Учитель обществознания: кто это, какие обязанности, пути обучения, зарплата и экзамены для поступления

Учитель обществознания знакомит школьников с различными сторонами развития и функционирования социума, готовит молодых людей к полноценному взаимодействию с различными сторонами цивилизации, учит ориентироваться в экономических, политических и правовых вопросах, коммуницировать с различными людьми, разбираться в мотивах их поступков. Профессия подходит разносторонне развитому человеку с гуманитарным складом ума.

Краткое описание

Учитель обществознания в рамках школьного предмета преподает основы нескольких дисциплин:

  • экономики;
  • политологии;
  • правоведения;
  • философии;
  • социологии;
  • психологии.

Преподаватель участвует в формировании гражданской позиции учеников и общероссийской идентичности, учит видеть целостную картину и принимать решения в глобализирующемся мультикультурном мире, переходить от учебы и действий под контролем педагога к самостоятельности в решении вопросов, связанных с различными аспектами общественной жизни. В работе учитель должен опираться на «Концепцию преподавания учебного предмета „Обществознание”».

Мнение эксперта
Иван Беспалов
Экономист по образованию. Занимал руководящие должности в крупных корпорациях.

Будущее профессии учителя обществознания будет во многом зависеть от изменений в образовательных системах и росте интереса к гуманитарным наукам. С развитием технологий и увеличением доступности информации роль учителя не ограничится лишь передачей знаний. Вместо этого акцент сместится на развитие критического мышления, аналитических навыков и способности к самостоятельному обучению у студентов. Учителя обществознания смогут использовать современные образовательные технологии для создания интерактивных и увлекательных уроков, что повысит интерес учащихся в изучении общественных процессов и явлений.

С учетом глобальных изменений и вызовов современности, таких как социальная справедливость, экологические проблемы и управление конфликтами, профессия учителя обществознания будет становиться все более востребованной. Подготовка молодого поколения к осознанному гражданству, пониманию культурных различий и активной жизненной позиции требует квалифицированных специалистов. Учителя смогут выполнять роль наставников, которые не только обучают, но и вдохновляют студентов на активное участие в жизни общества.

Кроме того, потенциальные изменения в подходах к обучению и оценке результатов могут привести к необходимости постоянного профессионального развития учителей обществознания. Продвинутые образовательные методики, междисциплинарный подход и сотрудничество с другими областями науки создадут новые возможности для учителей. Таким образом, профессия учителя обществознания будет развиваться, требуя от специалистов гибкости, обновляемых знаний и готовности к адаптации в меняющемся мире.

Особенности профессии

Учитель обществознания должен формировать деятельный подход к познанию: строить уроки, опросы и тестирования так, чтобы школьники обрабатывали, структурировали, анализировали информацию, учились самостоятельно находить закономерности и ответы.

В преподавании учитель придерживается рабочей программы, скомпонованной из разных модулей. Вот некоторые из них:

  • «Человек» – антропогенез, мышление, язык, потребности, причины объединения в общество, сознание, общение, самореализация, нравственность, духовная составляющая.
  • «Межличностные отношения» – социальная структура, взаимодействие, нормы, семья.
  • «Роль труда» – потребление, деньги, экономика, товары и услуги, регулирование.
  • «Власть» – формы правления и устройства страны, иерархия, законы, ответственность, кодексы, государство, конституция, патриотизм.
  • «Общество» – социальное деление, структура, институты, статусы, конфликтология, ответственность.
  • «Экономика» – типы систем, рынок, деньги, банки, бюджет.
  • «Свобода» – права человека, презумпция невиновности, защита прав, традиции, долг, пределы свободы человека и власти над человеком.
  • «Социальная сфера» – стратификация, классы, богатые, бедные, этнос, семья, межнациональные отношения, виды и причины конфликтов.
  • «Политика» – власть, государство, режимы, партии, гражданство.
  • «Права человека» – право (конституционное, административное, гражданское, трудовое, семейное), иерархия права, преступления.
  • «Духовная сфера» – культура, религия, искусство, образование, наука.
  • «Молодежь» – социализация, статус, субкультуры.

