Сурдопедагог (от лат. surdus — глухой.) – педагог, специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей, проводящий реабилитацию детей с кохлеарными имплантантами.
Содержание
Особенности профессии
Сурдопедагогика – это раздел специальной педагогики (раньше её называли коррекционной педагогикой и дефектологией). Но суть сурдопедагогики – не исправление недостатка слуха, а помощь ребёнку в преодолении барьера между ним и окружающим миром. Сотни тысяч людей по всему миру не слышат звуков музыки, человеческих голосов, звуков природы и работающих машин. Этим людям сложно адаптироваться в мире. Не все из них глухи с рождения, и трудно сказать, кому приходится тяжелее: тем, кто оглох, будучи взрослым, или тем, кто не слышал никогда.
Если глохнет взрослый человек, у него есть одно важное преимущество: он умеет говорить, читать и писать, а порой он уже владеет профессией, при которой глухота – дополнительная трудность, но не катастрофа. И самое главное – он уже умеет учиться, целенаправленно нарабатывая новые умения, облегчающие жизнь.
У ребёнка – всё иначе. Глухой ребёнок должен осваивать мир только с помощью зрения, осязания и обоняния. Ему недоступны обычные школьные занятия, сказки по телевизору, непринуждённые разговоры с ребятами во дворе.
В России обучать людей с нарушением слуха начали XVIII – начале XIX века. В это же время появились и первые учителя для глухих и слабослышащих детей.
И таким детям нужна помощь сурдопедагога. Он учит малыша, который не слышит ничего или слышат плохо, правильно произносить слова, читать книги, «считывать» чужую речь по губам, обучает его азбуке жестов и дактильной азбуке (азбука, в которой буквы изображаются на пальцах).
Слабослышащему человеку может помочь слуховой аппарат. Но иногда и он уже бессилен, и тогда требуется другая помощь – кохлеарная имплантация (в ухо вживляется устройство, стимулирующее слуховой нерв).
В последнее воскресенье сентября отмечается Международный День глухих. Он учрежден по инициативе ООН в 1951 г. В России День глухих отмечается с 1998 г.
Но даже если кохлеарный имплантат установлен, человек может остаться глухим: ему ещё нужно научиться слышать. Без привычки мозг воспринимает окружающие звуки как сплошной поток шумов, не различая ни звуков речи, ни весенней капели, ни шума автомобиля. И на этом этапе ребёнку тоже нужен сурдопедагог.
Высококвалифицированный сурдопедагог выполняет ряд профессиональных задач:
- выявляет снижение слуха у детей;
- проводит углубленное психолого-педагогическое обследование детей с нарушением слуха;
- разрабатывает индивидуальные программы по тренировке остаточного слуха и по компенсации нарушений (обучение жестовой речи и пр.)
- создает условия для всестороннего развития детей с нарушением слуха с учетом их индивидуальных особенностей;
- консультирует детей и их родителей и т.д.
Профессия сурдопедагога имеет высокий потенциал в будущем, поскольку потребность в специалистах, занимающихся обучением и социализацией людей с нарушениями слуха, продолжает расти. В современных условиях многие государства стремятся к инклюзии, что открывает новые возможности для сурдопедагогов. Они могут работать не только в специализированных учреждениях, но и в обычных школах, адаптируя образовательные процессы для детей с особенностями слуха.
Технологический прогресс также положительно влияет на сферу сурдопедагогики. Разработка инновационных образовательных технологий и средств коммуникации позволяет повысить качество обучения. Использование слуховых аппаратов, специальных программ и приложений для обучения может сделать процесс более эффективным и доступным. Таким образом, сурдопедагоги смогут внедрять новшества и применять их в своей практике, увеличивая свои профессиональные навыки.
Важно отметить, что сурдопедагогика становится все более междисциплинарной областью. Сурдопедагоги должны будут сотрудничать с логопедами, психологами и другими специалистами, что создаст дополнительные возможности для профессионального роста и развития. Это сотрудничество позволит более комплексно подходить к обучению и поддержке людей с нарушениями слуха, что делает профессию еще более актуальной и востребованной в будущем.
