Театральный критик: кто это, чем занимается, как стать и где учиться

Театральный критик – профессия связанная с творчеством и театроведением. Театральные критики посещают спектакли, после чего дают им объективную оценку. Профессия понравится ребятам, которые увлекаются литературой, историей, иностранными языками, мировой художественной культурой.

Краткое описание

Режиссер занимается постановкой театральных спектаклей, актеры и танцоры воплощают в жизнь режиссерскую задумку, костюмеры создают наряды, а театральные критики анализируют и оценивают результаты работы этой большой команды. Критик обладает безупречным эстетическим вкусом, он отлично знает литературу и литературоведение, театроведение и иные смежные области. Итог его работы – объемная рецензия на ту или иную постановку. Известные критики оказывают огромное влияние на формирование театральных систем, вкусов и предпочтений массового зрителя.

Мнение эксперта
Иван Беспалов
Экономист по образованию. Занимал руководящие должности в крупных корпорациях.

Профессия театрального критика сталкивается с вызовами в условиях стремительно меняющегося медийного ландшафта. С возникновением социальных сетей и платформ для обмена мнениями, обычные зрители получают возможность делиться своими впечатлениями о спектаклях. Это создает конкуренцию для профессиональных критиков, так как аудитория может предпочесть мнения своих peers вместо структурированного анализа от экспертов.

Тем не менее, театральные критики имеют важное преимущество: их глубокие знания о театральном искусстве и аналитические навыки. Критики способны не только охарактеризовать выступление, но и contextualize его в рамках культурных и исторических тенденций. Это позволяет им сохранять свою значимость в глазах зрителей, особенно тех, кто ищет более глубокого понимания театрального искусства, чем просто поверхностные отзывы.

Будущее профессии может также зависеть от адаптации критиков к новым форматам и платформам. Ведущие театральные критики могут использовать блоги, подкасты и видеоформаты для привлечения более широкой аудитории. Квалифицированные эксперты, которые умеют интегрировать традиционные методы анализирования спектаклей с современными медийными возможностями, могут найти свою нишу в быстро меняющемся мире театра и углубить свои связи с публикой.

Особенности профессии

Театральный критик – это призвание, которое способно принести популярность и очень высокий уровень дохода. Специалисты, занимающиеся театральной критикой на профессиональном уровне, регулярно посещают культурные мероприятия, они имеют обширный круг знакомств, а также постоянно заняты самообучением. Рецензии критиков для многих зрителей являются маркером, оказывающим влияние на принятие решения о посещении той или иной поставки. В обязанности театральных критиков входит достаточно широкий круг работ:

  • посещение театральных постановок;
  • объективная оценка спектакля, подготовка рецензии;
  • освещение тематических культурных мероприятий на постоянной основе;
  • поиск молодых талантов, выявление плагиата;
  • научная работа в сфере истории театра и современного искусства.

В эпоху развития интернета критики имеют много возможностей для того, чтобы нести свое авторитетное мнение в массы. Они могут не только публиковать рецензии в журналах, но и вести блог или влог, что позволяет расширять целевую аудиторию, привлекать внимание новых читателей, популяризировать театральное искусство. Во время подготовки рецензии критики стараются придерживаться принципов объективности, однако сохраняют авторский стиль и смело выражают собственное мнение.

Интересный факт

Одним из самых необычных фактов о профессии театрального критика является то, что в некоторых странах театральные критики могут получать «профессиональную тайну» от театров, что позволяет им скрывать свои мнения о некоторых постановках до официальных премьер. Это создаёт уникальную ситуацию, когда критики имеют доступ к инсайдерской информации и могут формировать заранее подготовленные оценки, но за пределами общественного мнения.

Также стоит отметить, что в разные исторические периоды театральные критики имели значительное влияние на судьбы театров и актеров. Например, в 19 веке критика могла сделать или разрушить карьеру молодого актера, что подчеркивает важность этой профессии в культурной жизни общества.

