В мире бизнеса всегда присутствуют три категории людей. Первая категория включает в себя квалифицированных специалистов, которые решают начать собственное дело. Например, это может быть высокопрофессиональный врач, открывающий свою клинику. Вторая категория — это обеспеченные люди, готовые инвестировать свои средства в различные проекты с целью получения прибыли. Большинство из этих двух групп, как правило, добиваются финансового успеха. Однако существует еще третья категория — это лица без специальной подготовки и капитала. Их можно назвать новичками. В этой группе уровень неудач близок к 99%. Они часто выбирают области, которые кажутся им простыми, но на самом деле оказываются крайне сложными.
Наш следующий гость программы «Мой Рубль» вложил значительные средства в, казалось бы, перспективный бизнес по ремонту шин, но отсутствие опыта и нужных знаний привело его к мучительным и однообразным неудачам. Несмотря на настойчивый труд и упорство, его доходы остаются практически нулевыми. Главный герой этого случая обращается за советом к опытным предпринимателям, надеясь получить полезные рекомендации, которые помогут ему выйти хотя бы на небольшой доход. Редакция журнала обращается к читателям с призывом не оставаться равнодушными и поддержать нашего героя своими советами и комментариями.
Содержание
С чего все началось
Здравствуйте, дорогие читатели журнала! Меня зовут Игорь, я родом из Волгограда, и мне 27 лет. У меня есть некоторый опыт в предпринимательстве, которым мне бы хотелось поделиться. Я вложил значительную сумму в свой бизнес, но, к сожалению, он развиваясь очень медленно. Медленно – это значит, что дела продвигаются, но я практически не получаю прибыль. Были месяц, когда спрос на услугу был устойчивым, и я заработал примерно 150 тысяч рублей, но в остальное время все идет не так хорошо. Я решил поделиться своей историей с читателями и надеюсь получить советы от тех, кто разбирается в этом вопросе, или хотя бы дельные рекомендации. Я заинтересован в будущем своего бизнеса и не могу определиться: стоит ли мне продолжать вкладывать в него средства или лучше продать. Я организовал пункт шиномонтажа и хочу рассказать об этом опыте.
Шиномонтаж может показаться прибыльным бизнесом, учитывая постоянный спрос на услуги по ремонту и замене шин, особенно в сезоны смены резины. Тем не менее, чтобы добиться успеха, важно учитывать множество факторов, таких как местоположение, конкуренция и уровень услуг. Инвестиции в оборудование и обучение персонала могут составить значительные суммы, и при недостаточном маркетинге и нерегулярном потоке клиентов даже 600,000 рублей могут оказаться неэффективно вложенными.
Клиенты требуют качественного обслуживания, быстрой работы и доступных цен. В условиях высокой конкуренции шины могут перестать быть дорогостоящим товаром и начать восприниматься как обычная услуга. Неправильный подход к ценообразованию или недостаток продвижения может привести к тому, что владельцы шиномонтажных мастерских будут оказывать услуги без должного уровня дохода, что, в свою очередь, делает бизнес тяжелой работой. Даже если первоначальные инвестиции кажутся разумными, выход на прибыльный уровень может занять гораздо больше времени, чем ожидалось.
Опыт показывает, что успешный шиномонтаж требует не только технику и оборудование, но и грамотное управление, включая маркетинг и взаимодействие с клиентами. Без этого реальная прибыль может оставаться на уровне нуля, и предприниматели могут столкнуться с жестокой реальностью того, что вложенные средства не обеспечивают возврата, а бизнес оказывается лишь источником постоянных затрат и физической нагрузки.
Неприятности на работе
После службы в армии я устроился на работу в сеть автозаправок ЛУКОЙЛ, где проработал до 2016 года. На моей станции произошел неприятный инцидент: сначала начали поступать многочисленные жалобы на недолив, а затем приехала «контрольная закупка», которая подтвердила наличие махинаций с топливом. В результате разбирательств всех рядовых сотрудников попросили написать заявления на увольнение, а на руководство завели уголовные дела. Я остался без работы. Пытался устроиться в другие компании, но в крупные автозаправочные сети меня не приняли, видимо, слухи о ситуации дошли и до них. К тому же в других местах меня не устраивала предлагаемая заработная плата и условия труда.