Согласно профстандарту 01.001 учитель обществознания:

  • организовывает учебный процесс с применением дидактических материалов и интерактивных форм;
  • мотивирует к высказыванию своего мнения, инициирует дискуссии;
  • объективно оценивает результаты тестов, заданий, ответов;
  • способствует поддержанию психологически комфортной среды;
  • побуждает учеников к познавательной активности;
  • занимается обустройством кабинета обществознания (компьютеры, интерактивные экраны и пр.);
  • организовывает внеклассные тематические мероприятия;
  • выполняет методические и исследовательские работы;
  • ведет отчетную документацию.
Интересный факт

Одним из необычных аспектов профессии учителя обществознания является то, что такой учитель не только передает знания о социальной структуре, политических системах и экономике, но и играет роль посредника в обсуждениях на темы, порой вызывающие споры, такие как права человека и социальная справедливость.

Малоизвестный факт заключается в том, что во многих странах мира, включая Финляндию и Японию, подготовка учителей обществознания включает специальные курсы по медиа-грамотности, что позволяет им обучать учеников критически оценивать информацию и отличать факты от мнений в эпоху доминирования fake news.

Кроме того, учителя обществознания чаще всего становятся местом для обсуждения актуальных социальных проблем, что делает их работу не только образовательной, но и социальной – они помогают формировать гражданскую ответственность и активно участвуют в воспитании будущих участников демократии.

Плюсы и минусы профессии

К достоинствам профессии учителя обществознания относятся:

  • востребованность;
  • уважение в обществе;
  • возможность творчества, разработки собственных методик и программ обучения;
  • возможность дополнительного заработка (классное руководство, совмещение с преподаванием истории, репетиторство);
  • летний отпуск длительностью 56 дней;
  • комфортное рабочее место.

Обществознание – самый массовый предмет по выбору на ЕГЭ, так как он нужен для поступления на большинство вузовских направлений и специальностей, особенно гуманитарных. Поэтому репетиторы по «обществу» довольно востребованы.

Недостатки профессии общие для всех российских учителей – невысокие зарплаты в регионах, риск профессионального выгорания, стресс-факторы, связанные с большой нагрузкой и ответственностью за детей.

Распространенные заблуждения

Одним из распространенных заблуждений о профессии учителя обществознания является мнение, что работа в этой области не требует серьезной подготовки. Многие считают, что достаточно лишь знать предмет, чтобы его преподавать. На самом деле, учитель обществознания должен быть отличным специалистом не только в области науки, но и в педагогике, психологии, а также уметь поддерживать интерес учеников к предмету.

Еще одно заблуждение заключается в том, что учителя обществознания имеют меньше нагрузки и работы по сравнению с другими предметниками. Однако на самом деле подготовка качественного урока требует значительных усилий, кроме того, учитель должен заниматься методической работой, участвовать в различных мероприятиях и постоянно обновлять свои знания о современных изменениях в обществе и законодательстве.

Существует и мнение, что учитель обществознания не играет важной роли в формировании личности ребенка. На самом деле, именно через изучение обществознания ученики учатся критически мыслить, анализировать социальные процессы и принимать обоснованные решения. Учитель становится проводником знаний о праве, политике, экономике, что существенно влияет на становление гражданской позиции подростка.

Нередко можно услышать, что учитель обществознания является менее уважаемой профессией по сравнению с другими специальностями. Однако роль учителя в обществе нельзя переоценить, поскольку он формирует будущих граждан, отвечает за их воспитание и уровень знаний о взаимодействии в обществе. Уважение к сообществу и к профессиональным знаниям учителя должно быть на высоком уровне.

И, наконец, еще одним распространенным мифом является то, что учитель обществознания не имеет перспектив карьерного роста. На самом деле, учитель может развиваться в своей профессии, становиться методистом, принимать участие в научных исследованиях, работать в образовательных учреждениях разных уровней и принимать участие в разработке учебных программ и курсов.

Важные качества

Что потребуется от учителя обществознания:

  • компетентность;
  • эрудированность в разных сферах;
  • структурированное мышление, способность к анализу;
  • хорошая память;
  • ораторские способности, умение увлекать слушателя;
  • устойчивость к стрессам;
  • лидерские качества;
  • бесконфликтность, коммуникабельность;
  • четкие гражданские маркеры;
  • энтузиазм.

Где учиться на учителя обществознания

Чтобы стать учителем обществознания, нужно получить образование в вузе по одному из нескольких направлений и профилей. Примеры:

  • «Педагогическое образование», 44.03.01:
  • «Обществоведческое образование».
  • «Педагогическое образование (с 2 профилями подготовки)», 44.03.05:
  • «История и обществознание»;
  • «Право, обществознание»;
  • «Обществознание и экономика»;
  • «История и общественно-политические дисциплины»;
  • «Обществознание и английский язык».

