Стендап-комик – артист комедийного жанра, выступающий перед публикой с авторскими монологами (короткими историями) и шутками. Жанр стендапа, сформировавшийся в современном виде в США в 1960–70-х гг., получил распространение в РФ с конца 2000-х гг. и приобрел популярность благодаря телевизионным шоу.
Содержание
Краткое описание
Профессиональная деятельность стендап-комика состоит из трех основных моментов: написания материала, его проверки (пробной «обкатки» на публике) и платных выступлений.
Больше всего времени стендапер проводит не на сцене, а за рабочим столом, придумывая новые тексты. При этом найти актуальную тему и подобрать нужные слова недостаточно: необходимо, чтобы шутка соответствовала стандартам жанра. Завязка, или сетап, должна возбуждать у аудитории некие ожидания, предвкушение, которое затем разрушается кульминацией, порождая комический эффект. В выступлении стендап-актера всегда присутствует парадокс, позволяющий не только посмеяться, но и увидеть ситуацию под непривычным углом зрения.
После написания текста необходимо проверить, как его воспримет аудитория: будут ли люди смеяться, какие моменты им понравятся, а какие оставят равнодушными. Обычно проверка текста проходит на «открытом микрофоне» – сцене в клубе или в баре, где может выступить любой стендап-комик. Гонорары на таких площадках не платят, зато можно понять, насколько монолог готов и стоит ли его включать в программу выступлений.
Платные (гонорарные) выступления обычно продолжаются от 15 минут до часа. Стендапер может выступать соло или вместе с коллегами; его номер может быть частью программы концерта, корпоратива и т. д. Престижными считаются выступления на телевидении. Некоторые стендап-комики предпочитают работать в Сети, развивая авторские проекты на YouTube.
Будущее профессии стендап-комика будет определяться несколькими факторами, включая развитие цифровых технологий и изменение культурных тенденций. С ростом социальных сетей и платформ для видеоконтента, таких как YouTube и TikTok, стендап-комики получают возможность охватывать более широкую аудиторию. Это открывает новые горизонты для распространения их творчества и формирования уникального стиля, который может привлечь зрителей со всего мира.
Однако конкуренция в этой сфере также возрастает, что требует от комиков постоянного совершенствования своего мастерства и оригинальности. На фоне увеличивающегося числа комиков важно уметь выделяться, применяя инновационные подходы в написании шуток и взаимодействии с аудиторией. Комики, которые смогут адаптироваться к современным трендам и использовать современные технологии, будут иметь лучшие шансы на успех.
Социальные и политические изменения также играют важную роль в судьбе стендап-комиков. Современные комики часто выступают в роли критиков общества, и их способность поднимать важные темы будет востребована. Те, кто умеет делать это с умом и юмором, могут найти свою нишу и стать лидерами мнений в этом жанре. В общем, профессия стендап-комика будет развиваться, но вместе с тем потребует от художников гибкости и способности адаптироваться к внешним обстоятельствам.
Особенности
Первая особенность профессии позволяет понять, в чем современные стендаперы не похожи на А. Райкина. М. Жванецкого, М. Задорнова и других мастеров юмора советской эпохи, работавших в разговорном жанре. В отличие от сатириков СССР, актеры стендапа не читают свои монологи с листа и не заучивают их наизусть, а «беседуют» с публикой. У них не может быть двух совершенно одинаковых выступлений, поскольку жанр рассчитан на активное взаимодействие с аудиторией, а аудитория каждый раз другая. Стендап всегда живое шоу, привлекательное именно своей спонтанностью.
Интерактивность жанра порождает вторую особенность профессии: высокий уровень вероятности незапланированных ситуаций во время концерта. На не понравившиеся шутки аудитория может отреагировать молчанием, а может проявить агрессию. С выкриками из зала вроде «Не смешно!», «Иди отсюда!», «Найди себе нормальное занятие!» сталкиваются даже опытные стендап-комики, а у начинающих подобные случаи – обычное дело. Умение обыграть враждебность отдельных зрителей, достойно выйти из ситуации (например, сделав вид, что так задумано) – признак профессионализма.
Третья особенность – тематическая специфика стендапа. Комик может писать монологи о чем угодно, он свободен в выборе темы. Существуют отдельные направления шуток – наблюдения, шутки про отношения, про неловкость, черный юмор и т. д. Но о чем бы ни писал бы стендапер, он должен быть искренним и эмоционально вовлеченным в текст. Монолог, написанный ради шуток на чуждую автору тему – это не стендап, а юмористический номер для эстрады.
