Каждый студент стремится найти хоть какую-то работу, ведь жить на одну стипендию практически невозможно, особенно тем, кто приехал из других городов. Многие молодые люди стесняются просить деньги у родителей, ведь считают себя уже взрослыми и независимыми. Обучение в вузе отнимает огромное количество времени, что усложняет процесс заработка для студентов. Один из вариантов подработки, который удобно совмещать с учебой — это репетиторство. Сегодня у нас в гостях в журнале «Мой Рубль» молодая студентка, которая применяет свои знания в области химии, помогая школьникам и зарабатывая неплохие деньги. Передаем ей слово.
Содержание
На стипендию не разживешься
Меня зовут Алена, мне 21 год.
Я учусь в Дальневосточном федеральном университете на факультете “Химия”. Научная деятельность всегда увлекала меня, и я решила посвятить ей свою карьеру. В школе у меня были отличные успехи в химии, и в университете я продолжаю успешно осваивать эту дисциплину.
Я получаю стипендию за отличные оценки, которая составляет 7 600. Однако из нее приходится выделять 3 600 на оплату общежития каждый месяц. Около 4 тысяч уходит на продукты, и еще около тысячи я трачу на развлечения. Мои родители оказывают мне небольшую финансовую помощь, но просить их о деньгах становится все неловче.
Поиск подработки
Я искала дополнительную работу, которая не мешала бы моим занятиям. В нашем универе множество кафе, поэтому мне пришла в голову идея поработать в одном из них.
Я проработала всего две недели, пропуская занятия, а иногда и не выполняя домашние задания. Сильнее всего хотелось спать, чем учиться.
С химией в школе у меня всегда были отличные отношения, такие же продолжились и в университете.
В то время я разместила объявление на платформе Farpost о том, что предлагаю услуги репетитора. Эта мысль пришла от моей мамы, но прошло немало времени с тех пор. Возможно, на тот момент я не была готова к такой ответственности, или же просто не горела желанием работать, так как меня вполне устраивало текущее финансовое положение.
Существует множество способов заработать 400 рублей в час, и студентам важно находить варианты, которые подходят их графику и навыкам. Одним из самых распространенных и эффективных способов является фриланс. На платформах вроде Upwork или Freelance.ru студенты могут предлагать услуги копирайтинга, графического дизайна или программирования. Это не только приносит доход, но и позволяет накапливать опыт, что особенно ценно при выходе на рынок труда.
Еще один интересный вариант — репетиторство. Если студент хорошо знает какой-либо предмет, он может предложить свои услуги другим учащимся. Установив стоимость занятий на уровне 400 рублей за час, можно не только заработать, но и развивать свои навыки коммуникации и преподавания. Рынок репетиторских услуг достаточно большой, поэтому с поиском клиентов проблем, как правило, не возникает.
Также стоит обратить внимание на продажу товаров ручной работы через онлайн-платформы, такие как Etsy или Ярмарка мастеров. Создавая уникальные изделия, студенты могут зарабатывать на своем хобби в свободное время. Важно правильно организовать процесс продаж и маркетинга, чтобы находить свою целевую аудиторию и увеличить доход до желаемой отметки. Совмещение нескольких источников дохода позволяет существенно повысить финансовую стабильность студента.
Моя репетиторская деятельность
У меня нет опыта работы со школьниками, лишь курс «Методика преподавания в школе» на третьем курсе дал мне некоторые знания. Я считаю, что брать на себя ответственность за школьника в качестве репетитора – это серьезный шаг, и поэтому не оказываю услуг по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Я провела анализ тарифов на репетиторство. Поскольку я еще студентка и не обладаю дипломом, установила минимальную цену – 400 рублей за каждый урок.
Средняя стоимость занятий составляет 600-700 рублей, а максимальная достигает 1 000 рублей за час с опытным преподавателем, работавшим в сфере образования около сорока лет.