Оказавшись без работы, я стал разрабатывать идеи для небольшого бизнеса. У меня были сбережения, которые я собирался вложить в собственное дело, но определиться с направлением мне было сложно.
Я начал смотреть видео о мелком бизнесе и в голову пришла идея открыть шиномонтаж. Как утверждали эксперты, это несложный и прибыльный вид деятельности, требующий незначительных вложений. К тому же я вспомнил о вагончике, который стоял на даче у моего деда. Я мог использовать его для открытия небольшой мастерской или магазина. Однако для магазина он был слишком стар и нуждался в ремонте, а вот для шиномонтажа подошел бы идеально. Убедившись в своем желании открыть шиномонтаж, я взялся за сбор информации и создание бизнес-плана.
Именно так в своих мечтах я представлял этот бизнес.
Мое планирование
Собрав определенное количество данных, я сформировал перечень необходимых затрат и оборудования для своего бизнеса. К каждому элементу списка я сразу же указал стоимость расходов. В своей работе я опирался на бюджетное китайское оборудование.
В итоге у меня получилось следующее:
- аренда участка на проезжей части на один месяц – 15″nbsp;000 руб.
- строительство бетонной площадки под вагончик – 30″nbsp;000 руб.
- вагончик в собственном распоряжении (без дополнительных затрат)
- ремонт вагончика, установка надежной проводки и счетчика – 13″nbsp;000 руб.
- транспортировка вагончика на место установки – 8″nbsp;000 руб.
- станок для шиномонтажа – 65″nbsp;000 руб.
- полуавтоматический балансировочный стенд – 90″nbsp;000 руб.
- вулканизатор – 9″nbsp;000 руб.
- ресивер для накачки – 11″nbsp;000 руб.
- емкость для погружения колес – 8″nbsp;000 руб.
- компрессор – 45″nbsp;000 руб.
- два подкатных домкрата – 6″nbsp;500 руб.
- пневматический ключ – 4″nbsp;000 руб.
- вспомогательный инструмент, включая ключи, головки, монтировки и прочее – 12″nbsp;000 руб.
- установка, монтаж, шланги, строительный фен и прочие материалы – 15″nbsp;000 руб.
- транспортные, рекламные и прочие затраты – 15″nbsp;000 руб.
- расходные материалы (латки, грузики и т.д.) – 8″nbsp;000 руб.
- документы для регистрации ИП – 3″nbsp;000 руб.
- итоговая сумма предполагаемых расходов – 357″nbsp;500 рублей.
Таким образом, мой расчет выглядел именно так. На различных ресурсах в интернете суммы вложений в данный бизнес варьировались: находились варианты по 200″nbsp;000 или даже 500″nbsp;000 рублей. Меня устроила полученная сумма. У меня было 240″nbsp;000 рублей из своих средств, а остальные планировал взять в кредит. Я заранее посчитал сумму ежемесячных платежей по кредиту на три года – это составляло 9″nbsp;500 рублей. При таком подходе общие выплаты в банк и аренда земли составили бы 24500 рублей в месяц. Эта сумма была немного меньше моего дохода на предыдущем месте работы, и психологически мне было непросто смириться с такими расходами.
Кроме того, мне трудно было представить, как я буду себя ощущать в роли бизнесмена. Ранее у меня не было опыта в продажах или маркетинге. Я трудился в сфере обслуживания, и сам бизнес казался мне очень далеким. Но, тем не менее, я решил сделать инвестиции.
Несмотря на страх и сомнения, я обращал внимание на других предпринимателей и старался брать с них пример. У других получается работать, значит, и у меня все получится! С таким настроем я принялся за дела.
Ориентировочный расчет рентабельности (так делал я)
Сначала я решил изучить работу других станций шиномонтажа: мне нужно было узнать о всех предоставляемых услугах, ознакомиться с ценами на эти услуги и оценить примерный поток клиентов. Также мне хотелось четко определить сезонные колебания в данной сфере бизнеса. В связи с этим я сел за руль своего автомобиля и отправился на ближайшую шиномонтажную станцию.
Я посетил данное место в роли клиента, чтобы отремонтировать запасное колесо. Его проклеили и произвели балансировку. За работу с меня взяли 170 рублей. Ремонт занял около 10 минут. Кроме меня, на обслуживание прибыли еще два автомобиля. Я понаблюдал за выполнением работ и посчитал стоимость их обслуживания.
