Тифлокомментатор профессионально занимается тифлокомментированием (аудиодескрипцией), то есть устным описанием действий и объектов, предназначенным для совершенно слепых и слабовидящих людей. Его работа регулируется ГОСТ Р 59813-2021, профстандартом, законом от 28 марта 2017 г. № 34-ФЗ, обязывающим снабжать фильмы тифлокомментированием, и другими документами.

Содержание
Краткое описание
Главная задача тифлокомментатора – помочь слепым понять или представить визуальную составляющую театральных постановок, фильмов, телепередач, произведений изобразительного искусства, спортивных мероприятий, цирковых представлений, показов моды, экскурсий, музейных экспозиций, эстрадных шоу и т. д. То есть тифлокомментатор рассказывает незрячим, что происходит на сцене, экране, или как выглядит какой-либо объект (картина, статуя, архитектурное сооружение и др.).
Профессия отчасти похожа на работу спортивного радиокомментатора, описывающего ход футбольного или хоккейного матча. Однако объем информации, которую передает тифлокомментатор, намного больше, а требования жестче: никакой отсебятины и личных оценок, только короткие лаконичные предложения. Например, описание фотографии выглядит так: «Цветная фотография. Круглый стол покрыт белой ажурной скатертью. В центре стола стоит высокая ваза цилиндрической формы из ярко-зеленого стекла. В вазе букет из 7 белых нарциссов».
Необходимость профессии обусловлена тем, что люди с серьезными проблемами зрения воспринимают без комментирования лишь 60–70 % визуальной информации, слепые и вовсе лишены такой возможности. Поэтому в последние годы программы тифлокомментирования становятся все более распространенными: они уже работают в 130 театрах по всей стране и 75 музеях.
Рабочее место тифлокомментатора может выглядеть по-разному. Иногда он находится в специальной шумозащитной кабинке у микрофона, но может и стоять рядом с группой незрячих в музее или на выставке и вести рассказ без применения технических средств. Однако аудиодескрипция массовых мероприятий, как правило, требует специального оборудования, аналогичного тому, которое используется для синхронного перевода: передатчика и приемников с наушниками. Сеанс комментирования в среднем продолжается 1,5–2 часа.
В будущем профессия тифлокомментатора будет продолжать развиваться и приобретать новые формы благодаря технологическому прогрессу. С развитием интернет-технологий и доступности стриминговых сервисов, тифлокомментирование станет более востребованным. Помощь в доступности визуального контента для людей с нарушениями зрения будет играть важную роль в обеспечении равных возможностей для всех.
С учетом увеличения числа мероприятий, где требуется тифлокомментарий, таких как спортивные соревнования, культурные события и выставки, профессионалы в этой области смогут расширять свои навыки и знания. Новые технологии, такие как искусственный интеллект и автоматизированные системы обработки данных, могут улучшить качество и эффективность тифлокомментирования. Это также создаст новые возможности для обучения и повышения квалификации специалистов.
Кроме того, общественное признание важности инклюзии людей с ограниченными возможностями будет способствовать росту спроса на услуги тифлокомментаторов. Увеличение числа образовательных инициатив и программ, направленных на повышение осведомленности о проблемах доступности, создаст среду, в которой профессия будет активно развиваться. Таким образом, будущее профессии тифлокомментатора выглядит перспективно, с возможностями для профессионального роста и значительного влияния на жизнь людей с нарушениями зрения.
Особенности
В зависимости от условий проведения тифлокомментирование бывает:
- прямое – предполагает непосредственный контакт со слепым: комментирование и слушание происходят одновременно;
- автоматизированное – незрячий слушает запись голоса комментатора; этот вид получил распространение в последние годы.
Есть и другое деление тифлокомментирования:
- «Горячее» – означает работу без предварительной подготовки. Оно всегда прямое и требует от специалиста высокого профессионализма.
- Подготовленное – с использованием заранее составленного текстового комментария к фотографии, географической карте, маршруту предстоящей экскурсии и т. д. Специалист заранее анализирует материал (например, перед аудиодескрипцией фильма несколько раз его просматривает); работает со справочниками и другими источниками, выясняя сложные моменты; оформляет текстовые заготовки. Он старается не только выделить места, заслуживающие комментирования, но и просчитать продолжительность пауз: ведь речь тифлокомментатора не должна заглушать голоса актеров. Подготовленное комментирование может быть как прямым, так и автоматизированным.
До недавнего времени аудиодескрипция юридически находилась в некой серой зоне: работа тифлокомментаторов считалась чем-то сродни волонтерству. Официальная регистрация профессии состоялась только летом 2024 года, а ее профстандарт вступит в силу 1 марта 2025 года.
