Учитель физкультуры занимается развитием в учениках силы, выносливости, координации, гибкости и быстроты, учит не сдаваться при неудачах или усталости, способствует укреплению физического и душевного здоровья, самовыражению в спорте. Профессия на стыке педагогики и спорта, подходит физически активным людям, умеющим находить контакт с детьми.
Содержание
Краткое описание
Занятия физкультурой удовлетворяют потребности детей и подростков в движении, помогают им снять стресс, «переключить» голову между сложными школьными уроками с интенсивной интеллектуальной нагрузкой. Миссия учителя – конвертировать эти потребности в стройную систему гармоничного развития здорового тела на базе упорядоченной физической активности, мотивировать учащихся к спортивным занятиям вне школы, выработать привычку к физкультуре как незаменимому элементу образа жизни.
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»
Жан-Жак Руссо
Цели работы учителя физкультуры:
- укрепить здоровье и организм детей;
- улучшить физические, психические и морально-волевые качества школьников, повысить их работоспособность;
- помочь каждому ученику сформировать всесторонне развитую личность.
Учитель физкультуры:
- работает по программам ФГОС;
- отслеживает прогресс в физическом развитии (по ФГОС теперь вместо фиксированных нормативов – личная динамика);
- готовит к сдаче норм ГТО (по желанию школьников);
- закрепляет технику выполнения упражнений, чтобы обеспечить максимальную пользу от занятий физкультурой и свести к минимуму риск травм;
- обучает командным спортивным играм (футболу, баскетболу, волейболу) и индивидуальным дисциплинам (атлетике, гимнастике);
- формирует позитивное отношение к регулярным физическим нагрузкам.
Профессия учителя физкультуры будет продолжать оставаться актуальной, несмотря на развитие технологий и изменений в образовательных подходах. Физическая культура активно интегрируется в школьную программу, и с каждым годом растёт осознание важности физической активности для здоровья подростков. Учитывая рост уровня заболеваний, связанных с малоподвижным образом жизни, роль учителей физкультуры становится ещё более востребованной.
С учётом современных тенденций, таких как популяризация здорового образа жизни и развитие командных видов спорта, учителя физкультуры смогут расширить свои функции. Они станут не только организаторами физических тренировок, но и наставниками, способными прививать ценности командного духа, самодисциплины и ответственности. Это создаёт новые возможности для профессионального роста и развития компетенций.
Кроме этого, учителя физкультуры могут активно использовать новые технологии в своей работе, такие как мобильные приложения для отслеживания активности, онлайн-тренировки и видеоуроки. Это позволит сделать занятия более интерактивными и интересными, что повысит мотивацию учащихся. В результате, данная профессия будет эволюционировать, адаптируясь к современным условиям и требованиям общества, что обеспечит её дальнейшее существование и значение в образовании.
Особенности профессии
Учитель физкультуры работает со школьниками всех возрастов – с 1-го по 11-й класс. Бывает, что педагоги начальных классов сами ведут уроки физической культуры (при наличии соответствующего диплома о профпереподготовке), но если в школе есть физрук и у учителей младших классов хватает часов на ставку, то занятия спортом даже первоклашек поручают проводить специалисту.
При преподавании физической культуры учителю нужно учитывать группы здоровья, установленные для школьников: I – основная, II – подготовительная, со сниженной нагрузкой (нужно принимать во внимание противопоказания, указанные врачом), III – специальная, строго определенные упражнения. Во время уроков учитель несет ответственность за безопасность и здоровье учеников, постепенно повышает их физические возможности, добиваясь положительной динамики.
«Неважно, будешь ли ты лучше кого-то. Важно, будешь ли ты лучше, чем вчера».
Кано Дзигоро
Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) нужен специалист по адаптивной физкультуре, разрабатывающий индивидуальные программы и корректирующие упражнения, чтобы они были по силам таким ученикам, улучшали их здоровье и качество жизни.
Специфика условий работы физрука:
- Нагрузка на психику:
- уроки физкультуры не проходят в тишине;
- часто приходится очень громко отдавать команды;
- нужно постоянно визуально контролировать два-три десятка детей на большой территории – в спортзале, на школьном стадионе;
- учитель несет ответственность за здоровье и жизнь учеников.
- Физические нагрузки:
- демонстрация упражнений;
- совместные с учениками физические действия в зале, на площадке, в турпоходе;
- необходимость страховки учеников.
