогнозировать и использовать новые технологии, такие как электрические и гибридные двигатели, а также легкие и прочные материалы. Авиаконструкторы также занимаются разработкой более эффективных аэродинамических форм и систем управления, что помогает улучшить топливную экономичность и снизить негативное воздействие на окружающую среду. В результате профессия становится более значимой в контексте глобальных экологических вызовов и устойчивого развития.

Об авторе

Роман Кожин

В прошлом руководитель кредитного отдела в банке. В настоящем интернет-предприниматель, занимаюсь инвестициями на фондовом рынке. Активный пользователь банковских услуг.

Комментарии

Оставить комментарий