Recomonica продолжает проводить обзоры различных профессий. Описание профессии учителя вызывает трудности из-за множества факторов: предмет, регион, тип учебного заведения, возраст учеников… Если попросить рассказать о своей деятельности учителя в московской престижной гимназии и преподавателя из региональной школы-интерната, мы получим совершенно разные перспективы.
Этот материал подготовила преподаватель русского языка и литературы из сельской школы в Казахстане. Вероятно, его содержание будет сильно отличаться от рассказа, например, учителя математики из столичного лицея, но данный текст ярко отражает другую проблему: что значит быть педагогом.
Содержание
Как я стала учителем в сельской школе
Меня зовут Комарова Елена Константиновна, мне 31 год, из которых 9 лет я преподавала русский язык и литературу в сельской школе. Я проживаю в Казахстане, но у меня много знакомых, работающих в российских учебных заведениях, поэтому могу утверждать, что образовательные системы и проблемы, с которыми они сталкиваются, во многом схожи. Как уже упоминалось, я работаю в обычной сельской школе с небольшими классами, где число учащихся не превышает двенадцати человек.
Педагогическое образование
Не знаю, можно это считать наградой или наказанием, но судьба привела меня к профессии учителя. О ней я никогда не мечтала, в юности моим желанием было стать журналистом, но в последний момент, испугавшись творческого испытания, я решила подать документы на филологический факультет. И об этом решении я ни разу не пожалела. Мне посчастливилось встретить выдающихся преподавателей, настоящих мастеров своего дела со старой, советской закалкой — ответственными, честными и трудолюбивыми. Говорить о качестве образования, которое я получила, излишне! И сразу же после завершения учёбы я оказалась в родной средней школе имени Горького в рамках программы «С дипломом в село».
Учительство в сельской школе — это не только возможность делиться знаниями, но и уникальный опыт, который требует от педагога особых навыков и выдержки. Несмотря на романтическое восприятие сельского обучения, учителя сталкиваются с множеством реальных проблем: недостаток ресурсов, ограниченный доступ к методическим материалам и необходимость идти на компромисс с местными традициями. Эти факторы могут значительно влиять на качество образовательного процесса. Например, отсутствие интернета и современных технологий делает трудным внедрение новых методов обучения, что требует от учителя дополнительных усилий для адаптации своих занятий под существующие условия.
Однако на практике многие учителя в сельских школах демонстрируют высокую степень преданности и креативности. Они находят способы мотивировать детей к обучению, используя доступные материалы и организуя внеклассные мероприятия, которые помогают сплотить коллектив и развивать у школьников интерес к учебе. Общение с детьми и их семьями порой открывает новые горизонты для воспитания, позволяя учитывать индивидуальные потребности и интересы учеников. В результате, несмотря на стереотипы о трудностях работы в сельской школе, педагогический процесс может быть глубоко удовлетворительным и результативным.
Легко ли быть учителем?
Обсуждать нюансы учительской профессии можно бесконечно, но, в то же время, кто не знает, что такое учитель? В жизни любого человека есть свой любимый и родной педагог, чьи уроки остаются в памяти с признательностью на многие годы. Наставник, путеводитель, опора и поддержка, а иногда и друг – вот как дети представляют идеального учителя. К сожалению, в наше время в педагогической среде оказывается много случайных людей, что негативно сказывается на имидже профессии. Я часто сталкиваюсь с не очень положительными отзывами о разных учителях, но всё же верю, что разумное, доброе и светлое, что должен приносить учитель, всё-таки возобладает.
Люди, далекие от педагогической деятельности, иногда ошибочно считают, что учителя зарабатывают свои деньги легко, ничего не делая. Мне неоднократно приходилось слышать мнение, что «провести урок может кто угодно, для этого не требуется много ума». Это особенно касается предметов, которые родители считают несущественными — таких как физкультура, труд и рисование. В таких случаях я всегда советую попробовать себя в роли учителя. Многие родители не могут управиться со своим собственным ребенком, так что говорить о целом классе, где собрались дети с разными характерами и социальным статусом?
10 ключевых качеств хорошего педагога
О конкретном педагоге нередко говорят «учитель от Бога». При этом не имеет значения, является ли он молодым специалистом или опытным профессионалом с длительной карьерой в образовании.
Личностные характеристики
Дети и их родители чаще всего проявляют привязанность к педагогам, обладающим следующими качествами личности:
- Страсть к детям. Русский академик В. Ключевский очень точно высказался по этому поводу: «Чтобы стать хорошим учителем, необходимо любить то, что преподаешь, и заботиться о тех, кому это преподается». Дети остро воспринимают отношение учителя, и стало очевидно, что без любви к малышам невозможно добиться успеха в педагогике.
- Высокие моральные принципы. Честность, порядочность и справедливость – эти качества педагог воспитывает в своих учениках на каждом уроке и в каждую минуту общения. Быть образцом для своих учеников, идеалом, к которому они могут стремиться – основа доверительных отношений в классе.
