Профессия реставратор: описание, обязанности, учебные заведения, зарплата, пути к карьере и экзамены

Реставратор (от лат. restavratio, восстановление) – специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия (произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры).

Особенности профессии

Профессиональная реставрация появилась еще в Средневековье, вместе с частными коллекциями произведений искусства. И поначалу от реставратора требовалось одно: по возможности сохранить хороший внешний вид картины или скульптуры, чтобы она была как новенькая. Но со временем пришло понимание, что главное в предмете старины – не его функциональность и даже не красота.

Современная научная (музейная) реставрация, в отличие от простого ремонта, предполагает другой подход. Её цель – не воссоздать, а сохранить. Причем сохранить художественные или исторические особенности предмета, дух времени, в котором он появился и существовал.

Неотъемлемая часть современной реставрации – консервация (от лат. conservatio, сохранение). Собственно реставрация (реставрационное вмешательство) – это восстановление или восполнение утрат (сколов, разрывов, разломов и т.д.). А консервация направлена на то, чтобы сохранить предмет как можно дольше в его текущем состоянии. Для этого могут использовать химическую обработку, регулирование влажности воздуха, выбор светового режима и др.

В консервации нуждаются не только отреставрированные предметы. Например, гвозди, вынутые при раскопках из земли, могут стремительно заржаветь и разрушиться, если не принять экстренных мер. И реставрационные действия, и консервация составляют работу реставратора.

Реставраторы обычно специализируются на определённых видах предметов искусства (на живописи, книгах, скульптуре, изделиях из стекла, металла, текстиля и т.д.). Но зачастую специалистам приходится работать сообща, т.к. многие произведения включают в себя разнообразные материалы. Каждый предмет требует особого подхода. Поэтому перед началом реставрационных работ всегда проводятся исследования. С их помощью определяют степень повреждения, материалы, из которых предмет сделан, рассматривают следы былых реставрационных работ. При этом реставраторы стараются обойтись наименьшим вмешательством. По возможности они используют неразрушающие методы исследования.

Например, рентген или рамановскую спектрометрию, которая может определить состав вещества очень быстро и бесконтактно, т.е. без взятия пробы. Затем реставратор (или команда реставраторов) выбирает способы реставрации. Предпочтение отдаётся таким методам, которые не  влекут за собой необратимых изменений (принцип обратимости вмешательства). Намечая стратегию реставрации, специалист консультируется с историками, искусствоведами, археологами, химиками, физиками и др. экспертами.

Драма российской реставрации

В российском обществе нет настоящего понимания, что же такое реставрация, что такое историческая ценность и для чего нужны исторические памятники. Отцы российских городов не понимают,  для чего нужно беречь здание XVIII века, если его можно снести, а на его месте построить «такое же», только из современных материалов. А если здание сохраняется, то в нём чаще всего проводится варварский ремонт и уничтожаются последние следы былой красоты. Такое бестрепетное отношение к прошлому – свойство не только власть имущих или коварных застройщиков. Разницы между подлинником и имитацией не видят очень многие. Поэтому в России реставрация как явление культуры находится в плачевном положении. А положение самих памятников старины трагично.

Научную реставрацию нельзя путать с поновлением, когда предмету любыми способами возвращается «первозданный вид». Если потускневшую или обветшавшую картину известного мастера при каждой реставрации подрисовывать свежими красочными мазками, первоначальная живопись со временем окажется под слоем так называемой записи. В этом случае настоящая картина становится никому не видна – её вытесняет работа поновителя, который, в меру своего вкуса может «улучшить» цвета, удалить «лишние» детали» и т.д. Научный реставратор не занимается подделкой, он действует как историк. Например, если невозможно вернуть на место отслоившийся фрагмент живописи, реставратор может его восполнить – тонировать место выпавшего фрагмента. В результате посетитель картинной галереи увидит перед собой именно подлинную работу, а не имитацию.  При этом он чётко будет видеть следы утрат.

Помимо научной реставрации существует реставрация коммерческая.  Её главная задача – придать произведению товарный вид, вернуть предмету функциональность. Например, коммерческая реставрация антикварной мебели в первую очередь учитывает пожелания заказчика, который обычно стремится не просто хранить в доме старинные вещи, но и пользоваться ими. В антикварном кресле он намерен сидеть, а значит, оно должно быть достаточно крепким. Реставратор может укрепить каркас, сменить обивку, обновить лак и пр. Эти действия по восстановлению мебели можно смело назвать ремонтом. Однако коммерческим реставраторам также доводится работать с действительно ценными предметами, а они требуют высокопрофессионального подхода.

