Учитель ОБЖ: обязанности, образование, зарплата и пути становления специалистом

Учитель основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) формирует у школьников культуру безопасной жизни в социуме в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства. Профессия подходит тем, кто может сочетать в работе математическую точность и творчество.

Краткое описание

Учитель ОБЖ преподает в 5–11 классах, он учит школьников:

  • правильным реакциям на опасность;
  • действиям во время чрезвычайных ситуаций (ЧС) и при угрозе жизни других людей;
  • оказанию доврачебной помощи;
  • превентивным мерам, устраняющим или минимизирующим ущерб в обстоятельствах, потенциально угрожающих жизни и здоровью людей;
  • основам гражданской обороны (ГО);
  • элементам начальной военной подготовки.

Учитель ОБЖ – специалист не только по выживанию в ЧС, но и в вопросах безопасного быта: он учит правильно пользоваться электроприборами, оказывать первую помощь при отравлении, ударе током или ожоге, отличать ядовитые грибы и растения от съедобных, распознавать мошеннические схемы в Интернете и многому другому, что спасает жизнь и делает ее защищенной. В целом же работа преподавателя ОБЖ способствует формированию мировоззрения законопослушного гражданина с безопасным для окружающих типом поведения и готовит школьников к жизни в реальном мире.

«Учитель ОБЖ смотрит фильмы-катастрофы со словами: „Я же говорил”».

Сборная КВН г. Баку

Преподаватель ОБЖ проводит занятия по программам и учебникам, соответствующим требованиям ФГОС. Объем изучаемых знаний разделен на укрупненные блоки:

  • ЗОЖ;
  • медпомощь;
  • защита человека;
  • военная служба.

В каждом классе информация подается по 2–4 блокам, от простого к сложному.

Темы, изучаемые в школе:

  • В 5 классе – среда обитания человека, техногенные и природные опасности и ЧС, противостояние терроризму и экстремизму, основы ЗОЖ и медпомощи.
  • В 6 классе – безопасность в природных условиях: ориентирование на местности, акклиматизация, первая помощь в походах, влияние природы и социума на здоровье человека.
  • В 7 классе – защита человека при ЧС природного характера (землетрясения, извержения вулканов, сели, лавины, ураганы, наводнения, цунами, пожары в лесу и торфяниках) и основы выживания, первичная медпомощь при переломах, практика наложения повязок, режим подростка (учеба, отдых).
  • В 8 классе – защита человека при ЧС техногенного характера (взрывы, пожары, выбросы вредных и радиоактивных веществ, гидродинамические аварии, нарушение экологического равновесия) и первая медпомощь, безопасность на дорогах, основы ЗОЖ.
  • В 9 классе – защита человека в ЧС (международное гуманитарное право, защита и самозащита в криминальных ситуациях), охрана здоровья детей (травматизм, первая помощь, экстренная реанимация), основы ЗОЖ (гигиена, физиология и психология подростка, репродуктивная функция, зависимости).
  • В 10 классе – безопасность общества и государства (внешние и внутренние угрозы, ГО), основы военной подготовки (правовые основы армейской службы; средства поражения – в том числе ядерные, химические, бактериологические), правила поведения при различных ЧС, автономное выживание, разделы ЗОЖ и медпомощи.
  • В 11 классе – расширение тем по основам военной службы, медпомощи и ЗОЖ.

С 1 сентября 2024 года школьный предмет ОБЖ сменит название на «Основы безопасности и защита Родины». Для старшеклассников с этого года введен учебный модуль НВП (начальная военная подготовка), который предполагается расширять в дальнейшем (включая сборы в военных частях).

Мнение эксперта
Иван Беспалов
Экономист по образованию. Занимал руководящие должности в крупных корпорациях.

Будущее профессии учителя Основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) будет зависеть от изменений в образовательной системе и актуальности предмета в контексте современного мира. В условиях глобализации и увеличения количества чрезвычайных ситуаций, связанных с природными и техногенными катастрофами, важность знаний, которые предоставляет этот предмет, неуклонно возрастает. Учителя ОБЖ будут необходимы для формирования у учащихся навыков безопасного поведения, критического мышления и ответственности за собственную жизнь и жизнь окружающих.

