Режиссер-постановщик: обязанности, учеба, зарплата и путь к профессии

Режиссер-постановщик (фр. régisseur, от лат. rego управляю) — руководитель творческой группы, работающий над созданием фильма, спектакля или шоу.

Кто такой режиссёр?

Мнение эксперта
Иван Беспалов
Экономист по образованию. Занимал руководящие должности в крупных корпорациях.

Профессия режиссера-постановщика будет продолжать развиваться в условиях стремительного прогресса технологий. С появлением новых форматов контента, таких как виртуальная и дополненная реальность, возможности для реализации творческого потенциала расширятся. Режиссеры смогут использовать инновационные инструменты, чтобы создавать уникальные визуальные и эмоциональные переживания для зрителей, что повысит их значимость в индустрии развлечений.

С другой стороны, конкуренция в области кино и телевидения будет возрастать. Новые платформы для дистрибуции контента, такие как стриминговые сервисы, требуют от режиссеров гибкости и способности адаптироваться к меняющимся запросам аудитории. Это станет важным аспектом успешной карьеры, и Владельцы платформ будут искать талантливых режиссеров, способных привносить свежие идеи и нестандартный подход в процесс создания контента.

Кроме того, растет интерес к социальным и культурным темам, что открывает новые горизонты для режиссеров-постановщиков. Их работы могут служить важным инструментом для обсуждения актуальных проблем общества, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению их значимости как общественных деятелей. Таким образом, профессия будет оставаться востребованной, комбинируя традиционное искуство с современными вызовами времени.

Особенности профессии

Режиссер-постановщик отвечает за художественную составляющую произведения. Под его руководством работают актёры, операторы, звукорежиссёр, художник-постановщик, постановщик движений и пр. Литературной основой служит сценарий или пьеса, и режиссёр-постановщик далеко не всегда является их автором. Но в итоге именно он отвечает за то, что увидит зритель. С его именем будут связывать успех или провал проекта.

Режиссёр-постановщик может специализироваться на постановке игровых или документальных фильмов, театральных спектаклей, цирковых программ, музыкальных шоу, массовых мероприятий.

Обычно режиссёра-постановщика называют просто режиссёром,  т.к. и без уточняющего «прицепа» ясно, что он отвечает за постановку. Это касается любого режиссёра-постановщика, независимо от специализации.

Опишем некоторые варианты этой профессии.

В театре режиссёр руководит творческим коллективом, занятым в постановке:  выбирает актёров, работает с ними над ролями, вместе со звукорежиссёром и художником сцены продумывает оформление спектакля и пр. При этом он подчиняется творческому руководителю театра (если сам не является таковым), и они совместно выбирают пьесы для постановки.Организационные вопросы в процессе репетиций и во время представления ему помогает решать помощник режиссёра. Он взаимодействует с  техническими службами, актёрами, следит, чтобы во время спектакля всё происходило без заминок.

Цирковое искусство радикально отличается от театрального. Так же, как отличается от театральной цирковая труппа: цирковые артисты работают династиями, годами отрабатывают свои номера.  Они часто сопряжены с риском для жизни. Кроме того, труппа цирка – это не только люди, но и дрессированные животные. Цирк работает для развлечения публики, и главная задача циркового режиссёра – сделать каждый номер как можно ярче и зрелищнее. Всё это вносит свою специфику в работу циркового режиссёра. Однако принципы его работы схожи с работой театрального режиссёра. Он продумывает интригу представления, работает с артистами, художником-постановщиком, инженерами-конструкторами, бутафорами, осветителями, звукорежиссёром и др. участниками циркового шоу.

Кино – это сложный производственный процесс. (Как и телевидение.). У кинорежиссёра есть целая бригада помощников: второй режиссёр, режиссёр по работе с актёрами, помощник режиссёра (ассистент режиссёра, который ведёт хронометраж отснятого материала), консультанты и пр.

Хотя как минимум двое из этой бригады и обозначаются словом «режиссёр», они выполняют другие задачи. Например, второй режиссёр (в западном кино – First Assistant Director) помогает режиссёру-постановщику при разработке режиссёрского сценария, формулирует информацию для художников по гриму, по костюму, для ассистентов по актёрам  и пр., планирует съёмочный процесс. И следит, чтобы весь производственный процесс шёл без сбоев, чтобы каждый раз съёмочная площадка была готова к работе, актёры и костюмеры были на своих местах и т.д. Это очень большой объём работы, и обычно у кинорежиссёра два вторых режиссёра. Режиссёр по работе с актёрами (он же ассистент по актёрам, директор по кастингу) ищет подходящих исполнителей на роли, организует их фото- и кинопробы.

