Все о профессии авиадиспетчера: обязанности, учебные заведения, зарплата и пути к карьерному росту

Авиадиспетчер — специалист по управлению воздушным движением.

Особенности профессии

Экипаж, управляя самолётом, находится на связи с диспетчерами, которые отвечают за порядок движения самолётов и вертолётов. Всё воздушное пространство делится на зоны ответственности диспетчерских пунктов. И диспетчер  руководит движением в рамках зоны ответственности своего пункта.

Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта составляет суточный план полётов, согласовывает его выполнение с другими службами, со своими коллегами из других аэропортов, (например, с АДП другого аэропорта). Он постоянно находится на связи с экипажами судов, следит за воздушной обстановкой. В некоторых аэропортах эти функции выполняет группа по взаимодействию.

Диспетчер «Руления» контролирует движение по территории аэродрома.

Диспетчера «Старта и посадки» руководят взлетающими и заходящими на посадку судами.

Диспетчер «Круга» руководит движением в радиусе 50 км на высоте 2100 м и ниже (зона взлёта и посадки). Прилетающим он выдаёт разрешения на выполнение захода на посадку, а  вылетающим – указания о первоначальном наборе высоты.

Диспетчер «Подхода» руководит движением на высоте 2100–5700 м. Площадь охвата зоны круга – 90–120 км. от аэродрома. Он определяет очерёдность захода на посадку захода на посадку, интервалы.

Диспетчер районного центра контролирует полёт на высотах 2100–17000.

Диспетчер пункта местных воздушных линий – руководит полётом на высоте 1500 м и ниже в районе аэродрома.

Диспетчер местного диспетчерского пункта – руководит полетом вдали от крупных аэропортов – на высоте 1500 м и ниже в пределах установленного района ответственности (обычно это площадь административного региона или его значительная часть).

Диспетчер постоянно отслеживает воздушную обстановку с помощью специального монитора,  учитывая метеоусловия,  график движения судов и пр. Диспетчер постоянно находится на связи с экипажами судов и со своими коллегами из смежных зон ответственности.

Самолёт – это слишком быстрый вид транспорта, чтобы  диспетчер мог позволять себе медлительность. Например, в неожиданной ситуации он должен быстро рассредоточить самолёты на безопасное расстояние, принять решение о запрете на посадку (или наоборот) и т.д. К тому же на одного диспетчера может приходиться до 20 самолётов одновременно.

Поскольку времени на долгое обдумывание обстановки нет, все действия диспетчера строго регламентированы.

Работа диспетчера организована так, чтобы  максимально снизить ошибки в управлении полётами. Помимо правил и инструкций в распоряжении диспетчера находится оборудование: мониторы, средства связи, сигнальные табло и пр. Также он получает информацию от метеослужб, пользуется справочной информацией. Каждый диспетчер знает, что его неверные решения могут привести к катастрофе и гибели людей. Высокая ответственность при большом объёме работы, высокая скорость решений  – всё это означает повышенное нервное напряжение.

Авиадиспетчер аэропорта в Майами уснул во время ночного дежурства, сообщает в субботу (16 апреля 2011 г.) Associated Press. Инцидент произошёл рано утром в субботу. Во время этого ночного дежурства в диспетчерской работали еще 12 человек, и один из них сообщил о заснувшем коллеге.

Согласно предварительным результатам расследования, диспетчер не пропустил ни одного радиосигнала от самолетов, так что инцидент никоим образом не отразился на работе аэропорта. Однако заснувшего на посту диспетчера отстранили от работы.

Подобное уже случалось в аэропортах Техаса, Невады, Теннесси и города Вашингтон. Несколько дней назад в США началась общенациональная проверка диспетчерских служб, а главный авиадиспетчер США Хэнк Краковски подал в отставку. Руководство Федерального управления гражданской авиации США уже заявило, что придётся отменить практику одиночных ночных дежурств и пересмотреть графики работы авиадиспетчеров.

Мнение эксперта
Иван Беспалов
Экономист по образованию. Занимал руководящие должности в крупных корпорациях.