Базовые педагогические функции учителя физкультуры:
- обучение теории и передача практических навыков по предмету;
- развитие интереса к ЗОЖ и приобщение к нему;
- формирование психологически комфортной среды, обеспечение безопасности при упражнениях, подвижных играх (в том числе за счет поддержания дисциплины на уроке);
- помощь ученикам при выполнении упражнений;
- поиск спортивных талантов, помощь в поступлении в спортшколы, внешкольные секции и общества.
Кроме того, в обязанности учителя физкультуры входит:
- ежегодная проверка целостности спортивных снарядов/инвентаря в зале и на пришкольном стадионе, периодическое испытание соединений и креплений, составление актов о состоянии спортивного оборудования;
- разработка расписаний тренировок в секциях, графиков внутришкольных соревнований по разным видам спорта;
- курирование факультативных занятий и спортивных секций;
- формирование и тренировки сборных школьных команд для участия в соревнованиях различных уровней;
- проведение в школе спортивных праздников, игр;
- помощь в подготовке к туристическим ученическим походам;
- ведение учебной документации.
Мало кто знает, но профессия учителя физкультуры в разных странах может сильно различаться по своей природе и требованиям. Например, в некоторых странах преподаватели физкультуры обязаны проходить курсы по психологии и менеджменту, чтобы лучше понимать своих учеников и организовывать занятия.
Еще один интересный факт заключается в том, что в Японии учителя физкультуры часто участвуют в формировании школьных соревнований, которые не только развивают физические навыки, но и способствуют укреплению командного духа и взаимопомощи среди учеников.
В Скандинавских странах учителя физкультуры уделяют особое внимание не только физическому воспитанию, но и здоровому образу жизни, включая в программу обучения такие темы, как питание и ментальное здоровье, что делает курс более многогранным и актуальным.
Плюсы и минусы профессии
Положительные стороны работы учителем физкультуры:
- поддержка отличной физической формы;
- продолжительный летний отпуск;
- возможность дополнительного заработка в фитнес-клубах, бассейнах, спортлагерях (в летнее время);
- досрочный выход на пенсию (при 25 годах стажа);
- бесплатные курсы повышения квалификации;
- комфортный дресс-код.
К отрицательным сторонам относятся:
- повышенный уровень ответственности;
- необходимость постоянно быть в форме, доказывать свои физические и лидерские возможности;
- постоянные психоэмоциональные и физические нагрузки;
- маленькая зарплата (особенно для начинающих и в регионах).
Существует множество заблуждений относительно профессии учителя физкультуры, которые могут создать ложное представление о данной специальности. Одно из самых распространенных заблуждений заключается в том, что учитель физкультуры занимается лишь проведением спортивных занятий и игр. На самом деле, его роль гораздо шире: он формирует у детей интерес к физической активности, обучает основам здоровья и культуры физического воспитания, а также развивает навыки командной работы и социальной ответственности.
Еще одно заблуждение — это мнение, что работа учителя физкультуры менее ответственная по сравнению с другими учителями. Многие считают, что уроки физкультуры «легкие» и не требуют серьезной подготовки. На самом деле, для эффективного преподавания физической культуры необходимы знания в области анатомии, физиологии, профилактики травм, а также методики обучения разным видам спорта. Учитель физкультуры должен быть не только тренером, но и педагогом, способным мотивировать и поддерживать учеников.
Также часто возникает мнение, что все учителя физкультуры — бывшие спортсмены. Хотя многие из них действительно имеют спортивный опыт, это не является обязательным условием для занятия данной профессией. Важно иметь педагогические навыки, умение работать с детьми и стойкую мотивацию к развитию физического воспитания. Учитель может быть хорошо подготовлен как теоретически, так и практически, и его успех зависит не только от спортивных достижений.
Кроме того, существует миф о том, что физическая активность не важна для людей, которые не занимаются спортом на профессиональном уровне. В действительности, учитель физкультуры играет ключевую роль в формировании здорового образа жизни у всех учеников, независимо от их спортивных способностей. Он помогает детям понять важность движения и активности для общего состояния здоровья.
В заключение, профессия учителя физкультуры подразумевает высокую степень ответственности и требует разнообразных знаний и навыков. Заблуждения о данной профессии лишь затушевывают ту важную роль, которую играют учителя физкультуры в жизни школьников, помогая им становиться здоровыми и активными людьми.
