Мозаичист набирает картины, панно, узоры из плотно прилегающих друг к другу и скрепленных между собой кусочков стекла, камешков, дерева и других материалов. Это мастер, а точнее художник, создающий неповторимые шедевры изобразительного искусства на фасадах зданий или в их интерьере.
Содержание
Особенности профессии
Название профессии происходит от итальянского mosaico, а оно, в свою очередь, от латинского musivum – «посвященный музам». Мозаичист – это художник или мастер декоративно-прикладного искусства, работающий в технике мозаики. Мозаичное произведение – это изображение или узор, выполненные из кусочков камня, смальты, стекла и пр.
Мозаика – один из видов монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства. Это значит, что художник может работать с интерьерной мозаикой или украшать фасады зданий, создавать монументальные панно. Хотя иногда мозаика применяется и при создании станковых картин.
Мозаичист может сам создавать эскизы для своих работ, но может также работать по эскизам других художников. Часто в мастерских практикуют распределение труда между художниками-авторами и теми, кто занимается исключительно набором. Художники создают эскизы, готовят на картоне рисунки («картоны»), по которым наборщики выкладывают мозаику.
Однако «рисунок – это картинка, а его превращение в мозаику – это преображение в новую форму, перевод на новый язык, и то, каковы будут результаты этого преображения, зависит от мозаичиста-наборщика. То есть наборщики – прежде всего художники. Наборщик может либо «поднять», либо «принизить» любой эскиз. Тут можно провести аналогию с актерской игрой». (Евгений Раильтянин)
Технологии мозаики
Материалом для мозаики служат:
- смальта;
- раковины моллюсков;
- бисер:
- стеклянная плитка;
- керамика;
- дерево;
- природный камень – от гальки до ценных пород (мрамора, яшмы, лазурита, оникса, малахита и пр.) – и другие материалы.
Иными словами, можно использовать абсолютно любой твёрдый материал – вопрос лишь в его эстетической ценности. Но самый традиционный материал, конечно, смальта.
Чтобы придать камню, смальте и прочим материалам нужную форму, применяют специальные щипцы, молоток, установленный на пеньке нож-зубило, стеклорез. Процветающие мастерские могут позволить себе обрезной станок с маховиком.
Обычно рисунок мозаики выкладывается приблизительно однородными по форме модулями (римская мозаика). Инкрустация – особый вид мозаики, которая набирается из кусочков, вырезанных по фигурному шаблону. Кусочки укладывают, чётко подгоняя их друг к другу. Инкрустация также может выкладываться из самых разных материалов. В том числе из камня (флорентийская мозаика, появилась в XII в.). Для флорентийской мозаики используют различные ценные породы камня – мрамор, яшму, родонит, лазурит, кремень, порфир и др. Кроме цвета, важен природный рисунок камня.
Существуют два приёма набора мозаики: «прямой» и «обратный» («венецианский»).
- При прямом способе частицы вдавливают в закрепляющую массу, нанесённую на декорируемую поверхность. Другой вариант: частицы набирают на монтажной сетке, которую затем крепят на поверхности.
- При обратном наборе частицы наклеиваются лицевой стороной вниз на рисунок, исполненный на картоне или ткани. Затем набор тыльной стороной крепят на декорируемую поверхность, а временную основу снимают.
Рабочее место
- Художественные мастерские.
- Реставрационные мастерские.
- Индивидуальная работа в собственней мастерской.
Профессия мозаичиста, несмотря на развитие современных технологий, сохраняет свою востребованность. Искусство мозаики продолжает привлекать внимание как в исторических, так и в современных архитектурных проектах. Уникальность мозаики, которая сочетает в себе эстетику и мастерство ручной работы, делает ее актуальной в оформлении общественных и частных пространств. С увеличением интереса к экологически чистым материалам и ручному труду, мозаичные работы могут стать важным элементом в дизайне интерьеров и экстерьеров.
Также существует тенденция к восстановлению и сохранению исторических мозаичных объектов, что открывает дополнительные возможности для мозаичистов. Специалисты, умеющие работать с различными традиционными и современными техниками, могут находить применение своим навыкам в реставрации значимых произведений искусства. Уделяя внимание деталям и истории, мозаичисты могут успешно заниматься как созданием новых объектов, так и восстановлением старинных.
С учетом нарастающего интереса к искусству и индивидуальности в дизайне, мозаичист может переориентироваться на выполнение заказов с учетом современных тенденций. Комбинация мозаики с другими видами искусства, такими как стенопись или графика, может открыть новые горизонты для творчества. Важно следить за изменениями в тенденциях дизайна и адаптироваться к ним, что позволит специалистам данной профессии оставаться актуальными и конкурентоспособными на рынке труда.
Важные качества
Мозаичисту нужны:
- способность к рисованию;
- художественный вкус и фантазия;
- склонность к ручному труду;
- терпение;
- умение мыслить и действовать последовательно и системно;
- хороший глазомер;
- чуткое цветовое восприятие.
Знания и навыки
Необходимо знать:
- теорию рисунка и живописи;
- технологию мозаики;
- стилистические особенности мозаики разных эпох.
И, конечно, мозаичнисту надо уметь обращаться со специальными инструментами (кусачками, мартеллиной, смальтколом, мастехином и др.).
Обучение на мозаичиста
Специалистов по мозаике в России традиционно готовят на кафедрах монументального искусства художественных вузов. Например, в СПГХПА им. Штиглица на программе 54.05.01 «Монументально-декоративное искусство (живопись)» учат мастеров создания произведений искусства в разных жанрах монументально-декоративной живописи – мозаики, витража, рельефов в архитектуре и интерьере и т. д.