В современном театре, некоторые критики стали активно использовать социальные сети для распространения своих рецензий, что привело к появлению явления, когда мнение обычного зрителя может стать столь же влиятельным, как и мнение профессионала. Это создаёт новое пространство для диалога о театре и открывает возможности для альтернативной критики.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Профессия творческая, необычная.
  • Доступ к лучшим театральным премьерам сезона.
  • Критик имеет возможность завести много новых знакомств, которые окажут положительное влияние на динамику его профессионального роста.
  • Свободный график, возможно неполная занятость и удаленная работа.
  • Профессия может приносить высокий доход, однако популярных театральных критиков не слишком много.
  • В любой момент можно сменить сферу деятельности, сделав выбор в пользу театрального менеджмента, литературоведения и т. д.
  • Можно вести блог, писать книги, давать консультации – все это помогает увеличить годовой доход.
  • Рецензии театральных критиков востребованы, их охотно публикуют печатные и интернет-издания.

Минусы

  • Высокая конкуренция в рассматриваемом сегменте.
  • Рядовые критики не могут претендовать на высокие гонорары.
  • Сфера характеризуется сезонными колебаниями, что оказывает негативное влияние на финансовую стабильность.
  • Профессия требует постоянной вовлеченности.
Распространенные заблуждения

Существует множество заблуждений о профессии театрального критика, которые могут вводить в заблуждение как самих критиков, так и разностороннюю публику. Первое из них заключается в том, что театральный критик — это человек, который только и делает, что пишет негативные отзывы о спектаклях. На самом деле основная задача критика — это не просто заострять внимание на недостатках, а анализировать и оценивать творчество, выявляя как положительные, так и отрицательные стороны. Критик должен учитывать контекст, жанр и задумку режиссера, что делает его работу более сложной и многогранной.

Другая распространенная ошибка — это мнение, что театральный критик должен быть лишь профессиональным театралом или актёром. Однако критика — это искусство, которое требует не только глубоких знаний о театре, но и развитых навыков анализа и критического мышления. Критик может быть человеком из любой сферы — журналистом, исследователем, искусствоведом или даже просто заинтересованным зрителем.

Еще одно заблуждение — это убеждение, что мнение театрального критика является окончательным и беспристрастным. На самом деле мнение критика — это субъективная оценка, основанная на его опыте, вкусе и эмоциональном восприятии. Каждый критик воспринимает театральные постановки по-своему, и именно это разнообразие мнений делает театральную критику увлекательной и многослойной.

Также стоит отметить миф о том, что критики не имеют реального влияния на театральную жизнь. В действительности, рецензии и критические отзывы могут существенно повлиять на судьбу спектакля, его популярность и даже на карьеру артистов и режиссёров. Таким образом, критик играет важную роль в театральной экосистеме, даже если его влияние может варьироваться в зависимости от конкретного случая.

И, наконец, существует ошибочное мнение о том, что работа театрального критика связана только с написанием рецензий. На самом деле, критики также участвуют в обсуждениях, ведут лекции, пишут статьи и исследования о театральном искусстве, работе театров, культурной политике и многом другом. Их работа охватывает более широкий спектр деятельности, чем может показаться на первый взгляд.

Важные личные качества

Театральный критик является разносторонне развитым человеком. Он обладает грамотностью, литературным слогом, а также навыками ораторского искусства. В его характере преобладают уверенность, настойчивость, внимательность, объективность и определенная доля любопытства. Из важных профессиональных качеств стоит выделить художественный вкус, развитую память, аналитическое мышление.

Обучение на театрального критика

Критиком-любителем может стать любой человек, который увлекается театральным искусством. Однако высоко ценятся специалисты, получившие высшее образование, связанное с гуманитарной сферой или искусством. Можно пройти подготовку, поступив на специальность «Театроведение» (код: 52.03.05) с профилем «Театральная критика» или «Театроведение и драматургия» (с 2019 года реализуется в ВШСИ). В этом случае необходимо успешно сдать ЕГЭ по следующим предметам:

  • литература (профильный предмет) и русский язык;
  • история, общество или иностранный язык (предметы на выбор вуза).

