Учитель физкультуры: описание профессии, обязанности, образовательные учреждения, зарплата и требования для поступления

Учитель физкультуры занимается развитием в учениках силы, выносливости, координации, гибкости и быстроты, учит не сдаваться при неудачах или усталости, способствует укреплению физического и душевного здоровья, самовыражению в спорте. Профессия на стыке педагогики и спорта, подходит физически активным людям, умеющим находить контакт с детьми.

Краткое описание

Занятия физкультурой удовлетворяют потребности детей и подростков в движении, помогают им снять стресс, «переключить» голову между сложными школьными уроками с интенсивной интеллектуальной нагрузкой. Миссия учителя – конвертировать эти потребности в стройную систему гармоничного развития здорового тела на базе упорядоченной физической активности, мотивировать учащихся к спортивным занятиям вне школы, выработать привычку к физкультуре как незаменимому элементу образа жизни.

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»

Жан-Жак Руссо

Цели работы учителя физкультуры:

  • укрепить здоровье и организм детей;
  • улучшить физические, психические и морально-волевые качества школьников, повысить их работоспособность;
  • помочь каждому ученику сформировать всесторонне развитую личность.

Учитель физкультуры:

  • работает по программам ФГОС;
  • отслеживает прогресс в физическом развитии (по ФГОС теперь вместо фиксированных нормативов – личная динамика);
  • готовит к сдаче норм ГТО (по желанию школьников);
  • закрепляет технику выполнения упражнений, чтобы обеспечить максимальную пользу от занятий физкультурой и свести к минимуму риск травм;
  • обучает командным спортивным играм (футболу, баскетболу, волейболу) и индивидуальным дисциплинам (атлетике, гимнастике);
  • формирует позитивное отношение к регулярным физическим нагрузкам.
Мнение эксперта
Иван Беспалов
Экономист по образованию. Занимал руководящие должности в крупных корпорациях.

Профессия учителя физкультуры будет продолжать оставаться актуальной, несмотря на развитие технологий и изменений в образовательных подходах. Физическая культура активно интегрируется в школьную программу, и с каждым годом растёт осознание важности физической активности для здоровья подростков. Учитывая рост уровня заболеваний, связанных с малоподвижным образом жизни, роль учителей физкультуры становится ещё более востребованной.

С учётом современных тенденций, таких как популяризация здорового образа жизни и развитие командных видов спорта, учителя физкультуры смогут расширить свои функции. Они станут не только организаторами физических тренировок, но и наставниками, способными прививать ценности командного духа, самодисциплины и ответственности. Это создаёт новые возможности для профессионального роста и развития компетенций.

Кроме этого, учителя физкультуры могут активно использовать новые технологии в своей работе, такие как мобильные приложения для отслеживания активности, онлайн-тренировки и видеоуроки. Это позволит сделать занятия более интерактивными и интересными, что повысит мотивацию учащихся. В результате, данная профессия будет эволюционировать, адаптируясь к современным условиям и требованиям общества, что обеспечит её дальнейшее существование и значение в образовании.

Особенности профессии

Учитель физкультуры работает со школьниками всех возрастов – с 1-го по 11-й класс. Бывает, что педагоги начальных классов сами ведут уроки физической культуры (при наличии соответствующего диплома о профпереподготовке), но если в школе есть физрук и у учителей младших классов хватает часов на ставку, то занятия спортом даже первоклашек поручают проводить специалисту.

При преподавании физической культуры учителю нужно учитывать группы здоровья, установленные для школьников: I – основная, II – подготовительная, со сниженной нагрузкой (нужно принимать во внимание противопоказания, указанные врачом), III – специальная, строго определенные упражнения. Во время уроков учитель несет ответственность за безопасность и здоровье учеников, постепенно повышает их физические возможности, добиваясь положительной динамики.

«Неважно, будешь ли ты лучше кого-то. Важно, будешь ли ты лучше, чем вчера».

Кано Дзигоро

Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) нужен специалист по адаптивной физкультуре, разрабатывающий индивидуальные программы и корректирующие упражнения, чтобы они были по силам таким ученикам, улучшали их здоровье и качество жизни.

Специфика условий работы физрука:

  • Нагрузка на психику:
  • уроки физкультуры не проходят в тишине;
  • часто приходится очень громко отдавать команды;
  • нужно постоянно визуально контролировать два-три десятка детей на большой территории – в спортзале, на школьном стадионе;
  • учитель несет ответственность за здоровье и жизнь учеников.
  • Физические нагрузки:
    • демонстрация упражнений;
    • совместные с учениками физические действия в зале, на площадке, в турпоходе;
    • необходимость страховки учеников.

