Матрос. Какое первое представление возникает при упоминании этого слова? Бескрайние морские горизонты, шумные портовые кабачки, крепкий ром и зажигательное танго. Свобода.
Работа на море окутана атмосферой романтики. Кто из нас не мечтал в юности стать смелым моряком, мчаться под парусами навстречу бескрайним просторам? И если у капитана и экипажа есть свои обязательства и честь, то матросу, как известно, не страшен любой шторм! Ловко завязывая морские узлы, он свободно шагает по волнам, как легкий ветерок.
Но так ли это на самом деле? Журнал «Мой Рубль» уже публиковал обзор морских профессий. Сегодня мы подробнее рассмотрим профессию «матрос». Сколько времени нужно уделить обучению, какой уровень зарплаты и что входит в обязанности матроса — об этом расскажет наш эксперт.
Итак, для тех, кто давно мечтает оставить все и стать морским волком, мы расскажем, с чего начать.
Содержание
Что делает матрос на судне
Здравствуйте, меня зовут Жарков Сергей Вячеславович, мне 30 лет. Я родился и провел свои юные годы в Новороссийске, расположенном на берегу Черного моря. Моя жизнь, как и у многих жителей нашего города, тесно переплетена с морскими темами. На данный момент я уже два года занимаю должность матроса на буксире в компании ЗАО «Транснефть».
«Пантера» — один из буксиров Транснефти.
Профессия матрос
Сейчас объясню, в чем заключается данная профессия.
Деятельность матроса напоминает работу разнорабочего, однако включает в себя дополнительные задачи и особенности, которые мы обсудим позже. Также стоит отметить, что на протяжении всего срока вахты (от двух недель до полугода) я остаюсь на борту корабля и не имею возможности его покинуть, за исключением экстренных ситуаций.
Работа матросом на судне
Работа матроса на корабле включает в себя ряд ключевых аспектов, каждый из которых требует специфических знаний и умений:
Работа матросом, безусловно, привлекает многих людей своей романтикой моря и приключениями. Поездки в дальние страны, бескрайние горизонты и незабываемые закаты создают ощущение свободы и уникальности. Однако важно понимать, что эта профессия требует высокой физической выносливости и готовности к трудным условиям жизни на море. Матросы часто сталкиваются с низкой температурой, сильным волнением и длительным пребыванием вдали от дома, что может оказать влияние на психоэмоциональное состояние.
Что касается заработной платы, она варьируется в зависимости от компании, стажа и региона работы. Высокие доходы часто связаны с работой на грузовых судах или в специализированных областях, таких как рыболовство или нефтегазовая отрасль. Тем не менее, важным аспектом является необходимость постоянного повышения квалификации, так как современное морское дело становится всё более технологичным и требовательным. В конечном счете, выбирая профессию матроса, следует взвесить как положительные, так и отрицательные стороны такой работы, чтобы принять осознанное решение.
- работы на палубе — удаление ржавчины, подготовка и покраска корпуса судна, борьба с обрастанием водорослями, регулярные проверки и смазка подвижных частей, таких как лебедки, якорные механизмы и краны, а также опреснение и очистка палубы и корпуса;
- внутренние работы — поддержание чистоты в общественных помещениях, мытье иллюминаторов и мелкий ремонт;
- якорные маневры — процесс установки и снятия судна с якоря;
- швартовные операции — операции по отшвартовке и швартовке судна к причалу или другому судну;
- несение вахты — дежурство у трапа во время стоянки в порту и на мостике при движении судна или на якорной стоянке.
А этот красавец входит в ООО «Газпром флот».
Палубные работы
Деятельность на судне, особенно на открытой палубе, подразумевает наличие знаний и строгого исполнения норм безопасности.
Я не только вправе, но и обязан отказаться от выполнения задания, если посчитаю его небезопасным или если у меня отсутствуют необходимые средства индивидуальной защиты (для каждого типа деятельности комплект СИЗ определяется индивидуально) и инструменты, которые обеспечивают успешное и безопасное выполнение работы.
Для покраски требуется умение смешивать двухкомпонентные краски и грунты, а для работы с канатами необходимо знать, как завязывать морские узлы. Остальные операции на палубе не требуют специальных навыков, но могут осложняться природными условиями: качкой, ветром, жарой или холодом.
Якорные и швартовные операции
Для постановки и снятия судна с якоря требуется моё непосредственное участие на баке. В этот момент я управляю якорной лебедкой, оснащенной ленточным тормозом (модификации могут различаться в зависимости от типа судна), и контролирую процесс подъема якоря из воды. Если возникнет необходимость, я промываю якорную цепь заборной водой из пожарного рукава, чтобы удалить налипший ил, и слежу за тем, чтобы якорь правильно вошел в клюз, не имея на себе посторонних предметов (камней, тросов и другого мусора). Если что-то пойдет не так, я немедленно сообщаю на мостик.