- Оптимистичный подход. Вера в ребенка вне зависимости от обстоятельств и поддержка его в счастливые и трудные времена – одно из главных условий для формирования полноценной личности.
- Коммуникативные навыки также играют важную роль в жизни педагога. В процессе обучения и воспитания успех во многом зависит от умения находить общий язык с каждым учеником и находить подход даже к самым сложным личностям.
- Творческий подход. Учителя, которые с энтузиазмом выступают на сцене вместе с детьми, заражают учеников новыми идеями и вдохновляют их своим творческим духом, всегда будут в большом почете.
Профессиональные качества
В отличие от личностных характеристик, профессиональные качества не являются врождёнными. Эти навыки, являющиеся основой для формирования педагогического мастерства, необходимо развивать через процессы самообразования.
- Осознание своей значимости в профессии и ответственность, прежде всего, перед обществом за воспитание будущих поколений. К этому также относятся педагогическая этика и такт, дисциплина и толерантность.
- Теоретические знания своего предмета, ознакомленность с методами и технологиями, а также умение вдохновлять учеников на поиск новых знаний.
- Организаторские способности — это умение эффективно организовать как учебный процесс, так и внеурочную деятельность, а также правильно распределять роли в коллективе.
- Исследовательские навыки включают изучение детей, их личных особенностей, внутреннего мира и взаимодействия в группе. Это предполагает умение решать как индивидуальные, так и коллективные проблемы.
- Способность к самоанализу. Важно уметь оценивать результаты своей работы и поведения. Самоанализ и самопознание помогут в будущем избежать ошибок и улучшить свою педагогическую практику.
Таким образом, очевидно, что обладая вышеупомянутыми качествами, педагог сможет успешно реализовать себя в своей профессии.
Одиннадцатое качество, делающее педагога великим
Тем не менее, ключевым аспектом профессии педагога является Любовь. «Ребенок способен любить того, кто любит его, и воспитывать его можно только с помощью любви» » эти слова Ф. Дзержинского подтверждают истину о том, что маловероятно, что учитель, не испытывающий любви к своей профессии и, в первую очередь, к детям, сможет добиться успеха в своем деле. Лишь через любовь к своим ученикам можно привить в них это же чувство — любовь к себе, к окружающим, любовь к жизни.
Эти идеи имеют решающее значение в гуманистической педагогике, основание которой заложил чешский священник и педагог Я.А. Каменский, а затем её развивали знаменитые личности, такие как Я. Корчак, В. Сухомлинский, А. Макаренко, Ш. Амонашвили и многие другие. В их работах ребенок сравнивается с солнцем, которое может потускнеть, с цветком, нуждающимся в заботливом уходе. Идеи этих педагогов-реформаторов о том, как проявлять любовь к детям и как стать их другом, стали надежной основой современной педагогики.
Можно с уверенностью сказать, что любовь к детям является основным условием профессионального успеха любого педагога. Почему же многие ученые и сами дети считают это личностное качество учителя важнее его профессиональной компетенции? Потому что только любящий человек способен вызвать взаимную любовь к себе, и при таких условиях возможно построение отношений, основанных на доверии, сотрудничестве и поддержке.
Первая работа в школе, или начало карьеры учителя
Допустим, есть недавний выпускник университета, который обладает всеми указанными характеристиками. Где ему было бы наиболее целесообразно начать свою карьеру? Я считаю, что нет лучшего варианта, чем работа в сельской школе.
Программы поддержки молодых специалистов
В Казахстане существует замечательная государственная инициатива под названием «С дипломом в село», которая предоставляет молодым педагогам возможность трудоустройства и безвозмездную материальную помощь — аналог подъемных, которая составляет примерно 20 тысяч рублей.
От редакции: В России имеется схожая программа — «Молодой специалист на селе, поддержка включает подъемные пособия и помощь с жильем.
Хотя сумма не велика, её вполне достаточно для начальных расходов. Также участники программы могут оформить беспроцентный кредит на покупку жилья. Я сама когда-то приобрела дом благодаря этому проекту, главной условием является обязательство проработать на одном месте в течение пяти лет. Сначала этот срок кажется долгим, но на практике время летит быстро. После пяти лет есть возможность продать жилье. Согласитесь, это неплохая инвестиция. Кроме того, за такое время многие молодые люди создают семьи и принимают решение остаться на новом месте.
Что по деньгам? Ставка учителя на селе
Сельская школа представляет собой прекрасную возможность для начала карьеры в педагогике.
Во-первых, вакансии всегда открыты. Во-вторых, возможно государственная поддержка, о которой я уже говорила ранее. В-третьих, в нашей стране к основной зарплате добавляется бонус в 30% для сельских учителей, а в некоторых областях предусмотрены единовременные выплаты для покупки топлива – угля или дров.
Таким образом, начинающий специалист без категории и стажа будет зарабатывать примерно 10 тысяч рублей. В Казахстане эти деньги имеют совершенно иной вес, чем в России. Спустя время, естественно, заработная плата будет увеличиваться. Для примера, моя зарплата, как учителя второй категории с 9-летним стажем, составляет около 35 тысяч рублей.