Одной из машин мастер снял колесо и выполнил его ремонт, что обошлось в 50 + 70 = 130 рублей. Второй автомобиль подвергся замене резины на двух передних колесах, работа стоила (50 + 70 + 70) × 2 = 380 рублей. Весь объем работ был выполнен за чуть менее часа. Общий доход шиномонтажной станции за час моего нахождения составил 170 + 130 + 380 = 680 рублей.
После этого я начал рассчитывать ориентировочную чистую прибыль, которую получил шиномонтаж за этот час. Я знал, что оптовая стоимость одной латки варьируется от 3 до 10 рублей. На указанный ремонт мастер использовал две латки. Даже учитывая максимальную стоимость электрического оборудования, работавшего в тот момент, можно подсчитать приблизительные затраты. Из всего используемого оборудования были задействованы:
- компрессор мощностью 6 кВт/ч;
- станок для шиномонтажа — 5 кВт/ч;
- балансировочный стенд — 3 кВт/ч;
- освещение и прочее — 0.5 кВт/ч.
Общая потребляемая мощность составила – 14.5 кВт/ч.
Эти данные были приблизительными, так как на тот момент у меня не было собственного оборудования, и я не обладал точной информацией. По моим подсчетам, общая мощность оборудования составила 14.5 кВт. Даже если предположить, что устройства работали целый час без перерыва, затраты на электричество составили 14.5 × 6 = 87 рублей. По моим данным, шиномонтажка заработала 680 рублей. От этой суммы я вычел расходы: 680 – 20 (2 латки) – 87 (электричество) = 573.
Емкость, которую купил с оборудованием. Но она не удобная и занимает много места. Сейчас она стоит у меня дома мертвым грузом, а шины проверяю в тазике.
Кроме того, мне стало известно, что большинство мастерских использует схему оплаты 60/40, где мастер получает 40% от прибыли, а предприниматель — 60%. В результате я вычислил, что мастерская заработала 343 рубля чистого дохода с этой суммы.
Затем я решил применить данную схему к своей ситуации. Если аренда земельного участка составит 15 000 рублей, то затраты на аренду в день составят 500 рублей. При доходе 343 рубля за час и двенадцатичасовой смене, я смогу зарабатывать 4 116 рублей ежедневно. Вычтя аренду, оставшуюся сумму я смогу оставить себе.
Таким образом, при ежедневной работе такая точка может принести около 100 000 рублей в месяц. Мой первоначальный расчет показал высокую рентабельность, что меня вполне устраивало.
Однако я наблюдал за популярной точкой, которая предлагает дополнительные услуги: ремонт дисков, мойку колес и продажу б/у резины. Эти предложения привлекали многих клиентов, которые регулярно приезжали туда. Я провел там более шести часов и заметил, что за это время прошло 14 автомобилей. Я не мог точно сказать, какие услуги им предоставлялись, но среди них были несколько минивэнов и джипов, что указывает на более дорогие виды ремонта. В итоге, я подсчитал доходы этой точки и на основании этого решил открыть свою шиномонтажную мастерскую.
Что получилось в реальности
Сначала я оформил кредит на сумму 350 000 рублей и начал искать подходящее место. Я запланировал выделять 15 000 рублей ежемесячно на данные цели, и мне нужно было найти участок земли, чтобы уложиться в этот лимит.
Я искал варианты через объявления, с помощью риелторов, а также самостоятельно. Пытался получить землю от города, но вскоре отказался от этой идеи из-за высокой цены и долгого бюрократического процесса, который требовался для оформления земли под коммерческое использование. Все предложения, которые я получал, были слишком большими и дорогими для установки небольшого вагончика. Риелторы тоже представлены варианты, но ни один из них не подошел мне. Хотя я и не пользовался их услугами, они подтолкнули меня к интересной мысли. Я начал искать подходящие участки и выяснять, кому они принадлежат. В основном это были земли предприятий вдоль проездных дорог. Этот метод оказался удобным, потому что на всех этих объектах было промышленное электричество, которое можно было использовать для питания оборудования.