Суть отличия музейной реставрации от коммерческой – сам подход. Предметы, которые коммерческая реставрация рассматривает как антикварный товар, научная рассматривает как культурное наследие.

Мнение эксперта
Иван Беспалов
Экономист по образованию. Занимал руководящие должности в крупных корпорациях.

Профессия реставратора в ближайшем будущем будет оставаться актуальной и востребованной, поскольку сохранение культурного наследия становится все более важной задачей для современного общества. С увеличением интереса к истории и искусству растет и потребность в специалистах, которые способны восстанавливать и сохранять объекты, имеющие историческую и культурную ценность. Это включает в себя не только произведения искусства, но и архитектурные памятники, книги, фотографию и другие объекты, требующие бережного и профессионального подхода.

Скорее всего, в процессе работы реставраторов будет все активнее использоваться цифровая технология и 3D-моделирование, что позволит более точно восстанавливать оригинальные формы и цвета. Кроме того, внедрение новых материалов и методов восстановления поможет делать эту профессию более эффективной и безопасной. Это развитие технологий тоже подразумевает необходимость постоянного обучения и повышения квалификации реставраторов, что создаст новые возможности для профессионального роста и специальной подготовки.

С учетом глобализации и обмена культурными ценностями мы можем ожидать, что реставраторы станут важными фигурами не только на локальном, но и на международном уровнях. Участие в международных проектах по восстановлению и сохранению культурных объектов будет способствовать обмену опытом и знаниями, что, в свою очередь, повысит профессиональный уровень реставраторов. Таким образом, профессия реставратора будет продолжать развиваться и увлекать новых специалистов, стремящихся сохранить уникальность и разнообразие мирового культурного наследия.

Где учиться на реставратора

Реставраторов учат в художественных вузах и колледжах. Основная специальность – «Реставрация» 54.03.04 (бакалавриат, 4 года). У нее есть разные профили:

  • «Реставрация кинофотодокументов»;
  • «Консервация и реставрация памятников материальной культуры»;
  • «Реставрация произведений монументальной живописи»;
  • «Художественная реставрация мебели»;
  • «Реставрация и экспертиза антиквариата» и другие специализации.

В специалитете (5–6 лет) учат художников-реставраторов станковой масляной, темперной и монументально-декоративной живописи. Специальность – «Живопись» 54.05.02 с соответствующими профилями.

ЕГЭ для поступления в бакалавриат и специалитет: русский и литература. В вузе проходят творческое испытание.

Чтобы реставрировать здания, нужно поступать на специальность «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» 07.03.02. Ее открывают чаще всего строительные вузы. ЕГЭ для поступления: математика и русский. Плюс творческое испытание в вузе.

В колледже код специальности «Реставрация» – 54.02.04. Выпускники ссузов тоже получают квалификацию художника-реставратора.

Интересный факт

Необычный факт о профессии реставратора заключается в том, что эти специалисты не только восстанавливают произведения искусства, но и активно используют современные технологии, такие как 3D-печать и компьютерное моделирование, для воссоздания утраченных частей.

Интересно, что во многих странах реставраторы должны соблюдать строгие этические нормы, которые запрещают им добавлять свои интерпретации в оригинальные произведения. Это соответствует философии минимального вмешательства, где акцент ставится на сохранение исторической целостности объекта.

Также стоит отметить, что реставраторы часто работают с этими произведениями в условиях строгой конфиденциальности. Многие проекты могут оставаться в тайне на протяжении многих лет до их официального открытия или возвращения в коллекцию.

Рабочее место

Реставраторы работают в музеях, в государственных учреждениях, таких, как Всероссийский Художественный Научно-Реставрационный Центр имени академика И.Э. Грабаря. А В частных реставрационных мастерских, занимающихся коммерческой реставрацией.