Первый ученик
Мой первый студент – ученик восьмого класса, чья мама нашла меня через несколько недель после того, как я опубликовала информацию о своих услугах. Ситуация была такова, что у мальчика только начались занятия по химии, а он совершенно ничего не понимал в этом предмете. Поскольку проводить занятия в общежитии было сложно, мы решили, что я буду приезжать к ним раз в неделю.
Положение было таким, что у мальчика только началась химия, а он в ней – ноль.
Я долго искала подходящие занятия и старалась согласовать их с теми темами, которые сейчас изучаются в школе. Выполняла дома те задания, которые они получают, чтобы затем поэтапно объяснить их ученику. Я также давала дополнительные задания, ведь хочу, чтобы мой ученик в химии добился таких же успехов, как и я. В общем, я адаптируюсь к ученику и его учебному плану.
Сначала преподавание давалось мне с трудом, я очень стеснялась. Не могу объяснить, почему, но на первом занятии мне было особенно неловко, так как присутствовала мама ученика, что добавляло мне смущения.
Я понимала причину её присутствия – она не доверяла мне. Спустя месяц она сама призналась в этом, сказав, что её настораживает тот факт, что я студентка. Она утверждала, что многие студенты относятся к таким занятиям безответственно.
Заработок от репетиторства с одним учеником в месяц составлял около двух тысяч рублей, на что я тратила около 6 часов – само занятие, поездка в общежитие туда и обратно и около двух часов на подготовку к уроку.
Дело принципа
Через месяц я получил еще двоих учеников, и с ними теперь встречаюсь дважды в неделю. Они являются одноклассниками моего первого ученика и узнали обо мне через его маму. Она сама порекомендовала меня, и это сработало как сарафанное радио. Попытки найти учеников через объявления не увенчались успехом — все предпочитали школьных учителей, которые занимались репетиторством на дому.
Я пыталась показать им, что химия – это интересно, но они непробиваемые.
Если я смогла вывести первого ученика на стабильную четверку примерно за три недели, то с двумя другими мальчиками мне пришлось повозиться не на шутку.
Как выяснилось, они не являются особенно старательными учениками, и у них есть трудности не только с химией, но и с рядом других предметов. В течение двух недель я искала к ним подход. Честно говоря, спустя четыре месяца, мне так и не удалось его найти. Я на правильном пути, но трачу на них больше времени, получая ту же оплату. Сейчас это вопрос принципа. Однажды мне даже приходило в голову отказаться от них, так как было слишком сложно. Они своим поведением постоянно показывают недовольство, скуку и даже отвращение к этому предмету. Я старалась донести до них, что химия может быть интересной, но они не поддаются. Понимаю, что все люди уникальны, но мне очень хочется вовлечь их в эту область.
8 000 руб. к моему бюджету — неплохие деньги
Мой распорядок на данный момент выглядит так: занятия с учениками проходят в понедельник, среду, четверг, субботу и воскресенье. Я уже адаптировалась и на подготовку трачу меньше времени. Иногда родители просят проводить уроки в кафе или фудкортах. Сосредоточиться в таких условиях, бесспорно, труднее, однако, на мой взгляд, это не сказалось на качестве проводимых уроков.
В дальнейшем не планирую брать новых учеников, хочу курировать уже своих ребят.
С учениками мы общаемся на ты, хотя в начале они звали меня по имени и отчеству. Это вызывало у меня чувство, будто мне не 21, а 51 год, было очень непривычно слышать подобное. У нас сложились очень дружеские отношения, хотя порой возникают споры из-за их нежелания выполнять домашние задания, которые я им задаю. Приходится снова и снова объяснять, зачем это нужно и почему.
В течение месяца у меня проводилось около двадцати уроков, каждый из которых стоил 400 рублей. Это добавляло восемь тысяч к моему бюджету — довольно неплохая сумма.
Сейчас я полностью отказалась от финансовой поддержки родителей. В будущем не собираюсь принимать новых учеников, хочу сосредоточиться на своих текущих. Моя цель — помочь им достичь успехов в науке и добиться исключительно “пятерок” по химии.