Профессия авиадиспетчера остается одной из самых важных и ответственных в авиационной отрасли. С ростом пассажиро- и грузопотока, количество рейсов продолжает увеличиваться, что требует постоянного повышения квалификации диспетчеров и внедрения новых технологий. Применение автоматизированных систем управления воздушным движением позволит улучшить эффективность работы, но не заменит человеческий фактор, что подчеркивает важность профессионального опыта и навыков авиадиспетчеров.

Современные тенденции в авиации, такие как развитие беспилотных технологий и использование искусственного интеллекта, также влияют на профессию авиадиспетчера. Хотя эти технологии могут облегчить некоторые аспекты управления воздушным движением, они не способны полностью полностью заменить специалистов в данной области. Диспетчеры будут необходимы для принятия оперативных решений в сложных ситуациях, анализа и оценки данных, а также обеспечения безопасности полетов.

В будущем важно будет уделять внимание подготовке и обучению новых кадров, а также повышению квалификации действующих специалистов. Ожидается, что совместная работа человека и технологий станет стандартом в авиации, а авиадиспетчеры будут продолжать играть ключевую роль в обеспечении безопасности и эффективности воздушных перевозок. Поэтому профессия авиадиспетчера имеет перспективы для дальнейшего развития и значимости в авиаперевозках.

Плюсы и минусы

Особенно тяжела в плане эмоциональной нагрузки работа диспетчера «Подхода».

Профессия авиадиспетчера является одной из наиболее опасных и ответственных профессий, связанных с техникой и человеческими жизнями (с точки зрения психологии наибольший интерес представляет

Диспетчерская служба работает круглосуточно, и диспетчеры несут свою вахту посменно. Это, как и нервное напряжение, можно отнести к недостаткам профессии.  Однако эти трудности компенсирует чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы и осознание собственной незаменимости.

Среди бонусов профессии – право на досрочную пенсию. Для мужчин – с 50 лет, для женщин – с 45 лет, если они проработали в службах непосредственного управления полётами  не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет. (п.14 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 № 173 — ФЗ)

Интересный факт

Малоизвестный факт о профессии авиадиспетчера заключается в том, что эта работа требует не только высокой квалификации, но и отличной способности к многозадачности. Исследования показывают, что авиадиспетчеры могут управлять одновременно до 20 разных событий на экране радара, что сопоставимо с способностями суперкомпьютеров!

Кроме того, в некоторых странах для авиадиспетчеров предусмотрены специальные симуляторы, которые помогают им обучаться в условиях, максимально приближенных к реальным. Эти симуляции могут включать в себя резкие изменения погоды и нештатные ситуации, что позволяет диспетчерам готовиться к любым неожиданным обстановкам.

Также интересный факт заключается в том, что профессия авиадиспетчера считается одной из самых стрессовых. Согласно исследованиям, уровни стресса у диспетчеров сравниваются с уровнями у военных, участвующих в боевых действиях. Тем не менее, несмотря на высокий уровень стресса, большинство специалистов признают, что получают удовлетворение от своей работы и чувство ответственности за безопасность миллионов пассажиров.

Важные качества

Стрессоустойчивость, высокое чувство ответственности, умение управлять своим вниманием. Необходимо хорошее здоровье (в том числе органов сердечнососудистой системы). Поэтому раз в 2 года авиадиспетчер проходит врачебно-лётную экспертную комиссию.

Распространенные заблуждения

Существует несколько заблуждений о профессии авиадиспетчера, и одно из самых распространённых связано с тем, что эта работа считается простой и однообразной. На самом деле, авиадиспетчеры управляют сложными процессами, требующими высокой концентрации и способности быстро принимать решения в стрессовых ситуациях. Их работа включает в себя контроль за передвижением множества воздушных судов, что требует тщательного анализа и мгновенной реакции.

Ещё одно заблуждение заключается в том, что авиадиспетчеры работают в одиночку и не взаимодействуют с другими специалистами. На самом деле, они тесно сотрудничают с пилотами, наземными службами и другими диспетчерами, что обеспечивает безопасность и эффективность полётов. Командная работа и взаимодействие являются ключевыми аспектами этой профессии.