После месяца поисков я наконец нашел подходящий вариант. Мне предложили небольшой участок земли, который ранее принадлежал фабрике. Арендная плата составила 12 000 рублей в месяц.
Однако у этого места были два серьезных недостатка. Оно находилось на краю территории, и рядом не было электричества. Для подключения ко сети мне пришлось бы за свой счет приобрести 120 метров кабеля и щиток. Самый дешевый алюминиевый кабель на такую длину стоил около 10 000 рублей. Но энергетик данной организации предложил мне б/у кабель, который был значительно дешевле. Обдумав всё еще раз, я решил двигаться вперед с реализацией своей идеи.
На деле мой бизнес выглядит так. Стыдно даже как-то.
Территория под бизнес, оборудование и персонал
Я начал с подготовки участка, что стало вторым и более серьезным недостатком. Хотя он находился рядом с проезжей частью, его уровень немного ниже, и в дождливые дни там скапливалась большая лужа.
Эту проблему пришлось решать поэтапно. В начале я приобрел б/у плиты ФБС и выложил из них контур участка. Затем заказал шесть грузовых машин с строительным мусором и грунтом в соотношении 3/3. После их доставки следующим шагом было выравнивание и утрамбовка земли. Для этих работ я арендовал трактор, который проводил планировку участка, а затем я сам выполнил трамбовку с помощью виброплиты, тоже взятой в аренду. После этого оставшиеся блоки использовал для заливки фундаментной основы под вагончик, для чего мне понадобился автокран.
Заключительным этапом стало создание бетонной площадки перед установкой вагончика, которую я сделал размером 6×3 метра. Здесь я решил сэкономить: вместо запланированных 12 см, я залил площадку всего в 5 см. Забегая вперед, скажу, что эта площадка разрушилась в течение первого года эксплуатации, так как я ее не армировал должным образом. Подготовка территории обошлась мне в 78 000 рублей.
Следующим шагом было приобретение оборудования. Закупка инвентаря прошла согласно заранее составленному списку. Я выбрал одного российского поставщика, который полностью обеспечил меня оборудованием и расходными материалами. Все это было произведено в Китае. С покупкой и транспортировкой оборудования у меня проблем не возникло.
Пока оборудование находилось в пути, я занялся обустройством вагончика. Для этого я нанял двух помощников. Сначала мы очистили вагон от ненужного мусора и хлама. Затем убрали лишние перегородки, заменили прогнившие доски, заделали поврежденную обшивку, обшили стены фанерой, установили дополнительные двери и вставили отсутствующие стекла. После завершения всех работ я покрасил вагон снаружи. Когда краска высохла, профессиональный электрик провел надежную силовую проводку. Затем я вызвал автокран с платформой и перевез вагон на место. Ремонт, транспортировка и установка вагончика обошлись мне в 31 000 рублей.
На месте вагон был подключен к электричеству. Все было готово к работе, но оборудование еще не прибыло. В этот момент я решил найти человека, который научит меня ремонтировать автомобильные колеса. На поиск работника у меня было примерно 10 дней, поэтому я разместил объявление на Авито и начал подбор.
Подбор кадров — дело непростое. Я сам не слишком разбираюсь в этом. У меня есть автомобиль, и я лишь поверхностно знаком с его устройством. Иногда сам меняю тормозные колодки или масло, но шины ни разу не менял. Мне нужно было разобраться во всем самостоятельно и при этом найти работника. Я, конечно, пересмотрел множество роликов о работе на шиномонтажке, но сам ничего не пробовал. Я также не знал, какие именно лапки, жгуты и другие расходники мне понадобятся. Заказал то, что мне посоветовал поставщик.
Все нюансы работы нужно было осваивать и испытывать на собственном опыте.
После размещения объявления начали поступать звонки. Прошедших на собеседование я приглашал прямо в вагончик. Первый пришедший ко мне монтажник с опытом сразу задал вопрос, будет ли здесь шиномонтажка, на что я подтвердил. Он сказал, что это место не «зайдет» и будут только проезжие. Аргументы он не привел, но это сильно меня расстроило. Он только отметил, что здесь раньше открывались, но через полгода закрывались. Даже обсуждать условия он не стал и просто ушел.
Обстановка внутри.
