Все о профессии архитектора интеллектуальных систем управления беспилотным транспортом: обязанности, образование, зарплата и путь к карьере

Архитектор интеллектуальных систем управления разрабатывает ПО для беспилотного транспорта и автоматизированных систем управления транспортными потоками. Профессия новая, впервые была включена в «Атлас новых профессий» в 2015 году как специальность будущего, а сейчас некоторые вузы уже начали подготовку архитекторов интеллектуальных систем управления беспилотниками. Профессию могут выбирать ребята, которым нравятся информатика, математика, физика.

Краткое описание

Беспилотный транспорт – это машины, которые без участия человека безаварийно ездят по дорогам общего пользования. Беспилотниками управляет компьютер и датчики, объединенные в систему автономного вождения. Задача архитектора интеллектуальных систем управления – создать программное обеспечение, которое собирает и анализирует потоки информации с разных датчиков. Архитектор выстраивает порядок работы ПО – определяет механизм и иерархию принятий решений так, чтобы избежать конфликта элементов, обеспечить быстродействие и безопасность системы. Большая часть технологий и идей для ПО наземных беспилотников сейчас черпается из разработок, уже использующихся в авиации и космической навигации.

За беспилотным транспортом будущее, по оценкам экспертов, внедрение этой технологии позволит сократить количество аварий, уменьшить травматизм. Самоуправляемые машины помогут беспрепятственно передвигаться людям, которые не достигли совершеннолетия или не могут сесть за руль в силу возраста, состояния здоровья. Технологии, необходимые для производства и использования беспилотного транспорта, активно развиваются в России, Европе, США и других странах. Поэтому уже через несколько лет рынок труда будет испытывать дефицит архитекторов, способных выполнять проектирование, разработку, тестирование ПО и систем управления транспортом.

Мнение эксперта
Иван Беспалов
Экономист по образованию. Занимал руководящие должности в крупных корпорациях.

В последние годы наблюдается активный рост интереса к беспилотному транспорту, что в свою очередь создает значительный спрос на специалистов, способных разрабатывать и внедрять интеллектуальные системы управления. Архитекторы таких систем должны учитывать множество факторов, включая безопасность, эффективность и технологические инновации, что делает профессию крайне актуальной. Технический прогресс в области искусственного интеллекта, машинного обучения и сенсорных технологий будет способствовать более широкому внедрению беспилотного транспорта, что позитивно скажется на спросе на архитекторов интеллектуальных систем.

В связи с глобальными изменениями в транспортной отрасли, связанными с переходом на экологически чистые технологии и автоматизацию процессов, профессия архитектора интеллектуальных систем управления будет становиться всё более востребованной. Специалисты в этой области смогут находить работу не только в автомобильной промышленности, но и в таких сферах, как авиастроение, логистика и общественный транспорт. Важно, что комплаенс с нормами и стандартами безопасности станет одной из ключевых задач, что потребует от архитекторов углубленных знаний в соответствующих областях.

Кроме того, будущие архитекторы интеллектуальных систем управления беспилотным транспортом должны будет продолжать обучение, так как технологии быстро развиваются. Ожидается, что появятся новые инструменты и методы для проектирования, что создаст возможность для инновационных решений, а также повысит необходимость в междисциплинарном подходе и сотрудничестве с другими специалистами, такими как инженеры и программисты. С учетом вышесказанного, профессия имеет все шансы стать одной из ключевых в будущем транспортной инфраструктуры, что открывает широкий спектр возможностей для профессионального роста и развития.

Особенности профессии

Самоуправляемый легковой транспорт уже существует, а уровни автоматизации регулирует классификация, составленная SAE. Например, первый уровень 0 – это машины, которыми управляет исключительно водитель без сторонней помощи, а последний уровень 5 – это «полная автоматизация», не требующая вмешательства человека. Есть еще 4 промежуточных уровня – от помощи водителю до широкой автоматизации. Архитектор интеллектуальных систем беспилотного транспорта разрабатывает ПО для ТС всех этих категорий (даже для нулевой – к ней относятся машины с ABS и круиз-контролем; пока нет работающих технологий пятого уровня автономности, но разработки ведутся, и уже довольно давно).