При поступлении на театроведческие факультеты все абитуриенты проходят внутреннее творческое испытание, например, пишут рецензию. Нередко театральными критиками становятся люди, имеющие образование в смежных сферах: режиссеры, драматурги, актеры.

Лучшие вузы для театрального критика

  • РАТИ-ГИТИС.
  • ВШСИ.
  • РГИСИ.
  • ОмГУ им. Ф. М. Достоевского.
  • ВУиТ.

Место работы

Театральные критики могут занимать должность штатного или нештатного сотрудника в редакциях журналов, газет, интернет-изданий. Нередко они ведут собственные блоги и влоги, занимаются написанием информационных и научных статей, книг. Критики могут найти работу на телевидении или радио, выступая в роли гостя или ведущего передачи, посвященной культуре и искусству.

Заработная плата

Штатные специалисты получают фиксированную заработную плату, оклад нештатных критиков зависит от их активности (количество и объем рецензий), профессиональных качеств. Самые высокие гонорары получают критики, ведущие деятельность в крупных городах: Москва, СПб, Екатеринбург и другие. Уровень дохода позволяет повысить дополнительная деятельность, например, написание книг, консультативная помощь, наполнение блога и т. д.

Зарплата театрального критика на январь 2025

Москва 220000—220000₽

Профессиональные знания

  • Театроведение.
  • Литературоведение.
  • Менеджмент в театральной деятельности.
  • Драматургия.

Известные театральные критики

  • Кобенков Анатолий Иванович.
  • Вишневская Инна Люциановна.

Вопросы по теме

Как театральный критик может влиять на судьбу спектакля?

Театральный критик имеет возможность существенно повлиять на восприятие спектакля публикой. Положительная рецензия может привлечь зрителей и поднять посещаемость, в то время как негативная критика может привести к снижению интереса и даже закрытию постановки. Однако важно отметить, что влияние критика не всегда линейно — иногда плохая рецензия вызывает ажиотаж и интерес к спектаклю, как в случае с экспериментальными театрами. Критики также могут задавать вопросы о социальных и культурных контекстах спектакля, тем самым способствуя обсуждению актуальных тем в обществе.

Какие навыки нужны для успешной работы театрального критика?

Для успешной работы театральным критиком необходимы разнообразные навыки. Во-первых, критик должен иметь глубокие знания театра, включая его историю, направления и ключевых деятелей. Во-вторых, умение анализировать спектакли с разных точек зрения — от сценографии и актерской игры до музыкального сопровождения и режиссуры — крайне важно. Также критик должен уметь ясно и грамотно выражать свои мысли, ведь его оценка должна быть доступной для широкой аудитории. Эмпатия и способность понимать намерения авторов и исполнителей помогут критикам сделать более глубокие и обоснованные выводы о произведении искусства.

Какова роль театрального критика в развитии нового театра?

Театральный критик играет важную роль в развитии нового театра, выступая своего рода связующим звеном между создателями спектаклей и аудиторией. Критики могут помочь новым постановкам найти свою аудиторию, осветив их достоинства и особенности, помогать молодым театрам восприятии их работ в контексте современности. Кроме того, критическая оценка новых идей и форматов может спровоцировать обсуждение и диалог о том, что такое театр сегодня и куда он движется. Через свои рецензии критики могут поддерживать эксперименты и инновации, что, в конечном итоге, способствует разнообразию театрального ландшафта.

Об авторе

Роман Кожин

В прошлом руководитель кредитного отдела в банке. В настоящем интернет-предприниматель, занимаюсь инвестициями на фондовом рынке. Активный пользователь банковских услуг.

Комментарии

Оставить комментарий