Во время швартовки я подаю швартовный конец на берег, где его закрепляют на кнехте (или быке, или другом швартовном устройстве). Как только конец надежно зафиксирован, я выбираю его вручную или с помощью лебедки и связываю на кнехте специальной швартовной «восьмеркой».
Обязанности вахтенного матроса
Деятельность вахтового матроса включает, среди прочего, выполнение вахтенных обязанностей на корабле.
Каждый день я выполняю две четырехчасовые вахты (с четырех до восьми утра и с шестнадцати до двадцати вечера) на мостике или у трапа.
Вахта у трапа
Исполнение обязанностей на вахте у трапа, когда судно пришвартовано, подразумевает наблюдение за прибывающими пассажирами, регистрацию их данных в журнале посетителей и информирование вахтенному офицеру об этом. В ряде случаев необходимо также контролировать безопасность судового имущества и предотвращать попытки незаконного проникновения на борт.
Вахта на мостике
Дежурство на мостике во время движения корабля или при стоянке на якоре требует постоянного наблюдения за окружающей ситуацией через обзорные иллюминаторы, чтобы избежать столкновений с другими судами (для этого нужно учитывать правила МППСС: «Международные правила предотвращения столкновения судов»). Важно отслеживать данные с радара (который показывает местоположение близко расположенных судов и береговой линии), эхолота (определяет текущую глубину), кренометра (для определения кренового угла судна), гирокомпаса (или спутникового компаса на современных судах), анемометра (отображает скорость и направление ветра) и других навигационных и учетных приборов.
Вахта на мостике Включает в себя постоянный мониторинг радиоэфира на двух частотах (что называется радиовахта). О всех сообщениях по радио, критических показаниях приборов или при возникновении угрозы столкновения судов сообщаю вахтенному офицеру.
Рабочий день на корабле
Мой рабочий день продолжается 12 часов и начинается с вахты с 4:00 до 8:00. Перед началом вахты я провожу осмотр судна для выявления неисправностей или несоответствий требованиям безопасности (освещение палубы, навигационные огни, установка специальных знаков, засоленность иллюминаторов, обледенение палубы зимой). Если обнаружу какие-либо проблемы, сообщаю вахтенному офицеру.
В 8:00 я поднимаю государственный флаг и отправляюсь на завтрак, после чего начинаю выполнять палубные работы, запланированные боцманом, до 12:00. После обеда я отдыхаю до 16:00, когда начинается моя вечерняя вахта. С заходом солнца я снимаю флаг и включаю освещение на палубе. В 20:00 моя вахта заканчивается, и завершает мой рабочий день.
В рубке.
Морские байки
Жизнь на корабле обычно протекает в привычном ритме, но иногда работа в море требует от матросов мужества и находчивости.
У меня был такой случай: судно находилось на якоре, мы собирались его снять, чтобы направиться к причалу для санитарной обработки (прием продуктов, пресной воды, утилизация мусора и сточных вод). Капитан отдает команду выбирать якорь. Все шло по плану, но вдруг якорная цепь перестала уходить в цепной ящик и начала вываливаться на палубу. В общей сложности не помещалось около 7 метров цепи.
Мы приостановили выборку якоря, зафиксировав его ленточным тормозом. Спустились в цепной ящик и открыли его, открутив 16 болтов, удерживающих заглушку. Выяснили, что «язык», который расставлял цепь внутри ящика, проржавел и отвалился, из-за чего цепь начала складываться «пирамидкой», не заполнив всю возможную площадь. Тогда вместе с боцманом мы взяли радиостанции: он пошел к якорной лебедке на палубу, а я, вооружившись доской, остался в цепном ящике. Мы полностью вытравили якорь и начали выбирать его заново, равномерно распределяя цепь по всей площади с помощью доски.
Вот еще одна история. Летом мы заметили, что ватерлиния перестала быть четко видна из-за сильного заросания. Поскольку вода была теплой, мы решили очистить ее своими силами. Соорудили длинный скребок и спустили в воду штормтрап (веревочную лестницу), по которому я, надев спасательный жилет, спустился в воду и, плавая вокруг судна, очистил ватерлинию от водорослей. Заодно и мидий насобирал.
Где можно выучиться для работы на флоте
Требования к образованию для работы на каботаже (внутри страны) и в дальнем плавании – различаются. Также различается и уровень заработной платы.
Морские учебные заведения России
В Новороссийске обучение матросов осуществляется в Новороссийской Морской Государственной Академии, которая также имеет филиалы в Севастополе и Ростове-на-Дону. Кроме того, есть возможность пройти обучение на матроса в морских образовательных учреждениях других городов, таких как Санкт-Петербург, Мурманск и Владивосток.
