Авиаконструкторы разрабатывают конструкции воздушных (в отличие от безвоздушных космических) летательных аппаратов (ЛА) в целом или отдельные их агрегаты, узлы и системы, выполняют расчеты, решают задачи максимальной надежности полетов, технологичности, эффективности производства и эксплуатации авиатехники.
Содержание
Краткое описание
Летательные аппараты должны демонстрировать высокие летные качества, безопасность, конкурентоспособность, рентабельность, поэтому процесс создания ЛА многоступенчатый и в нем участвует большой штат сотрудников. Для каждого авиаконструктора или рабочей группы есть свой участок ответственности и свои трудовые функции.
При разработке конструкции самолета работы разделены по направлениям, например, таким:
- разработка соединений, стыковочных узлов, качалок;
- проектирование агрегатов;
- проектирование систем самолета;
- разработка бортового оборудования;
- силовое конструирование;
- проектирование крыла;
- проектирование фюзеляжа.
Для проверки конструкций выполняют расчеты:
- прочностные;
- аэродинамические;
- гидравлические;
- подъемной силы крыла;
- частотного демпфирования;
- весового баланса;
- коммерческой загрузки;
- скорости износа и пр.
Все это делают разные инженеры-авиаконструкторы, работая в объеме своей должностной инструкции.
Профессия авиаконструктор остается важной и востребованной на фоне стремительного развития технологий в авиационной отрасли. С учетом нынешних тенденций, таких как внедрение новых материалов, автоматизация процессов и переход на экосреда дружелюбные источники энергии, авиаконструкторы будут необходим
Особенности профессии
Трудовые функции авиаконструктора изложены в профстандартах для специалистов в различных направлениях.
- Стандарт 32.001 – разработка комплексов бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) авиационных ЛА.
Авиаконструкторы разных уровней занимаются разработкой:
- ТЗ на БРЭО;
- РКД (рабочей документации) на механические и монтажные конструкции (деталировка и сборочные чертежи) с учетом унификации; на комплектующие БРЭО и их установку;
- ТЗ на ПО для комплектующих;
- ПКД (проектная документация) на архитектуру и структурную схему БРЭО;
- логики коммуникации экипажа с БРЭО;
- инструкций по эксплуатации, монтажу/демонтажу конструкций и комплектующих, пояснительных записок, ведомостей запчастей, методик и программ проведения испытаний, технической документации на стенды моделирования и пр.
Кроме этого, авиаконструкторы согласовывают инженерные решения со смежниками, выполняют конструкторское сопровождение, организовывают испытания и сертификацию БРЭО, обучают пилотов, выполняющих испытательные и регулярные полеты, принимают участие в расследованиях сбоев, аварий и катастроф, составляют отчеты для разных этапов работ. Все это только в части БРЭО.
Руководители занимаются разработкой концепта, ставят задачи в области основных характеристик комплекса, планируют, координируют и контролируют работу подразделения.
- Стандарт 32.002 – проектирование и конструирование авиатехники (АТ).
Авиаконструкторы этого направления занимаются созданием моделей АТ или их модернизацией в границах заданных характеристик, техническим сопровождением производства.
В обобщенные функции для разных профильных групп и должностных уровней входит:
- разработка чертежей деталей, узлов и других частей АТ, электронных моделей;
- прочностные расчеты деталей и агрегатов;
- создание электронного макета АТ и вариантов отдельных элементов;
- расчеты характеристик – летно-технических, центровочных и массово-центровочных;
- разработка вариантов облика АТ;
- принятие решений по параметрам АТ, разработка КСС (конструктивно-силовой схемы) АТ на базе проектных параметров;
- имитационное моделирование;
- тестирование экспериментальных узлов/агрегатов на спецстендах;
- составление паспортов, инструкций, руководств по эксплуатации, обслуживанию и ремонту.
- Стандарт 32.003 – проектирование и конструирование конструкций, агрегатов и систем ЛА.
В задачи авиаконструкторов этого профиля входит проработка заявленных элементов ЛА с детализацией и глубокой проработкой, а также разработка РКД для их серийного выпуска.
В сферу должностных обязанностей разработчиков включены:
- проработка вариантов конструкций;
- разработка РКД конструкций, агрегатов и механизмов подсистем ЛА с соответствующими расчетами;
- разработка ТЗ и всех стадий проекта;
- выпуск документации (технической, эксплуатационной);
- подготовка и стендовых испытаний подсистем ЛА;
- оформление доказательной документации для сертификации летной годности подсистем ЛА;
- сопровождение испытаний систем ЛА;
- подготовка учебных материалов для летного и обслуживающего состава.
