Редактор: кто это, чем занимается, где получить образование, зарплата, путь к профессии и экзамены для поступления

Редактор (от лат. redactus – приведенный в порядок) – это специалист, профессионально занимающийся редактированием, т.е. подготовкой к выходу в свет произведений (статей, литературных произведений), а также подготовкой к выпуску изданий в целом (книг, журналов, интернет-изданий).

Краткое описание

Сегодняшние книги, газеты и журналы издаются не только на бумаге. Они могут выходить в виде компакт-дисков для чтения, просмотра и даже для прослушивания (аудиокниги). Кроме того, многие периодические издания давно и успешно существуют в Интернете.

К обязанностям редактора относятся разработка концепции будущего издания, заказ (или поручение) написания текстов, оценка авторского текста и его литературная обработка. Также редактор работает с иллюстраторами и художниками-оформителями, корректорами и верстальщиками. В крупных книжных издательствах проблемами художественного оформления занимается художественный редактор. Он разрабатывает концепцию оформления вместе с редактором издания и затем ее реализует.

В крупных издательствах обычно происходит разделение труда между редакторами.

Главный редактор отвечает за стратегию всего издательства, определяет его тематику и, совместно с финансовым директором, маркетинговую политику издательства. Ему подчиняются редакторы отделов, редакций или серий. Они работают с авторами, заказывают рукописи, оценивают готовые рукописи, принимают решение о доработке и непосредственно в этой доработке участвуют.

Часто книжные издательства приглашают для работы над рукописями литературных редакторов со стороны. А если необходимо оценить материал с научной точки зрения, приглашают научных редакторов – специалистов в конкретной области знаний (медицина, химия, литературоведение и т.д.).

Мнение эксперта
Иван Беспалов
Экономист по образованию. Занимал руководящие должности в крупных корпорациях.

Будущее профессии редактора, безусловно, будет сформировано развитием технологий и изменением потребностей общества. С увеличением объема информации, которую производят различные медиа-платформы, возрастет необходимость в квалифицированных редакторах, способных работать с текстами, выбирать важное и уметь донести это до аудитории. Использование искусственного интеллекта и автоматизированных инструментов редактирования значительно упростит некоторые рутинные процессы, но творческая составляющая и человеческое восприятие останутся важными и востребованными.

Параллельно с развитием цифровых технологий, редакторы будут все чаще заниматься многогранными задачами, включая создание контента, его продвижение и взаимодействие с читателями через социальные сети. Умение адаптироваться к новым формам контента, таким как видео и подкасты, станет критически важным. Таким образом, редакторы будут выполнять роль не только корректора текста, но и широкого эксперта по коммуникациям, что откроет новые горизонты в их карьере.

В конечном итоге, профессия редактора будет продолжать эволюционировать, обеспечивая важную связь между авторами и аудиторией. Творческое мышление, навыки критического анализа и способность эффективно работать с информацией станут ключевыми факторами для успешных редакторов будущего. Данный тренд подчеркивает роль редактора как стратегического партнера в мире информации, который может не только улучшить текст, но и влиять на восприятие и понимание содержания.

Обучение на Редактора

В крупных газетах и журналах, в интернет-издательствах, как правило, работают штатные литературные редакторы. Они отвечают за литературную грамотность текстов. Иногда вмешательство редактора в текст оказывается очень значительным. Он литературно обогащает, а иногда полностью переписывает статьи, написанные непрофессиональными авторами. При этом не только устраняются ошибки, но и меняется стилистика в целом и даже структура статьи. Такое вмешательство называется рерайтом.

Литературные редакторы в периодике работают под руководством главного и выпускающего редакторов. Если главный редактор отвечает за единую редакционную политику газеты или журнала, то выпускающий – за ее конкретное воплощение в каждом выпуске. Выпускающий редактор отвечает за своевременный выход газеты или журнала, взаимодействует с типографией, координирует работу журналистов, литературного редактора, корректора, иллюстраторов, верстальщика и главного редактора, если он участвует в качестве автора (например, пишет в «Колонку главного редактора»).

Выпускающий редактор участвует в разработке планов публикаций, вносит предложения по размерам гонораров, замещает главного редактора в его отсутствие и т.д.

Работа над интернет-сайтом ведется иначе, там некоторые функции выпускающего редактора выполняет контент-менеджер либо руководитель интернет-проекта. Интересно, что в разных редакциях разделение труда происходит по-разному.