Базовые педагогические функции учителя физкультуры:

  • обучение теории и передача практических навыков по предмету;
  • развитие интереса к ЗОЖ и приобщение к нему;
  • формирование психологически комфортной среды, обеспечение безопасности при упражнениях, подвижных играх (в том числе за счет поддержания дисциплины на уроке);
  • помощь ученикам при выполнении упражнений;
  • поиск спортивных талантов, помощь в поступлении в спортшколы, внешкольные секции и общества.

Кроме того, в обязанности учителя физкультуры входит:

  • ежегодная проверка целостности спортивных снарядов/инвентаря в зале и на пришкольном стадионе, периодическое испытание соединений и креплений, составление актов о состоянии спортивного оборудования;
  • разработка расписаний тренировок в секциях, графиков внутришкольных соревнований по разным видам спорта;
  • курирование факультативных занятий и спортивных секций;
  • формирование и тренировки сборных школьных команд для участия в соревнованиях различных уровней;
  • проведение в школе спортивных праздников, игр;
  • помощь в подготовке к туристическим ученическим походам;
  • ведение учебной документации.
Интересный факт

Мало кто знает, но профессия учителя физкультуры в разных странах может сильно различаться по своей природе и требованиям. Например, в некоторых странах преподаватели физкультуры обязаны проходить курсы по психологии и менеджменту, чтобы лучше понимать своих учеников и организовывать занятия.

Еще один интересный факт заключается в том, что в Японии учителя физкультуры часто участвуют в формировании школьных соревнований, которые не только развивают физические навыки, но и способствуют укреплению командного духа и взаимопомощи среди учеников.

В Скандинавских странах учителя физкультуры уделяют особое внимание не только физическому воспитанию, но и здоровому образу жизни, включая в программу обучения такие темы, как питание и ментальное здоровье, что делает курс более многогранным и актуальным.

Плюсы и минусы профессии

Положительные стороны работы учителем физкультуры:

  • поддержка отличной физической формы;
  • продолжительный летний отпуск;
  • возможность дополнительного заработка в фитнес-клубах, бассейнах, спортлагерях (в летнее время);
  • досрочный выход на пенсию (при 25 годах стажа);
  • бесплатные курсы повышения квалификации;
  • комфортный дресс-код.

К отрицательным сторонам относятся:

  • повышенный уровень ответственности;
  • необходимость постоянно быть в форме, доказывать свои физические и лидерские возможности;
  • постоянные психоэмоциональные и физические нагрузки;
  • маленькая зарплата (особенно для начинающих и в регионах).
Распространенные заблуждения

Существует множество заблуждений относительно профессии учителя физкультуры, которые могут создать ложное представление о данной специальности. Одно из самых распространенных заблуждений заключается в том, что учитель физкультуры занимается лишь проведением спортивных занятий и игр. На самом деле, его роль гораздо шире: он формирует у детей интерес к физической активности, обучает основам здоровья и культуры физического воспитания, а также развивает навыки командной работы и социальной ответственности.

Еще одно заблуждение — это мнение, что работа учителя физкультуры менее ответственная по сравнению с другими учителями. Многие считают, что уроки физкультуры «легкие» и не требуют серьезной подготовки. На самом деле, для эффективного преподавания физической культуры необходимы знания в области анатомии, физиологии, профилактики травм, а также методики обучения разным видам спорта. Учитель физкультуры должен быть не только тренером, но и педагогом, способным мотивировать и поддерживать учеников.

Также часто возникает мнение, что все учителя физкультуры — бывшие спортсмены. Хотя многие из них действительно имеют спортивный опыт, это не является обязательным условием для занятия данной профессией. Важно иметь педагогические навыки, умение работать с детьми и стойкую мотивацию к развитию физического воспитания. Учитель может быть хорошо подготовлен как теоретически, так и практически, и его успех зависит не только от спортивных достижений.

Кроме того, существует миф о том, что физическая активность не важна для людей, которые не занимаются спортом на профессиональном уровне. В действительности, учитель физкультуры играет ключевую роль в формировании здорового образа жизни у всех учеников, независимо от их спортивных способностей. Он помогает детям понять важность движения и активности для общего состояния здоровья.

В заключение, профессия учителя физкультуры подразумевает высокую степень ответственности и требует разнообразных знаний и навыков. Заблуждения о данной профессии лишь затушевывают ту важную роль, которую играют учителя физкультуры в жизни школьников, помогая им становиться здоровыми и активными людьми.