- Стандарт 32.004 – расчеты авиационных конструкций на прочность.
Главные задачи выполнения расчетов по этому профилю – безопасность полетов и длительный ресурс.
Некоторые из расчетов:
- уровней нагрузок;
- элементов ЛА на статическую и усталостную прочность;
- устойчивости элементов к эффекту шимми;
- флаттер-эффекта;
- вибропрочности;
- живучести элементов ЛА.
Дополнительно специалисты-расчетчики занимаются разработкой математических моделей авиационных конструкций, определяют безопасный срок службы ЛА, участвуют в расследованиях происшествий с участием ЛА.
Одним из необычных фактов о профессии авиаконструкторов является то, что на самом деле многие из них не имеют специального образования в области авиации. Вместо этого, многие талантливые инженеры приходят из смежных областей, таких как автомобильная или кораблестроительная промышленность, что позволяет им привносить свежие идеи и методы в создание воздушных судов.
Кроме того, в процессе разработки новых авиационных технологий часто используются концепции из природы. Например, инженеры вдохновляются формами и функциями крыльев птиц, что приводит к созданию более эффективных и маневренных аэропланов, которые лучше справляются с условиями полета.
Еще один интересный аспект профессии – это влияние программного обеспечения и компьютерного моделирования. Современные авиаконструкторы могут использовать сложные симуляции, позволяющие тестировать различные Aerodynamic конструктивные решения в виртуальном пространстве, значительно сокращая время и ресурсы на физические испытания.
Плюсы и минусы профессии
К достоинствам профессии относятся:
- стабильность отрасли и, соответственно, работы;
- комфортные условия труда;
- государственная поддержка;
- высокий доход.
К числу недостатков можно отнести:
- достаточно сложные программы обучения;
- высокие требования к образованию и опыту при карьерном продвижении;
- высокая напряженность и ответственность за ошибку (большое количество жертв при крушении).
Существует несколько распространённых заблуждений о профессии авиаконструкторов. Первое из них заключается в том, что многие люди считают, что авиаконструкторы занимаются исключительно проектированием самолётов. На самом деле их работа включает множество других аспектов, таких как анализ аэродинамических характеристик, выбор материалов, тестирование прототипов и соблюдение уровней безопасности. Авиаконструктор должен быть универсальным специалистом, способным решать разноплановые задачи.
Другим заблуждением является представление о том, что профессия авиаконструктор исключительно мужская. Несмотря на то что в этой области традиционно больше мужчин, женщины также добиваются успехов в авиаконструировании и занимаются проектированием и разработкой современных летательных аппаратов. Инженерный труд является доступным и для женщин, и для мужчин.
Некоторые считают, что работа авиаконструктора заключается исключительно в работе за компьютером. В действительности этот процесс включает также и полевые испытания, взаимодействие с другими специалистами и команды, а также присутствие на производственных линиях. Авиаконструкторы часто участвуют в реализации своих проектов и ведут активный диалог с коллегами из смежных областей.
Ещё одним распространённым мифом является тот факт, что профессия авиаконструктора хорошо оплачивается и всегда востребована. Несмотря на то что оклад может быть достаточно высоким, конкуренция в данной области велика, и не всегда удаётся найти работу сразу после окончания учёбы. Кроме того, спрос на специалистов зависит от экономической ситуации и состояния авиационной отрасли.
Наконец, существует заблуждение, что авиаконструкторы всю жизнь работают над одним проектом. На самом деле они часто меняют проекты и компании на протяжении своей карьеры, что позволяет им расширять свои знания и навыки в различных аспектах авиастроения. Это также способствует развитию инновационных решений и свежих идей в области авиации.
Важные качества
Для того, чтобы быть успешным авиаконструктором, мало просто любить самолеты или вертолеты. Нужны определенные качества:
- логичность мыслей и действий;
- системное и пространственное мышление;
- умение структурировать и анализировать информацию;
- творческое начало;
- самокритичность;
- скрупулезность;
- умение концентрироваться;
- стрессоустойчивость;
- желание самореализации.
Где учиться на авиаконструктора
Профессию конструктора летательных аппаратов можно получить на нескольких направлениях бакалавриата.
- «Авиастроение» (24.03.04), примеры профилей:
- «Технологии авиастроения».
- «Конструирование летательных аппаратов».
- «Технология производства самолетов».
- «Самолетостроение».
- «Вертолетная техника».
- «Цифровое проектирование летательных аппаратов».
