Тьютор: кто это, чем занимается, как стать, где учиться и уровень зарплаты

Тьютор (англ. tutor в переводе с английского – педагог-наставник, опекун, попечитель.)  (от лат. tueor – заботиться, оберегать.) — специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных. Однако миссия тьютора гораздо выше и масштабнее, чем простая помощь в учёбе.

Особенности профессии

Для России тьюторство – принципиально новый вид педагогики. Хотя есть множество областей, где оно находит своё примернение: социальная работа с проблемными семьями, детсады, школы, колледжи и вузы, инклюзивное образование и дистанционное.

Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса. Чем это отличается от индивидуального подхода? Тем, что индивидуальный подход – это замечательная практика, когда учитель или воспитатель находит особый подход для каждого подопечного. Допустим, какое-то математическое действие не даётся ученику, и учитель находит новый способ объяснения. А индивидуализацией специалисты называют такую работу, когда ребёнку дают знания и умения, исходя из его собственных интересов.

Если традиционный педагог может в досаде махнуть рукой на нерадивого ученика, то тьютор на то и тьютор, чтобы найти этому ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он помогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге – нащупать своё призвание.

Как говорят специалисты, учитель работает ответами, а тьютор вопросами. Это особое умение.

В Европе и США такая система, при которой каждый учится по собственному алгоритму, широко используется в вузах. Такова, например, система в Кембриджском университете (Англия). В России она тоже нашла применение – в первую очередь, именно в школах. Хотя пока это похоже на эксперимент, т.к. дипломированных специалистов практически нет. Педагогические вузы начали готовить их совсем недавно.

«Особые» дети

В некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребёнком жизненно необходимо. В первую очередь это касается инклюзивных школ и детских садов. Слово «инклюзивный» применительно к садику и школе означает, что их посещают не только практически здоровые дети, но и такие, которым требуются особые условия. Это дети с так называемыми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Если ребёнок плохо видит или слышит, если ему трудно ходить из-за перенесённой травмы или ДЦП, если у него нарушение речи или есть заметные интеллектуальные проблемы, он может учиться среди обычных сверстников, у которых таких проблем нет. Но для этого ему нужна помощь тьютора-воспитателя. Другое название – воспитатель-сопровождающий.

Во-первых, ребёнку нужна физическая помощь. Ребёнку с ДЦП тьютор помогает передвигаться, глухому или слабослышащему – усваивать информацию  с помощью специальной аппаратуры или языка жестов и т.д. Но тьютор – не нянька. Его работа не сводится к ежеминутному обслуживанию. Он общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей в классе. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда – время от времени, на определённых уроках и занятиях. Главная задача такого педагога –  поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников.

Тьютор-воспитатель помогает подопечному установить контакт с другими детьми.  А здоровым детям он собственным примером показывает, как нужно относиться к людям с инвалидностью, чем и как можно им помогать.

Тьютор также проводит дополнительные занятия со своими подопечными, координирует работу всех специалистов группы сопровождения – логопедов, психологов, дефектологов, инструктора ЛФК.

Если всё организовано правильно, совместная учёба здоровых и «особых» детей идёт на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей. Ведь должна же когда-нибудь Россия стать страной равных возможностей, удобной для жизни, где отношения между гражданами строятся на доброте и доверии. А покуда «обычные» и «особые» люди прячутся друг от друга, этого не случится.

Сегодня, в начале второго десятилетия XXI века,  Россия отстаёт от цивилизованного мира.

Дипломированных тьюторов мало, педагогами-сопровождающими в школах работают подготовленные социальные педагоги, воспитатели и даже родители детей с ОВЗ. А Волонтёры – студенты, ученики старших классов, – которые на рассчитывают на какие-то блага лично для себя, а просто хотят помочь или научиться чему-то новому. Но мама в качестве тьютора – это риск чрезмерной опеки, которая тормозит развитие малыша. А волонтёр на то и волонтёр, что он не может посвящать этому благородному делу всё своё время. Кроме того, обычно роль волонтеров сводится к тому, что они оказывают физическую помощь и помогают (что тоже очень важно) в общении с одноклассниками. А о профессиональной педагогической помощи тут речь не идёт.

Так что потребность в профессиональных тьюторах очевидна. И со временем она будет только расти.

Альтернативные школы

Помимо инклюзивных школ тьюторская система работает в школах, где применяется домашнее обучение (дистанционное обучение). Педагоги-тьюторы нужны в инновационных школах с альтернативным подходом к образовательному процессу.

Мнение эксперта
Иван Беспалов
Экономист по образованию. Занимал руководящие должности в крупных корпорациях.

Профессия тьютор будет продолжать развиваться в условиях активного перехода образовательных процессов в онлайн-формат. С увеличением числа дистанционных курсов и программ, роль тьюторов станет еще более значимой. Они будут не только наставниками, но и медиаторами, способствующими эффективному усвоению материалов и адаптации студентов к новым условиям обучения.

В будущем тьюторы будут активнее использовать технологии для индивидуализации учебного процесса. Применение искусственного интеллекта и аналитики данных позволит им лучше понимать потребности каждого ученика и адаптировать процесс обучения соответственно. Таким образом, тьютор станет ключевым звеном, соединяющим современные образовательные технологии с личными потребностями студентов.