Курсы подготовки матросов включают в себя трехмесячный теоретический курс (лекции), занятия в Береговом Учебно-Тренировочном Центре, где проходят обучение по дисциплинам, связанным с медициной, пожарной безопасностью, поддержанием жизнеспособности судна, покиданием судна и выживанием на воде, а также двухмесячную практику, которую, как правило, необходимо искать самостоятельно.
Дипломы и сертификаты, необходимые матросу для работы в море
После завершения учебного процесса и успешной сдачи экзаменов мне выдали учебный диплом, который позволяет трудиться на море в роли кадета. По истечении двух месяцев практики (с предоставлением документов о плавании за указанный период) я произвел обмен учебного диплома на рабочий. Для того чтобы занять соответствующую должность, требовалось Во время учебы пройти курсы для получения международных сертификатов «Охрана судна» и «Начальная подготовка по безопасности», а также оформить удостоверение личности моряка и пройти медицинское освидетельствование.
Для работы за пределами территориальных вод Российской Федерации необходимо получить сертификат «Шлюпки и плоты» (для его получения требуется наличие не менее шести месяцев трудовой деятельности на судне) и сделать прививку от желтой лихорадки, о чем выдается специальный сертификат о вакцинации. Обычно для работы на судах дальнего плавания требуется знание английского языка, желательно в формате «морского английского» (специальные термины и сленг), и наличие заграничного паспорта.
Сколько зарабатывает матрос
Заработная плата матроса, работающего на каботажных и дальних маршрутах, значительно отличается, причем в пользу последнего. Это связано с высокими требованиями к опыту работы (не менее полугода на каботаже), квалификации (наличие специальных сертификатов для определенных типов судов, таких как танкеры или газовозы) и уровню знания английского языка (на каботаже знаний языка обычно не требуют).
На данный момент зарплата моряка дальнего плавания в должности матроса варьируется от 1500 до 2200 долларов в месяц. В то же время зарплата в каботажных рейсах составляет от 20000 до 70000 рублей в месяц.
Заработная плата матроса зависит от рабочего графика. Оплачиваются только те месяцы, которые были проведены в море. Моя фактическая зарплата — 40000 рублей в месяц с графиком 2 недели работы через 2 недели отдыха — сопоставима с окладом матроса, например, на бункеровщике компании «Роснефть» (это лишь пример), который получает 80000 рублей в месяц, работая месяц через месяц. Это объясняется тем, что я получаю зарплату каждый месяц, в то время как он один месяц полностью проводит на берегу, и этот месяц не оплачивается.
Карьерный рост на флоте
Высота человека на корабле имеет свои пределы. Позвольте мне представить основные варианты.
Дельта тест для квалифицированного матроса
По истечении восемнадцати месяцев службы матрос имеет возможность сдать тест Дельта, чтобы получить звание «квалифицированный матрос». Данное квалификационное удостоверение позволит ему претендовать на более высокооплачиваемые должности в компаниях, которые нанимают только сертифицированных матросов (например, работа на офшорных буксирах, обслуживающих нефтяные платформы в Красном море, где заработок матроса сопоставим с доходом офицера на прибрежном флоте Российской Федерации).
Боцман и смежные специальности
После этого моряка допускают к сдаче экзаменов на звание боцмана (в переводе «старший матрос»), заработная плата которого выше, однако суть работы остается прежней. Полезно будет получить квалификационные сертификаты сварщика, токаря, помпмэна, ойлера и других морских рабочих профессий, что поможет матросу значительно улучшить свои шансы на получение высокооплачиваемой вакансии.
Плюсы и минусы работы матросом
Работа на море привлекательна прежде всего тем, что, как правило, вознаграждение за нее выше, чем за аналогичные профессии на берегу. Однако существует ряд сложностей:
- необходимость каждые пять лет обновлять все сертификаты и ежегодно проходить медицинское обследование;
- контракт на дальнее плавание (в отличие от каботажного) обычно заключается на один рейс, что заставляет моряка постоянно искать новое место работы на берегу;
- многие испытывают трудности из-за морской болезни и длительного отсутствия дома.
К тому же, конкуренция за рабочие места крайне высока (по сути, лишь один из десяти окончивших учебное заведение находит работу на судне), поэтому требуется значительная настойчивость.
Здравствуй, небо, море, облака.
Где и как искать работу в море
Для нахождения работы рекомендуется обращаться в специализированные крюинговые агентства — организации, которые помогают морякам с трудоустройством. Их филиалы располагаются в каждом портовом городе. В Новороссийске наиболее известными из них являются: BGI, Marlow, Stena, Novoship.
В общем, можно отметить, что работа в море на вахте требует упорства в поисках и ответственности в выполнении обязанностей, и она больше подходит романтикам, чем тем, кто предпочитает проводить время дома.