В мире происходит настоящая гонка технологий, каждая развитая страна стремится побыстрее выпустить на рынок беспилотные автомобили. Компании работают самостоятельно и объединяются в группы, обмениваясь наработками. Например, компания «Яндекс» заключила договор с Hyundai Mobis. В России эксперимент по эксплуатации беспилотных ТС начался в 2019 году на дорогах Москвы и Татарстана. С 2020 года он расширился и тест-драйвы проходят в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Краснодарском крае, Санкт-Петербурге и других регионах. Поэтому архитекторы уже востребованы в крупных компаниях, в перспективе их ценность будет только возрастать.

Беспилотные транспортные средства будут использоваться во всех сферах. В ближайшем будущем планируется массовое создание легковых и грузовых машин, которые будут доставлять грузы, перевозить пассажиров, работать на производственных и горнодобывающих предприятиях.

Интересный факт

В мире, где технологии развиваются стремительными темпами, профессия архитектора интеллектуальных систем управления беспилотного транспорта становится все более востребованной. Однако мало кто знает, что такие системы часто учатся не только на основе традиционных методик программирования, но и путем имитации поведения животных. Например, алгоритмы, основанные на моделировании стаи птиц или отрядов рыбы, позволяют дрону более эффективно перемещаться в сложной среде.

Кроме того, в процессе разработки интеллектуальных систем используется теория игр, что позволяет моделировать взаимодействие между беспилотными транспортными средствами. Это помогает не только повысить их эффективность, но и минимизировать риск столкновений, особенно в условиях плотного транспортного потока.

Интересно, что большинство архитекторов таких систем работают не только в классических офисах, но и в кроссфункциональных командах, включающих специалистов в области социологии и психологии. Это связано с тем, что успешное внедрение беспилотного транспорта требует учета человеческого фактора и понимания социальных аспектов взаимодействия людей и технологий.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

  • Профессия идеально подходит для технических специалистов.
  • Низкая конкуренция на рынке труда из-за отсутствия достаточного количества специалистов.
  • Возможность получить работу мечты, ведь в этих специалистах нуждаются многие отечественные и международные компании.
  • Очень высокий уровень оплаты труда.
  • Работа интересная, связана с исследованиями, открытиями, взаимодействием с современными технологиями.

Минусы:

  • Сфера только развивается, поэтому карьерные перспективы и обязанности размытые.
  • Беспилотный транспорт находится в стадии разработки, поэтому его создание сопряжено с рисками, ответственностью, ошибками, которые придется устранять.
  • Возможен ненормированный рабочий день.
Распространенные заблуждения

Одним из распространённых заблуждений является мнение, что профессия архитектора интеллектуальных систем управления беспилотного транспорта связана исключительно с программированием. На самом деле, данная профессия требует комплексного подхода, включая знания в области системной инженерии, математики, физики, а также глубокое понимание теорий автоматизации и машинного обучения.

Ещё одно недоразумение заключается в том, что работа архитектора интеллектуальных систем подразумевает исключительно разработку программного обеспечения. В реальности, архитектор также отвечает за проектирование архитектуры системы, интеграцию различных компонентов, а также взаимодействие с командой инженеров и другими специалистами для достижения эффективных и безопасных решений.

Многие считают, что работа в этой области подразумевает исключительно работу с высокими технологиями, и не требует учета человеческого фактора. На самом деле, архитекторы систем управления должны учитывать поведение и реакции пользователей, а также социальные и этические аспекты внедрения беспилотного транспорта в общество.

Кроме того, существует мнение, что профессия архитектора интеллектуальных систем ограничивается только разработкой моделей для автомобилей. Однако эту область можно применять и в других транспортных средствах, таких как дронов, железнодорожных составах и кораблях, что открывает широкий спектр возможностей для профессионалов данной сферы.

Наконец, часто существует предположение, что работа архитектора в этой области требует исключительно высшего образования в области информационных технологий. Однако значительное количество компетенций может быть получено через практическое обучение, стажировки и участие в проектах, что делает профессию более доступной для молодых специалистов с разным уровнем образования и опыта.

Важные личные качества

Профессия с техническим уклоном, поэтому архитектору интеллектуальных систем беспилотного транспорта надо быть:

  • дисциплинированным;
  • внимательным;
  • ответственным;
  • объективным.

Пригодятся хорошо развитое логическое мышление, любознательность, умение мыслить нестандартно, склонность к быстрому усвоению новых знаний.

Обучение на архитектора интеллектуальных систем управления

Чтобы работать архитектором интеллектуальных систем управления беспилотного транспорта, сначала надо получить техническое образование. Подходящие направления подготовки:

  • «Информационные системы и технологии» (код: 09.03.02);
  • «Программная инженерия» (код: 09.03.04);
  • «Системы управления движением и навигация» (код: 24.03.02);
  • «Технология транспортных процессов» (код 23.03.01).