Для получения живого отклика зрителей нужно говорить о том, что тебя действительно волнует, причем говорить ярко и афористично. По стандартам ТВ и интернет-шоу во время выступления стендап-комика смех зрителей должен звучать каждые полминуты. При этом стендап требует постоянного обновления материала: каждые две недели в репертуаре должно появляться что-то новое.
Малоизвестный факт о профессии стендап-комика заключается в том, что многие успешные комики начинают свою карьеру не на сцене, а в роли сценаристов или актеров. Например, такие знаменитости, как Тина Фей и Джерри Сайнфелд, изначально работали в написании юмористических скетчей для телешоу, прежде чем начали выступать на сцене с собственными стендапами.
Кроме того, истории о том, как комики находят вдохновение для своих шуток, зачастую интереснее самих шуток. Например, многие комики используют повседневные ситуации и собственные неудачи в жизни как основу для своих выступлений, превращая жизнь в источник юмора. Это позволяет зрителям смеяться над общими проблемами и находить в этом знакомый им опыт.
Плюсы и минусы профессии
Успешных стендап-комиков ждет слава и признание, но шанс стать звездой – не единственное преимущество профессии. В числе ее плюсов:
- Возможность творческой самореализации.
- Отсутствие рутины и формализма.
- Очень низкий порог вхождения в профессию: попробовать себя в этом жанре может без преувеличения любой.
- Гибкий график и возможность совмещать стендап и другие занятия.
Минусы:
- Нестабильный доход (а у начинающих еще и невысокий).
- Эмоциональное напряжение.
- Необходимость постоянного совершенствования и развития.
- Риск ссор с близкими и друзьями, если в монологах описываются реальные ситуации, связанные с ними.
Стендапер, как и любой шоумен, зависит от публики и рискует со временем утратить ее благосклонность.
Существует множество заблуждений о профессии стендап-комика, и одно из самых распространенных — это мнение, что стать комиком просто и легко. Многие считают, что достаточно просто выйти на сцену и начать рассказывать шутки, чтобы завоевать зрительское внимание. Однако на самом деле это требует значительных усилий, практики и мастерства в построении материала.
Другим заблуждением является убеждение, что стендап-комики всегда веселые и жизнерадостные люди. На самом деле, многие комики используют юмор как способ справляться с собственными переживаниями и проблемами. Их жизнь может быть наполнена трудностями, и комедия — это, в некотором смысле, способ выразить свои эмоции и переживания.
Также существует мнение, что стендап-комики ведут беззаботную жизнь и получают много денег. Реальность такова, что большинство комиков в начале своей карьеры сталкиваются с финансовыми трудностями и работают на других работах, чтобы свести концы с концами. Только небольшое количество комиков добивается больших успехов и получает значительное вознаграждение за свои выступления.
Многие также ошибочно полагают, что комики всегда выступают перед большими и отзывчивыми аудиториями. На самом деле, работа стендап-комика включает множество выступлений в малых клубах, где аудитория может быть непростая и не всегда реагировать так, как хотелось бы. Это требует от комика способности адаптироваться и находить общий язык с разными слушателями.
Наконец, есть мнение, что стендап-комики могут рассказывать что угодно, не беспокоясь о последствиях. В действительности, комики должны внимательно относиться к своим материалам, понимая, что некоторые темы могут быть чувствительными для публики. Хороший комик знает, как находить баланс между юмором и уважением к аудитории, избегая оскорбительных шуток.
Личные качества
Невозможно представить стендап-комика без развитого чувства юмора, творческого начала, раскрепощенности и искренности. Среди других необходимых качеств:
- наблюдательность;
- артистизм;
- дар слова;
- стрессоустойчивость;
- харизма;
- готовность принимать критику;
- энергичность;
- организованность.
Для работы в любом проекте понадобится умение работать в команде.
Где учиться
Профессия стендап-комика одна из немногих, в которую можно прийти без какого-либо образования – актеру нужно просто уметь шутить. На экспресс-курсах (2–3 месяца) в стендап-школах научат писать шутки по всем канонам жанра, но острый ум и чувство юмора должны быть от природы, этому нигде не выучиться даже за деньги. К желающим пройти курсы никаких требований не предъявляют, но учеба всегда платная.
В колледжах или вузах не учат по специальности «стендап-комик», но в некоторых вузах, например, в Институте кино НИУ ВШЭ, читают дисциплину «Мастерство актера комедии и стендапа» как элективный курс специалитета 52.05.01 «Актерское мастерство». Для поступления необходимы хорошие результаты ЕГЭ по русскому языку (от 60 баллов) и литературе (от 50), но самое главное – успешно пройти творческие испытания и собеседование.
Место работы
У стендап-комика есть два основных варианта занятости.