Этот разговор вызвал у меня довольно серьезные опасения, но ситуации уже не исправить. С тех пор я обратил внимание на окружающую меня территорию, и, проходя по своей улице, не заметил ни одной шиномонтажной мастерской, хотя дорога была достаточно загружена. Вблизи, в километре от моего места, располагался гаражный кооператив с похожей мастерской и множеством других маленьких автосервисов.
В дальнейшем, исследуя район, я обнаружил несколько точек, куда обращались местные жители. Тем не менее, я решил развивать свой бизнес.
После первой встречи я пообщался с несколькими людьми. Не все они произвели на меня хорошее впечатление, и из-за этого я решил установить систему видеонаблюдения в своем вагончике. Невозможно знать, с кем придется взаимодействовать, и не хотелось оставлять свою точку без внимания.Некоторым я не нравился, и они уходили разочарованными, но всё же один парень согласился стать моим помощником на условиях 50/50. Пришло оборудование, и мы начали его устанавливать. На первый взгляд техника казалась игрушечной и недостаточно мощной, что было очевидно из-за её низкой стоимости. После установки мы приступили к тестированию. Мы разбирали и собирали колеса с моего автомобиля, проводили балансировку. Я также учился работать как мастер и набивал руку.
В это время, по вечерам, я работал над составлением прайса. Вот пример цен, которые я установил на момент открытия:
Балансировка
Обычный груз | Цена | Самоклеящийся груз | Цена |
R-13 | 60 | 70 | |
R-14 | 70 | 80 | |
R-15 | 80 | 90 | |
R-16 | 80 | 100 | |
R-17 | 90 | 110 | |
R-18 | 110 | 130 | |
R-19-20 | 130 | 190 | |
R-21-22 | 150 | 200 | |
Ремонт шины латкой, жгутом
Ремонт латкой | Цена | Ремонт жгутом | Цена |
R-13 | 40-50 | 100 | |
R-14 | 40-50 | 100 | |
R-15 | 50-60 | 100 | |
R-16 | 60-70 | 100 | |
R-17 | 70-80 | 100 | |
R-18 | 80-90 | 100 | |
R-19-20 | 80-90 | 100 | |
R-21-22 | 90-100 | 100 | |
Ремонт камер, герметизация борта
Ремонт камер | Цена | Герметизация борта | Цена |
R-13 | 40 | 40-50 | |
R-14 | 40 | 40-50 | |
R-15 | 40 | 60-80 | |
R-16 | 40 | 60-80 | |
R-17 | 40 | 70-90 | |
R-18 | 40 | 80-100 | |
R-19-20 | 40 | 90-100 | |
R-21-22 | 40 | 100-120 |
Боковой порез, варка, кордовая латка
От 1-3 см 300 руб. | цена | Более 3 см договорная | Цена |
R-13 корд. латка | 300-500 | корд. латка | 300-500 |
R-14 корд. латка | 300-500 | корд. латка | 300-500 |
R-15 корд. латка | 300-500 | корд. латка | 300-500 |
R-16 корд. латка | 300-500 | корд. латка | 300-500 |
R-17 корд. латка | 300-500 | корд. латка | 300-500 |
R-18 корд. латка | 300-500 | корд. латка | 300-500 |
R-19-20 корд. латка | 300-500 | корд. латка | 300-500 |
R-21-22 корд. латка | 300-500 | корд. латка | 300-500 |
Вставка соска | Подкачка | Вставка золотника | Вставка колпачка |
Черный 50 руб. | От R12-R22 | От R12-R22 | От R12-R22 |
Блестящий 60 руб. | 5 руб. | 5 руб. | 5 руб. |
Монтаж, демонтаж шин
Шина | Цена (руб.) |
R-13 | 40 |
R-14 | 50 |
R-15 | 70 |
R-16 | 80 |
R-17 | 90 |
R-18 | 100 |
R-19 | 160 |
R-20 | 160 |
R-21 | 200 |
Мы открылись
После небольшой обкатки оборудования, мы открыли двери. Первые клиенты – полицейские из вневедомственной охраны. Они поменяли колесо, заплатили 120 рублей и уехали. А новые посетители появились только через три дня. Это было очень печально, и я не ожидал подобного.