В принципе, любое художественное образование позволяет работать мозаичистом после дополнительного изучения мозаичных техник. Платные курсы и мастер-классы проводят художественные мастерские, специализирующиеся на мозаике. Они знакомят слушателей с технологиями укладки мозаики.
Бесплатно специальность «мозаичник монументально-декоративной живописи» можно освоить в Институте непрервыного образования Московского городского университета (ИНО МГПУ). Учиться 2 года, очно с дистанционной поддержкой. На этой программе обучают в том числе и инвалидов.
Оплата труда
Зарплата мозаичиста, работающего в мастерской, – от 30 до 60 тысяч рублей.
Существует множество заблуждений о профессии мозаичиста, которые могут вводить в заблуждение людей, интересующихся этой специальностью. Одно из самых распространённых заблуждений заключается в том, что мозаика — это исключительно работа с мелкой плиткой или стеклом. На самом деле, мозаичисты используют разнообразные материалы, включая камень, керамику, стекло, выполнение художественных работ может включать использование различных текстур и оттенков.
Другим распространённым мифом является мнение, что мозаичисты работают только в крупных художественных проектах или на заказ. Хотя многие мозаичисты действительно занимаются крупными произведениями искусства, они также могут работать над небольшими индивидуальными проектами, такими как украшение интерьеров, садов или даже создание небольших панно для домашних условий.
Многим кажется, что работа мозаичиста легко выполняется и не требует специальных знаний. На самом деле, этот процесс требует глубокого понимания композиции, цвета и техники, а также навыков работы с разнообразными инструментами и материалами. Знание истории мозаики и различных техник её создания также играет важную роль в работе профессионала.
Также существует заблуждение, что профессия мозаичиста предполагает только создание статичных произведений. На самом деле, современные мозаичисты часто ищут новые форматы и способы включения мозаики в интерактивные и динамичные проекты, создавая уникальные инсталляции и арт-объекты.
Наконец, многие уверены, что работа мозаичиста не приносит достаточного дохода. Это далеко от правды, так как востребованные квалифицированные специалисты могут зарабатывать немалые деньги, особенно когда речь идет о высококачественном или уникальном творчестве, сочетании искусства и дизайна.
История
Мозаика – удивительно прочная техника. Её история восходит ко второй половине IV тысячелетия до н. э. Мозаичный декор сохранился во дворцах и храмах шумерских городов Месопотамии: Урука, Ура, Эриду. Шумерская мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из раскрашенных торцов этих конусов.
В античном мире мозаика получила очень большое распространение. Древнейшие образцы римской мозаики относятся к IV веку до н. э. Римляне украшали ею здания: стены и полы вилл, дворцов, терм (общественных бань). Художественной основой римских мозаик были орнаменты, исторические сюжеты и сюжеты мифов, жанровые сценки. Многие мозаичные покрытия той эпохи пережили здания, в которых находились.
Помпеи – самый известный и самый сохранившийся из мертвых городов Древнего мира – хранит множество великолепных образов мозаичного искусства.
Технология римской мозаики нашла новое осмысление у византийских мастеров. Мозаика Византийской империи отличается большей утончённостью, а также религиозной направленностью – она стала принадлежностью храмов, усыпальниц, базилик.
Со временем мозаика распространилась по всему миру. На Руси она появилась вместе с пришедшим из Византии христианством. Но смальту – основу византийской мозаики – приходилось импортировать из Константинополя. Это было слишком дорого, и древнерусская мозаика не вышла за пределы Киева.
Много позже развить отечественную мозаику попытался Ломоносов, разработав технологию изготовления смальты (цветного непрозрачного стекла). Но после его смерти искусство мозаики было вновь забыто.
И наконец в 40-е годы XIX века, когда возникла идея перевести в мозаику живописные иконы Исакиевского собора, на учёбу в Рим отправили выпускников Императорской академии художеств. А из Рима пригласили итальянских технологов-стекловаров, которые наладили производство смальты в Санкт-Петербурге. Это и стало началом традиции российской мозаики.
Вопросы по теме
Как профессия мозаичиста влияет на сохранение культурного наследия?
Мозаичисты играют ключевую роль в сохранении и восстановлении памятников архитектуры и искусства, особенно в местах с богатой историей. Работая с традиционными техниками и материалами, они помогают сохранить культуру и идентичность региона. Возрождение старинных мозаик, выполнение заказов на новые произведения с использованием исторических мотивов позволяет не только сохранить, но и переосмыслить культурное наследие для будущих поколений.
Какие навыки необходимы для успешной карьеры мозаичиста?
Успешный мозаичист должен обладать не только художественными способностями, но и знанием различных материалов (керамика, стекло, камень) и техник укладки. Важными навыками также являются терпение и внимание к деталям, так как работа с мозаикой требует точности и аккуратности. Знание основ цветовой теории и композиции поможет создавать гармоничные и выразительные произведения. Кроме того, умение работать в команде и общаться с заказчиками также крайне важно в этой профессии.
Какой самый необычный проект выполнял мозаичист и какие были трудности в его реализации?
Одним из самых необычных проектов мозаичиста можно считать создание мозаики на крыше небоскрёба. Этот проект включал в себя сложности, связанные с доступом к рабочей площадке, необходимостью учитывать атмосферные условия и рисками при установке специфических материалов. Также мозаичисту пришлось внимательно продумать дизайн, чтобы он гармонировал с окружающим пейзажем и был виден с высоты. Такой проект не только бросает вызов традиционному пониманию мозаики, но и открывает новые горизонты для этой формы искусства.