- Первый – это фрилансерство: стендап-комик сам договаривается о выступлениях, сам себя раскручивает, ведет аккаунты в соцсетях и т. д.
- Второй путь, предполагающий большую финансовую стабильность, – это работа в качестве штатного сотрудника:
- телепроекта;
- радиопередачи;
- творческого объединения (клуба стендаперов);
- интернет-проекта;
- клубов и других развлекательных заведений.
Поскольку в начале карьеры прожить на гонорары проблематично, многие на протяжении нескольких лет совмещают стендап и другую работу, часто совсем не связанную с творчеством.
Карьера
Многие комики, достигшие успеха в жанре стендапа, в начале карьеры рассматривали его как хобби. Стартовой площадкой для новичков, как правило, служат мероприятия типа «открытый микрофон» в барах и клубах, доступные для всех желающих. Убедившись, что их шутки востребованы, комики начинают выступать регулярно. Хорошим способом самопродвижения служат различные стендап-фестивали и кастинги в интернет- и ТВ-проекты: даже если комик не станет победителем, есть шанс, что его заметит продюсер и поможет в раскрутке.
Важным карьерным этапом становится переход в лигу профессионалов, регулярно выступающих с концертами. Иногда это проще сделать в составе команды – клуба или сообщества комиков. Вершина карьеры – своя теле- или радиопередача и статус звезды.
Зарплата
Доходы стендап-комика прямо зависят от степени его популярности. Мало кому известные начинающие артисты получают 500–1500 руб. за короткое выступление на мероприятии или участие в сборном шоу. Когда накапливается опыт и появляется постоянная площадка для выступлений, ежемесячный доход увеличивается в среднем до 70–90 тыс. руб. в Москве и 50–60 тыс. в других городах. Основным источником дохода служат выступления: за 20-минутный монолог можно получить от 3 до 6 тыс. руб. Выступления на корпоративах и концертах приносят по 15–35 тыс. руб., но они бывают далеко не каждый день.
Гонорары известных стендаперов, знакомых широкой публике по ТВ, составляют от 100 тыс. до 250 тыс. руб. за концерт или корпоратив. Звезды не склонны афишировать доходы, но, по неофициальным данным, 1–2 млн руб. в месяц не предел.
Профессиональные знания
Стендап-комик должен быть хорошо знаком с шедеврами мирового литературного юмора от Аристофана до Ильфа и Петрова, а также с творчеством лучших представителей жанра стендапа: Джорджа Карлина, Стива Мартина, Эми Шумер и др. Кроме этого, в профессиональную базу входят:
- Основы ораторского искусства.
- Азы сценической речи и сценического движения.
- Стилистика и лексика современного русского языка.
- Приемы и правила создания литературных текстов.
- Основы массовой психологии.
- Методики коммуникации.
Вопросы по теме
Как стендап-комик находит вдохновение для новых шуток и материалов?
Стендап-комики часто черпают вдохновение из повседневной жизни: своих наблюдений, личного опыта, ситуаций, которые происходят вокруг них. Некоторые используют метод записи своих мыслей и наблюдений в блокнот, чтобы не забыть идеи, которые могут позже перерастать в полноценные шутки. Кроме того, многие комики смотрят выступления своих коллег, читая комиксы, или даже обсуждают темы с друзьями как способ найти новый угол для шуток. Важно не только накапливать идеи, но и экспериментировать с ними на сцене, чтобы понять, что действительно работает.
Какова роль неудач в карьере стендап-комика?
Неудачи – это естественная часть пути любого стендап-комика. Они помогают сосредоточиться на том, что действительно вызывает смех, и подсказывают, что следует улучшить или изменить. После провального выступления комики могут пересмотреть свой материал, чтобы лучше понимать свою аудиторию и адаптироваться к ней. Многие известные стендап-комики делятся своими неудачами в интервью, подчеркивая, что каждая ошибка – это возможность для роста и совершенствования. В конечном итоге, успешная карьера состоит из циклов проб и ошибок.
Как современная технология влияет на стендап-комедию?
Современные технологии оказывают значительное влияние на стендап-комедию. Платформы, такие как YouTube и Instagram, позволяют комикам делиться своими выступлениями с широкой аудиторией, обеспечивая популярность и возможность находить зрителей по всему миру. Стриминговые сервисы позволяют людям просматривать специальные выпуски и находить новый контент. Социальные сети служат также площадкой для интерактивного взаимодействия с фанатами, обсуждения тем и тестирования новых шуток. Кроме того, технологии помогают в процессе подготовки, позволяя использовать различные инструменты для записи и анализа выступлений, что способствует улучшению навыков комиков.