Специалист службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов: обязанности, обучение, зарплата и пути к профессии

Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) гражданской авиации создана для проведения поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов. В своей работе эта служба тесно взаимодействует с другими аварийно-спасательными службами и выполняет следующие задачи:

  • разведка области, в которой произошла чрезвычайная ситуация;
  • поисково-спасательные работы в этой зоне;
  • эвакуация пострадавших людей, авиационной техники и ценного оборудования из зоны чрезвычайной ситуации;
  • проведение аварийно-спасательных работ — тушение пожаров;
  • спасение пассажиров и экипажей воздушных судов при авиационных происшествиях.

СПАСОП состоит из:

  • наземной поисково-спасательной группы, оснащенной специальным оборудованием и  подготовленным персоналом; 
  • координационного центра поиска и спасения, несущего ответственность за проведение поисково-спасательных операций в пределах зоны чрезвычайной ситуации и взаимодействие всех элементов  поисково-спасательной службы.

Аварийно-спасательные команды (АСК) в аэропортах состоят из штатных и нештатных формирований (расчётов). В штатный расчет входят непосредственно спасатели подразделения службы ПАСОП.

В нештатные расчеты аварийно-спасательной команды (АСК) входят:

  • пожарно-спасательное подразделение службы пожарной безопасности;
  • водно-спасательное подразделение;
  • медицинское подразделение на санитарном автомобиле с фургоном для оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
  • инженерно-авиационное подразделение;
  • подразделение службы перевозок;
  • подразделение аэродромной службы;
  • подразделение радиотехнического обеспечения;
  • подразделение специального транспорта;
  • подразделение службы авиационной безопасности.

Содержание

Особенности профессии

Функциональные обязанности работников СПАСОП в случае авиационного происшествия зависят от занимаемой должности:

Руководитель аварийно-спасательных работ:

  • организовывает установление надежной связи с руководителем аэродрома или аэропорта и экипажем воздушного судна, терпящего бедствие, уточняет  дополнительные обстоятельства происшествия с целью координации действий аварийно-спасательной команды;
  • оценивает обстановку и достаточность аварийно-спасательных сил и средств, принимает решение о привлечении дополнительных сил и средств;
  • руководит действиями подразделений АСК;
  • организовывает опрос людей, оставшихся в живых, для получения достоверных сведений о происшествии;
  • организовывает охрану места происшествия;
  • регулярно докладывает о ходе аварийно-спасательных работ руководителю аэропорта;
  • находится на месте происшествия до окончания аварийно-спасательных работ и эвакуации воздушного судна с летного поля аэродрома.

Главный (ведущий) специалист по аварийно-спасательным работам:

  • Руководит работой подчиненных специалистов;
  • непосредственно контролирует выполнение норм, правил и конкретных задач по поисково-спасательному и аварийно-спасательному обеспечению полетов.

Спасатели на месте авиационного происшествия выполняют следующие виды работ:

  • открытие основных и аварийных выходов из самолета, потерпевшего бедствие, в случае необходимости — создание дополнительных выходов;
  • проникновение на борт воздушного судна, установка наземных или бортовых трапов либо других средств эвакуации;
  • спасение пассажиров и экипажа;
  • эвакуацияя потерпевших с воздушного судна;
  • участие в вентиляции салона воздушного судна после тушения пожара.
Мнение эксперта
Иван Беспалов
Экономист по образованию. Занимал руководящие должности в крупных корпорациях.

Будущее профессии специалиста службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов будет во многом зависеть от развития технологий и совершенствования авиационной безопасности. С учетом роста числа авиарейсов и увеличения нагрузки на воздушное пространство, роль специалистов в этой области станет еще более значимой. Использование дронов, спутниковых систем и современных средств связи окажет влияние на эффективность проведения поисковых и аварийно-спасательных операций, поэтому работники должны будут осваивать новые инструменты и техники работы.

В условиях изменяющегося климата и увеличения частоты экстремальных погодных явлений вероятность авиапроисшествий может возрасти. Это приведет к необходимости создания более совершенствованных систем реагирования на чрезвычайные ситуации, что потребует от специалистов повышенных навыков и знаний. Обучение и постоянная переподготовка станут ключевыми факторами в обеспечении качества работы в этой профессии, что открывает новые возможности для карьерного роста и развития.