Тифлокомментатор — это специалист, обеспечивающий доступ к визуальной информации для людей с нарушениями зрения. Он описывает детали событий, сцен, эмоции людей и окружающую обстановку, делая это в режиме реального времени.
Интересный факт: профессия тифлокомментатора появилась в России в 1990-х годах и с тех пор активно развивается. Тифлокомментаторы работают на спортивных мероприятиях, театральных постановках и выставках, а также создают аудиозаписи для кинофильмов и сериалов.
Малоизвестный момент: несмотря на наличие профессиональных курсов, многие тифлокомментаторы приходят в профессию из других областей, таких как актерское мастерство или журналистика. Это позволяет им использовать свои навыки и креативный подход для более яркого и точного описания происходящего.
Плюсы и минусы
Гуманистическая направленность и возможность помогать людям придают профессии особую значимость и позволяют ее представителям ощущать себя по-настоящему полезными.
Помимо благородного характера, у работы тифлокомментатора есть такие плюсы:
- Возможности саморазвития: тифлокомментатор не только постоянно работает над увеличением своего словаря, но и расширяет кругозор, рассказывая о новых для него темах.
- Для вхождения в профессию нет ограничений по полу, возрасту и т. д.
- Практически полное отсутствие конкуренции: пока что дипломированных специалистов очень мало, буквально несколько сотен на всю страну.
Главный минус профессии – высокая голосовая и психологическая нагрузка.
К числу прочих недостатков относятся:
- Кропотливый и трудоемкий характер работы: на подготовку комментариев обычно уходит много времени.
- Скромная зарплата у начинающих.
Существует множество заблуждений относительно профессии тифлокомментатора, одно из наиболее распространённых — это представление о том, что эта работа сводится только к описанию визуальных элементов. На самом деле, тифлокомментатор должен учитывать множество аспектов: эмоции, атмосфера, контекст истории и много другого, что помогает зрителям с ухудшением зрения полностью погрузиться в событие.
Ещё одно заблуждение заключается в том, что тифлокомментирование необходимо лишь для людей с полным отсутствием зрения. На самом деле, данная услуга полезна и тем, кто имеет частичное нарушение зрения, поскольку помогает им лучше понимать и воспринимать происходящее на экране.
Некоторые полагают, что профессия тифлокомментатора не предполагает достаточной квалификации или специального обучения. Это также не так: успешный тифлокомментатор должен иметь отличные навыки аналитического мышления, чувствовать ситуацию, хорошо владеть языком и знать психологию восприятия информации людьми с нарушениями зрения.
Кроме того, существует мнение, что тифлокомментирование — это просто «добавление комментариев» к видео. На самом деле, это полноценный процесс, который требует тщательного планирования, координации с продюсерами и режиссерами, а также учёта временных рамок для синхронизации комментариев с изображением.
Наконец, ещё одним распространённым мифом является убеждение, что тифлокомментирование необходимо только для фильмов и театра. Однако эта профессия актуальна и для других сфер, таких как спортивные мероприятия, выставки, концерты и даже мультимедийные презентации.
Личные качества
Невозможно представить тифлокомментатора без звучного, хорошо поставленного приятного голоса с четкой дикцией. Также очень важны:
- наблюдательность;
- эрудиция;
- умение интерпретировать увиденное;
- отличные зрение и слух;
- хорошая память;
- выносливость;
- психологическая устойчивость;
- самоконтроль;
- усидчивость;
- развитое образное мышление.
Где учиться на тифлокомментатора
Первопроходцем в сфере профессионального образования для тифлокомментаторов стал институт «РЕАКОМП» при ВОС (Всероссийском обществе слепых). В институте можно пройти обучение по программе повышения квалификации «Тифлокомментирование» (142 часа). Она рассчитана на тех, у кого есть любое высшее или среднее профессиональное образование. Обучение очное, слушатели отбираются на основе предварительного тестирования.
Согласно профстандарту, обучения по программам профпереподготовки или повышения квалификации достаточно для выполнения профессиональных обязанностей, но с недавнего времени у желающих попробовать себя в этой специальности появилась возможность получить высшее образование. В МГЛУ открыт бакалавриат по профилю «Тифлокомментирование и межкультурная коммуникация (немецкий язык)», направление подготовки 45.03.02 «Лингвистика». Для поступления нужны хорошие результаты ЕГЭ по русскому и иностранному языку, истории или обществознанию.
Курсы подготовки тифлокомментаторов также открыты в МАЭО, Институте повышения квалификации «Специалист», РГСАИ и некоторых других образовательных учреждениях.