Учеба в вузе даст фундамент для профессионального развития: знания придется пополнять на практике.

Лучшие вузы

  • МАДИ.
  • МГТУ им. Н. Э. Баумана.
  • МАИ (НИУ).
  • Университет ИТМО.
  • РТУ МИРЭА.
  • ГУАП.
  • УрФУ.
  • СевГУ.
  • ДВФУ.
  • КФУ.

Место работы

Архитекторы смогут найти работу в сфере машиностроения, создания программных продуктов. В них заинтересованы автомобильные концерны и крупные компании, такие как Volvo, Google, Apple, Tesla и другие.

Российские компании, разрабатывающие беспилотный транспорт:

  • «Яндекс»;
  • НПО «Старлайн»;
  • Альянс «Техническое зрение»;
  • Cognitive Pilot (совместный проект Сognitive Technologies и Сбера);
  • МАДИ (Московский автомобильно-дорожный институт). В университете создана рабочая группа, в которую входят 7 партнеров:
    • НПО «Регион»;
    • Российский институт радио и времени;
    • «МосТрансПроект»;
    • Сколковский институт науки и технологий;
    • «Лаборатория Микроприборов»;
    • КБ «Панорама»;
    • Axis Communications.
  • BaseTracK;
  • КамАЗ.

Заработная плата

На размер зарплаты будут влиять профессиональные компетенции, качество образования, личные таланты и место работы.

Профессиональные знания

  • Устройство автомобилей.
  • Организация транспортных систем.
  • Машиностроение.
  • Интеллектуальные системы.
  • Мехатроника. 
  • Архитектура ПО.
  • Искусственные нейронные сети.
  • Иностранный язык.

В целом архитекторам интеллектуальных систем управления надо иметь глубокие знания в области machine learning, робототехники и инженерии.

Вопросы по теме

Каковы основные навыки, необходимые архитектору интеллектуальных систем управления беспилотного транспорта?

Основные навыки, необходимые архитектору интеллектуальных систем управления беспилотного транспорта, включают глубокое понимание алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта, знание принципов проектирования сложных систем, а также навыки работы с большими данными. Также важны компетенции в области программирования, знание языков программирования, таких как Python или C++, и опыт работы с сенсорными системами, системами навигации и измерений. К тому же, архитектор должен быть способен работать в мультидисциплинарной команде и иметь навыки управления проектами для координации работы с разными специалистами.

Как взаимодействуют архитекторы интеллектуальных систем с другими специалистами в разработке беспилотного транспорта?

Архитекторы интеллектуальных систем играют ключевую роль в междисциплинарных командах, которые занимаются разработкой беспилотного транспорта. Они взаимодействуют с инженерами-электронщиками, которые разрабатывают сенсоры и устройства, с программистами, которые создают программное обеспечение, а также с дизайнерами, которые работают над пользовательским интерфейсом. Успех проекта зависит от способности архитекторов эффективно коммуницировать и интегрировать различные области знаний. Они должны аккуратно комбинировать технические требования, требования безопасности и удобства использования, что требует от них не только технической компетенции, но и навыков межличностного общения.

Каковы перспективы развития профессии архитектора интеллектуальных систем управления беспилотного транспорта в ближайшие 10 лет?

Перспективы развития профессии архитектора интеллектуальных систем управления беспилотного транспорта в ближайшие 10 лет выглядят весьма многообещающе. С ростом интереса к беспилотным технологиям и их внедрению в различные секторы, такие как логистика, общественный транспорт и сельское хозяйство, спрос на специалистов в данной области будет только увеличиваться. Кроме того, с развитием технологий, таких как 5G, ИИ и блокчейн, архитекторы будут иметь возможность разрабатывать более сложные и надежные системы. Важно отметить, что с увеличением уровня автоматизации возрастет и необходимость в профессионалах, способных обеспечивать безопасность данных и этические аспекты использования технологий. В целом, профессия обещает быть востребованной и динамичной, открывая новые горизонты для карьерного роста и профессионального развития.

Об авторе

Роман Кожин

В прошлом руководитель кредитного отдела в банке. В настоящем интернет-предприниматель, занимаюсь инвестициями на фондовом рынке. Активный пользователь банковских услуг.

Комментарии

Оставить комментарий