Социальная значимость профессии не должна быть недооценена. Специалисты по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов играют важную роль в спасении жизней, и общество будет ожидать от них высокой квалификации и готовности к действиям в условиях стресса. Это обстоятельство позволит привлечь молодежь к данной профессии и повысит ее престижность, способствуя формированию новых стандартов профессионализма и этики в области авиационной безопасности.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Высокая оплата труда, престиж профессии

Минусы

Ответственность, опасность для здоровья и жизни

Интересный факт

Специалисты службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов играют ключевую роль не только в спасении людей, но и в обеспечении безопасности авиации. Их подготовка включает работу с высокими технологиями, такими как дроны и спутниковые системы для поиска пропавших воздушных судов.

Малоизвестный факт: задача специалистов не только ограничивается поиском и спасением, но и включает анализ аварий для выявления причин. Этот процесс помогает не только предотвратить повторение инцидентов, но и улучшить общее состояние авиационной безопасности.

Таким образом, профессия специалиста поисково-спасательной службы требует не только физических навыков, но и глубоких аналитических способностей, что делает ее уникальной и важной для авиационного сообщества.

Место работы

Аэропорты и аэродромы гражданской авиации

Распространенные заблуждения

Существует множество заблуждений о профессии специалиста службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, и одно из самых распространенных – это мнение, что такая работа связана исключительно с поиском аварийных самолетов. На самом деле, наряду с этим, специалисты занимаются планированием и подготовкой к возможным аварийным ситуациям, обучением персонала, а также поддержанием связи с различными службами экстренного реагирования.

Еще одним распространенным мифом является то, что профессия не требует особых навыков и знаний. В действительности, специалисты должны иметь глубокие знания в области авиационной безопасности, медицину, умение работать с современными технологиями связи и навигации, а также навыки командной работы и лидерства.

Некоторые считают, что работа специалиста службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов осуществляется только в экстренных ситуациях. Однако, также важным аспектом их деятельности является профилактика, которая включает в себя работу по снижению вероятности происшествий и разработку рекомендаций для обеспечения безопасности полетов.

Многие предполагают, что эта профессия подходит только для мужчин. В современном мире профессия открыта для всех желающих, и женщины успешно занимают позиции в этой области, демонстрируя высокий профессионализм и эффективности в выполнении поставленных задач.

Наконец, еще одно заблуждение – это мнение о том, что работа специалиста не предполагает командной работы. На самом деле, координация действий различных служб и работа в команде являются ключевыми факторами, определяющими успешность поисково-спасательных операций.

Важные качества

  • способность к сосредоточению;
  • стрессоустойчивость и умение переносить длительное напряжение;
  • способность быстро принимать эффективные решения;
  • аналитический ум;
  • ответственность;
  • хорошая память;
  • пунктуальность;
  • помехоустойчивость внимания;
  • умение подмечать незначительные изменения в исследуемом объекте, в показаниях приборов;
  • ассоциативность мышления;
  • общее физическое развитие — выносливость, хорошая координация движений, сила;
  • быстрота реакции;
  • повышенная восприимчивость органов чувств — острота зрения и слуха, глазомер линейный, угловой, объёмный, динамический (способность оценивать направление и скорость движения предмета);
  • избирательность и развитый объём внимания, способность воспринимать одновременно несколько объектов;
  • общее физическое развитие — выносливость, хорошая координация движений, сила;
  • быстрота реакции;
  • общее физическое развитие — выносливость, хорошая координация движений, сила;
  • быстрота реакции;
  • умение работать в команде.

Для высшего командного состава аварийно-спасательной службы дополнительные качества:

  • стратегическое мышление;
  • способность организовать работу в условиях большого информационного потока, дефицита времени и разнообразия поставленных задач.

Обучение на Специалиста службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов

Начальник и главные специалисты аварийно-спасательной службы должны иметь высшее образование по специальности 280102.65.01. «Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение гражданской авиации»

Высшие учебные заведения гражданской авиации:

  • Московский государственный технический университет гражданской авиации МГТУ ГА
  • Санкт-Петербургский государственный технический университет С-ПГТУ ГА
  • Ульяновское высшее авиационное училище (институт) УВАУ ГА
  • Иркутский филиал
  • Ростовский филиал

Зарплата специалиста службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов на январь 2025

Россия 22000—41157₽

Ступеньки карьеры и перспективы

Специалист аварийно-спасательной службы может сделать вертикальную карьеру в своем подразделении: от простого до главного специалиста и начальника СПАСОП.

Терминология, интересные факты

Авиационными происшествиями считаются происшествия, связанные с использованием воздушного судна.

Авиационные происшествия подразделяются на катастрофы и аварии:

Катастрофа — авиационное происшествие, в результате которого произошла гибель или исчезновение  пассажиров или членов экипажа, получение ими телесных повреждений со смертельным исходом во время пребывания на воздушном судне, столкновения с какой-либо его частью или в процессе эвакуации с воздушного судна либо при исчезновении самолета без вести.