Люди не заходили к нам. Проезжали мимо, смотрели, но без повода не заходили. Все следовали по привычным маршрутам в известные им места.
Я даже решил съездить и узнать, как дела у конкурентов. У них все шло довольно успешно. Хотя я не понимал, чем наши места отличаются по удобству доступа. У меня улица с интенсивным движением, по которой проезжает множество автомобилей, но клиентов нет. В то время как к ним нужно проезжать участок с асфальтом, изрезанным ямами, и испытывать сложности при выезде с кооператива, но народ все равно едет именно туда. Я не мог этого понять, и это раздражало меня.
После этого я решил отправить друга в качестве клиента, чтобы расспросить конкурентов о нас. Результат оказался неутешительным. Когда мой друг поинтересовался у их мастера о нашей шиномонтажке, тот заявил, что мы им не конкуренты, так как у них оборудование высшего класса, стоимостью в десять раз выше. Он действительно был прав: их техника была серьезной, и клиенты выбирали их. Они не доверяли станкам, которые стояли в моей мастерской.
На другой стороне от меня, приблизительно в трех километрах, расположен огромный шинный центр. Я с наивными надеждами полагал, что смогу привлечь клиентов, но все оказалось гораздо сложнее.
Вот так должен выглядеть прибыльный бизнес. Но такой требует больших вложений.
Результаты и динамика
На протяжении первого месяца нашей деятельности мы смогли обслужить всего 17 клиентов. Заработанные средства едва покрыли затраты на электроэнергию. Дефицит дохода мне пришлось компенсировать за счет собственных средств. Я выплатил своему сотруднику 15 000 рублей, чтобы удержать его на работе. В итоге, аренда и зарплата работника обошлись мне в 30 000 рублей убытка. За месяц я самостоятельно научился устанавливать шины и был готов трудиться у станка, чтобы вернуть вложенные деньги.
Во второй месяц ситуация изменилась и улучшилась в пять раз. Теперь ежедневно приходило по три клиента. Выручка за второй месяц составила 12 150 рублей. Рост был заметен, но вот сколько еще можно будет тратить на такие расходы? В итоге, из своего кармана мне пришлось потратить около 23 тысяч. Больше денег у меня не осталось.
Третий месяц также порадовал низкой динамикой — месячная выручка достигла 19 000 рублей. Я оплатил аренду и долги за электричество. Мой работник ушел, и я сам принялся обслуживать клиентов.
В такие, почти безвыходные условия, прошло еще несколько месяцев, пока не начались холода. Выпал первый снег, и клиенты начали приходить толпами. В это время я взял в помощники молодого человека, который помогал с монтажом и демонтажом колес, пока я переобувал шины. Ажиотаж продолжался почти десять дней, а затем стал спадать. В эти дни я работал на максимуме: открывался в 7 утра и не закрывался иногда до глубокой ночи. В это время я смог значительно подзаработать.
Когда я подвел итоги выручки за ноябрь, то выяснил, что чистый доход составил 160 000 рублей. Этот момент стал переломным — люди, наконец, привыкли к тому, что я работаю в этом районе и оказываю услуги.
Поток клиентов улучшился, и я, прилагая максимум усилий, смог добиться небольшого заработка. Учитывая, что работал я один, мои доходы колебались от 20 до 35 тысяч. Я решил вновь взять работника, чтобы немного разгрузить себя. Со следующим сотрудником мне повезло больше: он трудился на двух шиномонтажах одновременно. У него была беременная жена, и ему срочно нужны были деньги. Он работал у меня два дня, а потом еще два дня на другом месте.
Так я продолжаю работать и по сей день. Я инвестировал более 600 000 рублей в этот бизнес. В последнее время выручки остаются невысокими. Весь 2018 год мой доход не превышал 25 000 рублей в месяц. С наступлением осени и выпадением снега активность снова возросла, но все заработанные средства ушли на ремонт и обновление оборудования.
Если учитывать все расходы на обновление оборудования и ремонты, получается, что я фактически ничего не зарабатываю. Я даже пытался продать это место, но никто не заинтересовался.
Сейчас я привязан к своему делу и не знаю, как привлечь больше клиентов. Если кто-то предложит хороший совет, я готов его выслушать и попробовать реализовать на практике. Как говорится, дела идут хорошо, но в то же время и плохо.