Важные качества

Базовые качества учителя физкультуры:

  • педагогическое мышление;
  • наблюдательность;
  • интуиция;
  • быстрая реакция;
  • умение импровизировать;
  • настойчивость;
  • внимательность;
  • коммуникативные способности;
  • задатки лидера;
  • находчивость;
  • эмоциональная устойчивость;
  • оптимизм.

Не лишними будут организаторские таланты, способности к мотивации учеников, отстающих по объективным причинам, личные спортивные навыки и достижения.

Где учиться на учителя физкультуры

Преподавать физкультуру можно, окончив колледж по профилю «Физическая культура» (49.02.01) или «Педагогика дополнительного образования (спорт)» (44.02.03).

В вузах нужно выбирать направления педагогического образования и спорта:

  • «Педагогическое образование», 44.03.01:
    • «Физическая культура»;
    • «Физическая культура для лиц с ОВЗ».
    • «Физическое воспитание и спорт».
  • «Педагогическое образование (два профиля)», 44.03.05:
    • «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности»;
    • «Физическая культура. Технология».
  • «Физическая культура», 49.03.01.
  • «Адаптивная физкультура», 49.03.02.

Место работы

Учитель физкультуры может работать:

  • в общеобразовательных учреждениях;
  • спортшколах;
  • обычных школах-интернатах;
  • интернатах для детей с отклонением в физическом, умственном, психологическом здоровье;
  • спортклубах, фитнес-центрах, юношеских спортивных обществах;
  • организациях, занимающихся разработкой программ для школ.

Оплата труда

В зависимости от региона, формата учебного заведения и нагрузки зарплата учителя физкультуры может составлять:

  • в Москве – от 30 тыс. до 60–70 тыс. руб.
  • в регионах – в среднем 25–30 тыс. руб.

Зарплата учителя физкультуры на январь 2025

20000—75000₽
Москва 45000—130000₽

Карьера

Карьерный рост учителя физкультуры в школе ограничен: до директора ему дорасти сложно. Можно перейти в административные структуры, курирующие спортивную работу в школах. Профессиональные амбиции проще реализовать, занимаясь профильным видом спорта в качестве тренера или развивая собственную спортивную школу. Финансовое благополучие более достижимо в спортивном бизнесе, например, в фитнес-клубах.

Профессиональные знания

Учитель физкультуры обязан знать:

  • требования ФГОС к преподаванию физической культуры;
  • методику преподавания физкультуры;
  • программы для 1–11 класса, для мальчиков и девочек;
  • основы анатомии;
  • физиологические и психологические возможности и особенности детей разного возраста и пола;
  • требования к оснащению спортзалов;
  • методы коммуницирования (установление контактов, аргументация своей позиции) с учениками, родителями, коллегами;
  • порядок действий при эвакуации, в чрезвычайных ситуациях.

Вопросы по теме

Каковы самые необычные способы мотивации детей к занятиям физической культурой?

Одним из самых необычных способов мотивации детей к занятиям физкультурой является внедрение игровых элементов в уроки. Например, можно организовать соревнования с квестами, где дети выполняют физические задания для получения следующей подсказки. Также можно создать систему наград и достижений, где каждый ученик сможет получать виртуальные значки за выполнение определённых условий, что сделает процесс более увлекательным и азартным.

Какую роль играет физкультура в формировании командного духа среди школьников?

Физкультура играет ключевую роль в формировании командного духа среди школьников. За время совместных тренировок и игровых мероприятий дети учатся работать в команде, поддерживать друг друга и преодолевать трудности вместе. Это не только развивает физические навыки, но и способствует социализации, улучшению коммуникации и укреплению дружеских связей. Командные виды спорта, такие как футбол, волейбол и баскетбол, особенно эффективны в этом плане, поскольку требуют взаимодействия и согласованных действий всех участников.

Что может сделать учитель физкультуры, чтобы улучшить взаимоотношения с родителями учеников?

Учитель физкультуры может значительно улучшить взаимоотношения с родителями, организовав открытые уроки и спортивные мероприятия, где родители могут присутствовать и активно участвовать. Также стоит создать групповые чаты или рассылки, чтобы информировать родителей о достижениях и успехах их детей, а также о планах и целях уроков физкультуры. Личное общение с родителями во время родительских собраний или на спортивных событиях помогает наладить доверительные отношения и продемонстрировать, что спортивное развитие детей интересно и важно не только самим ученикам, но и их родителям.

Об авторе

Роман Кожин

В прошлом руководитель кредитного отдела в банке. В настоящем интернет-предприниматель, занимаюсь инвестициями на фондовом рынке. Активный пользователь банковских услуг.

Комментарии

Оставить комментарий