Авария — авиационное происшествие без человеческих жертв, в результате которого произошло повреждение или разрушение воздушного судна, а также серьезные телесные повреждения пассажиров или членов экипажа.

Чрезвычайное происшествие связано с использованием воздушного судна, техническим обслуживанием, ремонтом, хранением и транспортировкой, но не подпадающее под определение авиационного происшествия.

Аэродром — участок суши или водной поверхности, который предназначен полностью или частично для прибытия, отправления и движения воздушных судов.

Аэропорт – многофункциональный комплекс, который включает аэродром, аэровокзальный комплекс и другие сооружения, предназначенные для принятия и отправления воздушных судов, наземного обслуживания воздушных судов, пассажиров, экипажей, багажа, почты, груза и осуществления всех видов аэропортовой деятельности.

Бортовые аварийно-спасательные средства – это технические приспособления, функционально связанные с конструкцией воздушного судна, съемные средства и снаряжение, которые используются для спасения людей в случае возникновения и развитии аварийных ситуаций на борту воздушного судна.

Сигналы оповещения, применяемые для сбора расчета АСК:

«Тревога» — в случае, когда авиационное происшествие случилось внезапно и до ожидаемой посадки в аэропорту терпящего бедствие самолета осталось 30 минут.

«Готовность» — сигнал оповещения для аварийно-спасательной команды, когда до ожидаемой посадки воздушного судна, терпящего бедствие, остается более 30 минут;

«Отбой» — сигнал оповещения для прекращения действий во время аварийных ситуаций с воздушным судном, действий аварийно-спасательной команды, которые выполнялись по сигналу «Готовность» или  «Тревога» либо завершения аварийно-спасательных работ.

Международные радиотелефонные сигналы бедствия:

«МЕЙДЕЙ» – «MAYDAY»: международный радиотелефонный сигнал бедствия, который передается в случаях, когда воздушному судну угрожает непосредственная опасность и ему необходима немедленная помощь;

стадия «Бедствие» – «DETRESFA»: ситуация, при которой существует полная уверенность в том, что воздушному судну и людям на его борту угрожает серьезная опасность и требуется немедленная помощь;

стадия «Неуверенность» – «INCERFA»: ситуация, которая характеризуется неуверенностью относительно безопасности воздушного судна и лиц, находящихся на его борту;

стадия «Тревога» – «ALERFA»: ситуация, при которой существует угроза для безопасности воздушного судна и лиц, находящихся на его борту.

Вопросы по теме

Каковы основные навыки, необходимые для успешной работы в службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов?

Специалист службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов должен обладать широким спектром навыков. Во-первых, важны технические знания о современных средствах навигации и связи. Во-вторых, необходимо умение работать в команде и принимать быстрые решения в стрессовых ситуациях. Кроме того, навыки ориентирования на местности, знание основ медицины и первой помощи также играют ключевую роль. Физическая подготовка и мужество — важные факторы, так как работа может требовать длительных физических усилий и психологической устойчивости.

Как современная технология влияет на работу специалистов поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов?

Современные технологии существенно преобразуют работу специалистов поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов. С развитием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и высокоточных систем GPS стало возможным быстро и эффективно производить поиск и мониторинг сложных участков местности. Также используются дронов с тепловизорами, которые могут обнаруживать источники тепла, что особенно полезно в условиях плохой видимости. Программное обеспечение для анализа данных и моделирования ситуаций позволяет командам лучше планировать свои действия и повышать вероятность успешного результата поиска.

Какого рода сотрудничество осуществляется между различными службами и ведомствами в процессе поиска и спасения?

Процесс поиска и спасения требует плотного взаимодействия между различными службами и ведомствами. Это включает в себя сотрудничество с авиационными властями, службами экстренного реагирования, местными правоохранительными органами и медицинскими учреждениями. Каждая из этих организаций играет уникальную роль, и успешное проведение операции возможно лишь при чёткой координации. Часто проводятся совместные учения, чтобы отработать действия в разных сценариях. Коммуникация и единая информационная платформа позволяют обмениваться данными о местоположении, времени реагирования и ресурсах, что критично для успеха операции.

Об авторе

Роман Кожин

В прошлом руководитель кредитного отдела в банке. В настоящем интернет-предприниматель, занимаюсь инвестициями на фондовом рынке. Активный пользователь банковских услуг.

Комментарии

Оставить комментарий