В некоторых журнальных и газетных редакциях работают редакторы по работе с авторами (ищут авторов, формулируют задания для них и пр.), редакторы иллюстраций (бильдредакторы). В других эти обязанности выполняет выпускающий редактор.

Что касается руководящих должностей, то помимо главного и выпускающего редакторов, в периодике существуют ответственный секретарь и шеф-редактор.

Ответственный секретарь – грань между ним и выпускающим редактором порой неразличима, и в некоторых редакциях выпускающий редактор именуется ответственным секретарем (и наоборот). Главное различие в том, что ответсек больше ориентирован на технологию процесса, а выпускающий редактор контролирует содержание выходящих газет и журналов.

Шеф-редактор необходим тогда, когда в издательском доме выходит сразу несколько изданий, и главный редактор не может заниматься ими всеми с должной отдачей. Шеф-редактор проводит издательскую политику в конкретной газете или конкретном журнале.

Есть такое заблуждение, что редактор – это человек, который лишь правит чужие тексты. Но все выдающиеся редакторы – от А. Пушкина с его «Современником» до П. Гусева, руководящего «Московским комсомольцем», – люди пишущие. Для работы редактором (независимо от места работы и конкретной должности) необходимо хорошее гуманитарное образование и умение создавать собственные тексты, понимать природу слова, различных жанров и стилей «изнутри». При этом желательно иметь диплом редактора, журналиста, литературного сотрудника или филолога. Однако редактор должен хорошо разбираться в тематике своего издания и постоянно развиваться в этом направлении. Часто редакторами (научными и даже главными) становятся специалисты в соответствующих областях. Например, профессиональный биолог может руководить журналом о животных.

Интересный факт

Редактор — это не только мастер слов, но и обладатель уникальных навыков критического мышления. Например, согласно интересным исследованиям, редакторы часто могут заметить и исправить ошибку лишь за доли секунды, в то время как обычному читателю может понадобиться гораздо больше времени.

Также существует малоизвестный факт: некоторые редакторы используют методы майндфулнеса и медитации, чтобы улучшить свою концентрацию и повысить креативность. Эти техники помогают им лучше сосредоточиться на тексте и выявить его внутренние проблемы.

И, наконец, удивительно, но в XXI веке редакторы все чаще становятся основными «проводниками» по миру искусственного интеллекта. Они учатся взаимодействовать с AI, чтобы оптимизировать процесс редактирования и создавать более качественный контент.

Зарплата редактора на январь 2025

25000—70000₽
Москва 45000—120000₽

Вопросы по теме

Как редакторы адаптируют тексты для различных аудиторий?

Редакторы учитывают множество факторов, чтобы адаптировать тексты под конкретную аудиторию. Это включает в себя изучение предпочтений читателей, их интересов и уровня знаний по рассматриваемой теме. Например, для молодежной аудитории редактор может использовать более неформальный стиль, включать сленг и современные культурные ссылки, в то время как для академической аудитории важнее соблюдение строгого языка и формальной структуры. Также редакторы могут изменять тональность и насыщенность текста, в зависимости от того, хотят ли они увлечь читателей или предоставить им более детализированную и серьезную информацию.

Какие наиболее распространенные ошибки допускают начинающие редакторы?

Начинающие редакторы часто сталкиваются с несколькими типичными ошибками. Одна из них – недостаточная внимательность к деталям. Часто они упускают опечатки, грамматические ошибки или несоответствия в контексте, что может повлиять на восприятие текста. Также бывает, что молодые редакторы слишком сильно стараются изменить стиль автора, теряя при этом уникальность оригинала. И еще одна частая ошибка – неумение работать с обратной связью, когда редактор не готов принимать конструктивные замечания и учиться на них. Все эти аспекты требуют постоянного самосовершенствования и практики.

Как редактор может улучшить свою креативность и находчивость при работе с текстом?

Для улучшения креативности редактору полезно регулярно читать разнообразные жанры литературы и контента, чтобы расширить свои горизонты и черпать вдохновение из различных источников. Также полезно практиковаться в написании собственных текстов, так как это помогает лучше понять, как строятся идеи и формулировки. Участие в воркшопах или мастер-классах по креативному письму может дать новые инструменты и техники для работы. Наконец, взаимодействие с другими профессионалами в данной области и обмен опытом тоже способствует развитию креативности редактора.

Об авторе

Роман Кожин

В прошлом руководитель кредитного отдела в банке. В настоящем интернет-предприниматель, занимаюсь инвестициями на фондовом рынке. Активный пользователь банковских услуг.

Комментарии

Оставить комментарий