Важные качества
Базовые качества учителя физкультуры:
- педагогическое мышление;
- наблюдательность;
- интуиция;
- быстрая реакция;
- умение импровизировать;
- настойчивость;
- внимательность;
- коммуникативные способности;
- задатки лидера;
- находчивость;
- эмоциональная устойчивость;
- оптимизм.
Не лишними будут организаторские таланты, способности к мотивации учеников, отстающих по объективным причинам, личные спортивные навыки и достижения.
Где учиться на учителя физкультуры
Преподавать физкультуру можно, окончив колледж по профилю «Физическая культура» (49.02.01) или «Педагогика дополнительного образования (спорт)» (44.02.03).
В вузах нужно выбирать направления педагогического образования и спорта:
- «Педагогическое образование», 44.03.01:
- «Физическая культура»;
- «Физическая культура для лиц с ОВЗ».
- «Физическое воспитание и спорт».
- «Педагогическое образование (два профиля)», 44.03.05:
- «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности»;
- «Физическая культура. Технология».
- «Физическая культура», 49.03.01.
- «Адаптивная физкультура», 49.03.02.
Место работы
Учитель физкультуры может работать:
- в общеобразовательных учреждениях;
- спортшколах;
- обычных школах-интернатах;
- интернатах для детей с отклонением в физическом, умственном, психологическом здоровье;
- спортклубах, фитнес-центрах, юношеских спортивных обществах;
- организациях, занимающихся разработкой программ для школ.
Оплата труда
В зависимости от региона, формата учебного заведения и нагрузки зарплата учителя физкультуры может составлять:
- в Москве – от 30 тыс. до 60–70 тыс. руб.
- в регионах – в среднем 25–30 тыс. руб.
Карьера
Карьерный рост учителя физкультуры в школе ограничен: до директора ему дорасти сложно. Можно перейти в административные структуры, курирующие спортивную работу в школах. Профессиональные амбиции проще реализовать, занимаясь профильным видом спорта в качестве тренера или развивая собственную спортивную школу. Финансовое благополучие более достижимо в спортивном бизнесе, например, в фитнес-клубах.
Профессиональные знания
Учитель физкультуры обязан знать:
- требования ФГОС к преподаванию физической культуры;
- методику преподавания физкультуры;
- программы для 1–11 класса, для мальчиков и девочек;
- основы анатомии;
- физиологические и психологические возможности и особенности детей разного возраста и пола;
- требования к оснащению спортзалов;
- методы коммуницирования (установление контактов, аргументация своей позиции) с учениками, родителями, коллегами;
- порядок действий при эвакуации, в чрезвычайных ситуациях.
Вопросы по теме
Каковы самые необычные способы мотивации детей к занятиям физической культурой?
Одним из самых необычных способов мотивации детей к занятиям физкультурой является внедрение игровых элементов в уроки. Например, можно организовать соревнования с квестами, где дети выполняют физические задания для получения следующей подсказки. Также можно создать систему наград и достижений, где каждый ученик сможет получать виртуальные значки за выполнение определённых условий, что сделает процесс более увлекательным и азартным.
Какую роль играет физкультура в формировании командного духа среди школьников?
Физкультура играет ключевую роль в формировании командного духа среди школьников. За время совместных тренировок и игровых мероприятий дети учатся работать в команде, поддерживать друг друга и преодолевать трудности вместе. Это не только развивает физические навыки, но и способствует социализации, улучшению коммуникации и укреплению дружеских связей. Командные виды спорта, такие как футбол, волейбол и баскетбол, особенно эффективны в этом плане, поскольку требуют взаимодействия и согласованных действий всех участников.
Что может сделать учитель физкультуры, чтобы улучшить взаимоотношения с родителями учеников?
Учитель физкультуры может значительно улучшить взаимоотношения с родителями, организовав открытые уроки и спортивные мероприятия, где родители могут присутствовать и активно участвовать. Также стоит создать групповые чаты или рассылки, чтобы информировать родителей о достижениях и успехах их детей, а также о планах и целях уроков физкультуры. Личное общение с родителями во время родительских собраний или на спортивных событиях помогает наладить доверительные отношения и продемонстрировать, что спортивное развитие детей интересно и важно не только самим ученикам, но и их родителям.