Главное организационное бремя при создании фильма несут продюсеры, которые занимаются вопросами бюджета, дистрибуции и т.д. Продюсер фильма отвечает и за привлечение ключевых участников процесса, в том числе режиссёра, если, конечно, тот сам не является инициатором постановки. И продюсеры, и режиссёр подчиняются руководству киностудии. Работа режиссёра над фильмом начинается со сценария. Он может взять готовый сценарий, а может написать его сам или в соавторстве с профессиональным сценаристом. Он может взять за основу готовое литературное произведение или совершенно свежий сюжет. Даже если кинорежиссёр ставит фильм на готовый сценарий, он его дорабатывает по-своему: посекундно и покадрово расписывает план съёмки каждой сцены. В результате получается режиссёрский сценарий. Он обязательно изучает материалы, связанные с темой фильма, обращается к специалистам, которые могут его проконсультировать в каких-то вопросах. Участвует в составлении сметы, вместе с продюсером и вторым режиссёром намечает план работы. Вместе с художником-постановщиком, главным кинооператором, звукорежиссёром обсуждает художественную концепцию фильма и его оформление, утверждает эскизы, разработки, декорации и пр.  Вместе с композитором и звукорежиссёром намечает экспликацию звука (график-схему). Отбирает актёров (с помощью ассистента по кастингу), работает с каждым из них над ролью, проводит репетицию сцен и т.д. Руководит съёмками. Когда съёмочный процесс завершён, отбирает нужные дубли, руководит процессом монтажа и озвучания.

Некоторые режиссёры успешно совмещают работу в театре и кино. Например, художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров стал известен еще в 1960-е годы как театральный режиссёр. Возглавив театр в 1973 г. (в то время – Московский театр им. Ленинского Комсомола), он очень быстро вывел его в разряд самых популярных в Москве. Каждый спектакль Захарова – событие театральной жизни столицы: «Поминальная молитва», «Королевские игры», «Варвар и еретик», легендарный «Юнона и Авось» и множество других. В то же время, он автор замечательных фильмов, любимых миллионами: «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона».

Интересный факт

Одним из необычных аспектов профессии режиссера-постановщика является то, что многие из них предпочитают действовать интуитивно, опираясь на свои эмоциональные реакции во время работы. Это может привести к спонтанным изменениям в сценарии или задумках, что позволяет создавать уникальные и неповторимые произведения искусства.

Еще одним малоизвестным фактом является то, что режиссеры-постановщики иногда используют методы, заимствованные из психологии, чтобы лучше понять своих героев и передать их внутренний мир. Например, они могут применять техники сценического анализа, чтобы углубить характеры персонажей и сделать их более реалистичными для зрителей.

Как ни странно, среди режиссеров-постановщиков существует немало примеров людей, ранее имевших совсем другие профессии, такие как инженеры или художники. Это разнообразие жизненного опыта может обогатить их подход к созданию фильмов и спектаклей, привнося в работу нестандартные идеи и решения.

Рабочее место

Режиссёр-постановщик может работать в кино, на телевидении,  в театре, цирке и пр. – в зависимости от специализации. Хотя некоторые режиссёры с успехом реализуют себя в разных областях.

Распространенные заблуждения

Существует множество заблуждений относительно профессии режиссера-постановщика, которые могут вводить в заблуждение тех, кто интересуется этой областью. Одно из самых распространенных misconceptions заключается в том, что режиссером может стать любой человек, который любит кино. На самом деле, для успешной работы в этой сфере необходимы не только творческие способности, но и глубокие знания о cinema, а также умение работать в команде и организовывать процессы.

Еще одно заблуждение связано с тем, что режиссеры-постановщики полностью контролируют творческий процесс. На практике это не всегда так. Режиссер работает в тесном сотрудничестве с продюсерами, сценаристами, художниками и другими специалистами, что требует умения находить компромиссы и учитывать мнения других участков команды.

Некоторые считают, что режиссер — это только человек, который дает указания актерам. В действительности, работу режиссера нельзя свести только к этой функции. Он также занимается разработкой концепции спектакля или фильма, анализирует сценарий, ведет работу с камерой, светом и другими аспектами визуального выражения.

Кроме того, существует мнение, что успех режиссера зависит только от его таланта. На самом деле, многие режиссеры добиваются успеха благодаря настойчивости, удачному выбору проектов и способности к сотрудничеству. Нередко на крыше успеха играет сеть профессиональных знакомств и управленческих навыков.