Место работы
Значительная часть тифлокомментаторов трудится в качестве самозанятых, участвуя в конкретных проектах. Однако после официальной регистрации профессии количество штатных вакансий значительно выросло. Варианты мест работы специалистов по аудиодескрипции:
- учреждения и структурные подразделения Всероссийского общества слепых;
- театры;
- благотворительные фонды, помогающие людям с ограниченными возможностями;
- музеи и другие культурные учреждения;
- киностудии и кинотеатры;
- телеканалы;
- специализированные библиотеки;
- вузы и колледжи;
- общественные организации.
Зарплата
В среднем начинающий специалист зарабатывает 30–40 тыс. руб. в месяц, опытный – 50–70 тыс. руб. Максимальный доход мастера – 150 тыс. руб. в месяц. В театре гонорар за создание материалов к тифлокомментированию составляет 350 руб. за одну минуту, за проведение прямого тифлокомментирования – 70 руб. за минуту.
Карьера
Первым шагом по карьерной лестнице для начинающего профессионала становится получение 2-й квалификационной категории. Накопив опыт и овладев всеми основными навыками, он становится тифлокомментатором 1-й категории. Универсальный специалист с большим опытом – это тифлокомментатор высшей категории; выше него только мастер тифлокомментирования – эксперт с широким багажом знаний. Мастер может возглавить общественную или благотворительную организацию, помогающую незрячим, преподавать на курсах или в вузе, разрабатывать научные основы аудиодескрипции.
Профессиональные знания тифлокомментатора
- Концепция тифлокомментирования как социальной услуги.
- Особенности восприятия незрячих.
- Специфика воздействия аудиовизуального произведения на аудиторию.
- Фонетика и нормы произношения, стилистика современного русского языка.
- Нормативные документы, связанные с профессиональной деятельностью – от законов до правил комментируемых спортивных состязаний.
- Техническое оборудование для аудиодескрипции.
- Способы и методы поиска информации.
Интересные факты
- Первым к идее тифлокомментирования пришел в 1971 г. журналист Грегори Фрейзер из США, причем пришел совершенно случайно. Он описывал своей слепой подруге кадры вестерна, который они оба смотрели в кинотеатре, и тут его осенило, что такие комментарии к фильмам помогли бы всем незрячим. Впоследствии Фрейзер сформулировал основы современной аудиодескрипции и даже защитил по этой теме магистерскую диссертацию [1].
- В СССР первые опыты тифлокомментирования имели место еще в 1978 г.Однако проект носил ограниченный характер (посмотреть фильмы с аудиодескрипцией незрячие могли лишь в двух культурных учреждениях в Москве – кинотеатре «Буревестник» и Центральном доме культуры ВОС) и вскоре был закрыт [1].
- Родоначальниками тифлокомментирования в РФ уже в XXI веке стали С. Н. и О. П. Ваньшины. С. Н. Ваньшин, директор института «Реакомп», не только ввел в 2002 г. в обиход этот термин (от греч. τυφλός, «слепой»), но и написал совместно с супругой первое учебное пособие и разработал программу обучения тифлокомментаторов.
- Самый известный тифлокомментатор высшей категории в России – актриса Ирина Безрукова.
- Первым отечественным театром, обратившимся к практике тифлокомментирования на постоянной основе, стал Московский Губернский театр.
Вопросы по теме
Как тифлокомментатор выбирает подходящие слова для описания сцены?
Тифлокомментатор должен учитывать не только содержание происходящего на экране, но и психоэмоциональное состояние аудитории, которую он обслуживает. Он подбирает слова, которые создают четкие и красочные образы, стараясь избегать излишне сложной или абстрактной лексики. Это требует высокой степени эмпатии и глубокого понимания специфики восприятия информации незрячими людьми.
В чем особенность работы тифлокомментатора на спортивных мероприятиях?
На спортивных мероприятиях тифлокомментатор сталкивается с динамичным и быстрым развитием событий. Ему необходимо мгновенно принимать решения о том, какие моменты важны для описания, как передать атмосферу игры и вовлечь зрителей в происходящее. Часто это включает в себя описание не только действий спортсменов, но и эмоций, порождаемых играми, что требует от комментатора высокой степени интуиции и опыта.
Какую роль играют технологии в работе тифлокомментатора?
Современные технологии значительно облегчают работу тифлокомментатора. Существуют специализированные программы для анализа сцен, которые могут предоставлять дополнительные данные о происходящем. Также важно учитывать возможность использования передачи комментариев через различные цифровые платформы, что позволяет донести информацию до более широкой аудитории. Однако, несмотря на технологический прогресс, уникальная способность тифлокомментатора создавать визуальные образы с помощью слов остается незаменимой.