Для более высокого уровня преподавания есть программы магистратуры (44.04.01): «Обществознание», «Теория и методика преподавания обществознания и истории».

Вузы для учителя обществознания:

Образцовые вузы для учителей обществознания, вошедшие в предметный рейтинг «Образование» по версии RAEX в первую дюжину:

  • МГПУ.
  • РГПУ им. Герцена.
  • КФУ.
  • МПГУ.
  • ЮФУ.
  • ДВФУ.
  • СФУ.
  • ГУП.
  • МГППУ.
  • БелГУ.
  • ТюмГУ.

Место работы

Учитель обществознания востребован в государственных и частных школах, лицеях и гимназиях, техникумах, колледжах, репетиторских центрах, online-школах, а после магистратуры – и в вузах.

Оплата труда

Зарплата учителя обществознания зависит от региона, типа учебного заведения, дополнительных нагрузок, стажа.

Уровень зарплат в вакансиях для Москвы (по данным HeadHunter):

  • учитель истории и обществознания в обычной средней школе – 70–115 тыс. руб.;
  • в онлайн-школе – 30–100 тыс. руб.;
  • репетитор к ЕГЭ/ОГЭ – до 88 тыс. руб.;
  • в международном колледже – 80–140 тыс. руб.;
  • руководитель центра ЕГЭ – 75–150 тыс. руб.;
  • ведущий методист в издательство – 70–90 тыс. руб.

В регионах ситуация другая:

  • Краснодарский край – в школе 28–45 тыс. руб., в детском центре 15–35 тыс. руб.
  • Иркутская область – в среднем 30–56 тыс. руб.;
  • Свердловская область – в гос. школе 15–50 тыс. руб., в частной 65–70 тыс. руб., в онлайн-школах – до 84 тыс. руб.

Зарплата учителя обществознания на январь 2025

20000—75000₽
Москва 20000—130000₽

Карьера

Карьерный рост в пределах учебного заведения ограничен должностями учителя, методиста, директора. Объем знаний учителя обществознания достаточен для работы в некоторых издательствах, рекламных агентствах, избирательных штабах и т. д.

Профессиональные знания

В профессиональный багаж учителя обществознания, кроме владения предметом, входят и общие для учителей знания:

  • методик преподавания и воспитательной работы;
  • конфликтологии;
  • физиологии и психологии подростков;
  • английского языка для мониторинга новинок;
  • конвенции о правах ребенка;
  • правовой базы и норм в сфере школьного образования;
  • правил оказания первой доврачебной помощи;
  • алгоритмов действий в чрезвычайных ситуациях.

Вопросы по теме

Какова роль учителя обществознания в формировании гражданской позиции учащихся?

Учитель обществознания играет ключевую роль в формировании гражданской позиции учащихся, так как именно он помогает понимать сложные социальные, экономические и политические процессы. Важным аспектом его работы является обучение критическому мышлению, что позволяет ученикам анализировать различные точки зрения и принимать обоснованные решения. Кроме того, учитель способствует развитию навыков участия в общественной жизни, таких как участие в выборах, волонтерстве и других формах гражданской активности.

Какие нестандартные методы могут использовать учителя обществознания для повышения интереса к предмету?

Учителя обществознания могут использовать различные нестандартные методы для повышения интереса к своему предмету. Например, интеграция элементов театра или ролевых игр позволяет учащимся глубже понять социальные процессы и исторические события. Также можно использовать проектное обучение, где студенты работают над реальными социальными проблемами, предлагая свои решения. Еще одним интересным способом может быть изучение обществознания через современное искусство и медиа, что помогает наладить связь между теорией и практикой.

Как может учитель обществознания поддерживать интерес к наставничеству и развитию вне классных занятий?

Учитель обществознания может поддерживать интерес к наставничеству и развитию за пределами классных занятий, организуя дискуссионные клубы и кружки, где учащиеся могут делиться своими мнениями и интересами. Также он может инициировать участие в различных конкурсах и олимпиадах по обществознанию, что стимулирует стремление к познанию. Важно создавать атмосферу открытости, где ученики чувствуют себя комфортно, выражая свои идеи и стремясь к самостоятельному обучению.

Об авторе

Роман Кожин

В прошлом руководитель кредитного отдела в банке. В настоящем интернет-предприниматель, занимаюсь инвестициями на фондовом рынке. Активный пользователь банковских услуг.

Комментарии

Оставить комментарий