Наконец, существует миф о том, что режиссеры-постановщики могут работать исключительно в одном жанре. На самом деле, многие из них меняют жанры и стили в зависимости от проекта, что требует от них высокой гибкости и многообразия навыков.

Зарплата режиссера-постановщика на январь 2025

25000—60000₽
Москва 55000—120000₽

Важные качества

Профессия режиссёра-постановщика предполагает артистизм, образное мышление, хороший интеллект, широкий кругозор, воображение, самодисциплину, высокую трудоспособность и лидерские качества. И ещё одно важное качество – чувство современности. Режиссёр должен чувствовать, насколько актуальна та или иная тема, идея в современном мире.

Знания и навыки

Режиссёр должен владеть теорией и практикой режиссуры, актерского мастерства, основами сценического и музыкального оформления, операторского искусства, понимать законы драматургии. Очень важны познания в области истории литературы, изобразительного искусства, театра, кино. Необходимо знание классических и современных  произведений драматургии, кинематографа. Желательно знание иностранных языков.

Обучение на Режиссера-постановщика

Драматический и музыкальный театр

  • Российский университет театрального искусства – ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры драмы
  • Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. Факультет искусств. Специальность «Режиссура театра»
  • Театральном институте им. Б. Щукина. Режиссёрский факультет. Специальность «Режиссура театра»

И др. вузы театрального искусства.

Цирк, шоу-программы

  • Российский университет театрального искусства – ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры цирка. Специальность «Режиссура цирка»
  • Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ). Театрально-режиссерский факультет. Специальность «Режиссура театра». Специализация «Режиссура эстрады». Специальность «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Специализации: «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и  «Режиссура шоу-программ».
  • Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Направление «Режиссура театрализованных представлений и праздников»

Кино и телевидение

  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Режиссерский факультет. Специальности: «Режиссура игрового кино», «Режиссура неигрового кино», «Режиссура анимационного фильма»;
  • Высшие курсы кино и телевидения ВГИК. Профессии: «Кинорежиссура», «Режиссура неигрового кино- и телефильма»;
  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР). Факультет режиссуры ТВ и мультимедиа.

Вопросы по теме

Что является наибольшим вызовом для режиссера-постановщика в современном кинематографе?

Одним из крупнейших вызовов для режиссера-постановщика в современном кинематографе является необходимость адаптироваться к постоянно меняющимся технологиям. С развитием цифровых эффектов, виртуальной реальности и новых платформ дистрибуции, режиссеры должны быть готовы применять инновационные подходы и находить гармонию между традиционным искусством и современными техническими возможностями. Это требует не только творческого мышления, но и глубоких знаний в области технологий и студийной инфраструктуры, что может стать препятствием для более традиционно настроенных режиссеров.

Каковы основные отличия между театральным и кинематографическим режиссурой?

Основные отличия между театральной и кинематографической режиссурой заключаются в методах работы с актерами и в задачах, которые ставятся перед обоими формами искусства. В театре режиссер чаще всего работает с текстом пьесы и ограниченным пространством сцены, что требует большой концентрации на живом взаимодействии между актерами. В кинематографе режиссер имеет больше возможностей для использования различных ракурсов камеры, монтажа и специальных эффектов, что позволяет рассказывать историю более визуально разнообразно. Однако в обоих случаях важно создать эмоциональную связку между зрителем и персонажами, что объединяет эти две дисциплины на глубоком уровне.

Какие навыки являются ключевыми для успешного режиссера-постановщика?

Для успешного режиссера-постановщика важны несколько ключевых навыков: творческое мышление, отличное чувство стиля и ритма, лидерские качества для организации работы команды и умение работать под давлением. Кроме того, знание сценарного мастерства и основ актерского мастерства позволяет ему эффективно взаимодействовать с актерами. Коммуникационные навыки также имеют решающее значение — режиссер должен уметь четко articulировать свои идеи и видение всей команде, включая сценаристов, операторов, художников и монтажеров. Наконец, понимание технических аспектов производства фильма или театральной постановки значительно расширяет возможности режиссера и помогает ему лучше осуществлять свои креативные замыслы.

Об авторе

Роман Кожин

В прошлом руководитель кредитного отдела в банке. В настоящем интернет-предприниматель, занимаюсь инвестициями на фондовом рынке. Активный пользователь банковских услуг.

Комментарии

Оставить комментарий