Распространенные заблуждения

Существует множество заблуждений о профессии реставратора, которые могут вводить в заблуждение как клиентов, так и самих специалистов. Одним из наиболее распространенных мифов является убеждение, что реставраторы – это просто художники, которые умеют хорошо рисовать. На самом деле, реставрация требует глубоких знаний в различных областях, включая химию, историю искусства и материаловедение, а также навыков работы с разными разновидностями материалов.

Еще одно распространенное заблуждение заключается в том, что реставратор может восстановить любой объект искусства до идеального состояния. На практике реставрация – это не только восстановление, но и сохранение аутентичности объекта. Реставраторы часто сталкиваются с необходимостью принимать трудные решения о том, как лучше сохранить оригинальные черты произведения, не нанося ему дополнительного вреда.

Некоторые люди также полагают, что реставраторы работают только с картинами или скульптурами. Однако это далеко не так. Реставраторы могут работать с множеством различных объектов: от старинных книг и мебели до текстиля и архитектурных элементов. Каждая из этих областей требует специфических знаний и навыков.

Наконец, существует мнение, что работа реставратора менее прибыльна и менее востребована, чем другие творческие профессии. На самом деле, с каждым годом растет потребность в квалифицированных реставраторах, особенно в условиях увеличения интереса к культуре и искусству. Эта профессия может быть как высокооплачиваемой, так и эмоционально удовлетворяющей для тех, кто ценит историческое наследие и стремится сохранить его для будущих поколений.

Зарплата реставратора на январь 2025

50000—120000₽
Москва 50000—150000₽

Важные качества

Трепетное отношение к памятникам ушедших эпох, склонность к ручному труду, интерес к изобразительному и прикладному искусству, усидчивость, аккуратность, умение концентрировать внимание.

Реставратор не состоится как профессионал, если он не склонен к постоянной учёбе, освоению всё новых и новых техник.

Знания и навыки

Реставратору необходимо знать реставрационные материалы и техники. Также надо знать и уметь пользоваться техниками, применявшимися при изготовления памятника, над которым он работает. Поэтому логично, что в реставрацию предметов искусства часто приходят дипломированные художники.

Реставратор постоянно пополняет свои знания. Для этого он проходит стажировки, посещает семинары и конференции. Для чтения профессиональной литературы нужно знать хотя бы один иностранный язык.

Вопросы по теме

Как реставраторы выбирают методы и материалы для восстановления объектов искусства?

Выбор методов и материалов для реставрации зависит от множества факторов, включая тип объекта, его состояние, историческую значимость и желаемый результат. Реставраторы должны учитывать не только физические характеристики предмета, такие как материалы и конструкции, но и его культурный контекст. Часто они проводят предварительные исследования, чтобы выяснить, какие технологии и материалы использовались при первоначальном создании. Также важно сохранить оригинальные элементы, поэтому реставраторы могут применять методы, позволяющие минимально вмешиваться в структуру объекта, такие как обратимые техники или использование специализированных консервантов.

Какой образовательный путь необходим для того, чтобы стать реставратором?

Для того чтобы стать реставратором, обычно требуется высшее образование в области искусствоведения, архитектуры, истории искусства или смежных дисциплин. Многие университеты предлагают специальные программы по реставрации и консервации, которые охватывают как теоретические, так и практические аспекты профессии. Важно также получать практический опыт через стажировки или волонтерство в музеях, галереях и специализированных реставрационных мастерских. Дополнительные курсы по химии, физике и материаловедению также помогут будущему реставратору лучше понять поведение различных материалов и их взаимодействие с окружающей средой.

Как реставраторы справляются с этическими дилеммами в своей работе?

Этика в реставрации — это серьезный вопрос, который требует внимательного подхода. Реставраторы часто сталкиваются с дилеммами, когда необходимо решить, насколько полностью восстановить произведение искусства и какую степень вмешательства считать приемлемой. Для решения этих вопросов существует ряд профессиональных кодексов этики, разработанных ассоциациями реставраторов. Важно сохранять баланс между сохранением исторической целостности объекта и его визуальной целостностью. Реставраторы должны всегда помнить о том, что их работа должна быть обратима и минимально инвазивна, а также учитывать мнение владельцев объектов и художественной общественности.

Об авторе

Роман Кожин

В прошлом руководитель кредитного отдела в банке. В настоящем интернет-предприниматель, занимаюсь инвестициями на фондовом рынке. Активный пользователь банковских услуг.

Комментарии

Оставить комментарий