- «Ракетные комплексы и космонавтика» (24.03.01), примеры профилей:
- «Математическое и компьютерное моделирование прочности конструкций ЛА из композиционных материалов».
- «Беспилотные летательные аппараты».
- «Двигатели летательных аппаратов» (24.03.04) по профилю «Беспилотные ЛА и бортовое оборудование».
Учебу можно продолжить в магистратуре.
В специалитете основное направление – «Самолето- и вертолетостроение» (24.05.07).
Примеры профилей: «Самолетостроение», «Вертолетостроение», «Проектирование высокоресурсных конструкций ЛА».
Лучшие вузы для авиаконструкторов:
Вузы, названные лучшими в рейтинге RAEX:
- МГТУ им. Баумана (Москва).
- МАИ (Москва).
- КНИТУ-КАИ (Казань).
- Самарский университет.
- Томский госуниверситет.
- Пермский политех.
- НГТУ (Новосибирск).
- Военмех им. Устинова (СПб).
- ЮУрГУ (Челябинск).
- Иркутский технический университет.
Место работы
Авиаконструкторы могут работать в проектно-конструкторских подразделениях предприятий авиационной промышленности. Список наиболее крупных авиастроительных компаний:
- ПАО «Иркут»;
- ПАО «Туполев»;
- ОКБ им. Микояна (корпорация МиГ);
- ПАО «Сухой»;
- ПАО «Ил»;
- Казанский вертолетный завод»;
- АО «Камов».
Оплата труда
Зарплата авиаконструктора, как и в любой сфере, зависит от должности, компании, города. Так, конструктору в области авиастроения в Санкт-Петербурге могут предложить 90–130 тыс. руб., авиаконструктору на позиции нормоконтролера (проверка соответствия нормам) в Москве – 55–65 тыс. руб. Но в такой профессии лучше не полагаться на размещенные вакансии, а подавать резюме в HR-отделы интересующих специалиста компаний.
Карьера
Карьера начинается от должности конструктора без категории и ведет на позиции руководителя отдела, группы. Для дальнейшего роста потребуется дополнительное образование по управлению, экономике, финансам.
Профессиональные знания
Авиаконструктор любой специализации должен знать:
- ЕСКД, стандартизацию, метрологию, сертификацию.
- САПР, программные продукты для расчетов, проектирования и моделирования.
- Инженерную 3D-графику.
- Авиастроительные материалы, сортаменты.
- Федеральные авиационные правила.
- Требований к техпроцессам опытного/серийного производства.
Кроме того, авиаконструктору нужны навыки поиска информации в патентных разработках, научной литературе, публикациях; умение переписываться и общаться на английском (технический English с профильной терминологией).
Вопросы по теме
Какие преимущества и недостатки имеет профессия авиаконструктора в условиях современных технологий?
Профессия авиаконструктора предлагает множество преимуществ, включая возможность работы с передовыми технологиями, высокую зарплату и интересные проекты, связанные с созданием новых самолетов и летательных аппаратов. Кроме того, такая работа предоставляет уникальную возможность вносить вклад в развитие авиационной отрасли и безопасности полетов. Однако есть и недостатки: большая ответственность за безопасность изделий, необходимость постоянного обновления знаний в условиях быстрого технологического прогресса и высокая степень стресса, связанная с соблюдением жестких сроков и нормативов.
Каковы карьерные перспективы для молодого специалиста в авиастроении?
Карьера молодого специалиста в авиастроении может развиваться различными путями. На начальном этапе можно работать в команде над проектами по разработке и тестированию новых моделей самолетов, а затем перейти к более сложным задачам, таким как управление проектами или исследовательская деятельность. Кроме того, высококвалифицированные авиаконструкторы могут выбирать между различными секторами, такими как гражданская авиация, военное авиастроение или космические технологии. В большинстве случаев компании предлагают программы повышения квалификации и профессионального роста, что открывает новые горизонты для карьерного роста.
Как современные экологические требования влияют на работу авиаконструкторов?
Современные экологические требования значительно изменяют подход авиаконструкторов к проектированию и строительству летательных аппаратов. Условия по снижению выбросов углекислого газа и шума заставляют инженеров прогнозировать и использовать новые технологии, такие как электрические и гибридные двигатели, а также легкие и прочные материалы. Авиаконструкторы также занимаются разработкой более эффективных аэродинамических форм и систем управления, что помогает улучшить топливную экономичность и снизить негативное воздействие на окружающую среду. В результате профессия становится более значимой в контексте глобальных экологических вызовов и устойчивого развития.