Рабочее место
Сурдопедагоги работают в школах и детских садах для детей с нарушенным слухом. В специальных классах для слабослышащих детей в обычных школах.
Также они нужны в медицинских учреждениях, в консультационно-реабилитационных центрах.
Существует множество заблуждений о профессии сурдопедагога, которые могут ввести в заблуждение как родителей, так и самих специалистов. Одним из самых распространённых мифов является мнение о том, что сурдопедагогия — это исключительно работа с детьми, имеющими полную глухоту. На самом деле, сурдопедагоги работают с широким спектром нарушений слуха, включая частичную глухоту и задержки речевого развития.
Другим распространённым заблуждением является убеждение, что сурдопедагоги умеют только обучать детей жестовому языку. В действительности, работа сурдопедагога включает в себя множество методов и подходов, которые направлены на развитие слухового восприятия, карандашной речи, логопедии и общей коммуникации. Сурдопедагог использует индивидуальные стратегии в зависимости от потребностей и возможностей каждого ребёнка.
Многие считают, что работа сурдопедагога не требует специального образования. На самом деле, чтобы стать квалифицированным специалистом в этой области, необходимо получить профессиональное образование и пройти специализированную подготовку, так как работа требует глубоких знаний в области слуховых нарушений, педагогики и психологии.
Ещё одним мифом является мнение о том, что сурдопедагог может полностью компенсировать нарушения слуха у детей. Однако сурдопедагог — это специалист, который помогает детям адаптироваться и развиваться в условиях их нарушений. Он обучает их навыкам, которые помогут им справляться с трудностями, но не может «исправить» слуховые способности полностью.
Также часто заблуждаются в том, что сурдопедагоги работают только в специальных учебных заведениях. В действительности, сурдопедагоги могут работать в самых разных учреждениях: от детских садов и школ до реабилитационных центров и психолого-педагогических консультаций, а также предоставлять услуги на дому.
Важные качества
Терпение, выдержка, чувство долга, артистизм, любовь к детям, уверенность в победе, хороший интеллект, стремление к постоянному самосовершенствованию.
Знания и умения
Сурдопедагог должен знать особенности психологии глухого ребёнка (как он воспринимает мир, как трактует те или иные понятия и т.д.), знать основы физиологии слуха, владеть методиками работы с глухими детьми, в совершенстве владеть жестовой речью и дактильной азбукой.
Обучение на Сурдопедагога
Вопросы по теме
Каковы основные вызовы, с которыми сталкиваются сурдопедагоги в своей работе?
Сурдопедагоги сталкиваются с множеством вызовов, среди которых можно выделить недостаток материалов и ресурсов, адаптированных под нужды детей с нарушениями слуха. Также важным аспектом является необходимость постоянного обучения и повышения квалификации, так как технологии и методы работы с детьми постоянно развиваются. Важным вызовом является также работа с родителями, которых иногда необходимо обучать методам поддержки своих детей в обучении и социализации.
Как сурдопедагоги могут поддерживать социализацию детей с нарушениями слуха в обществе?
Социализация детей с нарушениями слуха начинается с создания инклюзивной образовательной среды. Сурдопедагоги могут организовывать совместные мероприятия с детьми-друзьями, родителями и специалистами, чтобы помочь детям развивать социальные навыки. Кроме того, использование театральных постановок, творчества и групповых игр также способствует интеграции и развитию коммуникационных умений. Важно, чтобы окружение детей было поддерживающим и понимало их особенности.
Какие современные технологии могут помочь в профессии сурдопедагога?
Современные технологии невероятно разнообразны и могут значительно облегчить работу сурдопедагогов. Например, использование слуховых аппаратов и координированных систем FM позволяет детям лучше воспринимать информацию в образовательной среде. Существуют также мобильные приложения и программы, которые помогают в обучении жестовому языку и коммуникации. Виртуальная реальность предоставляет новые возможности для создания безопасной и интерактивной среды для обучения и практики социальных навыков.