Из чего складывается зарплата учителя
Моя заработная плата формируется из оплаты часов, которые я веду на неделе, а также за проверку тетрадей и руководство классом. Кроме того, учитываются моя категория и стаж работы.
От редакции: В России зарплаты начинающих учителей не значительно выше. Основная ставка зависит от количества часов, однако для подсчета итогового дохода принимается во внимание множество факторов: категория, часы проверки работ, тип класса, наличие административных обязанностей и т.д. Мы нашли мнения сельских педагогов в СМИ, которые сообщают, что на 2017 год их заработок составляет 13-24 тысячи рублей. Вы можете ознакомиться с калькулятором расчета ставки учителя, разработанным для одного из российских учебных заведений.
Социальные гарантии
При шестидневной рабочей неделе учитель имеет право на 56 календарных дней отпуска, который полностью оплачивается. Что касается премиальных, то здесь, к сожалению, всё зависит от бюджета района. Общаясь с коллегами из разных территорий, я узнала, что им выплачивают премии к государственным праздникам. Лично я ни разу еще не получала премии.
Плюсы и минусы работы в школе
Несмотря на все недостатки этой профессии, о которых я позже упомяну, работа наполнена активностью и творческим подходом. Учитель – это не просто специальность, это стиль жизни. Это действительно так. Каждый день необходимо обучать других и стремиться к саморазвитию. Без этого невозможно поддерживать гармонию с учениками.
Повышение квалификации
В эпоху современных технологий всё стремительно развивается, включая область образования. То, что считалось новшеством пять лет назад, может оказаться устаревшим сегодня. Регулярное повышение квалификации, активное взаимодействие с коллегами, обмен опытом и участие в семинарах – всё это необходимо, иначе жизнь учителя остановится. Разумеется, не всем устраивают условия работы.
К примеру, в 2014 году мне пришлось обучаться в рамках обновления образовательного процесса по программе Кембриджского университета. Обучение занимало три месяца. Не каждый супруг будет рад такому длительному отсутствию жены. Не каждый учитель сумеет устроить своих маленьких детей. Тем не менее, эти курсы действительно внесли весомый вклад в мое самообразование и профессиональное развитие. Поэтому каждый начинающий педагог должен осознавать, что профессия учителя – это многогранная творческая работа, требующая постоянного стремления к знаниям.
Плюсы
Человеку, который искренне обожает свою профессию, она никогда не наскучит, так как у нее есть множество преимуществ:
- непрерывное профессиональное рост;
- возможность творческой самореализации;
- конкурентоспособная заработная плата с полным соцпакетом;
- умственный труд, как известно, ценится выше физического;
- достаточно продолжительный отпуск всегда выпадает на летние месяцы;
- и, что наиболее важно, искреннее признание со стороны учеников.
Минусы
У профессии есть свои недостатки, которые могут довести до слез даже самого опытного педагога:
- Обилие бумажной документации – множество папок на столе. Работа с одаренными детьми, а также с теми, кто учится с трудом, обмен опытом на уроках, подготовка к экзаменам, организация классных мероприятий, участие в олимпиадах и внеклассных занятиях, открытые уроки и мастер-классы – это лишь небольшая часть документации, которую нужно систематически поддерживать и вести учителю. Каждую четверть также необходимо готовить отчеты по всем этим направлениям. Среди преподавателей ходит шутка, что ученики только мешают им в работе. Хотя во многих школах давно используются электронные дневники и журналы, печатные документы никто не отменил. В результате в образовательных учреждениях ведется какая-то «двойная отчетность», и, не дай бог, оценки не совпадут в различных системах.
- Частые проверки. Список тех, кто нас проверяет, просто бесконечен! Это и руководство школы, и районные, и областные администрации, а также финансовые органы, санэпидемстанция и многие другие. Забавно, но все комиссии уверены, что идеальное состояние документации – это показатель качества образования в школе. Но то, что уборка бумажной работы отнимает время у детей, никого не касается.
- Негативная нагрузка. Даже при довольно высокой зарплате учителя вынуждены выполнять еще и общественные задания: обходы по округе, руководство различными школьными объединениями, участие в ремонте и благоустройстве учебного заведения. За это никто не платит. К тому же, учитель обязательно должен оформить подписку на полгода на государственные печатные издания. Для чего, если дома есть высокоскоростной интернет?
Тем не менее, если учитель действительно занимается своим призванием, а не просто имеет диплом, то на все эти недостатки можно закрыть глаза, поскольку движет педагогом, прежде всего, любовь к детям и к своему делу. Поэтому хочется обратиться ко всем, кто выбрал эту благородную профессию: не думайте, что путь учителя ровен и прост. На самом деле, он полон трудностей и испытаний, но каждый педагог знает, что впереди его ждут результаты: благодарные ученики, которые будут хранить память о своем учителе на протяжении многих лет.