С учетом новых технологий и методов обучения, профессия учителя ОБЖ может эволюционировать с акцентом на практическое применение знаний. Внедрение интерактивных подходов, онлайн-курсов и симуляционных программ сделает процесс обучения более увлекательным и эффективным. Учителя, обладающие навыками работы с современными образовательными ресурсами и технологиями, окажутся в более выгодной позиции на рынке труда.

Также стоит отметить, что роль учителя ОБЖ может расшириться за счет междисциплинарного подхода, сочетая элементы психологии, медицины и экологии. Это позволит подготовить учащихся не только к важным аспектам безопасности, но и к пониманию более широких социальных и экологических вопросов. Как следствие, профессия учителя ОБЖ будет развиваться, обещая новые возможности для карьерного роста и профессионального саморазвития.

Особенности профессии

Учитель ОБЖ должен отслеживать тенденции развития учебного предмета по всем направлениям, использовать интерактивные методы обучения, разнообразить практические занятия. Самому предмету в системе среднего образования не более 30 лет. Он до сих пор меняется как в своей теоретической основе, так и в подходах: например, требования к обучению по ФГОС смещают акценты в сторону активной познавательной деятельности и практики.

Современное преподавание ОБЖ включает в себя:

  • моделирование проблемных ситуаций (захват заложников, пожар и др.), побуждение учеников к самостоятельному поиску варианта противодействия, сравнительный анализ известных или рекомендуемых решений с идеями учеников, оценка готовых вариантов с предложением собственного альтернативного и адекватного способа;
  • снижение в обучении доли повторения за учителем и увеличение творческой части, побуждение учащихся к самостоятельным выводам, поиску информации за пределами школьной программы (например, анализ реалити-шоу на тему выживания);
  • использование компьютеров, интерактивных досок, макетов (природных и техногенных ЧС, подземных укрытий, сооружений ГО, ручного оружия, дорожных знаков, уголка пожарной безопасности и пр.), тренажеров первой помощи, стендов для манипуляций с оружием, лазерных тиров, СИЗ (противогазы);
  • чередование подачи нового материала с поиском информации, игрой, практическими занятиями.

В результате занятий ученики развивают креативность, находчивость, уверенность в своих действиях, они знают правила безопасности в различных ситуациях, могут оказать помощь себе и другим, бережно относятся к своему здоровью, окружающей среде, знают, как защищать свою Родину.

Внеучебные обязанности учителя ОБЖ:

  • руководство действиями педагогов и учеников при ЧС;
  • разработка плана ГО школы, структуры формирований ГО;
  • проработка и выполнение учебных тревог (например, эвакуация при пожаре);
  • координация совместной деятельности школы со сторонними организациями при подготовке и реализации мероприятий ГО;
  • участие в выяснениях обстоятельств несчастных случаев среди работников и учеников школы;
  • планирование школьных мероприятий по охране труда;
  • коммуникации с военкоматами и медкомиссиями для учета и врачебных обследований юношей допризывного возраста;
  • учет военнообязанных из числа педсостава и учащихся с передачей отчетов в военкоматы.

Общие трудовые функции учителя ОБЖ изложены в профстандарте 01.001.

В профессию часто приходят люди с опытом работы в силовых структурах или на позиции спасателя, ликвидатора последствий катастроф.

Интересный факт

Малоизвестный факт о профессии учителя основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) заключается в том, что в некоторых странах, таких как Япония, этот предмет во многом акцентирует внимание на навыках выживания в условиях землетрясений. Учителя ОБЖ обучают не только основам безопасности, но и практическим навыкам, таким как создание укрытия и первая помощь в экстремальных ситуациях.

Кроме того, в России профессиональные учителя ОБЖ активно вовлечены в развитие программы по подготовке молодежи к чрезвычайным ситуациям, включая проведение тактических учений и симуляций. Это позволяет учащимся не только теоретически ознакомиться с вопросами безопасности, но и отработать действия в реальных условиях.