Некоторые люди также полагают, что авиадиспетчеры могут легко справиться с нагрузкой. Однако эта профессия сопряжена с высоким уровнем стресса, так как диспетчерам необходимо одновременно отслеживать множество факторов и принимать решения, которые могут повлиять на безопасность авиации. Регулярная тренировка и поддержка психологического состояния — важные элементы в работе авиадиспетчеров.

Наконец, существует мнение, что для работы авиадиспетчером достаточно закончить курсы, не требуя дополнительных навыков. Однако на самом деле, для выполнения этой роли необходимы не только знания в области авиации и навигации, но и отличные коммуникативные навыки, способность работать в команде и высокая степень ответственности.

Знания и навыки 

Как уже сказано, все действия диспетчера строго регламентированы. На каждую рабочую ситуацию имеются установленные правила, инструкции и сценарии поведения, и диспетчер обязан их знать. Он должен знать законы воздушной навигации, разбираться в авиационной метеорологии.

Также необходимо знание английского языка в пределах, установленных международными нормами.

Обучение на Авиадиспетчера

А также:

  • Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева
  • Ейское высшее военное авиационное училище (военный институт) им. В.М. Комарова
  • Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков (военный институт) им.  А.К. Серова
  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (Университет ГА)

Специальность «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения».

Повышение квалификации происходит раз в 3 года, подтверждение действующего свидетельства авиадиспетчера производится, в зависимости от класса диспетчера, через 2 или 3 года. Кроме того, обязательным требованием, предъявляемым к авиадиспетчеру в настоящее время, является. 4 – обязательный уровень по шкале ICAO с 2011 года.

Среднее профессиональное образование:

  • Красноярский авиационный технический колледж гражданской авиации,
  • Хабаровский филиал Красноярского авиационного технического колледжа

Специальность «Управление движением воздушного транспорта»

Вопросы по теме

Как стресс влияет на работу авиадиспетчеров и какие методы используются для его управления?

Работа авиадиспетчеров связана с высоким уровнем стресса, так как они принимают решения в критических ситуациях, отвечая за безопасность тысяч людей. Для управления стрессом используются различные методы, включая регулярные тренировки, симуляции и психологическую подготовку. Авиадиспетчеры учатся идентифицировать свои стрессовые триггеры и применять техники релаксации, такие как глубокое дыхание и визуализация. В некоторых странах также внедряются программы поддержки психического здоровья для сотрудников, что способствует улучшению их общего состояния и повышению эффективности работы.

Какие технологии изменили работу авиадиспетчеров в последние годы?

Современные технологии значительно изменили работу авиадиспетчеров. Одним из главных нововведений стали автоматизированные системы управления воздушным движением, которые позволяют более эффективно отслеживать и управлять потоком самолетов. Использование больших данных и аналитики помогает диспетчерам принимать более обоснованные решения, а также предсказывать возможные задержки и риски. Кроме того, появились технологии связи, которые улучшили обмен информацией между моряками и диспетчерами, позволяя быстрее реагировать на изменения и снижать вероятность ошибок. Внедрение дронов и беспилотных средств также требует от авиадиспетчеров новых знаний и навыков.

Какова роль авиадиспетчеров в обеспечении экологической безопасности и устойчивого развития авиации?

Авиадиспетчеры играют ключевую роль в обеспечении экологической безопасности и устойчивого развития авиации. Они помогают оптимизировать маршруты полета, что сокращает потребление топлива и уменьшает выбросы углерода. Также диспетчеры могут использовать стратегию «зеленого подхода» при посадке, когда самолеты снижают высоту снижения по более плавной траектории, что снижает уровень шума и скорость. Работая в тандеме с пилотами и авиакомпаниями, авиадиспетчеры могут способствовать внедрению и активному использованию экологически чистых технологий и инициатив, что делает авиацию более устойчивой в долгосрочной перспективе.

Об авторе

Роман Кожин

В прошлом руководитель кредитного отдела в банке. В настоящем интернет-предприниматель, занимаюсь инвестициями на фондовом рынке. Активный пользователь банковских услуг.

Комментарии

Оставить комментарий