Кроме того, профессия тьютор будет востребована не только в традиционных образовательных учреждениях, но и в корпоративном обучении, подготовке профессионалов на смену устаревшим навыкам. С ростом спроса на гибкие форматы обучения и необходимости в постоянном развитии, тьютор сможет занять важное место в системе непрерывного образования, обеспечивая поддержку и сопровождение индивидуального пути обучения каждого человека.

Рабочее место

Как уже сказано, российские тьюторы работают в основном в школах и детских садах с инклюзией или альтернативными программами.

Тьюторами в вузах работают педагоги высшего образования работают. Такие должности характерны для многих зарубежных университетов.

Интересный факт

Малоизвестным фактом является то, что профессия тьютор возникла в Англии в XVIII веке и изначально обозначала наставника, который помогал студентам адаптироваться к университетской жизни. Первые тьюторы часто работали не только над академическими вопросами, но и выполняли роль жизненных наставников.

Интересно, что в отличие от традиционных преподавателей, тьюторы ориентированы на индивидуальный подход и помощь в саморазвитии, что позволяет им адаптировать методы обучения под уникальные потребности каждого ученика.

Кроме того, в некоторых странах тьюторы могут также выступать в роли «жизненных коучей», помогая обучаемым не только в учёбе, но и в личностном росте и выборе жизненного пути.

Зарплата тьютора на январь 2025

22440—64000₽
Москва 65000—130000₽

Распространенные заблуждения

Существует множество заблуждений о профессии тьютора. Одним из самых распространенных является мнение, что тьютор — это просто репетитор. Хотя оба профессионала занимаются обучением, тьютор выполняет гораздо более широкий спектр задач, включая поддержку в самообразовании и развитие навыков критического мышления.

Еще одно заблуждение заключается в том, что тьютор работает только с учениками, которые имеют значительные трудности в учебе. На самом деле, тьютор может быть полезен и для более успешных студентов, стремящихся углубить свои знания или подготовиться к экзаменам на более высоком уровне.

Многие считают, что роль тьютора ограничивается только академической помощью. Однако тьютор также играет важную роль в личностном развитии студента, помогая ему устанавливать и достигать цели, развивать уверенность в своих силах и коммуникативные навыки.

Существует мнение, что тьютор работает только в учебных заведениях. На самом деле, тьюторы могут работать и вне образовательных учреждений, предлагая свои услуги как частные специалисты, что позволяет им адаптировать свои методы работы под индивидуальные потребности каждого клиента.

Наконец, некоторые считают, что профессия тьютора не требует специальных знаний и квалификации. На самом деле, успешный тьютор должен обладать хорошими педагогическими навыками, быть знакомым с методами обучения и иметь глубокое понимание предмета, по которому он ведет занятия.

Важные качества

Профессия тьютора предполагает желание помогать. А при работе с «особыми» детьми необходимо безусловное приятие этих детей. Раздражительность и властность, свойственные многим учителям, в этой профессии неуместна.

Знания и навыки

Тьютор должен владеть педагогическими методиками, методиками индивидуального планирования учебного процесса. При работе в инклюзивном детском саду или школе необходимы познания в области специальной (коррекционной) педагогики.

Обучение на Тьютора

Вопросы по теме

Какую роль тьюторы играют в современных образовательных системах?

Тьюторы становятся все более важными фигурами в современных образовательных системах, предлагая индивидуализированный подход к обучению. Они помогают ученикам адаптироваться к учебному процессу, выявляют их уникальные сильные и слабые стороны, а также создают персонализированные планы обучения. Это особенно актуально в условиях увеличения разнообразия учебных стилей и потребностей студентов, где традиционные методы преподавания могут быть недостаточно эффективными.

Какие навыки являются ключевыми для успешного тьютора?

Для успешной работы в роли тьютора важны несколько ключевых навыков. Во-первых, это коммуникативные навыки, которые позволяют эффективно взаимодействовать с учениками и их родителями. Во-вторых, тьютор должен обладать способностью к адаптации, чтобы меняться в зависимости от потребностей студентов. Наконец, важно иметь хорошее понимание психологии обучения и мотивации, чтобы вдохновлять и поддерживать учеников на протяжении всего процесса. Это сочетание навыков позволяет тьютору не просто обучать, но и формировать доверительные отношения с учениками, что значительно увеличивает эффективность обучения.

Какие вызовы могут встретиться тьютору в его работе?

Работа тьютора не лишена своих вызовов. Один из основных — это необходимость балансировать между поддержкой и автономией ученика. Тьютор должен уметь направлять студента, не подавляя его инициативу и стремление к самостоятельности. Кроме того, тьюторы часто сталкиваются с неоднозначностью в ожиданиях как со стороны учеников, так и со стороны родителей, что может привести к недопониманию. Важно также сохранять мотивацию среди студентов, которые могут сталкиваться с трудностями или отсутствием интереса к учебе, что требует от тьютора дополнительных усилий и креативности. Эти факторы делают профессию тьютора не только ответственной, но и чрезвычайно увлекательной.

Об авторе

Роман Кожин

В прошлом руководитель кредитного отдела в банке. В настоящем интернет-предприниматель, занимаюсь инвестициями на фондовом рынке. Активный пользователь банковских услуг.

Комментарии

Оставить комментарий