Также стоит отметить, что в последние годы учителя ОБЖ стали не просто педагогами, но и важными общественными деятелями, проводя различные социальные акции и кампании для повышения осведомленности населения о безопасности и профилактике чрезвычайных ситуаций.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы работы учителем ОБЖ:

  • много вариантов трудоустройства – предмет в школе обязательный, учителя нужны во всех средних учебных заведениях страны;
  • возможность творчески подходить к преподаванию, внеурочной деятельности;
  • длительный летний отпуск.

Минусы:

  • низкая оплата труда начинающих педагогов;
  • большая внеучебная нагрузка (часов ОБЖ немного, поэтому учитель основ безопасности жизнедеятельности в школе, как правило, один, и на него ложится личная ответственность за всю связанную с предметом внеурочную деятельность, которая обычно распределяется между несколькими педагогами-предметниками);
  • недооцененность значимости предмета – часто он воспринимается как довесок к школьной программе, а это влечет соответствующее отношение учеников к занятиям, и чтобы заинтересовать их, придется прикладывать немало усилий.
Распространенные заблуждения

Одним из распространённых заблуждений о профессии учителя основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) является мнение, что эта специальность не требует глубоких знаний и профессиональных навыков. Многие считают, что достаточно базового уровня подготовки, чтобы преподавать данный предмет. Однако учитель ОБЖ должен обладать обширными знаниями в области безопасности, экологии, психологии и даже первой помощи, чтобы эффективно донести информацию до учеников и подготовить их к различным жизненным ситуациям.

Другим мифом является мнение, что уроки ОБЖ не являются приоритетными и имеют низкий статус среди школьных предметов. На самом деле, обучение основам безопасности жизнедеятельности крайне важно, особенно в условиях современного мира, когда учащиеся сталкиваются с различными рисками. Учитель ОБЖ играет ключевую роль в формировании безопасного поведения и сознательности у детей, что является основой их благополучия в будущем.

Также существует заблуждение, что учитель ОБЖ не имеет возможности для карьерного роста. Тем не менее, специалисты в этой области могут развиваться, повышая свою квалификацию, занимаясь научной деятельностью, участвуя в разработке программ по обучению безопасности и принимая участие в различных конкурсах и конференциях. Таким образом, работа учителя ОБЖ предоставляет множество возможностей для профессионального и личностного роста.

Некоторые считают, что процесс преподавания ОБЖ монотонен и однообразен. Однако учитель ОБЖ может использовать разнообразные методы обучения, включая практические занятия, ролевые игры и выездные мероприятия. Это делает уроки динамичными и увлекательными, что помогает удерживать интерес учащихся и эффективно усваивать материал.

Наконец, нередко можно услышать мнение, что учитель ОБЖ не влияет на жизнь учеников вне школы. На самом деле, знания, полученные на уроках ОБЖ, могут быть полезны в различных ситуациях в повседневной жизни. Учитель ОБЖ может вдохновить детей на ответственное отношение к своей безопасности и безопасности окружающих, что в итоге формирует более осознанное общество.

Важные качества

Учитель ОБЖ должен быть:

  • ответственным;
  • эрудированным;
  • решительным;
  • организованным;
  • коммуникабельным;
  • находчивым;
  • психологически устойчивым;
  • дисциплинированным;
  • волевым;
  • требовательным к себе, другим.

Преподавателю ОБЖ желательно иметь практический опыт в области военной службы, ликвидации последствий катастроф, кибербезопасности и аналогичных сферах. Приветствуется ЗОЖ, отсутствие вредных привычек.

Где учиться на учителя ОБЖ

Чтобы стать учителем ОБЖ, нужно окончить вуз по одному из направлений:

  • «Педагогическое образование» 44.03.01 с профилем по безопасности жизнедеятельности;
  • «Педагогическое образование с двумя профилями» 44.03.05 (ОБЖ и химия, география, физкультура, информатика, биология и др.);
  • Любая специальность и направление высшего образования + профпереподготовка на учителя ОБЖ.

Направления 44.03.01 и 44.03.05 есть во всех педагогических университетах и некоторых ведомственных вузах, например, в Академии гражданской защиты (Химки), принадлежащий МЧС РФ.

Работать учителем ОБЖ можно и после колледжа – с любым средним педагогическим образованием или образованием в области ГО, но для этого нужно сначала проработать по основной специальности не меньше 3 лет. Со средним военным профобразованием понадобится пройти профпереподготовку на педагога. Срок обучения на курсах – от 2 месяцев.

Место работы

Кроме школ, учитель ОБЖ может работать:

  • в учебных центрах;
  • штабах ГО;
  • военно-патриотических клубах;
  • отделах охраны труда;
  • туристических агентствах (проводником, инструктором).

В качестве подработки можно устроиться в онлайн-школу (есть и такие вакансии для учителей ОБЖ).

Оплата труда

Средняя зарплата учителя ОБЖ по России – 30–35 тыс. рублей. В регионах она ниже, чем в столице, и в среднем составляет 18–25 тыс. рублей.

Зарплата учителя обж на январь 2025

22000—59000₽
Москва 80000—80000₽

Карьера

Карьера учителя ОБЖ в школе идет по направлению повышения категории. Преподаватели основ безопасности редко дорастают до завучей и директоров, но это возможно. Другое направление развития карьеры – переход в сферы, не связанные с образованием, например, в охранный бизнес, ивент-индустрию (обеспечение безопасности массовых мероприятий) и др.

Профессиональные знания

В компетенции учителя ОБЖ должны входить:

  • теория и методика основ ОБЖ;
  • основы педагогики, возрастной психологии;
  • психология человека в условиях ЧС;
  • нейрофизиология поведения человека;
  • методы прогнозирования ЧС, их последствий;
  • способы и средства индивидуальной и общей защиты в ЧС;
  • приемы доврачебной помощи, реанимации;
  • пути оздоровления, укрепления иммунитета и здоровья в целом, гигиенические нормы;
  • законодательство в военной сфере, области ГО, образования.

Вопросы по теме

Каковы самые необычные методы обучения безопасности жизнедеятельности, которые используют современные учителя?

Современные учителя ОБЖ все чаще отходят от традиционных методов и внедряют интерактивные подходы. Например, использование ролевых игр позволяет студентам погрузиться в ситуацию и научиться принимать решения на месте. Также популярными становятся занятия на свежем воздухе, где ученикам показывают, как действовать в экстренной ситуации — например, при возникновении пожара или наводнения. Некоторые преподаватели применяют виртуальную реальность, чтобы моделировать опасные условия и тренировать навыки поведения в них без риска для жизни.

Как профиль учителя ОБЖ может влиять на его профессиональные перспективы в будущем?

Профиль учителя ОБЖ открывает множество возможностей для карьерного роста. Например, такие специалисты могут перейти в управление образовательными программами, работать в государственных органах, занимающихся безопасностью, или даже стать консультантами для бизнеса по вопросам охраны труда. Кроме того, учителя ОБЖ могут активно участвовать в разработке новых учебных материалов и программ, повышая свою квалификацию и расширяя кругозор.

Какова роль учителя ОБЖ в формировании культуры безопасности у молодежи?

Учитель ОБЖ играет ключевую роль в формировании культуры безопасности среди молодежи. Он не только передает знания о теории и практике безопасности, но и способствует развитию ответственного отношения к жизни и здоровью. Вовлекая учащихся в дискуссии по актуальным проблемам, связанным с безопасностью, например, чрезвычайными ситуациями или угрозами в сети, учитель помогает развивать критическое мышление и навыки защиты. Это создает активную позицию молодежи в вопросах личной безопасности и социализации.

Об авторе

Роман Кожин

В прошлом руководитель кредитного отдела в банке. В настоящем интернет-предприниматель, занимаюсь инвестициями на фондовом рынке. Активный пользователь банковских услуг.

Комментарии

Оставить комментарий